Имена Иисуса, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! За последнее время мы с вами много говорили о Боге, как о Небесном Отце. А теперь вернёмся к Его Сыну, Иисусу Христу и рассмотрим выражения:
1. Иисус – Сын Авраама,
2. Иисус – Сын Давида,
3. Иисус – Сын Божий,
4. Иисус – Сын Благословенного,
5. Иисус – Сын Всевышнего,
6. Иисус – Сын Иосифа,
7. Иисус – Сын девы Марии,
8. Иисус – Сын живого Бога,
9. Иисус – Сын Человеческий.Я как-то вам сообщил, что Писание насчитывает около 700 имён Бога, из которых мы за последнее время уже немало рассмотрели. А поскольку Господь Иисус является Богом (Ин.1,1 и Рим.9,5), то и эти 9 выражений являются именами Бога.
Рассматривая эти 9 выражений, мы снова будем рассматривать нашего Господа Иисуса с разных сторон. Поэтому нашим главным текстом возьмём снова Евр.3,1: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте (рассматривайте) Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа».
Многие дети Божии считают, что автором этого Послания является апостол Павел, но это всего лишь предположения и не более. Святому Духу было угодно не называть нам автора этого Послания. Почему, спросим мы себя?
Мы восхищаемся авторами многих книг Святого Писания. В Ветхом Завете таковым является Даниил, которому Господь Иисус дал задание написать откровение Ветхого Завета. А Исаия и Иезекииль, через которых Господь Иисус дал нам такие глубокие пророческие откровения, вызывают у читателей Библии большой интерес, радость и симпатию.
Ещё больше мы восхищаемся апостолом Павлом, апостолом язычников, который имел от Господа Иисуса больше откровений, чем все пророки Ветхого Завета и все апостолы Нового Завета, и которому Господь Иисус дал задание завершить Библию в том объёме, в каком мы её сейчас имеем.
Но автора Послания Евреям Святой Дух не сообщает нам, чтобы мы не восхищались его откровениями. Однако с уверенностью мы можем сказать, что Господь Иисус наверняка знает, кто написал это Послание.
В этом Послании Святой Дух обращает наш взор на нашего Господа Иисуса, чтобы нам показать Иисуса во всём Его величии, славе и могуществе. Поэтому приведу ещё один отрезок из первой главы Евр.1,1-3:
«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте».
Обращаю ваше внимание на тот факт, какую подробную, можно сказать, характеристику даёт нам Святой Дух о нашем Господе Иисусе в самом начале этого Послания! Так как Святой Дух обращает сегодня и наш взор на нашего возлюбленного Господа Иисуса, то выделю из этого текста все семь аспектов, чтобы они глубже укоренились в наших сердцах.
1. Иисус является Сыном Божиим,
2. Он является наследником всего,
3. Он является Творцом всего,
4. Он является сиянием славы и образ ипостаси Бога,
5. Через силу Своего Слова Он держит весь мир,
6. Он совершил очищение наших грехов,
7. После завершения дела спасения на Голгофе Он воссел одесную престола величия Бога на высоте.
Тот факт, что Господь Иисус «воссел», говорит о том, что после завершения дела спасения на Голгофе, Он пришёл в покой. Когда мы приходим в покой, то не продолжаем стоять на ногах, а садимся. Выражение «воссел» или «Бог посадил» мы встречаем в Послании Евреям 5 раз, что означает благодать.
Число 7, что касается выше отмеченных семи аспектов нашего текста – это Божие совершенство. Как совершен наш Небесный Отец, так и наш Господь Иисус совершен в Своём существе и в совершённом Им деле спасения погибших грешников через Свою Жертву на Голгофском кресте. Послание Евреям является очень славной книгой в Новом Завете, которую следовало бы подробно всю рассмотреть, но это выйдет далеко за рамки нашей темы.
Но коротко скажу, что уже с древних времён читателям и слушателям этого Послания бросились в глаза особые отличительные приметы, которые ясно показывают разницу между Посланием Евреям и другими Посланиями Библии.
Историческая подоплёка и цель этого Послания остаются для нас в тени, но апостольское благовестие выступает в нём ясно вперёд: ни в одной другой книге Библии существо и дело нашего Господа Иисуса не представлено так всеобъемлюще и одновременно запечатлевающим образом, как в Послании Евреям.
