Сущность Бога, часть шестая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Сущность Бога». Сегодня шестая часть. В пятой части мы закончили на 1Ин.3,1-2. Для связи повторю эти стихи: 1Ин.3,1-2 «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. 2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем.Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».Но мы, как дети Божии, можем и должны заглянуть и можем охватить, что в духе делается. Апостол Павел говорит, что нам не безызвестны умыслы сатаны, 2Кор.2,11: «чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы».
В чём заключаются умыслы врага? Они являются духом! Имеем ли мы с этой стороны взор в душевный и духовный мир? Дорогие братья и сёстры, я вас очень прошу принять это к сведению во всей трезвости Слова Божиего. Я знаю, что некоторые люди хотели бы с оккультной стороны намного больше сказать. Но это не наша тема. Мы придерживаемся к тому, что говорит Слово Божие. А Слово Божие говорит: «должны поклоняться в духе и истине».
И если ты скажешь: «как я это сделаю?», то, естественно, что это будет практическая сторона этого вопроса. Дети Божии постоянно спрашивают: «как я это сделаю?». В ответ на такой вопрос я должен сказать: «делать» является, в конечном счёте, нашей плотской способностью.
Приведу такой пример. Я иду в хозяйственный магазин и покупаю себе плитки. По моему заданию специалист по укладке плиток укладывает их в назначенном месте моего дома. Ко мне приходит в гости специалист по укладке плиток и говорит: «видно, что это не совсем профессионально сделано, потому что эта плитка куплена в том-то магазине». Они всегда спрашивают: «как я это делаю, и как я то делаю?».
Но духовную жизнь не делают, а живут! Как живут? Через веру. Возьмите Библию, склонитесь перед Господом Иисусом и скажите: «в духе и истине я склоняюсь теперь перед Тобой! Учи меня!». Тогда вы должны знать, что не останетесь без благословения. Но при этом крепко придерживайтесь к Слову Божиему.
Эти действия не имеют ничего общего с музыкой, но имеют дело с тем, что написано в Слове Божием. Придерживайтесь только истине! Таковыми являются Божии пути, по которым каждый может идти. Слово Божие говорит во 2Кор.4,18: «когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно».
На основании высказывания в этом стихе возникает снова вопрос: «как можно смотреть на что-то невидимое, что мы не видим? Я приведу вас в безлунную и облачную ночь в определённое место и спрошу вас: «что вы видите?» Вы скажете: «ничего!». По человечески в таких случаях говорят: «вы ничего не видите».
Но мы в тёмную ночь не выходим на улицу, чтобы ничего не видеть. В таком случае люди без телевизора были бы бесконечно счастливыми, ибо на основании того, что они ничего не видят могли бы стать счастливыми. И это мы можем только со стороны духа, с духовной стороны охватить через веру.
Ибо согласно Евр11,1: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». В отношении слова «уверенность» можно также сказать: «восприятие» или «бессомненное познание» вещей, которые мы не видим. Это является осуществлением ожидаемого, это является верой. Однако в вопросе, что мы «должны поклоняться в духе и истине» нам следует придти, наконец, к заключению.
Я думаю вы уже поняли, что «поклонение в духе» имеет дело с общением духа. «Поклонение в духе» является общением духа. Дух может только с духом иметь общение. Но мы с вами знаем также такое явление, когда дух входит в общение с плотью, о чём Слово Божие нам сообщает в Быт.6,1-2: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии (демоны) увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал».
Это общение духа с плотью повлекло за собой со стороны Бога потоп. Бог не имеет общения с плотью, потому что плоть для Бога совершенно непригодна, ни для какой цели. Поэтому наша плоть будет выброшена. Но когда дело до этого дойдёт, то это не будет нас ни огорчать, ни беспокоить, потому что в этот момент мы, как дети Божии, будем находиться в другом месте.
Мы будем на небесах с Господом Иисусом. Мы не хотим, конечно, обнажиться, но быть «переодетыми», как и апостол Павел страстно этого желал. 2Кор.5,4: «Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься (обнажиться), но облечься (переодеться), чтобы смертное поглощено было жизнью.
В слове «облечься» в этом стихе следует понимать: перейти из плотского состояния в духовное при восхищении Церкви Иисуса, поэтому вернее было бы сказать: «переоблечься». Знаете ли, Святой Дух не желает постоянно только говорить в наших сердцах. Но мы должны с Ним также иметь общение. По этому поводу мы читаем в Флп.2,1: «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность».
Кое-что об общении в духе с живым Богом мы находим также в Ин.17,21: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня».
