Сущность Бога, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Сущность Бога». Сегодня вторая часть. В первой части мы остановились на тексте из Флп.2,5, который гласит: «Ибо в вас должно быть то же мышление, какое и во Христе Иисусе».Мы должны точно так мыслить, как и Иисус мыслил. А Его мышление содержит в себе: кротость, смирение и т.д. Ниже мы к этому вернёмся. Мы можем совершенно ясно сказать: чтобы иметь мышление Иисуса, следует иметь фундамент, которому предшествует познание мышления Иисуса.
Каждый из нас знает, что мы все 24 часа в сутки являемся прямо такими «кроткими» и «смиренными», что дальше некуда. Если ты веришь, что ты кроток, то мы сделаем тебе испытание на кротость. Мы начнём с маленького пальца на правой ноге. Ты попытаешься взять себя в руки, но когда-нибудь… Ведь мы все ходим в плоти!
Но вопрос заключается не в том, чтобы мы носили ярлык, на котором написано: «я должен быть кротким и смиренным». Но многие дети Божии придерживаются этого. Они имеют тысячи заповедей, что имеют право и чего не имеют право делать. Но и таким путём они не могут продвинуться в вере ни на один шаг.
Потому что у них недостаёт честности и откровенности. Им недостаёт существа Господа Иисуса. Поэтому сказано в Рим.8,29: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями».
Я не хочу никого задевать и обидеть, если дети Божии так благочестиво молятся. Скажу только: да ниспошлёт им Господь Иисус милость, чтобы они становились похожими или равными Ему. Это неверно, если верующие молятся о том, чтобы быть подобными образу Иисуса, потому что в Рим.8,29 мы ясно прочитали, что они уже до основания мира «предопределены быть подобными образу Сына…». Бог уже каждому это дал, точно так обстоит дело и в вопросе любви. Любовь излита в наши сердца уже при покаянии, как читаем
Рим.5,5 «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».
А Святой Дух дан нам, как читаем в Еф.1,13, в момент покаяния: «В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатаны обещанным Святым Духом».
«Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам», излилась как море, поэтому у нас нет необходимости просить Господа Иисуса о таких вещах, которые нам уже даны, но должны Его благодарить, что дело обстоит именно так. Это абсолютно всё равно. И от этого ничего не зависит и не изменится: чувствуешь ли ты, или ты видишь это.
Решающим является тот факт, что ты в это веришь. Мы «предопределены быть подобными образу Сына Божиего». А теперь возникает вопрос: что именно нашло своё выражение в этом образе? Здесь речь идёт не о картинах мира сего.
Напоминаю вам о том, что апостол Павел писал Галатам в гл. 3,1 «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?».
Павел сделал не так, чтобы Галаты слушали это в страхе, ибо они знали Слово Божие, что оно было в любви сказано. Нужда деятельности проповедников заключается в том, что они думают: «как я могу это ещё так сказать, чтобы отдельные верующие всё поняли.
Мы предопределены к тому, чтобы быть подобными образу Сына Божиего. Как же обстоит дело с этим образом? Либо Бог против нас, либо мы против Бога. Одно должно быть преобразовано в другое. Но мы знаем, что Бог неизменяем, как читаем в Евр.1,12: «и как одежду свернёшь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся».
Или же в Евр.13,8: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».
А поскольку Бог не меняется, то нам поможет только одно: мы должны быть преобразованы. И преобразованы должны быть не в нашей внешности, но в нашем существе. Слово Божие должно в нас быть видимым. Основой для этого является не педагогика, но, чтобы люди слышали то, о чём уже десять раз было сказано.
Основой является Слово Божие. И здесь мы находимся в ответственности, чтобы Слово Божие воспринимать. Совершенно ясно, что это не зависит от Господа Иисуса, ни от Его Слова, если существо Иисуса в нас так мало распознаётся. Это от нас зависит. Об этом апостол Павел пишет в 1Кор.3,1-3:
«И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. 2 Я питал вас молоком, а не твёрдою пищею, ибо вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах, 3 потому что вы ещё плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?»
