Израиль у Мерры
Мир вам, дорогие слушатели. Продолжим наше общение в Слове Божием. Как чудесно, очень метко и прообразно указывают ветхозаветные истории на события в Новом Завете. В этом наблюдается истинная гармония и согласованность. Поговорим сегодня о водах Мерры, поэтому возьмём из книги Исх.15,22-27за наш основной текст: «И повёл Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне, и не находили воды. Пришли в Мерру, и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра (горечь).
И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его.
И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его: то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навёл Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой. И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды; и расположились там станом при водах».
Просто поразительно, как наш верный Господь вложил понимание Нового Завета в истории Ветхого Завета. Израиль является историческим Божиим народом и находится в пути в обетованную землю. Путь, которым они шли, был очень трудным.
Даже из-за тех многочисленных географических препятствий, которые встречались на пути в этой пустынной местности. Но и путь детей Божиих, которым мы сегодня идём в пустыне мира сего, загромождён бесчисленными препятствиями.
Итак, вождь Израиля, Моисей, повёл Израильтян от Чермного моря «и они вступили в пустыню Сур». Так написано в нашем тексте. Воды в пустыне, как мы знаем, очень мало. А вода в Мерре была горькой. Этот факт является исходным пунктом нашей истории.
Люди, животные и растительный мир не могут жить без воды. А эта горькая вода в Мерре была непригодна для питья. Поэтому и дано тому месту имя «горечь». Естественно, эта горечь имеет в нашей истории различные значения, которые мы хотим здесь выделить и немного рассмотреть.
Это место названо Меррой. Здесь народ возроптал на Моисея. По этому поводу мы можем только сказать: как глух и слеп всё же человек! Вместо того, чтобы взывать к Господу, он обращается к людям. Я думаю, что это является вершиной безумия.
Какое непослушание! мы наблюдаем уже в то время в сердцах Израильтян! Но дело выглядит немного хуже, если это состояние процветает в Церкви Иисуса сегодня. Израиль роптал на Моисея. При этом они шли одним путём – путём обетования.
Как Моисей, так и весь народ. У них был один путь. И не народ, а Моисей был тем, кто должен был привести всех в обетованную землю. Не народ своим поведением вёл Израиль в обетование, а Моисей. Это мы видим в выражении: «И повёл Моисей Израильтян».
Как тогда, так и сегодня в Церкви, ропщущими и недовольными являются самые, что ни на есть недуховные христиане!!! Духовный и верующий Моисей вынужден был терпеть в самой суровой форме систематически повторяющиеся нападки неверующего и недуховного народа, Израиля.
Так могут поступать только недуховные, ибо только для этого хватает их состояние веры, но ни на иоту больше. Недуховные предъявляют Моисею в пустыне требования: «что нам пить?». Был ли Моисей в состоянии дать им воды? Почему Бог даёт народу воду?
Потому что верующий взывал к Богу! Поэтому Бог дал воду. Не был ли Израиль целым народом, который был зависим от Бога? Да!!! Но они кричали на Моисея: «что нам пить?»
С этими словами возмутители священной истории Господа, эти эгоцентричные сердца ветхой природы приступали к Моисею. В этом трудном Божием испытании, в которое был поставлен народ со своим вождём, один Моисей возопил к Господу (это подтверждает Библия). Чтобы лучше понять происходившее, нам следует немного представить себе эту ситуацию.
Целыми днями они шли с детьми и скотом при невыносимой жаре, не видя цели. Эта обстановка является типичным испытанием веры, когда мы верим, ещё не видя цели. При этом больше, чем когда-либо, нуждаемся в страстно желаемой воде: как материальной, так и духовной.
Дорога в три знойных и безводных дня казалась непреодолимой. И вот, наконец, в последнее мгновение они увидели воду. А когда они подошли (я думаю, что многие из них бегом туда ринулись), когда они подошли к ней, то она оказалась непригодной для питья.
Чтобы лучше это представить, нам необходимо понять ситуацию. В такой обстановке человеческие сердца охватывает, конечно, страх и нужда; особенно если вера ещё или вообще слишком ничтожна. Безусловно, Бог испытывает Свой народ во все времена, как тогда Израиль, так и сегодня Свою Церковь.
Где сегодня эти верующие, которые подчиняются или становятся под это испытание, а не убегают от него? В этой ситуации Израильтянам не хватало веры и верности. Именно веры во всемогущего Господа, Который, в конечном счёте, вёл их.
Дела и верность Которого они видели три дня назад при прохождении через Чермное море. И это было такое вождение, какого они ещё никогда не переживали за всё своё историческое бытие.
