Терпение, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Терпение». Сегодня вторая, заключительная часть. Как хорошо, принадлежать Иисусу и учиться у Него. И если ты являешься дитём Божиим, ты можешь от Него многому научится, в том числе и терпению.В конечном счёте, терпение мы можем получить в подарок только от Него. Потому что каждый природный человек не имеет в себе достаточно терпения. Мы можем получить его в подарок от Иисуса, как плод духа.
Об этом мы читаем в Гал.5,22-23: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
Да, истинное терпение может дать человеку только Святой Дух. Это такие люди, в конечном счёте, это мы, у которых от нетерпения лопаются воротники, которые начинают нервничать уже при простых разговорах, в обычных ситуациях, не так ли? Как это хорошо, если со мной имеют терпение.
Я так рад, что, когда я не могу что-то быстро сделать, или что-то сломаю, а ко мне имеют терпение. Терпение устанавливает мир вместо того, чтобы вызывать нервозность и нетерпение, вместо того, чтобы совершать давление; терпение с детьми, с дочерью, которая постоянно нервирует и не находит свои вещи.
Перечень того, что нас может нервировать, очень большой. Терпение следует проявлять к ближним, к братьям и сёстрам по вере, терпение к тем, которые ещё не уверовали. Проявлять терпение к соседям, чтобы дать им хорошее свидетельство верующего и т.д.
И если в магазине мы стоим в очереди в кассу, то не должны принадлежать к тем, которые по малейшему поводу начинают с людьми перебранку. Нехватает даже четырёх минут терпения, потому что очередь слишком длинная. Это же ужасно, не так ли? Может быть, женщина, стоящая передо мной, имеет ужасный стресс и сама против этого ничего не может сделать. Это хорошее свидетельство, если мы терпеливо обращаемся с людьми.
А теперь перейдём к другому, ко второму аспекту. Мы только что видели терпение Господа Иисуса по отношению к нам. Во-вторых, мы видели терпение, которому мы можем научиться по отношению к другим людям. Но есть ещё один аспект, как бы странно он ни звучал, но в Библии он является великой темой.
Это наше терпение по отношению к нашему Господу Иисусу, к Богу. Да, это звучит странно, но, тем не менее, это очень большая тема в Библии. Почему? Да потому, что именно мы являемся такими нетерпеливыми личностями.
Как мы обходимся с ближним, так мы обходимся и с Богом. Ведь это так! Но какое право мы, собственно, имеем на такое обращение? Или, имеем ли мы вообще право нетерпеливо обходиться с нашим Господом Иисусом? Нет, конечно! Такого права мы не имеем, но, к сожалению, это именно так.
С нашим Господом Иисусом и Богом мы проявляем нетерпение. Для тех, которые верят в Иисуса Христа, Библия говорит о терпении, которое Святой Дух называет «пребыванием» или «претерпением».
Для ясности я ещё раз приведу выше упомянутый пример по этому вопросу из Д.Ап.14,22: «утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».
Для нас это – хорошее слово: при общении с Господом Иисусом верно «пребывать в вере». Это больше, чем эти четыре секунды, в течение которых мы с нетерпением ждём ответа на наш телефонный звонок и, не дождавшись ответа, бросаем трубку.
Время пребывания в молитвах, в которых я в разговоре с нашим Господом Иисусом, и с нашим Небесным Отцом приношу Им свои пожелания, не должно длиться 4 или 10 минут. Некоторые говорят: ведь я уже пять раз в молитве приносил Господу мою просьбу, но до сих пор не имею от Него ответа.
Нет, нет, не это имеется ввиду. Что же означает это «пребывание»? Это означает длительное или даже постоянное пребывание в молитве; в долготерпении пребывать в молитве. Пребывать в молитве в ожидании, что Господь Иисус именно Тот, Который через наши молитвы решает все наши проблемы.
Это есть терпеливое ожидание и молитва в вере, что Иисус именно Тот, Который решает наши проблемы, что Он проявит Себя в наших просьбах действующим. А все вы имеете проблемы и всевозможные желания! Каждый из нас имеет свой список желаний для молитвы.