На основании плотского мышления мы никогда не сможем познать существо Иисуса. Я думаю, что это должно быть всем ясно. Поэтому плотские верующие на протяжении всей своей жизни не расстаются с бутылкой молока. Я слышал, что в Швейцарии существует такая поговорка: «молоко ободряет уставших людей».
Но я должен сказать, что какао усыпляет меня. Если мы пожизненно будем получать духовное молоко, то это ерунда. Поэтому немцы и говорят: «rede doch kein Käse», что значит: «не говори ерунду». А слово «Käse» означает сыр. А мы в Германии знаем, что хорошие сорта сыра имеют в себе не только содержание, но и зияющие отверстия.
Такие верующие, которые всю свою жизнь ходят с молочной бутылкой, пусты, несовершеннолетние, потому что им не говорили о Слове Божием. Они пусты, потому что в них отсутствует резонанс, отсутствует отклик, и не имеется в наличии понимания.
Слабый пример мы имеем на основании человеческого обращения в этом мире: мы знаем людей, если и сами не являемся таковыми, которые как крупный рогатый скот туда-сюда топают по этой земле. Они ничего не делают, потому что видят только себя. Они не замечают: опечален ли кто, радуется ли кто, и назревает где-то конфликт. Они действительно ничего не замечают.
Часто такие примеры встречаются и в Церкви Иисуса. Есть такие верующие, которые много говорят, но не замечают, что то, о чём они говорят, неуместно! Они этого не замечают! Они судят обо всём лично из себя, из своей плоти. Если они находят себя важными, то для них безразлично, смотрят ли и другие на них точно так.
Мнение других является для них ерундой. Они любят говорить и поучать, поэтому говорят: «без наставников в этом мире не пойдёт». Они видят себя призванными для этого, как читаем в 1Кор.4,15: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием».
Они не замечают, что Господь Иисус желает к ним говорить. В таком поведении мы видим состояние Лаодикии из Отк.3,20: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».
Но они не слышат стук Иисуса, потому что они видят себя такими важными. Они не слышат, потому что сами очень любят говорить. По этому поводу читаем в Евр.11,5: «Верою Енох переселён был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу».
Да, они стали инертными, стали ленивыми, и не стремятся к тому, чтобы угодить Господу Иисусу. Именно на это состояние указывает Слово Божие в Отк.3,20 и в Евр.11,5. О таких христианах мы читаем также в Евр.5,12: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твёрдая пища».
Это такие верующие, которые слишком мало занимаются в Слове Божием. Следовательно, для того, чтобы Слово Божие воспринимать, с нашей стороны требуется духовное мышление. А чтобы мы слышали, что Господь Иисус нам говорит, наша плоть должна умереть. В этом мы видим духовность.
Одним предложением эту истину можно следующим образом выразить: если мы Духу позволим нас научать, то это будет духовно; а если мы плоти позволим нас научать, то это будет по-плотски. Результат этого различного обучения мы видим в жизни людей. Познанием является не тот факт, если я учился в библейской школе.
Нет! нет! Познания я буду иметь, если я учился в библейской школе и воспринял кое-что духовно. Моим желанием является, чтобы своим духовным излучением Церковь Иисуса далеко превосходила библейскую школу. Но в последнее время перед пришествием Иисуса эти вопросы, к сожалению, в негативном смысле уравнялись.
Здесь речь идёт не о нашем знании, но речь идёт о том, чтобы не по букве понимать, а о понимании существа Иисуса. «Можешь ли ты … исследовать существо Всемогущего?». Апостол Павел был таким человеком, который основательно исследовал и излагал Слово Божие.
И дети Божии должны по примеру Павла основательно исследовать Слово Божие, но не на основании плотского желания или стремления, а по той причине, чтобы понять Божии глубины. По этому вопросу апостол Павел пишет очень метко и откровенно в Флп.3,7-8:
«Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою. Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа».