Мартин Лютер пишет по этому поводу следующее: «Особенность Послания Евреям заключается в том, что на фоне Ветхого Завета оно рисует нам славу Иисуса Христа, вечного царственного Первосвященника, и даёт нам познать действительный смысл и значение ветхозаветного Божественного порядка.
Именно на примере Послания Евреям в высокой степени становится ясно, как христиане во время апостолов читали и понимали Ветхий Завет». А теперь приступим к рассмотрению девяти выше отмеченных имён нашего Господа Иисуса.
Пункт 1. Сыном Авраама назван Иисус в Своей родословной, как мы об это читаем в Мтф.1,1: «От Матфея святое благовествование. Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова».
Своё происхождение, как истинный Человек, Господь Иисус ведёт от великого предка еврейской нации и отца веры Авраама, как читаем в Рим.4, ст.13 и 16: «Ибо не законом [даровано] Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира,
но праведностью веры. 16 Итак по вере, чтобы [было] по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам».
По плоти наш Господь Иисус был Израильтянином. Во-первых, мы это видим в том, что родила Его истинная Израильтянка Мария, в которой Бог зачал Своего Сына, как читаем в Лук.1,35: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
Во-вторых, этот факт подтверждает Писание в Рим.9,3-5: (апостол Павел говорит) «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, 4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки».
В этом факте заключается величайшая ответственность детей Божиих и вообще язычников по отношению к еврейскому народу, Гал.3,14: «дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою».
Мессия, то есть Спаситель Израиля, должен был придти в этот мир через Авраама, чтобы через Него – через семя Авраамово, Бог мог во Христе Иисусе благословить все народы мира сего и дать им возможность спастись для жизни вечной.
Уже с тех пор, как Бог избрал Себе в собственность Израильский народ, во Христе Иисусе, подлинном потомке Авраама, исполняются все Божии обетования. Эту мысль апостол Павел развивает в Рим.4,9-11: «Блаженство сие [относится] к обрезанию, или к необрезанию?
Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. 10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. 11 И знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность».
И в Гал.3,6: «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность».
Твёрдо веруя в эти Божии обетования, Авраам радовался увидеть день откровения Иисуса Христа, Мессии Израиля, как читаем в Ин.8,56: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался».
В связи с тем фактом, что все благословения язычников, исходят от Бога через Авраама, и что наше спасение исходит от Иудеев (Ин.4,22), не примену упомянуть, что в благодарность за всё это Святой Дух призывает нас возносить Господу Иисусу прошения за Божий народ Израиль в сегодняшнее для него трудное время, Ис.62,6-7:
«На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие Господу! не умолкайте, — 7 не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле».
«Сторожа» – это Церковь Иисуса, это дети Божии! Нас призывает Господь Иисус молиться за Израильский народ. И до каких пор мы должны молиться за Божий народ? «Доколе Он не восстановит» Израиль в своих правах Божиего народа; и «доколе не сделает Иерусалима славою на земле». Это значит: пока Господь Иисус не введёт Свой народ Израиль в 1000 летнее мирное Царство.
И Давида Писание называет сыном Авраама. Это следует так понимать, что он в том же смысле, как и Иисус, является носителем обетований Авраама. Данные Давиду обетования, как и родоначальнику Израиля, Аврааму, пришли во Христе Иисусе в исполнение.
Если Евангелист Лука в своей родословной начинает с Адама, то это указывает на принадлежность Христа всему человечеству. Имя Иисуса «сын Авраама» указывает на обетования Авраама, через которого и через его семя благословятся все народы земли.
Таким образом имя Иисуса «сын Авраама» означает универсализм в отношении спасения людей мира сего. Тот же смысл содержится и в центральном стихе Нового Завета, где читаем в Ин.3,16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Пункт 2. Иисус – Сын Давида. О том, что Господь Иисус по плоти является Сыном Давида, мы читаем в книге родословия в Мтф.1,1: «От Матфея святое благовествование. Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова».
Выражение «сын Давидов» являлось среди евреев наиболее ценным титулом величия в христологии, то есть в учении о Христе. В этом выражении мы видим национальные стремления евреев. В применении этого выражения они видели земную славу для Израиля, которая превосходила золотое время Давида и Соломона.
Это стремление Израильтян, которое Господь Иисус заложил в их сердца, приводит наш взор в 1000 летнее Царство, где Давид в плоти будет царём Израиля (Иез.37,22-25).
