Сущность Бога, часть четвёртая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Сущность Бога». Сегодня четвёртая часть. В третьей части мы закончили на том, что через падение человека в грех сатана ограничил человека на земное. Это совершенно ясно. Ведь сатана имел цель вырвать человека из общения с Богом, чтобы он больше не знал, больше не узнавал Бога. С этой целью он ограничил человека на земное. Мы можем также сказать: через грех сатана урезал человека.И только через веру мы можем эти духовные понятия снова охватить, а, следовательно, и познать. Об этом Господь Иисус говорит Своим ученикам в сравнении с тем, что ещё предстоит. В Мтф.24,6-8 читаем: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец: 7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8 всё же это — начало болезней».
Жаль, конечно, что многие дети Божии имеют в вопросе вечности много хлопот. Некоторые из них представляют себе в отношении вечности многие вещи. Они рисуют себе райские колодцы, уютные и укромные лесочки, жемчужные источники, цветочные луга и всё возможное. Они говорят: «вечность – это идеальный, нетронутый или девственный мир».
Затем они говорят: «и что я буду вечно там делать?». И мне этот вопрос уже задавали. К сожалению, есть такие дети Божии, которым сегодня уже на земле скучно. Почему они имеют такие мысли? Это совершенно ясно, потому что они не занимаются Словом Божиим.
Они не имеют представления, потому что для этого они имеют слишком мало понятия, что означает вечность. Ведь вечность не является, как читаем во 2Пет.3,4: «и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остаётся так же».
Повторяю: ведь вечность не является, как читаем во 2Пет.3,4 «от начала творения, всё остаётся так же».
Это же не вечность, но Слово Божие говорит во 2Кор.3,18: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».
Отсюда происходит одно дальнейшее свойство существа нашего Бога, о чём Слово Божие нам здесь сообщает. А именно, что Бог неизменчив, как читаем у Иак.1,17: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены».
У нашего небесного Отца «нет изменения и ни тени перемены!».
Это – очень важное высказывание Слова Божиего. Это значит, что существо Бога не изменяется, что существо Бога никогда не изменяется. Мормоны, это такая секта, имеют затемнение бездны в квадрате, поэтому они говорят: «все существа развиваются вверх, и что внутренность претерпевает изменение». Нет! Существо Бога не изменяется, в Нём нет «ни тени перемены». В отношении вопроса неизменяемости Бог говорит о Себе также в Мал.3,6 «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь».
Бог не изменяется. Поэтому из этой истины вытекает, как читаем во второй части этого стиха: «посему вы, сыны Иакова, не уничтожились».
Бог не желает один раз одно сказать, а в следующий раз другое. Иначе Он должен бы изменяться. Тогда и основа, на которой Он что-то сказал, должна бы изменяться. Не так ли? Такое непостоянство мы можем только у людей видеть: сегодня шеф одно сказал, а завтра он приходит в цех и говорит совершенно другое, потому что положение фирмы изменилось.
Точно так ведут себя и наши знакомые. Когда им напомнишь о их обещании, то они говорят: «о, знаешь ли, я всё это ещё раз обдумал и… «es tut mir leid», что значит: мне очень жаль. Это говорит о том, что эти люди говорили не задумываясь.
То, что они вчера говорили, вообще никакой роли не играет. Сегодня есть сегодня, а завтра есть завтра, а послезавтра есть послезавтра. В этой постоянной изменчивости мы видим существо врага. Эти изменчивые люди говорят: нужно приспосабливаться! Конечно, сатана очень хотел бы, чтобы дети Божии приспосабливались к этой лжи, к этой изменчивости.
Бог не изменяется, Он неизменяем. Мы постоянно можем знать, что встречаем одного и того же Бога. Его свойство и Его существо не изменяются. Если Он меня вчера любил, то будет меня любить завтра и послезавтра. Не так ли? Это тоже что-то такое, что дети Божии трудно усваивают. В один день дети Божии благодарят Господа Иисуса за то, что Он их любит, а в следующий день они говорят: «Господь Иисус не любит меня больше».