Выделяю и подчёркиваю главную мысль этого текста: «ради превосходства познания Христа Иисуса…», а затем в стихе10 дальше читаем: «чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его».
Следовательно, речь идёт не только о познании, но и о преобразовании нашего существа в существо Иисуса, в главе 3, ст.11 дальше читаем: «чтобы каким-то образом я мог достигнуть воскресения мёртвых».
Мы можем, конечно, как апостол Павел сказать: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь (гонюсь за Ним), не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (стих 12). Такое свидетельство доходит до границ данных нам Богом в плоти, чтобы достичь познаваемое о Боге. А в Еф.3,8 Павел пишет: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово».
А теперь хочу вам откровенно сказать и всех вас спросить: как мы можем благовествовать о чём-то неисследимом? Это – очень величественное, священное задание, чтобы благовествовать о чём-то неисследимом. Но при этом я должен вам сказать, дорогие братья и сёстры, что каждое Слово Божие, о котором мы благовествуем, мы должны брать за основу,
чтобы спросить: «что Ты, дорогой Господь Иисус, желаешь этим ещё сказать?». Что означает сообщение в Ис.55,11: «так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне (пустым!) тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его».
Слово Божие не является пустым (или тщетным), потому что Слово Божие есть Дух. Слово Божие сообщает не только и не просто факты, но сообщает нам, или даёт нам возможность ознакомиться с существом Иисуса.
В опасении или с риском быть непонятым я всё же скажу: Святой Дух показывает в Слове Божием такие вещи, если в Библии даже буквально так не написано, которые, тем не менее, находятся в полном согласии со Словом Божиим.
К примеру, Слово Божие говорит: «…Бог есть любовь» (1Ин.4,8), но это является собственным опытом, как Он меня любит. В противном случае мы должны бы иметь особую книгу, в которой записано, как Он каждого из нас любит. Мирские люди имеют очень много ценных книг.
Но когда мы начнём этими книгами заниматься, то заметим, что означает, что Святой Дух наставит вас на всякую истину. Но не в содержание этих мирских книг, а в Слове Божием, как читаем в Ин.16,13: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».
Богатство Христово неисследимо по той причине, что для этого нам, прежде всего, не хватит времени нашей жизни, а во-вторых, водительства жизни веры, чтобы эти бесконечные глубины достичь. Поэтому мы можем поставить себе вопрос, как читаем в 1Кор.2,16: «Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог наставлять (судить) его? А мы имеем ум Христов».
Это очень интересный вопрос: «кто познал ум Господень, чтобы мог наставлять Его?». А во второй части этого стиха читаем: «А мы имеем ум Христов».
Или как ещё в 1Кор.2,10 читаем о Святом Духе: «…ибо Дух всё проницает, и глубины Божии».
К этой глубине относится также Его существо. Эту тему «Существо Бога» я избрал с целью, потому что знание существа Иисуса сегодня постоянно уменьшается в Его Церкви. Церковь Иисус становится всё более похожей на Лаодикийскую церковь, как о ней читаем в Отк.3,15: «…ты ни холоден, ни горяч», но она стала такая, как мы не желаем пить тёплое кофе, то есть – тёплой.
Но чтобы носить в себе существо Иисуса, необходимо его сначала познать. Ибо всё то, что Он говорит, Он говорит не для того, чтобы давать нам различные сообщения, но чтобы нас сделать соучастниками Своего существа. Да ниспошлёт Господь Иисус нам для этого милость. Продолжаем рассмотрение Божиего существа, поэтому напоминаю вам содержание нашего главного текста из книги Иова, гл.7,11: «Можешь ли ты постичь глубины Божии, или исследовать существо Всемогущего?».