Если Бог мог вывести Свой народ из критического положения у Чермного моря, то неужели этот Бог не в состоянии был помочь, чтобы они не умерли от жажды? Но так как вера отсутствовала, что всегда является признаком жалкой или нищенской веры, то они не приняли свидетельства Господа, а в греховной и неверной манере обращались с Моисеем.
Этот Моисей вынужден был их круглосуточно духовно нести, а они ещё пристают к нему. Ропот и жалобы являются делом сатаны. И кто через эти дела свяжется с сатаной, тот играет на руку сатане. Именно это Господь Иисус вынужден был сказать Израильтянам, что они являются детьми сатаны.
Но они этому не поверили, что является доказательством того факта, что Израильтяне времён Иисуса не имели веры. И где только возникают ропот и жалобы (тогда у Израильтян, а сегодня в Церкви), зачинщиком является всегда сатана, который возбуждает недовольство в сердцах детей Божиих.
А что говорит сегодня Слово Божие по этому вопросу детям Божиим? Об этом мы читаем в 1Тим.6,6: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным».
Бог реагировал тогда не на крик недуховных, а на вопль Моисея. Не ропщущим, а Моисею дал затем Бог возможность решить вопрос воды. Спасение Израильтян заключалось в том, что Господь указывает Моисею на кусок дерева. Кусочек дерева, который он должен был бросить в воду.
Решение было, собственно, очень просто! И какой Израильтянин не смог бы это сделать? Но такое мы можем сделать только верой! Беда в том, что во всём народе не было ни одного, который имел бы эту веру, поэтому это действие должен был совершить Моисей.
И в нашей теме одним из главных является вопрос: почему Моисей бросил этот кусок дерева в воду? Это просто пророческое и символическое действие. Решение вопроса выразим сразу ясно: это дерево символизирует Христа!!!
Это – очень далеко идущее высказывание: утверждать, что это дерево было Христос; оно имеет только тогда ценность веры, если мы сможем это доказать. И это мы теперь сделаем.
Когда дерево бросили в воду, то вода тотчас стала сладкой, то есть пригодной для употребления. Из последних сил, с остатком своей энергии, добрался народ Израиля до Мерры. На месте этой «горечи» они, безусловно, без веры погибли бы; если бы вода не стала сладкой.
Поэтому мы можем сказать, что это дерево стало всем Израильтянам спасением, ибо там никто не умер от жажды. Все, от людей до животных, могли наслаждаться водой. Теперь никто не должен был умирать. Воды в Мерре хватило для всех!
Недостатка больше не было, поэтому у Израильтян и не было больше забот. Воды они имели теперь в достатке и больше не ломали над этим вопросом головы. Теперь весь вопрос заключался лишь в том, чтобы достаточно наполнить желудки.
В Быт.22,6 читаем: «И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе».
Исаак является прообразом Господа Иисуса, Сына Божиего. Поэтому как в этом событии дрова были возложены на сына Авраама, так и Христос – Сын Божией любви – связан с деревом Голгофского креста!!! Посредством дерева Голгофского креста чудо спасения стало частью каждого, кто верит в искупительное дело Иисуса.
Вернемся к Исх.15,22 и скажем: точно так же, как Моисей повёл Израильтян через пустыню, чтобы привести их к цели – в обетованную землю; так и мы подобным образом проходим пустыней этого мира к нашей цели – небесной славе.
Из вышедших из Египта Израильтян лишь немногие достигли обетованной земли, где текли реки мёда и молока. Из всей массы проживающих на земле людей относительно немногие войдут в небесную славу. Поэтому Израильский народ является по отношению к этому опасному в пустыне пути ничем иным, как командой смертников.
Стена пустыни – стена смерти – разделяла их от обетованной Ханаанской земли. Обетования были далеки, они их не видели. Как мы читаем: они пришли в пустыню Сур, что означает «стена». Точно так же и сегодня стоит ещё стена между погибшим грешником и обетованиями жизни.
С момента грехопадения в Райском саду в Эдеме ещё никто из людей не смог каким-либо образом перелезть через стену смерти. Бог должен был снова вступить с людьми в общение, так как грех удаляет человека от Бога.
Дерево, брошенное в воду Мерры, было деревом Голгофского креста, которое восстановило общение людей с Богом. С этого момента читаем в Пс.17,30: «я с Богом моим перескочу через стену».
Я думаю, что все дети Божии уже читали эти строки и находят в них своё утешение. А всем нашим слушателям, которые ещё не являются детьми Божиими, я от всего сердца желаю как можно быстрей решить личный вопрос вечной жизни. Очень скоро это будет невозможно!!!
