Бог, часть седьмая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Бог». Сегодня седьмая часть. Итак, сегодня мы рассмотрим Второе выражение: «Бог есть свет». Рассмотрим выражение, о котором читаем в 1Ин.1,5: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы».Этим светом, прежде всего, подчёркивается Божия святость. Господь Иисус только один раз применяет Божие имя «Отче святый». Об этом записано в Ин.17,11: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы».
Толкование Иисусом закона в Его «Нагорной проповеди» исходит из Его исполненности, из сознания Божественной святости. Будучи исполнен Божественным совершенством,
Он требует от Израильтян такого же совершенства, как читаем в Мтф.5,48: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
О том, как Господь Иисус смотрел на Бога, как на Святого, или насколько Он святил и чтил Своего Отца, мы видим в Его словах, записанных в:
Мрк.10,18: «Иисус сказал ему: что ты называешь Меня добрым (благим)? Никто не добр (благ), как только один Бог».
Мтф.19,17: «Он же сказал ему: что ты называешь Меня добрым (благим)? Никто не добр (благ), как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди».
Отсюда видно, что Бог является для Господа Иисуса источником всего доброго. Прекрасно сказал об этом Иаков. Он называет Бога, Отца светов, источником всего доброго, как читаем в Иак.1,17:
«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены».
«Отец светов», прежде всего, означает: «Творец небесных светил», как написано в Пс.135,7-9: «сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; 8 солнце — для управления днем, ибо вовек милость Его; 9 луну и звезды — для управления ночью, ибо вовек милость Его».
Бог – Создатель светил, в Котором «нет изменения и ни тени перемены», сияет ярче всех этих светил. Это означает, что Он Сам в Себе имеет полноту света. Вместо искушения ко злу, от Него исходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный».
Наряду с выражением «свет» стоит и характер Его святости, а также спасение, как дар Божественной жизни:
Пс.103,1-2: «Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; 2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер».
Пс.26,1: «Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?»
Пс.35,10: «ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет».
Ин.8,12: «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
Этот, всё пронизывающий Божий свет, указывает на существо Бога, как на Всезнающего, как читаем в Дан.2,22: «он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним».
Ученик Иисуса Иоанн, как и Иаков, сказал по этому вопросу очень важное предложение, 1Ин.1,5: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».
Этим самым, Иоанн выступает против обманчивого мнения, что любовь якобы уживается с грехом верующих. Свет показывает здесь противоположность греху, и гармонирует с Божией святостью.
Свет пронизывает и судит грех, как читаем в Ин.3,20: «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы».
Свет включает в себя также Божию любовь и проявляет внешне Божию самоотдачу. Если речь идёт об истинном свете, то он включает в себя также хождение в любви. Наша любовь должна зажигаться от Божией любви.
Совершенно очевидно, что в основе этого мы видим свет, как источник любви, который передаёт нам свою жизнь любви. Читаю
1Ин.2,8-10: «Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. 9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. 10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна».
1Ин.4,9-10: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. 10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши».
Так как с приходом Христа на землю явился свет любви, давший нам жизнь, то это ни что иное, как сумма Евангелия:
Ин.1,1: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Ст.4 «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков».
Ст.14 «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».
Ст.12 «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими».
В противоположность греху, Бог является святым светом, как читаем в1Тим.6,16: «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная!»
«Неприступный свет», в котором обитает Бог, и в который никто не может проникнуть, является этим «святым светом». Ни один человек не может видеть этот свет, потому что наш Бог есть «огонь поядающий»:
Втор.4,24: «ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель».
Евр.12,28-29: «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, 29 потому что Бог наш есть огнь поядающий».
Тот факт, что Бог есть свет, с Которым связано Его самооткровение, даёт апостолу Павлу повод называть Его «Отцом славы, Еф.1,17: «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его».
На основании этой славы Небесный Отец воскресил Иисуса Христа, как читаем в Рим.6,4: «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни».
Дети Божии обращаются к Нему в молитве с просьбой, чтобы Он просветил духовные очи сердца к познанию славного наследия и надежды призвания, чтобы Он исполнил их всей Божией полнотой, как читаем в
Еф.1,18: «и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых».
Еф.3,16-19: «да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, 17 верою вселиться Христу в сердца ваши, 18 чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви,
могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, 19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею».
Согласно этого текста, мы должны мыслить о Божией силе, мудрости (Еф.1,18), о Его милости (Рим.9,23; Ин.1,14) и о Его высочестве (Ин.17,22; 2Кор.3,18). В Божией славе открывается вся Его полнота. Апостол Павел мог в Кол.2,9 сказать, что во Христе Иисусе телесно обитает вся полнота Божества: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно».
Наслаждение полнотой славы в Боге, является блаженством или высшей степенью счастья. Блаженный Бог удовлетворяет Себя Сам и имеет также жизнь в Самом Себе, как читаем в:
Д.Ап.17,24-25: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет 25 и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все».
Ин.5,26: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе».
Через Евангелие Бог сообщает нам Свою славу, поэтому о Евангелии говорится: «Евангелие славы блаженного Бога». Через Иисуса Христа Бог, как блаженный, осуществит в вечности Свою славу.
Но прежде, чем идти дальше, я хочу коротко осветить сообщение в Еф.3,18: «чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота».
В чём же заключается смысл «широты», «долготы», «глубины» и «высоты», которые дети Божии должны постигнуть? Коротко говоря, в этих четырёх измерениях мы видим всё Евангелие.