Имя «Иисус сын Давидов» мы встречаем только в Новом Завете, потому что обетования Бога в отношении Израиля, а через Авраама и в отношении язычников, исполнятся только через откровение Господа Иисуса во время благодати и в 1000 летнем Царстве.
При этом на переднем плане мы видим снова Божий народ Израиль. Подтверждение этому мы видим в том, что выражение «сын Давида» в отношении Иисуса встречается 12 раз, что является подавляющим числом Израиля.
Если к Господу Иисусу с откровенным сердцем так обращались, как это делает слепой Вартимей в Мрк.10,46-48 и дети в храме при виде сотворённых Иисусом чудес, как читаем в Мтф.21,15-16, то Иисус принимал титул «сын Давидов», как читаем в Мрк.10,46-48:
«Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося [милостыни]. 47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. 48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня».
И в Мтф.21,15-16: «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали 16 и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?».
В этих случаях Иисус принимает этот титул «сын Давидов». Но при споре фарисеев, Господь Иисус разрушил их ложное понятие путём указания, что «сын Давида» является также и «Господом Давида, как читаем в Мтф.22,41-45:
«Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?».
Тот факт, что Иисус является «сыном Давида», нельзя отрицать, но Он претендует на большую славу, на более высокое достоинство или звание, чем земное царское звание. Христос является «корнем Давида», как читаем в Отк.5,5:
«И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее».
Иисус является наивысшим мессианским величием. Осуществление Его наивысшего мессианского величия было тогда трудно себе представить. Но, тем не менее, Он является исполнением всех их ожиданий, как в этом однажды убедится остаток Израиля.
Читаю из послания Рим.11,25-27: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль (остаток) спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие (безбожие) от Иакова (Израиль без Бога). 27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их».
То есть наследственный грех, который тяготеет над всеми людьми мира сего, Господь Иисус снимет с Израиля, незаслуженно простит ему этот грех, о котором читаем в Рим.6,23: «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
Апостол Павел, настоящий еврей, радовался в том, что мог подробно изложить, что наш Господь Иисус в плоти происходил от семени Давида, но Давид возвысил Иисуса в своё высшее общение и величайшее достоинство.
Иисус был для Давида «Сыном Божиим», как читаем в Рим.1,1-4: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, 2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,
3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти 4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем».
и во 2Тим.2,8: «Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему».
Пункт 3. Иисус – Сын Божий. Имя Иисуса «Сын Божий» является наивысшим именем нашего Господа Иисуса, которое приписывается Ему во время Его служения на земле. Своё Божество Он объясняет таким образом, что можно прочитать «Сын Божий» или «Бог Сын».
Это имя охватывает высшее и чудеснейшее откровение Нового Завета. По сравнению с наставлением о Боге в Ветхом Завете, это откровение является совершенно новым откровением. В отношении этого факта раздаются и критические замечания.
Некоторые религиозные круги отрицают тот факт, что наш Господь Иисус является Сыном Божиим. Такие круги утверждают, что Господь Иисус является лишь таким Сыном Божиим, как и все люди на основании Божиего Творения являются сынами Бога.
Каждый честный исследователь Нового Завета может это утверждение объяснить несостоятельным. Это верно, что в Ветхом Завете выражение «сыны Божии» применяется как в отношении людей, так и в отношении ангелов.
Об этом читаем в Быт.6,2. Здесь речь идёт об отпавших ангелах, о демонах сатаны, которые вышли из повиновения Бога: «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал».
И в этих двух местах Писания речь идёт также об ангелах.
Иов.1,6: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана».
Иов.38,7: «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?».
Выражение или титул «Сын Божий» применяется совершенно без различия как Самим Иисусом или через Иисуса. Каждый пример показывает, что Он является единственным, единородным Сыном, Который равен вечному Отцу. При оглашении Его рождения ангел Гавриил сказал Марии:
Лук.1,32: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его».
Лук.1,35: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
Когда Иисус в Свои 12 лет находился в храме, то на неотступную просьбу Иосифа и Марии Он ответил, Лук.2,49: «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?».
В выражении: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» мы наблюдаем первое отношение Иисуса к Отцу. Эти слова Иисуса выражают единственное в своём роде отношение с Отцом. Но Его родители не понимали, о чём Он говорил им, Лук.2,50: «Но они не поняли сказанных Им слов».
В начале Своего служения, когда Иоанн Креститель крестил Его в Иордане, то Отец свидетельствовал о Нём, как читаем в Мрк.1,11: «И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.