Каждый имеет свой список желаний в сердце, в мозгах или же на бумаге, в соответствии с которыми вы желаете получить от Господа ответ, не так ли? Как я, так и все вы! Но терпение и длительное пребывание в молитве, терпение с Господом Иисусом, есть ни что иное, как длинный вздох, как ожидание Божиего ответа на наши просьбы.
Мы не должны так скоро отказываться от нашей просьбы в молитве, как мы это часто делаем в нашей повседневной жизни. Пребывание в терпении не является также пассивностью, чтобы сидеть в углу, быть обиженным, ждать и думать: уже в течение двух лет Господь Иисус не отвечает на мои молитвы.
Нет! Пребывание в молитве есть активное ожидание в молитве. Пребывание в молитве означает, чтобы мы сами не вмешивались в каждую нашу проблему. У нас бывают такие проблемы, о которых мы точно знаем, что не можем их решить, но, тем не менее, всё-таки пытаемся их решать.
Я уже четыре недели молюсь, а в моей проблеме ничего не меняется. Тогда мы звоним кому-нибудь из знакомых по телефону, обращаемся к интернету, или что-нибудь предпринимаем, чтобы решить наши проблемы. Но существует так много вопросов, для решения которых необходимо пребывание в вере, выжидание.
Вспомним об Аврааме. Дети Божии, которые постоянно и глубоко исследуют Слово Божие, знают о том, сколько Авраам вынужден был ждать от Господа исполнения Его обетований: несколько недель или многие годы. Вознаградил ли Господь Иисус его пребывание в вере, его ожидание, или нет. Немцы склонны к тому, чтобы всё взять в свои руки, всё организовать и ускорить.
Приведу ещё одно свидетельство брата, который выше уже свидетельствовал о своей младшей дочери, что она постоянно теряет и ищет свои вещи. Этот брат имеет хорошего знакомого фермера, у которого наш знакомый брат иногда всей своей семьёй отдыхает. Этот фермер занимается скотоводством.
Наш знакомый брат имеет двух дочерей, которые однажды изъявили желание увидеть, как появляется на свет телёнок. Хотя я лично в детстве был свидетелем такого процесса, но в таком желании я не пошёл бы своим детям навстречу. Короче, этот фермер имел в это время в своём стаде двух коров, которые должны были скоро отелиться.
Брат и его дочери сказали фермеру: «если это будет даже в два часа ночи, то будите нас». И он организовал детям нашего брата это зрелище. Он хорошо знает своих животных, имеет для этого дела хороший глаз и когда одна корова должна была вот, вот отелиться, то он позвал всю эту семью.
Все вместе с этим фермером они стояли вокруг коровы и ждали. Фермер говорит: ну, теперь нужно ждать. Проходит довольно прилично времени, а корова всё не телится. Но они были готовы ждать час и более, если потребуется.
Фермер походил туда, сюда, покрутил ногами, но ничего не происходит. Примерно ещё через пять минут фермер смотрит на свои часы. Ему надоело ждать, когда корова сама начнёт телиться. Тогда он принёс какое-то приспособление, постучал им по корпусу коровы, запускает это приспособление в утробу коровы и извлекает оттуда телёнка!
Он сам организовал и ускорил отёл этой коровы. Вы представляете, нет терпения ждать более пяти минут! Ему нужно было тоже поспать, так как утром придётся рано вставать на работу. Он, как ветеринарный врач очень ловко орудовал этим приспособлением. И такое извлечение телёнка из коровы является сегодня обычным делом.
Да, таков человек! Все вечно спешат, все современные люди находятся в ужасном стрессе. И мы живём в этом стрессе. Кто тогда ещё может пребывать в молитве, терпеть и ждать? А теперь скажите мне честно: есть ли у вас какое-нибудь желание, за которое вы уже в течение двух лет каждый день молитесь?
А я уверен, что вы все имеете желания, которые вы сами исполнить не можете! Но времена ожидания, терпения, времена пребывания в нужде и проблемах, могут нам стать благословением! Повторяю: времена выжидания и пребывания в вере, в молитве, могут нам стать благословением, если мы можем ждать.
Если вы эти времена ожидания большой частью проведёте в молитве и в Слове Божием, тогда в эти времена Господь Иисус ближе привлечёт вас к Своему сердцу, если вы можете ждать, если вы можете выжидать! Или же, как я уже сказал, вы желаете сами решать ваши проблемы, или вообще от всего отказаться?
