Щиты, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Щиты». В прошлой, первой части я прочитал из 3Царств, глава 10, стихи с 1 по 12. А сегодня я продолжаю читать из этой же главы стихи с 14 по 17: «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых (666! Не настораживает ли нас эта цифра?),15 сверх того, что получаемо было от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников. 16 (а теперь следует наш главный текст) И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота, по шестисот сиклей пошло на каждый щит;
17 и триста меньших щитов из кованого золота, по три мины (300 сиклей) золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева».
А теперь посмотрим, что говорит нам символика в отношении этих щитов, которые сделал Соломон:
200 больших щитов – имущество, собственность, достояние.
600 сиклей золота на каждый большой щит – вооружение, доспехи, подготовка к войне.
300 меньших щитов – разрушение, разорение, опустошение.
300 сиклей золота на каждый из меньших щитов – разрушение, разорение, опустошение.
Это говорит о том, что Соломон собственными руками привёл Израиль, как ниже увидим, к разрушению и опустошению. Господь Бог навёл через Давида страх на все окружающие народы, поэтому Он дал Своему народу во время царствования Соломона 40 лет мира. Бог Сам был щитом для Своего народа!
Поэтому у Соломона не было необходимости чрезмерно увеличивать вооружение Израиля, как читаем в 3Цар.4,26: «И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы».
Для чего ему нужны были эти военные колесницы и это огромное количество колесничных коней? А ведь этих коней покупали в Египте, что Бог запретил! И что мы ещё видим в этих щитах? В самом золоте этих двухсот больших щитов мы видим, конечно, накопление имущества Соломоном, но для кого? А в самих шестисот щитах мы символично видим вооружение или доспехи.
Зато в трёхстах меньших щитов и в золоте, которое пошло на каждый щит мы видим: разрушение, разорение и опустошение! Всё станет ясно и станет на свои места, если обратимся к 3Цар.14,25-27: «На пятом году царствования Ровоамова (сына Соломона), Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима
26 и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского, — Всё взял; взял и все золотые щиты, которые сделал Соломон. 27 И сделал царь Ровоам вместо них медные щиты и отдал их на руки начальникам телохранителей, которые охраняли вход в дом царя».
Медь символизирует суд. В первые три года своего царствования Ровоам ходил Божиими путями. К нему перешли из Израиля священники левиты, которых Иеровоам отстранил от служения. К Ровоаму переходили также Израильтяне, которые был недовольны идолослужением Иеровоама перед золотыми тельцами.
Поэтому царство Ровоама укрепилось. Но затем он и с ним весь Израиль оставили закон Господень. За эту измену Господь Иисус посылает в наказание Египетского царя Сусакима, который и взял все золотые щиты Соломона. «И сделал царь Ровоам вместо них медные щиты», что символизирует Божий суд над Иудеей.
А теперь посмотрим, что сказал Господь Иисус Соломону по окончанию строительства храма Господня, когда Он явился Соломону во второй раз во сне, 3Цар.9,1-9: «После того, как Соломон кончил строение храма Господня и дома царского и всё, что Соломон желал сделать, 2 явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне.
3 И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твоё, о чём ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Моё там во все дни.
4 И если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя всё, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, 5 то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как Я сказал отцу твоему Давиду, говоря: «не прекратится у тебя сидящий на престоле Израилевом» (Это условие Господь Иисус снова ставит Соломону, потому что Он знал, что Соломон все эти предписания нарушит!).
6 (А теперь начинается «но») Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдёте и станете служить иным богам и поклоняться им, 7 то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов.
8 И о храме сём высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснётся и свистнет, и скажет: «за что Господь поступил так с сею землёю и с сим храмом?» 9 И скажут: «за то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, — за это навёл на них Господь всё сие бедствие»».
К великому сожалению, всё именно так и произошло с Соломоном и с Израилем, как мы прочитали в стихах 6-9 этого текста. Этот суд над Израилем является следствием измены Соломона живому Богу Израилеву в конце его жизни, а также изменой его потомков.