Но почему? «Потому что я согрешил». Дааа! Это очень интересно. Тогда я говорю таким детям Божиим: «знаешь ли, я тоже согрешил!». Он отвечает: «да ну!». Тогда я ему говорю: «я сообщу тебе одну тайну. Я согрешил семь раз по семьдесят!». Тогда люди больше не знают, что и говорить дальше.
Тогда они говорят: «знаешь ли, Господь Иисус, тем не менее, любит меня». А почему? Потому что Бог не изменяется. Если бы Он один день нас любил, а после того, как мы согрешим, а грешим мы очень часто, Он перестал бы нас любить, то это значило бы, что Он должен постоянно изменяться.
Но Бог не изменяется и остаётся постоянным в Своём существе, поэтому все мы постоянно встречаем того же Бога. Поэтому повторю выше упомянутый стих из Евр.13,8: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».
Подчёркиваю в этом стихе и ставлю перед вашими глазами выражение: «Тот же». Здесь не сказано: «Он делает то же самое». Тот факт, что Господь Иисус умер на Голгофском кресте, Он один раз совершил, и этого достаточно! Это действие Иисус не повторяет каждый день. Мистики спекулируют и содержанием этого стиха.
Они говорят: «так как Иисус Христос вчера и сегодня Тот же, поэтому Он и сегодня совершает те же чудеса, как тогда». Это является одним из стандартных аргументов, который мистики применяют. Но этот аргумент имеем совсем маленький изъян. Эти мистики смешивают выражения: «Иисус Христос… Тот же» и «Он делает то же самое».
По этому поводу я могу вам сообщить одну тайну: я и завтра буду Романом Рейнгардтом, но делать буду не то же самое, что сегодня. В противном случае, если бы я постоянно говорил вам одну и ту же проповедь, то вы не получали бы постоянно новую духовную пищу. В этом заключается разница, которую мы видим также у Бога.
Его пути с людьми являются прогрессирующими, Он продвигается с людьми вперёд; Его пути с людьми – увеличивают или умножают Его славу, ведут от начала к концу, являются целенаправленными, но Господь Иисус не изменятся в Своём существе.
Мы можем сказать: Он является единственным, Который не изменяется, и не нуждается в изменении, потому что Его существо совершенно и неизменяющееся. Этот факт подтверждает и Слово Божие в Евр.1,12: «и как одежду свернёшь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся».
А в сноске в Ельберфелдерской Библии читаем примерно так: «вечно неизменяющийся»… и лета Твои не кончатся».
Три понятия, которые мы до этого момента рассмотрели, тесно связаны между собой:
1. Он является единым Богом,
2. Он является вечным Богом,
3. Он является неизменяющимся Богом.
Кроме Него нет другого. Этого славного Бога мы можем знать. Вы можете быть уверенными, если вы встретите Его, то найдёте Его в Своём существе постоянным. Он не изменяется. Мы могли бы также иначе сказать: Слово Божие выражает эту мысль иначе, а именно во 2Тим.2,13: «если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может».
В противном случае, Он должен бы отречься от Своего существа, соответственно изменяться, если бы Он не оставался Себе верным, что Он, однако не делает. Поэтому Он является нашей скалой, которая не колеблется, в которой мы имеем вечную прочность, как написано в Ис.26,4: «Уповайте на Иегову вовеки, ибо Иегова есть скала вечности»
Продолжим рассмотрение нашей темы согласно Иов.11,7: «Можешь ли ты постичь глубины Божии, или исследовать существо Всемогущего?».
Итак, на основании выше рассмотренных мест Писания, мы видели, что имеем единого Бога, вечного Бога и неизменяющегося Бога. Ну а то, что изменяется, мы видим в том, что Бог нам открыл, или как Он открылся нам, как читаем в Евр.1,1: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне».
Следовательно, в Слове Божием мы находим идущее вперёд откровение Бога. Мы можем сказать: мы имеем откровение Того же Бога, неизменяющегося, вечного, единого Бога, но в Слове Божием мы получаем постепенно, шаг за шагом более глубокий взор; Бог открывается нам шаг за шагом. В соответствии с этим возрастает и наше познание о Боге. Теперь мы можем точно различать.
Ветхозаветники никогда не имели такие познания или откровения Бога, как мы их имеем сегодня. Хотя Соломон уже тогда познал, как читаем в 3Цар.8,27: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил».
