Испытание и искушение, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Испытание и искушение». Сегодня вторая часть. Мы находим Лота уже в самом Содоме, в котором через дух разврата этих исполинов возник мощный очаг беспредельной распущенности.Разгорелась настоящая эпидемия разврата. В прошлый раз мы остановились на Бытие, глава 19. Повторяю этот текст для связи: «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли».
Лот уговорил этих ангелов переночевать у него и угостил их ужином. А перед тем, как они собрались пойти спать, у дверей дома Лота собралось всё мужское население Содома с требованием, чтобы Лот выдал этих «мужчин».
Читаю в главе19, ст.4-11: «Ещё не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом 5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. 6 Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,
7 и сказал: братья мои, не делайте зла; 8 вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего. 9 Но они сказали: пойди сюда.
И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь. 10 Тогда мужи те простёрли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; 11 а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа».
Когда я читаю эту историю с Лотом и события о своеволии демонов в Быт.6, то сердце содрогается от ужаса, когда я подумаю о том, как это в действительности было. Поэтому Святой Дух не зря сообщает нам, что по поводу событий в Быт.6: «и восскорбел в сердце Своём» Бог.
Я знаю, что во многих странах мира, в том числе и в Германии сильно развито мужеложство, но о таком размахе, как в Содоме, чтобы «городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота», требуя от него чтобы он выдал этих двух мужчин: «выведи их к нам; мы познаем их».
В этом событии мы видим вершину разврата, видим силу искушения сатаны через этот дух. Но, так как эпидемия разврата ещё не распространилась в то время по всему миру, то Бог принял радикальные меры и истребил Содом и его окрестные города вместе со всеми их жителями.
И чтобы не дать снова произвольно разгореться этому пожару разврата, Бог принял, конечно, и более строгие меры по отношению к распущенности демонов. Особо непослушных стали запирать в бездну, чтобы использовать их во время суда Божиего гнева в день Господень.
Характерный пример искушения сатаной людей, но с разрешения Бога, мы видим в истории Иова. Бог допустил ввести Иова через сатану в испытание. О начале этого испытания, которое Бог разрешил сатане совершить над Иовом, мы читаем в Иов.2,1-7:
«Был день, когда пришли сыны Божии (это были световые ангелы) предстать пред Господа; между ними пришёл и сатана предстать пред Господа (из всех отпавших ангелов лишь сатана имеет ещё доступ к Богу).
2 И сказал Господь сатане: откуда ты пришёл? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошёл её. 3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твоё на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле:
человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе твёрд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. 4 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек всё, что есть у него;
5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя? 6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. 7 И отошёл сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его».
Но и в этом искушении Иов остался верным Богу и в конце искушения признаётся Ему, в Иов.42,1-7: «И отвечал Иов Господу и сказал: 2 знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твоё не может быть остановлено. 3 Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея?
— Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. 4 Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. 5 Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; 6 поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.
7 И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов».
Сатана всё забрал у Иова: всех детей и всё имущество. Но всеми своими искушениями сатане не удалось сломить его верность по отношению к Богу, поэтому Бог обильно вознаградил его, как читаем в главе 42, ст.10: «И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде».
Считаю уместным напомнить вам о том, что на нашем сайте имеется проповедь на тему «Иов – прообраз Господа Иисуса». А теперь на примере нескольких мест Писания посмотрим, как Израиль искушал своего Бога, то есть Господа Иисуса.
За основу возьмём сообщение в Чис.14,20-23, где по поводу отказа Израиля войти в обетованную землю Ханаана Господь Иисус говорит, читаю этот текст: «И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему; 21 но жив Я, и славы Господней полна вся земля:
22 все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, 23 не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят её».
Как видим, к моменту высказывания Иисусом этих слов Израиль искушал Иисуса уже десять раз! Но в действительности за время сорокалетнего странствования Израиля в пустыне он искушал Господа Иисуса более десяти раз! В других проповедях я подробно рассматривал эти случаи, поэтому было бы слишком утомительно рассматривать их снова.
Приведу лишь несколько характерных примеров. Обратимся, прежде всего, к Исх.17,3-7: «И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши? 4 Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? ещё немного, и побьют меня камнями.
5 И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; 6 вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из неё вода, и будет пить народ.
И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. 7 И нарёк месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?».
В скале мы символично видим Иисуса, а в ударе жезлом по скале – Его смерть на Голгофском кресте. Сообщение о том, что Господь Иисус сопровождает Израиль днём в облачном столпе, а ночью – в огненном столпе, мы читаем уже в Исх.13,21.