Вы это поняли? Отец в Сыне – едины, и Сын в Отце – едины! Я думаю, что эти высказывания для вас понятны. Но теперь следует менее понятное выражение: «так и они да будут в Нас едино». Это значит, чтобы и ученики были едино с Отцом и Сыном. Это не относится к вечности. Кое-кто может, конечно, сказать: «да, когда мы будем в вечности с Господом Иисусом, тогда тело Иисуса, Его Церковь будет объединена с главой, с Иисусом.
Тогда мы будем с Ним едино». Нет! нет! и ещё раз нет! Ведь в нашем тексте сказано: «да уверует мир…». Мир не обязан верить, потому что мы будем восхищены. Собственно, это должно быть ясно. Это является сегодня свидетельством перед миром, если дети Божии едины с небесным Отцом и с Его Сыном.
Этот факт осуществляется через рождение свыше. При этом Отец, Сын и Святой Дух поселяются в наших сердцах. Об этом мы читаем в Ин.14,23: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим».
А теперь возникает очень важный вопрос: в какой степени поддерживается это общение. Я думаю, что и в Лаодикийском собрании было несколько возрождённых свыше, но мы не можем говорить об осуществлении общения в духе этого собрания с Господом Иисусом. Это была их проблема.
Я прочитаю из Ин.17 ещё один стих, чтобы Господь Иисус мог нас и дальше благословлять, когда мы имеем с Ним общение в Слове, Ин.17,24: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира».
Мы можем, конечно, сказать: это что-то такое, что исполнится. Мы будем видеть Господа Иисуса лицом к лицу. Но если Слово Божие говорит, что «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», то и здесь можем сказать: потому что в духе мы уже являемся едино с Богом.
А теперь мы можем точнее выразиться: мы являемся едино с Триединым Богом, так как согласно Ин.14,23 Отец и Сын устроили в наших сердцах жилище при нашем покаянии, а согласно 1Кор.6,19 в нас живёт и Святой Дух: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?».
Поэтому на основании общения со Святым Духом, и на основании того факта, что Святой Дух наставляет нас на всякую истину, мы можем уже сегодня заглядывать в славу Триединого Бога. Поэтому повторяю вопрос нашего главного текста: «Можешь ли ты постичь глубины Божии?».
Да! Мы уже сегодня можем с нашим Господом Иисусом, с нашим Спасителем, с этим живым Богом быть едины в духе, примирившись с Ним посредством крови Иисуса, рождённые свыше для живой надежды, объединённые в Его тело и, как читаем в Еф.2,6, «… и посадил на небесах во Христе Иисусе».
И что мы на небесах будем воспринимать? Ничего земного, ничего преходящего, а только вечное, славное, величину и существо нашего Бога. Продолжим рассмотрение темы «Существо Бога», поэтому обратимся теперь к Пс.114,5, где читаем: «Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш».
Обращаю ваше внимание на сообщение в этом стихе, что наш Бог милосерд. И если в Слове Божием мы имеем такое сообщение, то это является сообщением о генеральном существе Бога: Бог милосерд! Так как мы выше видели, что вечность является одной чертой существа Бога, то мы имеем дело с вечным Богом. Его существо не претерпевает никакого изменения, так как Бог является вечным Богом. Но Бог является и милосердым. Моисей, великий пророк Ветхого Завета, говорил с Богом и сказал Ему в Исх.33,18: «… покажи мне славу Твою».
Этим самым Моисей не проявил примитивное любопытство, как по-человечески можно было бы подумать, но это было его глубочайшим желанием или потребностью постичь существо Всемогущего в соответствии с нашим главным текстом в Иов.11,7. Моисей хотел видеть Божию славу. Но в то время просьба Моисея не могла быть исполнена именно так, как он пожелал, но Бог ответил ему.
Об этом мы читаем в Исх.34,6: «И прошёл Иегова пред лицем его и возгласил: Иегова, Иегова, Бог, милосердый и милостивый, медленный ко гневу и велик в доброте и истине». Таким образом, показал Себя Господь Иисус Моисею. Он прошёл пред лицем его и возгласил: «Иегова, Иегова, Бог, милосердый и милостивый, медленный ко гневу и велик в доброте и истине».
А теперь зададим себе вопрос: каким образом показал Себя Бог Моисею? Это откровение Бога произошло в славе. Ведь Моисей просил в Исх.33,18 «покажи мне славу Твою». И эта слава была Моисею показана, ибо Бог открылся ему в Своём существе: в милосердии, доброте и истине. Вы скажете: это не имеет ничего общего с Божией славой?