Мы знаем, что в Ветхом Завете Святой Дух ещё не был излит. Мы радуемся и гордимся верою Авраама и берём его себе в пример. Однако примем во внимание тот факт, что он не имел ещё Святого Духа. Учитывая этот факт, мы намного легче должны бы иметь веру Авраама, потому что в этом нам помогает Святой Дух!
Я действительно не знаю, что имеют дети Божии. Мы смотрим на Авраама, но мы имеем больше чем Авраам! Вы когда-нибудь это уже заметили? Бог показывает Себя, или открывает Себя всё больше. И познания в каждом отдельном Божием дитяти всё возрастают. Посредством чего?
Через наставление Святым Духом. Поэтому и здесь имеем увеличение познания Бога в том смысле, как, например, сказано у пророка Даниила, чтобы слова, которые он слышал, на определённое время запечатал. Читаю, Дан.12,4: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают её, и умножится ведение»».
Я думаю, что мы должны расти в наших познаниях и на основании толкования темы «Существо Бога». При завершении этой темы мы должны больше иметь, чем в начале. Я с уверенностью могу сказать, что это не моя воля, но это является Божией волей. Я думаю, что все вы заходите в наш сайт с целью больше познать, чем вы до этого знали; вы заходите в наш сайт в надежде, что Господь Иисус будет говорить к вашим сердцам.
Это ожидание имеет основу, потому что Бог желает, чтобы мы росли в познании. Вы можете не молиться о том, чтобы Господь Иисус этого желал, но откройте просто ваши сердца и скажите, как в своё время говорил Самуил в 1Цар.3,10: «И пришёл Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, Господи, ибо слышит раб Твой».
Поэтому прошу вас, послушайте, что Господь Иисус желает вам сказать. Итак, мы дальше заглянем в существо Бога. Если мы рассмотрели с вами вчера единого Бога, то сегодня мы должны что-то о Триединстве сказать. Ибо это что-то такое, что нам, как людям, не так-то легко даётся для понимания. Не так ли?
С одной стороны мы имеем единого Бога, а с другой стороны мы имеем Триединого Бога. Мы, конечно, все знаем, что Бог является Триединым. Это встречается также в церковных свидетельствах веры.
Но я наберусь сегодня, можно сказать смелости, поговорить об этом, потому что и сам за время моей жизни веры мало проповедей слышал о Триединстве, хотя эта тема является существенным элементом учения о Боге. Это является существенной частью существа Бога.
Из Слова Божиего мы познаём, что с точки зрения Триединства Бог не открывался сразу, не открывался в один раз. В Быт.1,1 не написано: «В начале Триединый Бог: Отец, Сын и Святой Дух сотворил землю», хотя это предложение абсолютно соответствовало бы истине. Мы могли бы также видеть, что Бог первично сотворил землю через Сына, как читаем в Евр.1,2: «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».
Всё это могло бы в Быт.1,1 быть написано, ибо так всё и свершилось. Но в Быт.1,1 Бог ещё не открылся таким образом. Мы ещё вернёмся к этому. Хотя Бог был, есть и останется Триединым, потому что существо Бога не изменяется (Иак.1,17), но Он показал нам Себя таким только постепенно, только шаг за шагом. Поэтому постоянно следует подчёркивать, что Бог всегда был или состоял из Отца, Сына и Святого Духа, ибо эти Трое, можно сказать, являются полным Богом. И в этом нет изменения, так как в существе Бога нет изменения.
Это является основным принципом. Это значит, что на основании возрастающего откровения Бога мы не можем делать заключение об изменении. Этого мы не можем. И это основное положение мы будем применять при исследовании Писания: на основании возрастающего откровения Бога мы не можем делать заключение о Его изменении. Это было бы ложное заключение.
Как показывает Себя Господь Иисус нам? В какой мере? Здесь мы должны сказать: в той мере, в какой мы можем Его познать. Ветхозаветники спросили бы: «что, собственно, с Сыном, какое место Он имеет у нас?» В Ветхом Завете мы имели многих пророков, в которых мы видели прообраз Сына Божиего.