Но Израильтяне искушают Господа говоря: «есть ли Господь среди нас, или нет?». В этом мы видим абсолютное неверие Израиля, поэтому Господь Иисус со Своей стороны тоже искушал Свой народ посредством отсутствия воды, чтобы проверить его веру.
Пока я размышлял о том, какой ещё пример привести по вопросу искушения Израилем Бога, Господь Иисус обратил моё внимание на Пс.77. В нём псалмописец довольно подробно описал чудеса, которые Господь Иисус сотворил перед глазами Своего народа, чтобы укрепить его веру и, как, тем не менее, Израиль постоянно продолжал искушать своего Бога.
Немного громоздко, но я зачитаю основную часть этого Псалма, начиная со стиха 12: «Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан: 13 разделил море, и провёл их чрез него, и поставил воды стеною; 14 и днём вёл их облаком, а во всю ночь светом огня;
15 рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны; 16 из скалы извёл потоки, и воды потекли, как реки. 17 Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне: 18 искушали Бога в сердце своём, требуя пищи по душе своей (как читаем в Чис.11, ст.15 и 33),
19 и говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» 20 Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?» 21 Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля
22 за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его. 23 Он повелел облакам свыше и отверз двери неба, 24 и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. 25 Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.
26 Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею 27 и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых: 28 поверг их среди стана их, около жилищ их, — 29 и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им. 30 Но ещё не прошла прихоть их, ещё пища была в устах их,
31 гнев Божий пришёл на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил. 32 При всём этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его. 33 И погубил дни их в суете и лета их в смятении. 34 Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,
35 и вспоминали, что Бог — их прибежище, и Бог Всевышний — Избавитель их, 36 и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним; 37 сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его. 38 Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:
39 Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается. 40 Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой! 41 и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева, 42 не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения,
43 когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; Ст. 52 и повёл народ Свой, как овец, и вёл их, как стадо, пустынею; 53 вёл их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море;
54 и привёл их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его; 55 прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их. 56 Но они ещё искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли;
57 отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук; 58 огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его. 59 Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля; 60 отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;
61 и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага, 62 и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Своё. 63 Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен; 64 священники его падали от меча, и вдовы его не плакали. 65 Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побеждённый вином,
66 и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их; 67 и отверг шатёр Иосифов и колена Ефремова не избрал, 68 а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил. 69 И устроил, как небо, святилище Своё и, как землю, утвердил его навек,
70 и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих 71 и от доящих привёл его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Своё, Израиля. 72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их».
Псалмописец раскрыл в этом Псалме неверие и лицемерие Израильского народа, исходившие из их сердец, что постоянно проявлялось в их искушении Господа Иисуса. В противоположность этому он показал верность Господа Иисуса по отношению к Израилю.
А в стихах 67-72 он дал нам и Израилю очень ценное пророческое сообщение, которое указывает на конечную цель Господа Иисуса, на Мессию Израиля, Который должен спасти Свой народ. В заключение искушения Израилем своего Бога приведу ещё из Псалма 94 стихи 8-11:
«не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, 9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Моё. 10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, 11 и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой».
Поскольку Божий народ Израиль постоянно искушал своего Бога, Иегову, то Святой Дух предупреждает детей Божиих, чтобы мы не искушали нашего Господа Иисуса, нашего Спасителя,
1Кор.10,7-12: «Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них (о Израильтянах), о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. 8 Не станем блудодействовать (с чужими богами), как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. 10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. 11 Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. 12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть».
* А теперь приведу два характерных случая, в которых мы видим, что и Господь Иисус по Своему усмотрению искушает людей. Обратимся, прежде всего, к тому событию, когда Давид без надобности, без Божиего повеления дал Иоаву задание исчислить Израиля.
В выше рассмотренных местах Писания мы рассмотрели искушение Израилем своего Бога на всём сорокалетнем пути странствования в пустыне и в обетованной земле Ханаана. В очередной раз, когда Господь Иисус хотел наказать Израиль за его согрешения, то Он возбудил сердце Давида, то есть искушал его совершить исчисление Израиля.
Об этом читаем во 2Цар.24,1-15: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду. 2 И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нём: пройди по всем коленам Израилевым от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа.
3 И сказал Иоав царю: Господь Бог твой да умножит столько народа, сколько есть, и ещё во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела? (даже Иоав был в недоумении от такого мероприятия Давида) 4 Но слово царя Иоаву и военачальникам превозмогло; и пошёл Иоав с военачальниками от царя считать народ Израильский.
8 и обошли всю землю и пришли чрез девять месяцев и двадцать дней в Иерусалим. 9 И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч. 10 И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ (Господь мгновенно открыл Давиду глаза на совершённый грех).
