Божии следы, часть третья
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Божии следы». Сегодня третья, заключительная часть. Во второй части мы с вами остановились на Послании к Галатам глава 5 стихи с 16 по 25. В этом тексте Святой Дух очень хорошо осветил дела нашей плоти. Хотя нашей плоти свойственны ещё многие другие отвратительные черты, но Святой Дух перечисляет здесь всего лишь 17 самых негативных черт. А число 17 символизирует завершение. Это значит, что данный список показывает нам завершённость тайны беззакония сатаны в нашей плоти!
Если через Христа мы стали праведными, то нуждаемся ли мы ещё в заповедях? Да, мы нуждаемся в них, но с новым смыслом. Некоторые христиане считают: строить свою жизнь полностью на Господе Иисусе – это слишком отважно и рискованно.
Во все времена существования христианства его представители постоянно пытаются снова стать синагогами. Это значит: достичь праведности посредством совершения добрых дел. Что в этих стремлениях скрыто недоверие по отношению к Иисусу Христу и Его совершениству, эти христиане не осознали.
Ярким примером этого факта является секта «адвентистов» или просто «субботников». Из закона они пытаются соблюсти три заповеди: не есть свинину, соблюсти субботу и жертвовать из своего дохода одну десятину. А что нам говорит по этому вопросу Слово Божие?
Даже, если бы мы соблюдали весь закон, но одну заповедь нарушим, то мы этим самым нарушим и весь закон! Об этом мы читаем в Иак.2,10: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всём».
На это важное сообщение Нового Завета сатана закрывает адвентистам глаза. Они верят в Иисуса, Сына Божиего, но говорят: чтобы понравиться Богу «нам следует ещё и эти три заповеди соблюдать». По отношению догмы адвентистов один брат сказал: «адвентисты стремятся использовать Господа Иисуса как «затычку» там, где они знают, что явно не могут соблюсти заповеди закона».
Как это нелепо, посредством соблюдения этих трёх заповедей стать праведным, если в Послании Титу мы находим такие утешающие слова, Тит.3,4-7: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и нашего обновления Святым Духом, 6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни».
Подчёркиваю, что в этом тексте Святой Дух однозначно сообщает нам, «Он спас нас не по делам праведности…», но мы оправдываемся «Его благодатью!». Это значит, что благая весть Нового Завета видит в Самом Иисусе полный и совершенный дар Небесного Отца.
Он содержит в себе всё, в чём нуждается человек, чтобы стать перед Богом праведным и жить новой жизнью. Апостол Павел пишет о цели, для которой Господь Иисус дал Своему народу Израилю закон, Рим.5,20: «Закон же пришёл между прочим (после), и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать».
Это значит: пока не было закона, люди не имели понятия о согрешении. А Господь Иисус дал людям закон лишь на определённое время, чтобы они знали, что согрешают. Этот отрезок времени длился от Моисея до Христа.
А когда люди увидели, что согрешают, то «стала преизобиловать благодать», потому что Бог решил спасать людей по благодати! С пришествием Иисуса время действия закона закончилось. С Иисусом в истории Бога с людьми началась новая эпоха, которая характеризуется благодатью.
Закон не может решить проблемы нашей жизни, и не может наше отношение с Богом поставить на новый фундамент. Это и не являлось целью или планом Господа Иисуса, когда у Синая Он дал Израилю Свой закон. Божий закон, который Господь Иисус в совершенстве истолковал в нагорной проповеди, можно сравнить с прожектором.
Прежде, чем свет этого прожектора Господа нас достигнет, мы ничего не знаем о преступлениях или нарушениях Божией воли. Мы ходим в темноте. Но когда мы попадаем в световой конус или фокус этого прожектора, то наши грехи совершенно отчётливо прясняются. Тогда мы не можем больше оправдаться.
Именно в этом заключается задание заповедей, которые Бог дал Израилю. Посредством этих заповедей преступления должны стать видимыми. Божий закон не предоставляет людям никакой помощи и спасения, но он осуждает нас. Закон убивает, а благодать – лечит и спасает. Приведу по этому вопросу несколько выдающихся мест Писания:
Рим.3,20: «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех».
Рим.7,7: «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай».
Гал.3,19: «Для чего же закон? Он дан между прочим (после) по причине преступлений, до времени пришествия семени (Иисуса), к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника».
Ст.23-27: «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. 24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя (закона). 26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись».