Это должно проходить легко, свято и в ангельски клерикальном благоговейном настроении». Так это представляет себе человек. Но я вам скажу: нет! нет! это не так! Во-первых, человек в плоти не может видеть Бога. И Моисею Бог сказал об этом в Исх33,20: «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.
Можем ли мы на основании этого сообщения сказать, что Бог ущемил в чём-то Моисея? Нет, Он показал Себя Моисею в Своём существе. Меньше ли это, чем видеть, уступает ли это видению? Я скажу: нет, но мы должны научиться видеть в духе. Речь здесь идёт о духовном видении, и мы хотим научиться, что это означает, что Бог милосердый, что двигает Его сердцем.
Бог – милосердый. Эти два слова являются сообщением Слова Божиего. Но Слово есть дух, и оно открывает здесь существо Бога, Его милосердие. Мы можем встретить Этого милосердого Бога и воспринять или охватить Его.
Именно здесь недостаточно просто знать или слышать. Поэтому мы можем пригласить, как Филипп Нафанаила, В Ин.1,46 читаем: «Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри!». Есть разница между тем, если мы просто рассказываем о Иисусе или скажем: «пойди и посмотри!».
Огромная разница существует между тем, если мы рассказываем людям что-нибудь о Господе Иисусе, если мы расскажем им Евангелие, или если мы их пригласим: «пойдёмте и посмотрите!». Если они при этом лично познают Господа Иисуса, если они войдут в общение с живым Богом, если они в духе свяжутся с Голгофским крестом, то в этом мы будем видеть исполнение этого выражения: «пойди и посмотри».
То же самое мы имеем в нашей жизни веры: недостаточно того, чтобы знать и слышать. Бог показал и сообщил нам своё существо, чтобы мы в духе связались с ним. Моисей имел откровение Божией славы, которая заключается в том, что «Бог, милосердый и милостивый, медленный ко гневу и велик в доброте и истине».
Где мы видим существо этого милосердия? Ведь в Ветхом Завете сказано, что Бог требует глаз за глаз и зуб за зуб, Исх.21,24: «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу».
В противоположность этому мы в Новом Завете читаем, что Бог снисходителен с грешником. Это мы часто можем слышать в собрании. И если существо Бога является милосердием, то Он всегда милосерд: до и после творения, в Ветхом и в Новом Завете, а также в вечности. Бог никогда не изменяется. Если мы это не можем вобрать в наши мозги, то это наши проблемы, потому что мы часто сами стоим у себя на пути, а к тому же ещё и у Господа Иисуса.
Обратимся по этому поводу к падению сатаны. Для этого рассмотри три ступени его падения. Где мы можем в низвержении и падении сатаны видеть милосердие Бога? Едва ли было бы лучше, если бы Бог позволил сатане делать, что он хотел; и если бы Бог ему сказал: «хотя то, что ты делаешь неправильно, но Я тренируюсь в терпении».
Это было бы именно то, что люди понимают как милосердие. Является ли милосердием тот факт, если я вижу как люди маршируют прямиком в бездну, и я ничего им не говорю? Является ли это милосердием? Нет, конечно!
1. Слово Божие сообщает нам, как сатана отражал высокомерные мысли. Греховные мысли имеют своё начало внутри каждого. Библия говорит, что каждый обольщается собственной похотью, как читаем в Иак.1,14: «но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью».
Хотя Бог ничего сатане не говорил, но Он всё видел. Бог сатане ничего не говорил, потому что помазанному херувиму было время дано, чтобы тот познал и увидел свою неправедность. Ведь для этого он имел Божий свет.
2. Это не значит, что при первой греховной мысли Бог тотчас низверг его с небес, но по этому поводу мы читаем в:
Иез.28,16 «От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней».
«От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил…» или как читаем в стихе 18 этой главы: «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои…».
После этого Бог предпринял меры, чтобы пресечь, чтобы положить конец прогрессирующему отпадению в невидимом мире. Поэтому мы можем сказать, что ограничение прогрессирующего возрастания греха является милосердием!
3. Бог мог провести на небесах большую акцию чистки, но Он этого не сделал, потому что Он милосердый.
а) Бог так поступил, чтобы не отпавшим, верным ангелам показать, что может натворить грех. Для них это является постоянным предупреждением, потому что это событие постоянно стоит перед их глазами.
б) Людям Бог хотел оставить возможность принятия свободного решения. На месте Бога мы бы иначе поступили: мы не дали бы человеку возможность согрешения, он не пришёл бы даже к идее согрешения. Но это не является манерой или способом действий Бога, ибо общение с Богом должно быть добровольным.