И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я. 11 Когда Давид встал на другой день утром, то было слово Господа к Гаду пророку, прозорливцу Давида: 12 пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три наказания предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою.
13 И пришёл Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей? теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня.
14 И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. 15 И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек».
Как видим, за то, что Давид раскаялся в совершённом грехе, Господь Иисус помиловал его, и, как было Господом решено, Он наказал Свой народ: 70000 человек умерло из народа, от Дана до Вирсавии. И далее читаем в ст.16: «И простёр Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина».
О следующем случае искушения Господом Иисусом людей мы читаем во Втор.13. По своему содержанию и важности, это очень интересная и поучительная глава! В этой главе мы читаем о трёх случаях призыва. К чему там призывают люди? В стихе 6:
«Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоём, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: «пойдём и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои«».
Следующий случай мы читаем в ст.12-13: «Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, даёт тебе для жительства, что появились в нём нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдём и будем служить богам иным, которых вы не знали«».
Но самое главное, что Господь Иисус желает нам в этой главе сказать, мы читаем в стихах 1-5: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, 2 и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдём вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им«,
— 3 то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;
4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; 5 а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога».
Как этого пророка, так и в двух других случаях, призывавших: «пойдём вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», следовало предать смерти, чтобы дух идолопоклонства не распространялся как эпидемия среди Израиля.
Особое внимание обращаю на тот факт, что в случае с ложным пророком Господь Иисус искушает Свой народ, «чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей», то есть проявят ли Израильтяне действительно такое послушание и богобоязнь и сделают именно так, как повелевает им Господь Иисус в этой главе.
К вопросу по искушению Господом Иисусом людей можно также отнести сообщение в Исх.15,23,27: «Пришли в Мерру (горечь)- и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра. 24 И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?
25 Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. 26 И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его,
и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навёл Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой. 27 И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах».
Горькая вода Мерры символично указывает на горечь закона. Дерево, на которое Бог указал Моисею, символично указывает на Голгофский крест, где Господь Иисус ценой Своей крови дал нам благодать: сделал эту воду сладкой, что указывает на благодать, сущность которой мы выше отметили: блаженство, наслаждение, упоение, миловидность.
А в ст.27 мы видим ещё одно пророчество. Елим является второй остановкой Израиля после выхода из Египта. Здесь мы видим 12 источников воды! По одному источнику для каждого колена! Что мы ещё видим? 70 финиковых дерев! Число 70 означает завершение. В Елиме мы видим райский уголок в пустыне!
Всё это пророчески указывает на 1000 летнее мирное Царство, что является конечной целью Господа Иисуса для Своего народа Израиля на этой земле. Там Господь Иисус приведёт Израиль к завершению в соответствии со Своим планом спасения людей.
В Мерре Господь Иисус искушал Израиль горькой водой этого источника, чтобы испытать его в самом начале пути, ведущего в обетованную землю Ханаана, потому что Господь Иисус знал о всех ропотах и недовольстве Израиля на этом пути.
Эти строгие мероприятия в отношении идолопоклонства Израиля Господь Иисус вынужден был совершать, потому что все Израильтяне были обременены египетскими идолами до мозгов костей. Поэтому, при их выводе из Египта, они наотрез отказались отвергнуть этих идолов, Иез.20,7-9:
«и сказал им: отвергните каждый мерзости от очей ваших и не оскверняйте себя идолами Египетскими: Я Господь Бог ваш. 8 Но они возмутились против Меня и не хотели слушать Меня; никто не отверг мерзостей от очей своих и не оставил идолов Египетских.
И Я сказал: изолью на них гнев Мой, истощу на них ярость Мою среди земли Египетской. 9 Но Я поступил ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами, среди которых находились они и перед глазами которых Я открыл Себя им, чтобы вывести их из земли Египетской».
Вследствие этой крайней обременённости идолами Израиль постоянно искушал Господа Иисуса в пустыне, в обетованной земле Ханаана и до сегодняшнего дня искушает.
На этом месте хочу вам сказать, что и многие дети Божии страдают в настоящее время от наследственной обременённости. Поэтому над этим следует серьезно задуматься, и при желании иметь больше Божиих благословений, предпринять с Божией помощью радикальное очищение, которое Господь Иисус предлагает нам в 1Ин.3,3: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист».
Но и Иакову – то есть, евреи без Бога, – Господь предлагает, наконец, очиститься от чужих богов и следовать за Иеговой и признать Его своим Мессией, как читаем в Быт.35,2: «И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши», то есть измените хождение ваше!
Пророческое слово по вопросу очищения Израиля мы читаем в Ис.52,8-11: «Голос сторожей твоих — они возвысили голос, и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион. 9 Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим.
10 Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего. 11 Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.