Об этой измене Соломона Господу Иисусу сообщает нам Святой Дух в третьей книге Царств, глава 11. Читаю стихи с 1 по13: «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок,
2 из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. 3 И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жёны его сердце его.
4 Во время старости Соломона жёны его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. 5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской.
6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. 7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. 8 Так сделал он для всех своих чужестранных жён, которые кадили и приносили жертвы своим богам.
9 И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце своё от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему 10 и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь.
11 И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; 12 но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его; 13 и не всё царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал».
Хотя Господь Иисус не исторг эти десять колен Израиля от царства Соломона при его жизни, но суд, который Господь Иисус объявил Соломону, является строгим судом над будущим Соломона и над его потомками при их жизни. В 3Цар.9 в конце стиха 4 и начале стиха 5 мы с вами читали: «и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, 5 то Я поставлю царский престол твой (то есть Соломона) над Израилем вовек».
В выражении «вовек» имеется ввиду, что Соломон должен был быть царём и в 1000 летнем мирном Царстве. Но Соломон не выдержал испытание Господа Иисуса, поэтому царём в 1000 летнем мирном Царстве будет муж по сердцу Господа, царь Давид!!!
Это будет ему вознаграждение от Господа Иисуса за его верность и честность. Об этом мы читаем в Иез.37,22-24: «На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царём у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперёд разделяться на два царства.
23 И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом. 24 А раб Мой Давид будет Царём над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их».
Соломон, конечно, спасён для жизни вечной, о чём познаём из 2Цар.7,13-15: «Он (Соломон) построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. 14 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; 15 но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим».
Поэтому Соломон будет в 1000 летнем мирном Царстве, но не царём. Бог Израилев пророчествовал Соломону эту позицию в 1000 летнем мирном Царстве, но, как мы выше видели, он изменил Господу по всем предписанным пунктам. В 3Цар.3,12 Господь Иисус дал Соломону по его просьбе: «…сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе».
Этот Божий дар Соломону напоминает нам Божий дар остатку Израиля, который войдёт в 1000 летнее мирное Царство. Об этом читаем в Иер.31,31-34: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более».
Такие высокие познания и мудрость будут у Израильтян в 1000 летнем мирном Царстве, потому что перед входом в это Царство Бог изольёт на них Свой Дух, как читаем в Иоиль 2,28: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения».
Через Духа Божиего Израильтяне получат более высокие познания и мудрость, чем мы, дети Божии, получаем их через Святого Духа! Вы спросите: почему? Потому что остатку Израиля будут прощены наследственные грехи и по этой причине умирать не будут в течение 1000 лет.
Наследственный грех является в этом вопросе для нас великой помехой. Ввиду наивысшей мудрости, которую Господь Иисус дал Соломону, последний является прообразом жителей 1000 летнего мирного Царства. К сожалению, для них это будет иметь негативные последствия.
А теперь поговорим о негативном значении щита. Самый прекрасный пример для этого мы видим в щите Голиафа. Поэтому приведу несколько стихов из 1Цар.17,4-7: «И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди (примерно 3,26 метра).
5 Медный шлём на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню.., (обращаю особое внимание на это выражение) одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди; 6 медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; 7 и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копьё его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шёл оруженосец».
Как развивалось событие сражения Давида с Голиафом мы далее читаем в стихах 40-51: «И (Давид) взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из русла высохшего ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращёю в руке своей выступил против Филистимлянина.
41 Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду, и оруженосец шёл впереди его. 42 И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем. 43 И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идёшь на меня с палкою? разве я собака? И проклял Филистимлянин Давида своими богами.
44 И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твоё птицам небесным и зверям полевым. 45 А Давид отвечал Филистимлянину: ты идёшь против меня с мечом и копьём и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил;
46 ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; 47 и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьём спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.
48 Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. 49 И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю.