Из выше приведённых мест Писания мы с вами поняли, что можем постичь существо Всемогущего, потому что Он Сам открылся нам, Сам сообщает для этого всё необходимое о Себе. А теперь из того, что Бог нам о Себе сообщает, мы с вами желаем кое-что, практически услышать. Слово Божие представляет нам Бога как единого, как читаем в Еф.4,6: «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас»,
или во всем нам знакомом месте Писания в 1Тим.2,5: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».
Приведу также одно место из Ветхого Завета. Даже у одного пророка Исаии мы встречаем выражение в Ис.45,5: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня». Смотрите также: Ис.45,6.14.18.21.22; 46,9.
Все эти стихи сообщают нам о том, что выражение «един» указывает не только на определённое число, хотя и это имеет своё значение, но указывают нам на тот факт, что Бог является единственным в Своём роде. Существует только один Бог! И этот единый Бог является исключительным Богом. Нет другого Бога, как Он о Себе сообщает.
Это что-то такое, о чём религиозный мир не хочет слышать. Религиозный мир желает иметь выбор между различными богами, что стало просто эпидемией в настоящее время. Люди мира сего признают различные божества.
Даже в христианском мире можно слышать такие утверждения: «да, ведь это тот же бог. Исламисты называют его только другим именем». Но в приведённых местах Писания мы этого не находим.
В лице Бога мы имеем единого Бога, как в отношении числа, так и в отношении единственности в своём роде, в своём святом положении. Наряду с выше приведёнными местами у пророка Исаия мы читаем в отношении этого вопроса также во Втор.6,4: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть».
В сноске Эльберфельдерской Библии мы читаем уточнение по отношению этого стиха, которое гласит: «один и единственный Тот, Которому подобает имя Иегова». Этот стих указывает особенно на единственное в своём роде положение Бога. Ибо Иеговой может лишь тот быть назван, Который стоит над всем или во главе всего.
Что Бог является единым, мы видим также в том, что мы только у Него можем в молитве просить, что только от Него можем получить водительство на Его путях, потому что это единственное число является исключительным. Мы не можем подчинять различные вещи Богу и кому-нибудь другому. Это не пойдёт: либо эти вещи мы будем подчинять Богу, либо кому-нибудь другому.
Библия говорит, что в противоположность единого Бога существует много других богов, как читаем в 1Кор.8,5-6: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — 6 но у нас один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё, и мы Им».
Обозначение этих идолов «богами», о которых апостол Павел говорит в данном тексте, вовсе не значит, что эти боги могут сравниться с единым Богом, но это значит, что люди считают их богами. В этом мы видим большую разницу.
Мы с вами знаем, что апостол Павел, будучи в Малой Азии, оказался в такой ситуации, когда о нём сказали, как написано в Д.Ап.28,5-6: «Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. 6 Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мёртвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог».
И вы легко можете стать богом или богами: для этого вы должны только «пищу» богов есть и вы будете уже на пути к этому. Люди очень легко могут достичь такого положения. Но это ещё далеко не значит, что богов можно сравнить с единым Богом. Это совершенно другой уровень или другая область, с которой мы имеем дело в этом вопросе.
Всех богов, которые не являются единым Богом, всех богов кроме Иеговы, следует причислить, следует отнести к категории «идолы». Нет разницы в том, являются ли эти идолы богами таких народов, которые на основании своей религии имеют много богов, или же эти отдельные божества являются богами монотеистических религий.
Но так как на основании этих богов соответствующие народы служат не единому, живому Богу, то это абсолютно всё равно: всё это есть идолопоклонство. По этому поводу апостол Павел говорит в 1Кор.8,5. Из-за важности я повторю этот стих: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много».
Эти идолы носят титул «богов», их так называют. А точнее мы можем сказать: их ошибочным образом так называют. К таким людям относятся также ошибочно называемые «свидетели Иеговы». Они тоже имеют своих богов. В отношении этого вопроса читаем в Исх.18,11: «ныне узнал я (говорит Иофор), что Иегова больше всех богов, в том самом, чем они в своём высокомерии превозносились, Он был над ними (Египтянами)».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.