Еф.2,5: «и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, —
Ст.8,9: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 не от дел, чтобы никто не хвалился».
С пришествием Господа Иисуса в плоти к нам на землю закончилась эпоха, предопределённая законом. Эта эпоха имела задание: подготовить людей к пришествию Иисуса. Без служения закона, который делает грех видимым во всей его величине и очертаниях, никто из людей не понял бы, почему нужен был Искупитель, и почему Иисус должен был идти этим путём к Голгофскому кресту.
Закон имел великую задачу! Он должен был привести людей к созреванию для благодати. Закон был педагогом первого или высшего порядка, который должен был приводить людей ко Христу, как мы выше читали: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу…» (Гал.3,24).
Это великое задание сохранил Божий закон и до сегодняшнего дня. Он желает обострить нашу совесть и направить луч Божиего прожектора на грехи в нашей жизни, чтобы мы увидели наше настоящее положение и стали открытими для Иисуса и для Его благодати.
Но как раньше, в Ветхом Завете, так и сегодня, закон не может нам помочь стать праведными и спастись для жизни вечной. Господь Иисус является величайшим даром Небесного Отца, и в Его личности Божия благодать стала преизобилующей.
И от полноты Его мы все можем принять, как читаем в Ин.1,16: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать».
Благодать не проклинает, она не судит, но удивительным образом поднимает и ободряет, как строитель и плотник, которые строят, ремонтируют и правят дом. Если какой-нибудь человек с покаянием приходит к Иисусу, то по случаю «завершения возведения дома» можно отпраздновать настоящий праздник.
В таком случае мы видим, что благодать основательно привела человека в истинное русло, если он имеет ещё много привычек из прошлой мирской жизни. Даже опытных христиан благодать приводит в правильное русло.
Но Господь Иисус не принуждает ни одного человека принять Его благодать. Каждый должен сам принять решение: оставаться ли ему в смертельной ситуации, или же он в вере объединит свою жизнь с Иисусом и будет соучастником всего, что принесло искупление на Голгофском кресте.
Новый Божий народ, Церковь Иисуса, имеет только добровольных. В Мтф.7,13-14 читаем: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; 14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
Ин.14,6: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
2Пет.3,9: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».
Господь Иисус дарит нам обетования, которые должны нам помочь делать верные шаги веры по Его следам. Обратимся ещё раз к Аврааму. Там, где уже не было никакой надежды, он всё же верил на основании обещания Бога. На примере Авраама мы видим, что вера, собственно, только там начинается, где налицо имеются все основания, отказаться от веры!
Запомним это предложение: вера, собственно, только там начинается, где налицо имеются все основания, отказаться от веры! Авраам верил. Он знал: что Бог обещал, то Он и сделает. Именно таким Бог открылся Аврааму и постепенно воспитал его верить, что Бог является Всемогущим, Исх.3,6: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий«, а с именем Моим «Господь» (Иегова) не открылся им».
Господь Иисус обещал Аврааму потомков, но перед глазами постоянно стояло это «невозможно!». Если он думал и смотрел на своё почти столетнее тело и сопоставлял его с обещанием: стать отцом? Невозможно! И если он думал о Сарре, которая должна стать матерью?
Это же тоже невозможно! Авраам мог сказать: всё это безнадёжно! Теперь на этом точка. Он мог противостоять обетованиям Господа Иисуса в абсолютной безнадёжности и в неверии. Но, тем не менее, мы о нём читаем в Рим.4,19: «И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении».
Господь Иисус обещал дать ему потомков, Он и даст их в своё время, потому что Он всё может, как читаем в Иов.42,2: «знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твоё не может быть остановлено».
А также в Иер.32,17: «»о, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простёртою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного;
И ст.27: «…вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?»
Где всё искусство и мудрость людей отказывает, даёт осечку, там Бог всё ещё может. Он всё может, только одно Он не может: Он не может разочаровать тех, которые доверяют Ему, которые постоянно с Ним считаются и на Него расчитывают.
Надёжность Господа Иисуса неограничена. Божии обетования в Его Слове – это обещания, которым мы можем доверять, и надеяться на них. Поэтому мы постоянно призваны принимать наши решения и жить с ориентацией на обетования, а не с ориентацией на наши проблемы.
Всё зависит от того, верим ли мы, что Господь Иисус может нам помочь в любой ситуации нашей жизни? Это нехорошо, если мы недооцениваем или пренебрегаем Божиими возможностями.