Это есть стена смерти, через которую Господь Иисус нас, детей Божиих, перевёл, ухватив. Своей рукой. Одним махом, посредством покаяния мы оказываемся в вечной жизни. Эту возможность осуществил Иисус через дело на кресте.
Будем же радоваться день и ночь, и воздавать Тому славу, Который за нас взял всё это на Себя. Когда наш Господь Иисус отдал Свою жизнь на кресте, то в Иерусалиме и вокруг Иерусалима Израильтяне три дня не имели духовной «воды» (ст.22).
В течение трёх дней Его смерти нельзя было найти эту воду жизни. Сначала Он должен был воскреснуть из мёртвых, чтобы «явить жизнь и нетление», — говорит Ап.Павел во 2Тим.1.10. Поэтому они пришли в глубокую горечь – горечь смерти!
Смерть находилась на их языке. Ибо, если бы Господь не совершил теперь чуда, то Мерра была бы полем смерти Израиля. В этом событии того времени Израиль ещё не имел воды жизни – Иисуса Христа. Этого они не имели!
Поэтому эти события в пустыне лишь образно представляют дело Иисуса на Голгофе. Положение Израильтян представляло не только горечь по отношению к их вечной жизни. Для ветхого человека поставлены границы, и это является непреодолимой стеной.
Состояние Израильтян было горьким, как у воды Мерры, так и перед вечностью. Спасением плоти Израильтян является кусок дерева в воде. Но спасением души тех Израильтян могло быть только дерево Голгофского креста.
Не забудем, что жертвы Ветхого Завета не связывали людей с вечностью. Ещё раз напоминаю о том, что в крови жертвенных животных Израильтяне имели только временное прощение (покрытие грехов).
Вечное прощение своих грехов получили эти Израильтяне только через жертвенного Агнца Христа на кресте. Там в отношении вечности прощены грехи тех Израильтян, которые истинно верили в своего Иегову и от чистого сердца исполняли заповеди закона.
Чтобы сегодня достичь спасения души, мы должны, как Моисей, возопить к Господу. Но мы не должны поступать так, как Израильтяне поступили по отношению к Моисею: они громко на него кричали.
Господь Иисус не страдает, конечно, на слух, но когда мы вопием к Господу, то Он замечает, что мы имеем честные и серьёзные намерения. А Израильтяне не вопили в своей нужде к Господу, поэтому они оказались на грани смерти.
Этому следует научиться, чтобы в нужде вопить и взывать к Господу, приносить Ему все проблемы и нужды. Не нужно было кричать на Моисея, чтобы он дал им воды. Моисей не мог им дать воды, которая смогла бы сохранить жизнь, поэтому он её и не имел.
Эту воду может дать только наш милостивый Господь Иисус, потому что Он является Господином жизни, как Он сказал о Себе в Ин.14,6 «… Я есмь путь, и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня».
И как только этот кусок дерева упал в воду, её горечь тотчас превратилась в сладость. Таким образом, горечь смерти Израильтян мгновенно отступила. И весь смертельный страх исчез в одно мгновение.
Но они могли бы и не попадать в этот смертельный страх, если бы верили, что Бог силён и всемогущ. Они должны были воздать Богу славу за Его силу и всемогущество. Здесь мы видим, что всё неверие, весь трепет и дрожание за жизнь является выражением их отношения к личности Господа.
В одно мгновение у Израиля исчез смертельный страх. В «горечи» мы одновременно видим отношение Израиля к закону. Ибо закон говорит, что «возмездие за грех – смерть».
Но, так как ни один грешник, ни один Израильтянин не мог исполнить закон, то Бог одновременно осуждал каждого грешника через закон на смерть. Это была действительная горечь, действительное положение народа.
Но этот прообраз объясняет (определяет) также нашу земную жизнь, достойную смерти. Во всяком случае горькой до того момента, пока мы ещё не спасены, пока мы ещё не познали, что мы абсолютно погибшие люди.
Ибо лишь такой человек, который не познал, что он погибший, может отвергать или откладывать на неопределённый срок своё обращение к Господу Иисусу. Но когда мы увидим настоящую смерть, то наступает такая ситуация, что мы вопиём к Господу.
Почему не кричат сегодня люди к Господу из-за того, что они погибли, что они являются погибшими грешниками? Потому, что они ещё не осознали, что они погибли. Как вода Мерры дала народу через кусок дерева земную жизнь, так с момента Голгофы каждый верующий получает через дерево креста вечную жизнь.
Горько сегодня каждому, кто ещё не спасён. Горько!!! Останется ли такое состояние вечным для тех, кто не придёт со своими грехами к Иисусу?