50 Так одолел Давид Филистимлянина пращёю и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида. 51 Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали».
Я часто мысленно вижу это короткое сражение Давида и восхищаюсь его славной победой над Голиафом. Давид является прообразом Господа Иисус на время благодати, а Голиаф – прообразом сатаны, поэтому в победе Давида над Голиафом мы символично видим победу Иисуса над сатаной на Голгофском кресте!
Давид убил Голиафа одним из пяти «гладких» камней, которые он взял из русла высохшего ручья. В пяти гладких камнях мы видим благодать, которую наш Господь Иисус завоевал на Голгофском кресте пятью ранами, как читаем в Еф.1,7 «в Котором (в Иисусе) мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его».
В отличие от закона Божия благодать не принуждает, не наказывает, но нежно приглашает к Иисуса каждого погибшего грешника, приглашает его к покаянию. Сообщение в 49 стихе нашего текста так гармонично соответствует пророчеству Бога в самом начале Его Слова, как читаем в Быт.3,14-15:
«И сказал Господь Бог змею: … и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».
Давид прекрасно исполнил задание Бога, которое мы видим в этом пророчестве! Гладким камнем, благодатью, которую Господь Иисус завоевал на Голгофе Своей кровью, поразил Давид из пращи Голиафа в единственное неприкрытое и уязвимое место: «И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его».
«Медный шлём на голове его» и «медный щит за плечами его», то есть сама медь, из которых изготовлены эти доспехи, указывают на предстоящий суд над сатаной, как читаем в Отк.20,10: «а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков».
А сам щит за плечами Голиафа и более мощный щит, который оруженосец носил перед Голиафом, как Римские легионеры, символизируют грехи всех людей мира сего, за которыми сатана скрывается, бравируя ими пред Богом. Именно по причине наличия этих грехов сатана являлся неограниченным властелином над всеми людьми мира сего.
Он держал всех людей в плену! Что эти щиты символично указывают на грехи людей, мы видим в том, что «одет он был в чешуйчатую броню». Одеваясь в чешуйчатую броню, воин сохранял подвижность, потому что такая броня изготовлена из отдельных чешуек или колец хорошо связанных между собой. Боец мог одевать её как длинную рубашку.
Выражение «чешуйчатая броня» встречается в Библии всего лишь один раз. Цифра 1 символизирует Бога. Но в данном случае Святой Дух говорит о сатане – боге мира или боге века сего, как читаем во 2Кор.4,4: «для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого».
Каждая отдельная чешуйка этой брони символично указывает на каждый отдельный грех людей. Вид у Голиафа был, конечно, очень внушительный, поэтому ни один воин Израильтян не осмеливался выступить в единоборстве с Голиафом. Его имя Голиаф означает «блестящий» или «выдающийся», что указывает на положение и внешнюю красоту сатаны до его падения на небесах.
Давид в своей обычной одежде, с сумкой и посохом в руках, выглядел против Голиафа как обнажённый: он был уязвим со всех сторон. Но сила Давида заключалась в том, что он держал в своих руках посох! В толковании Псалма 22 я объяснил, что в посохе мы прообразно видим Святого Духа.
Там Давид говорит в Пс.22,4: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня».
Уже в этом событии Господь Иисус дал Давиду, мужу по Своему сердцу, через Святого Духа такую блестящую победу над Голиафом. Сатане не поможет этот щит избежать вечного суда; щит, состоящий из грехов погибших грешников, потому что Господь Иисус совершил Своей кровью искупление, ценой Своей крови Он заплатил за грехи всех людей мира сего. Своим делом на Голгофе Господь Иисус разрушил щит сатаны. Приведу несколько примеров по вопросу искупления наших грехов:
Рим.3,24: «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе».
1Кор.1,30: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением».
Еф.1,7: «в Котором (в Иисусе) мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его»
Отк.5,9: «И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с неё печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени».
На этом закончим рассмотрение темы «Щиты». Аминь.