Но не так точно, не такое окончательное Его появление, потому что первичное и главное дело Сына содержит в себе Голгофский крест. На основании этого мы переходим к Сыну. Этим самым мы можем Его совершенно иначе познать. Писание говорит в Ин.1,1: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
А если в этой главе пойдём на один стих дальше, то познаём, что в Этом Слове мы видим Сына, «Оно было в начале у Бога», гласит стих два.
Следовательно, в этом стихе мы имеем ссылку или указание на то обстоятельство, что Сын является вечным. Да, Он всегда был таким. Он и Сам говорит в Ин.8,58: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели Авраам стал (появился), Я есмь».
Следовательно, Авраам стал, то есть появился, а Сын Божий – есмь. Мы можем сказать: Он есть всегда. Он есть для каждого периода времени. И во всем нам знакомом стихе Писания мы читаем в Ин.3,16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Многие дети Божии вопросительным взглядом смотрят в этом стихе на слово «Единородный», так как слово рождение в нашей разговорной области и в области опыта жизни означает возникновение новой жизни. Поэтому здесь возникает вопрос: что имеет ввиду Слово в этом тексте, если оно говорит о «Единородном»? О единородном мы говорим в нашей жизни совершенно в другой взаимосвязи.
Поэтому мы здесь познаём, что наше понимание языка часто помехой стоит на нашем пути. А то, что мы имеем в наших Библиях, является всего лишь переводом. Мы должны с вами знать, что это очень трудно перевести что-то на другой язык.
Это просто невозможно сделать дословно. Кто в интернете уже пытался с помощью известной программы что-то перевести, тот знает, что переводится каждое слово. Поэтому получается просто бессмыслица. Перевод получается совершенно непонятным. Возможно, это ещё пойдёт, если вы хотите какой-то кухонный рецепт перевести.
Но дело не пойдёт, если это должен быть текст взаимосвязи в Слове Божием. Следовательно, переводы Библий – это не такое простое дело. Я верю, что и переводчики Ельберфелдерской Библии приложили очень много старания, чтобы найти надлежащее слово, которое существует. Это же невозможно, чтобы создавать новое образование слов, чтобы что-то выразить.
Но иногда это было бы уместно. В соответствии с основным текстом в отношении слова «Единородный» здесь можно бы сказать: «единственно рождённый» или «единственный в своём роде». Пояснение говорит по этому поводу, что ударение лежит здесь не на слове «рождён», а лежит на выражении «единственный в своём роде».
Следовательно, слово «Единородный» указывает не на рождение, но с точки зрения его важности указывает на «единственность в своём роде». В свою очередь это обстоятельство выражает тот факт, что «единственный Бог» в «единственности своего рода» имеет единственного Сына, но не многих.
При этом дети Божии часто запинаются ещё в отношении слова Сын и говорят: «но ведь сын является дитём. Дитё возникло. Отец и сын в общем выражают возрастное различие. И я скажу, что это различие составляет минимум 16-17 лет. Но у Бога это не так. Бог не имеет начала и не имеет конца, как читаем в Евр.7,3: «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда».
Наш Бог является единственным в Своём роде. И этот Сын является Сыном Его любви, как читаем в Кол.1,13: «избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего».
Ниже я кое-что скажу в отношении существа любви. Итак, Сын Его любви существует вечно, что следует из Евр.7,3. На основании этого мы знаем места Писания, в которых Святой Дух сообщает нам о зачатии Сына. А теперь заостряю ваше внимание на том факте, что в этих местах Писания речь идёт о пришествии Сына в плоти на землю и Его зачатии через Святого Духа в Марии.
В результате этого зачатия Иисус не стал Сыном, Он всегда был Сыном, но в совершенно определённом отрезке времени Он пришёл в плоть, или открылся в плоти. Именно так мы читаем в Евр.1,5: «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И ещё: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?».
Этот стих указывает на пришествие Сына в плоти и не является доказательством, так называемого, Его зачатия в вечности и всевозможных других кривотолков. Такие утверждения показывают только непонимание этого вопроса тех, которые так рассуждают. Поэтому таких людей можно было бы считать более мудрыми, если бы они молчали. В Прт.12,18 читаем: «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует».
Понимаем ли мы это? Но на этом мы сегодня закончим, продолжим в следующий раз.