Это является альтернативой к терпеливому ожиданию Божией помощи. Библия полна прекрасных примеров, что мужчины и женщины должны были ждать, должны были претерпевать. А теперь обратимся к Посланию Римлянам глава 5 и прочитаем там кое-что о выжидании, и то, что это выжидание с собой приносит.
Итак, Послание Римлянам 5 ст.1-3: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
3 И не сим только, но хвалимся и скорбями (проблемами), зная, что от скорби (через проблемы) происходит терпение, 4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».
В этом тексте, если вы это охватили, то заметили, что здесь мы имеем интересные взаимосвязи. Проблемы свидетельствуют о проблемах, о нуждах, о бедственных положениях. Если мы немного больше задержимся в молитве перед нашим Господом Иисусом, то эти проблемы могут нас приводить к выжиданию и научить нас терпению.
Выше я заметил, что для нас очень хорошо, если человек имеет с нами терпение, когда мы были не так быстры и что-либо нам не удалось сделать. А проблемы, нужды и бедственные положения могут нас научить терпению.
А в Рим.5 мы прочитали, что всё это приносит нам опыт, опыт веры. А когда заметим, что мы стали больше времени пребывать в молитве и Господь Иисус ответил на нашу просьбу, то это очень ценный опыт!
Я думаю, что большинство из вас получают от Господа Иисуса ответ на свои просьбы и могут подтвердить, что это достигается не в пятиминутной молитве; но в длительной молитве, совершаемой за что-нибудь в большом терпении. Такая выдержка в молитве приводит одновременно к более глубокому познанию Божией любви.
К той Божией любви, которая, как мы выше читали, излита в наши сердца Духом Святым. Во взаимосвязях выше приведённого текста мы должны познать, что наши проблемы могут нам принести много побед: путём тихого ожидания перед Богом, посредством молитвы, посредством выжидания. Или же противоположное: мы будем себя сводить с ума через каждую нашу проблему и будем изматывать наши нервы и часто наше решение.
И Авраам, отец веры, должен был сначала научиться терпению. И Авраам должен был учиться. Он был нетерпелив. Господь Иисус обещал дать ему сына, но его нет! Где остаётся этот сын, где остаётся терпение? А выше мы отметили, что любим сами вмешиваться в наши проблемы и их решать.
В решение вопроса получения сына вмешалась Сара, а Авраам пошёл у неё на поводу, и проявил неверие обетованию Господа Иисуса. Они решили, что Бог опаздывает, Бог ничего не делает. Эту проблему мы сами решим. Как Сара берёт решение вопроса с сыном в свои руки, мы видим в Быт.16,3:
«И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала её Авраму, мужу своему, в жену».
Но такое самостоятельное решение вопроса приносит, как правило, ещё большую нужду. Так было и у Авраама, как читаем в Быт.16 далее, в ст.4-6: «Он вошёл к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. 5 И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твоё;
а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьёю между мною и между тобою. 6 Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять её, и она убежала от неё».
В начале у Авраама не было терпения, но зато Господь Иисус имел с Авраамом терпение. Позже Авраам научился терпению и выжиданию; и, наконец, этот обещанный Господом Иисусом сын пришёл. Хотя этому терпению и выжиданию Авраам поздно научился, но за это терпение Господь Иисус щедро вознаградил и благословил его.
Но так как это и нас касается, то обратимся к Посланию Евреям. Ведь Господь Иисус показывает нам не совершенных людей, но показывает нам в Библии точно таких людей, которые, как и все мы, ошибаются, как читаем в главе 6,11-12:
«Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, 12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением (вот оно это слово!) наследуют обетования».
Здесь мы видим, как и при каких условиях исполнялись желания этих людей. И вы имеете желания и тоже хотите, чтобы ваши желания исполнялись и проблемы устранялись. А теперь обратимся к стихам.13-15, в которых Святой Дух идёт ещё немного дальше, ст.13: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. 15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное».
После того, как Авраам научился терпению и постоянно в долготерпении стал пребывать в молитве и в вере, то исполнились его желания: он получил обещанное. Это было несколько тысяч лет тому назад, но и сегодня эти условия один к одному подходят к нашей жизни.