Библия говорит: «Кто ищет, тот найдёт». Даже в Ветхом Завете мы имеем по этому случаю прекрасное место в Ис.55,6: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близок».
В Новом Завете имеется много таких мест. Поэтому обратимся к Евр.4,7, где Господь призывает лично каждого грешника: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».
Господь Иисус Христос хочет тебя встретить и давно с распростёртыми руками ждёт этой встречи с тобой. Он давно стучится в твоё сердце, чтобы там сделать жилище для Себя, Отк.3,20: «Се, стою у двери (твоего сердца) и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною».
Вечеряют за столом, а это значит иметь постоянное общение! Как только в вышеназванной воде Мерры различим Слово Божие и ответим на призыв Господа Иисуса, то за превращением горечи смерти в сладость вечной жизни стоит обещание и уверенность Слова Божиего.
Бог не отступит и не изменит Своего Слова, сказанного, как в отношении вечного суда, так и в отношении вечного спасения во Христе Иисусе. Он не потерпит никакого урезания, как в ту, так и в другую сторону. Из горечи закона к радости свободы в милости – это есть Божий путь для нас.
И если в конце ст.25 читаем: «Там Бог дал народу устав и закон», то это значит: Господь указывает ветхозаветникам на закон, именно в том месте, где они должны были умереть. Но через Слово – то есть воду горечи – через закон, они остались живы. В Гал.3,12 Писание говорит: «А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им».
Мерра была местом горечи, и там народ нашёл спасение через воду Слова. И мы должны были умереть из-за наших грехов. Но Иисус взял горечь наших грехов на Себя и умер за нас!
В обоих событиях дерево является центральным пунктом, из которого исходило сладкое – радость спасения!!!
Собственно, и жезл в руках Моисея, простёртый над водами Чермного моря, был ничем иным, ибо и это чудо разделения воды свершилось через Слово Божие. Вместо Голгофы Бог поставил в силу закон (устав, установление).
Но это не есть возвращение от Голгофы к закону. Этим уставом является учение Евангелия. Право принять Евангелие, дано каждому! Ин.1,12: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими».
Право и устав были у Израиля законом и заповедью, которые при их исполнении хранили Израильтян от болезней Египта. А болезнь Египта закончилась гибелью фараона вместе с его войском и всеми первородными во всём Египте.
Право и устав в отношении нас хранит наши души от смерти. Вернёмся ещё раз к Исх.15,22 и читаем: «и шли они три дня по пустыне».
А теперь заглянем в Исх.5,3, где написано: «Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути, принести жертву Господу».
Эти три дня пути, о которых мы здесь читаем, берут начало от Чермного моря, с момента гибели фараона. Поэтому читаем здесь о трёх днях пути в пустыне. Тут Бог дал им спасение, тут Бог дал им устав и право (закон).
А это именно то, о чём читаем в ст.25: «там Бог дал им устав и закон» и одновременно испытал их. Поэтому Христос был за нас три дня в смерти. А после своего воскресения Христос дал нам власть (право) быть чадами Божиими и дал нам устав Нового Завета.
Это был прообраз, который мы рассмотрели здесь в отношении народа Израиля у вод Мерры – горькой воды смерти. Если бы это событие завершилось по праву (по праведности), то у озера Мерры возникло бы огромное кладбище – пустыня скелетов.
Посредством прообраза – дерева в воде (Слово Божие) – Бог проявил милость. Бог спасает Израильтян через Своё Слово. А народ фараона Он уничтожил в воде. По этому поводу читаем в Ин.12,48 «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».
Фараон со своим войском погиб в водах Чермного моря. Вода Чермного моря – прообраз Слова Божиего. Своих возлюбленных Он спасает там, у воды горечи от смерти. А так как Господь Иисус всех нас любит (Ин.3,16), то Он хочет всех спасти через дерево Голгофского креста.
Это является святой Божией волей, 1Тим.2,4-5: «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».
И мы радуемся за каждую душу, которая со своими грехами приходит к Иисусу Христу и верит, что говорит Слово Божие.
Если ты, дорогой слушатель, в вере придёшь к Господу Иисусу и откровенно признаешь свои грехи (исповедуешься), то Он примет тебя в том состоянии, в котором ты находишься.
Так как горечь нашей смерти Он взял на Себя, так как воды Мерры Он выпил к смерти, Ин.18,11: «Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?».
Но так как в Нём не было греха, то Он снова воскрес. И если ты веришь в Него, в дерево Голгофского креста, в Кровь Иисуса, пролитую за тебя на этом кресте, то ты будешь в тот же час спасён, ибо, в 1Ин.1,9 написано: «Если исповедуем наши грехи, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
А также в 1Ин.7б «… и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». Аминь.