Выше я привёл несколько мест Писания из Ветхого Завета, а в Новом Завете об этом говорит Сам Иисус в Мтф.19,26: «А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно».
И если мы полностью отдадим своё сердце Господу Иисусу, то уже не будем считаться с собой, а будем считаться только с Господом Иисусом. Апостол Павел говорит об этом в Флп.3,13-16: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд,
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. 15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чём иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. 16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тем же следам ходить (и по тому правилу жить)».
А апостол Пётр говорит по этому вопросу следующее в 1Пет.2,21: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его».
Всё христианство заключается в том, чтобы дети Божии отважились доверить всю свою жизнь в руки нашего Господа Иисуса, как Он сказал в выше упомянутом месте Писания в Прт.23,26 «Сын мой! отдай сердце твоё мне, и глаза твои да наблюдают пути мои».
Извилистые пути детей Божиих не являются необычными. Для нас нет Божиих шаблонов водительства по Его путям, которые мы могли бы каждое утро приложить к предстоящему дню, чтобы всегда точно знать, как выглядит Божий план.
Мы доверяем Ему наше сокровенное, наше сердце, а Он принимает управление. Господь Иисус не водит нас за нос. Если мы, к примеру, серьёзно и в доверии будем Его спрашивать о том, какую нам избрать профессию и какое рабочее место.
Если мы будем Его спрашивать: «Господи, какую профессию я должен избрать? Где я могу применить дары, которые Ты мне подарил?» Критерием для этого может быть: «есть ли в том месте, где я буду учиться, духовное собрание, в котором я могу получить здоровую духовную пищу?
Должен ли я полностью стоять в распоряжении для Тебя, как Павел и Сила? Важным является также вопрос поиска супружеского партнёра. Как правило, Господь Иисус не скажет: «женись на Екатерине!», но даёт нам библейские масштабы, основы, по которым мы можем ориентироваться.
К примеру, чтобы это был верующий партнёр, 2Кор.6,14: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?».
Господь Иисус может нам помочь даже в выборе места проведения отпуска. Он может нам также помочь в том, где мы в мире можем провести последние дни нашей жизни: в доме престарелых или, чтобы нас кто-то досматривал. В этих вопросах важен тот факт, чтобы мы нашли именно то место, которое предусмотрел для нас Господь Иисус.
Божий план может нас привести именно в то место, о котором мы читаем в неповторимой истории с Филиппом в Д.Ап.8,26-40. Я напоминаю вам об этой истории с той целью, чтобы вы стремились даже своё время отдыха с максимальным успехом использовать для того, чтобы приводить к Господу Иисусу погибших грешников; чтобы везде и постоянно ходить по следам, которые Господь Иисус оставил нам в Своём Слове.
Это так интересно, если мы проследим Божии пути в Его Слове. В теме «колодцы» я довольно подробно осветил Божии пути среди людей на земле, как в Ветхом, так и в Новом Завете. В этой теме Святой Дух показал нам намерение Бога со Своим Творением – людьми.
Показал нам, как Он открывался людям в людском океане. В этом людском океане мы в прообразах чётко видим Его следы. Хорошо сказал об этом псалмописец в Пс.76,20: «Путь Твой в море (в людском море), и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы».
Для безбожников эта стезя Господа Иисуса остаётся неведомой, потому что они отвергают существование Бога и Его Сына Иисуса Христа и только насмехаются над верующими. Апостол Павел пишет об этом в Рим.1,17-25: «В нём (в благовествовании) открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. 19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. 20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (не будет им оправдания!).
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; 22 называя себя мудрыми, обезумели, 23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, —
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. 25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь».
Вывод: при рассмотрении Божиих творений мы видим Его следы от создания мира и до наших дней. Поэтому всем безбожникам, всем врагам Бога не будет оправдания при совершении над ними суда Божиего гнева перед великим белым престолом.
Не будет оправдания, потому что они видели эти Божии следы, но, тем не менее, поносили своего Творца и обесславливали следы Божиего Помазанника, Иисуса Христа, как пишет псалмописец в Пс.88,52: «как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего».
Заканчиваю нашу сегодняшнюю тему «Божии следы» сообщением апостола Павла в Послании Римлянам, где он пишет о том, что праведность перед Богом вменяется всем верующим, которые ходят по следам веры нашего отца веры, Авраама. А как Авраам верил Господу Иисусу, мы с вами рассматривали уже многократно в Рим.4,11-12:
«И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, 12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании». Аминь.