Мы останемся с этим случаем или примером, что человек пал в грех. Бог проявил милосердие и принял меры. В чём?
1. Во-первых, Бог предусмотрительно преградил человеку доступ к дереву жизни и к бессмертию, чтобы человек не вкусил плоды с дерева жизни и вечно жил в грехах. Бог поставил человеку границы, об этом читаем в Быт.3,22: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».
2. Во-вторых, Бог сделал человеку одежду из овчины и покрыл их наготу, в которой мы символично видим греховность человека, Быт.3,21: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды из овчины и одел их».
Для этого должны были умереть животные. Бог пролил кровь животных и этим показал человеку Своё желание прощать грехи.
3. Бог дал человеку обетование об Искупителе, в Быт.3,15 читаем: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её (Иисусом); оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».
В этих действиях Бога мы видим Его милосердие по отношению к людям. Ибо всё перечисленное в этих трёх пунктах совершалось в перспективе на Голгофу. Голгофа не является последствием и ответом на согрешение человека, что Бог мог бы сказать: «ну да ладно, с потопом было неудачно, с Израилем тоже получилась осечка, поэтому нам нужна Голгофа».
Нет! нет! нет! дорогие мои, дело в отношении Голгофы было уже твёрдо решено до появления всевозможных творений. Голгофа была славным откровением милосердия Бога по отношению к людям! Ибо, что сделал Бог с нами, то есть с людьми? Он Сам отдал Себя, пожертвовал Собою и дал нам Свою кровь, чтобы омыть нас от наших грехов.
Быть может для некоторых детей Божиих Голгофа стала само собой разумеющимся делом? Но я должен вам напомнить, что Голгофа не является изобретением человека, но она является чем-то славным и показывает нам, что Бог пошёл такими путями, чтобы дать людям возможность получить прощение своих грехов.
Мы должны Бога за это благодарить, всё больше, потому что это защищает не только от колебаний, но открывает также взор для славы Господа Иисуса, Мтф.9,13 «пойдите, научитесь, что значит: милосердия хочу, а не жертвы? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию».
«Пойдите и научитесь». Чему следует научиться? Что Бог милосердия хочет, а не жертвы. Было ли это целью Бога в Ветхом Завете, иметь как можно больше жертв? Нет! нет! Он учредил эти жертвы по закону, чтобы кровью животных покрыть грехи до тех пор, пока не появится «лучшая кровь», которая имела силу и власть, чтобы убрать грехи, чтобы прощать эти грехи.
Но Бог хочет милосердия, а не жертв, потому что милосердие уже содержалось в существе закона. Милосердый Бог даёт закон, чтобы показать, что такое грех: закон является сливом, можно сказать сливным краном Божиего милосердия. Закон не был дан, чтобы грехи убрать, но чтобы каждому грешнику показать, что он нуждается в Господе Иисусе.
По этому поводу в Рим. гл.7 написано, что закон дан для того, чтобы приводить к Голгофе. В ст.4 этой главы читаем: «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу».
Когда мы читаем Псалмы, то познаём, что Давид всё это абсолютно знал. Если закон говорит: «глаз за глаз» и «зуб за зуб», то он желает лишь показать, на что способен грех. Но Бог милосерд. Поэтому и читаем в Мтф.9,13: «научитесь!». Почему? Мы с вами выучили, что Бог милосерд, но другим мы часто говорим: «Бог накажет тебя!».
Этим самым даже дети Божии иногда угрожают другим верующим Божиим наказанием. Тогда меня спрашивают: «разрешено ли это?» Но было бы лучше, если бы все те дети Божии, которые задают такой вопрос, спрашивали бы Господа Иисуса: разрешает ли Он им так угрожать. А мы можем по этому вопросу лишь сказать: «научитесь, что значит: милосердия хочу, а не жертвы?»
Все наказания, которые мы заслужили на основании наших грехов, нёс Господь Иисус вместо нас на Голгофском кресте. Поэтому каждая законность, является отрицанием Божиего милосердия. Поэтому мы должны научиться, что Бог милосерд, милосерд по отношению ко всему Своему Творению, как Слово Божие говорит в Пс.144,9: «Добр Иегова ко всем, и милосердие Его на всех делах Его».
Вернёмся ещё раз к Мтф.9,13, где читаем: милосердия хочу, а не жертвы?»
Но интересен тот факт, что это выражение мы находим в Писании три раза: один раз у пророка Ос.6,6 и два раза в Евангелии от Матфея. В Мтф.9,13 и Мтф.12,7.
Мтф.12,7: «если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
Ос.6,6: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.