Ведь наш Господь «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13,8). Он решает проблемы, Он исполняет желания. Он не делает это за четыре минут, но желает, чтобы мы проявляли терпение, и познавали при этом многое другое.
Библия полна таких примеров, когда люди ошибались. Ярким примером для нас является Моисей. Прекрасный пример! Моисей сначала тоже много ошибался, но впоследствии многому научился и прекрасным образом стал отображать существо Господа Иисуса.
В моих проповедях я уже много говорил о Моисее и характеризовал его с разных сторон. Такими же людьми, как Моисей, являются также Иосиф, Давид, Даниил. В отношении нашего вопроса мы читаем интересное сообщение в Ис.40,31: «а надеющиеся (полностью полагаются) на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся».
Какое ободряющее и утешающее обещание нашего Господа Иисуса мы имеем уже в Ветхом Завете! Сначала я и все вы должны научиться терпению, затем приходит Божия помощь, тогда Господь Иисус начнёт решать вопросы и проблемы в нашей жизни.
Через молитвы в долготерпении, через пребывание перед Господом Иисусом и сегодня ещё возникают поместные собрания по всему миру. От Новой Гвинеи до Германии, от Японии до Аргентины; не в течение пяти минут они возникают, но через молитву в долготерпении.
Так возникло и собрание в городе Дармштадте, в которое мы с женой сейчас ездим из нашего городишка Грисхайм. Многие верующие в течение нескольких лет терпеливо и в вере молились за то, чтобы Господь Иисус способствовал основанию этого собрания. Это именно то, что Библия называет пребыванием в молитве.
И Господь Иисус дал намного больше, чем верующие у Него просили. Не просто, чтобы иметь определённое помещение для проведения богослужения, но он дал настоящий большой и красивый дом.
Едва ли кто из верующих отваживался просить такой дом для собрания. Но наш верный Господь Иисус даёт Своим искупленным, как читаем в Еф.3,20: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем».
Но мы не будем хвалиться нашими молитвами, а воздадим славу, хвалу и благодарение нашему верному и любящему Господу Иисусу, как читаем в Пс.113,9: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей».
Будем постоянно благодарить нашего Господа Иисуса, что в течение нашей жизни веры мы можем научиться терпению и научиться молиться. И за это мы можем воздать Ему славу. И в течение этого короткого времени, которое остаётся до пришествия Господа Иисуса, мы будем прилежно стараться учиться терпению и выжиданию в вопросах нашей личной жизни.
А также учиться и практически осуществлять терпение и выжидание в делах и жизни собрания. А мы знаем, что Иисус скоро придёт за Своей Церковью и заберёт к Себе всех тех, которые верят в Него и Ему принадлежат. Это обетование исполнится очень скоро! Будем также практиковать терпеливую и постоянную молитву по отношению наших братьев и сестёр по вере, которые трудятся на миссионском поле по всему миру.
В вере будем пребывать в этом со всеми христианами всего мира, чтобы это ожидаемое нами событие произошло как можно скорей. Заостряю ваше внимание на том факте, что это ожидаемое пришествие нашего Господа Иисуса за Своей Церковью мы все с вами можем ускорять, если активно и прилежно будем трудиться для Господа Иисуса и верно пребывать в молитве.
Для многих это кажется невероятным, но об этом говорит Писание во 2Пет.3,11-12: «Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, 12 ожидающим и ускоряющим пришествия дня Божия, в который воспламёненные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?»
Но об этом должны молиться не только те дети Божии, которые имеют проблемы и большие желания, но и те, которые без проблем, хорошо и счастливо живут. И эти могут молиться: «Ей, гряди, Господи Иисусе!».
И Он скоро придёт и заберёт Своих искупленных в славную вечную радость на небесах. Это – наша славная цель, перейти в эту небесную красоту. В последней главе Библии Господь Иисус трижды говорит: «Се, гряду скоро…» или «ей, гряду скоро…» (стихи 7,12 и 20).
Поэтому будем верующими, а не неверующими, и в наших молитвах постоянно просить нашего Господа Иисуса: «прийди, дорогой Господь Иисус действительно как можно скорей и забери нас в нашу небесную родину!» Аминь.