«Широта» находит своё исполнение в послушании Иисусу, чтобы нести Евангелие всему миру, по всей широте земного шара:
Лук.24,47: «и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима».
Д.Ап.1,8: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».
«Долгота». В долготе мы видим время, которое нам отведено домостроительством благодати для распространения Евангелия, этой радостной вести с Голгофы. Фактически, в долготе мы видим длительность времени благодати.
«Глубина и высота». В глубине мы видим пребывание Иисуса в течение трёх дней в царствии смерти. Затем Бог воскресил Его из мёртвых, через 40 дней вознёс Его к Себе на небеса и посадил Его одесную Себя на Божием престоле.
То есть возвысил Его и дал Ему имя выше всякого имени, как читаем в Флп.2,6-11: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».
Бог осуществляет Свою славу ради Своей любви, в Ветхом Завете с Израилем, а для язычников во время благодати. Это значит: Божия любовь наиславнейшим образом проявлена и оказана всем народам мира сего.
На основании этого мы приходим к определению: «Бог есть любовь». Это — третье выражение, которое определяет содержание имени Бога в Новом Завете. Писание сообщает нам об этом в 1Ин.4,8: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».
Уже в имени «Отец» мы видим эту Божию любовь. В Ветхом Завете Божественное имя Отца применялось исключительно по отношению Божиего народа Израиля. Но Господь Иисус расширил или распространил это имя на всех людей.
Это мы видим по отношению к Самарянке в Ин.4,21. Читаю этот текст: «Иисус говорит ей (Самарянке): поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу».
Чередование «ваш Отец» и «твой Отец», как мы это видим в Мтф.6,15.18, указывает на отцовские отношения для каждого человека:
Мтф.6,15: «а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Мтф.6,18: «чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Этим самым засвидетельствовано об особой любви и о заботе Бога, которые имеют большую ценность для каждого человека. В Новом Завете, в связи с избавлением и даром Духа, ясно видна ценность отдельных личностей.
В Ветхом Завете каждый человек был поглощён в семьях, коленах и в целом Израильском народе. Господь Иисус применял имя Небесного Отца в перспективе на Него Самого, как зачатого Отцом и возлюбленного Богом Сына.
Этого единственного и возлюбленного Сына Бог отдал в Жертву всему миру. Это и есть величайшее доказательство Божией любви, Ин.3,16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Этот великий факт Иоанн обосновывает одновременно в 1Ин.4,8 следующим предложением: «Бог есть любовь». Следовательно, Бог является чистой любовью. Этой действительности соответствует и тот факт, что и жизнь рождённого свыше человека, должна всходить в любви. Об этом читаем в 1Ин.4,12: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас».
Благодаря Божией любви возникло и существует всё Творение. Предпосылкой для этого является Божия святость. В отношении Бога к Своему Творению самым внутренним и высшим является Его любовь.
Если Бог судит, то это происходит не из Его сердца, как читаем в Плач Иер.3,33: «Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих».
Божие сердце возбуждается милосердием, как читаем в Лук.1,78: «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, 78 по сердечному (благоутробному) милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше».
Божий совет (решение), который нацелен на наше спасение, исходит из Его глубины, 1Кор.2,16: «Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов».
Суд или наказание имеет сравнительно малую меру, а благодать действует до тысячного рода, как читаем в:
Исх.20,5-6: «не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
Ис.54,7-8: «На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. 8 В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь».
В трёх выше упомянутых Новозаветных выражениях: «Бог есть Дух», «Бог есть свет» и «Бог есть любовь», которые мы в основном уже рассмотрели, легко можно познать фундаментальные определения Ветхого Завета, что Бог Иегова является святым и милостивым.
Божии имена получают в Нём свой настоящий свет. И в общении со Христом мы можем в Боге эти имена познать. Как, например, рождённый свыше познал Господа Иисуса и имеет Его в своём сердце.
Что Бог Иегова, то есть Иисус, есть Дух, легко можно познать на том основании, что при рождении свыше мы становимся причастниками Святого Духа, Которым Бог нас запечатывает.
В Новом Завете всё воззрение на Бога высоко поднимается из оболочки внешних границ. На основании смерти Иисуса Христа и дара Святого Духа Божия святость передвинулась в совершенно новый свет!!! Божия благодать стала познаваема только из откровения во Христе.
Известные основополагающие определения о Божием совершенстве следуют из фундаментальных мыслей, которые Писание нам предлагает, чтобы защитить себя от лично изобретённых точек зрения.
Следует придерживаться к точкам опоры Библии, чтобы получить единый и верный образ Бога. Ход развития откровения направляет (наставляет) к тому, чтобы обобщить фундаментальные определения в высказываниях о Боге.
Именами «El» и «Eloim» с их определениями, Бог представлен сему миру несущей властью необозримой полноты. Откровение обращает наш взгляд внутрь. Оно показывает внутреннее основание этой власти и проистекающую из себя самой жизнь – неизменяющееся бытие Бога через имя Иеговы.
Неизменяющееся бытие Бога определяется (устанавливается) как неприкосновенное величие совершенной жизни. Это – святой, снисходящий с неба, Дух и свет. Всё это содержит в себе имя «Иегова»: святой, любовь и милость.
Божие внутреннее существо стоит в Новом Завете на переднем плане, а в Ветхом Завете – на переднем плане стоит милость. На этом мы закончим рассмотрение темы «Бог».