Сущность Бога, часть пятнадцатая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Сущность Бога». Сегодня 15-я часть. В 14-ой части мы коротко рассмотрели первый пункт из 1Пет.5,2-3. А сейчас пойдём дальше и рассмотрим второй пункт:2. Далее в этом тексте сказано: «не для гнусной корысти, но из усердия». В Церкви Иисуса имеется много тунеядцев, которые живут за счёт других и извлекают из этого выгоду, наживаются. Но мы с вами знаем, что апостол Павел жил совершенно иначе.
Об этом читаем в 1Фес.2,7-9: «мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. 9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днём работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие».
Тунеядцы в собраниях, это такие верующие, которые, если что-то и делают, то делают это с той целью, чтобы кем-то или чем-то быть. Делают для того, чтобы они могли сказать: «я являюсь тем, у которого спрашивают совета». Такие верующие совершают служение не добровольно и не охотно, но ради корысти.
3. Третье предостережение в нашем тексте гласит: «не господствуя над наследием Божиим».
Если кто-то что-то делает, чтобы предстать в выгодном свете, чтобы пользоваться авторитетом, тогда на этом основании осуществляется господство над другими. Тогда вылазят наружу такие вещи, которые угнетают других. К примеру, эти люди позволяют себе сказать: «если ты это не сделаешь, то Господь Иисус накажет тебя или…».
Такие предложения Господь Иисус запретил нам произносить. Кто из верующих говорит такие вещи, тот должен ответить за это перед Господом Иисусом. А если кто-то говорит: «я имею право тебе это сказать», то это направлено против Слова Божиего.
Пастыри собраний должны быть примером стаду. Каким примером?? – это является вопросом! Не примером как человек! Человек имеет свои примеры, своих кумиров, своих идолов. Однако, откуда появилось выражение «идол»?
В глобальном смысле – в идолах мы видим различных богов язычников. А поклоняющиеся не живому Богу, а этим мёртвым богам, называются идолопоклонниками.
А теперь спрашиваем: где мы видим истинные примеры? Это люди, которые так ходят в сущности Господа Иисуса, что их хождению можно подражать. Не самим людям следует подражать, но Господу Иисусу, Которого отображает этот человек. Именно это мы имеем у апостола Павла в 1Кор.11,1: «Будьте подражателями мне, как я Христу».
И если подражать апостолу Павлу, как он подражал Христу, тогда в хождении таких детей Божиих всё в порядке. Если у другого пастыря в этом вопросе не всё в порядке, если он не подражает Христу, то это плохо, тогда мы не можем брать его в пример, не можем ему подражать. Такие пастыри сами имеют недостатки, потому что у них недостаёт понимания.
О таких пастырях мы читаем в Ис.56,11: «И это псы, жадные душёю, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть».
Поэтому я выразительно предостерегаю всех вас от таких пастырей, которые преследуют собственные цели. Мы признаём только таких пастырей, которые преследуют цели Иисуса. Таковыми должны быть пути верующих, в которых мы видим примеры для подражания.
Апостол Павел говорит по этому вопросу в 1Кор.4,1: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих».
Это действительно, и относится также ко всем детям Божиим. А где это понимание отсутствует, то дети Божии будут точно так далеко удалены от истины, как читаем в 1Кор.4,15: «Ибо, хотя вы имели десять тысяч наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием».
И мы знаем много таких, которые выдают себя за наставников и позволяют себе грубо вмешиваться в жизнь других. Они могут спросить тебя: «где же ты сегодня был брат… такой-то? Я тебя видел!». Апостол Павел смирял Коринфян не посредством упрёков и бранью.
Он не говорил им: «кто из вас ел идоложертвенное, тот немедленно будет взят в собрании на воспитание, будет наказан». Я очень жалею, что многие дети Божии позволяют себе это. Это не говорит о духовности, но скорей всего это следует назвать вздором. Никто кроме Господа Иисуса не имеет право над нами господствовать.
Следующую проблему в Церкви Иисуса показывает нам Святой Дух в 1Кор.4,6: «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим».
В оригинальном тексте вместо слова «превозноситься» стоит слово «вздуваться» или «раздуваться». По смыслу это слово означает: пыжиться, чваниться или кичиться. Мы останемся при слове «раздуваться».
«И не раздувайтесь один перед другим». В тропиках есть такая рыба, которая при встрече с врагом надувает свой желудок водой или воздухом и принимает форму шара. Этим она создаёт противнику затруднения в проглатывании. Но, кто, несмотря на это, съест эту рыбу, тот умрёт, потому что она ядовита.
«Не принуждённо, но добровольн о (охотно) и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду…». Это является манерой нашего доброго Пастыря Господа Иисуса. Все, кто исполняет в собрании служение пастыря, должны своё служение исполнять по примеру Иисуса.
Ибо все дары, которые они до этого получили, они получили от Него. То, что они получили, должны хранить и применять в ответственности перед Иисусом. Тогда они будут управляющими Божиих тайн (1Кор.4,1). Тимофею, который исполнял много пастырских служений Господь Иисус говорит через Павла в 2Тим.1,14: «Храни добрый доверенный залог Духом Святым, живущим в нас».
Итак, сегодня мы слышали с вами кое-что о нашем добром Пастыре, Господе Иисусе. Слышали о том, где в настоящее время совершается Его служение пастырями в собраниях. Но Господь Иисус ведёт нас дальше.
Когда время благодати будет закончено, когда наступит момент восхищения Церкви, то Господь Иисус повелевающим гласом Архангела соберёт Свою Церковь, как читаем в 1Фес.4,16: «потому что Сам Господь при повелевающем гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде».
Но и тогда сущность Пастыря Иисуса не закончится, ибо тогда наступит брак Агнца с невестой, затем начнётся вечность Божией семьи и т.д. Мы постоянно можем и должны знать, что мы находимся у Господа Иисуса в безопасности, что Он является Великим Пастырем.
Он ведёт нас верно, и у Него нет ни в чём недостатка. Поэтому мы можем возложить на Него все наши заботы и бремя, 1Пет.5,7: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас».
В Послании Евреям по этому вопросу читаем следующее в гл.13,6: «так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?».
Ещё раз повторяю, что Господь Иисус желает нас дальше вести, и в соответствии с нашим главным текстом в книге Иов.11,7 показать ещё что-то о сущности Бога. Поэтому обратимся к Откровению и рассмотрим в главе 1 стих 8, где Господь Иисус говорит: «Я есмь Альфа и Омега, говорит Господь Бог, Который есть и был и грядёт, Вседержитель (Всемогущий)».
Здесь Святой Дух представляет нам Господа Иисуса Альфой и Омегой, Который есть и был и грядёт. В этом мы видим вечную сущность Бога, что мы выше уже рассматривали. Но здесь мы имеем ещё один новый аспект, поэтому прочтём ещё стих 17, где во второй части сказано:
«И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мёртвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний».
В Отк.21,6 и 22,13 мы читаем о том, что Он является «началом и концом», но в данном стихе Он показывает Себя «Первым и Последним». Так Он представляет Себя собранию в Смирне и говорит в Отк.2,8: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мёртв, и се, жив».
По этому поводу мы имеем ещё одно место Писания, которое так же гласит по содержанию в Ис.41,4: «Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я — Господь первый, и в последних — Я тот же».
Если мы этот стих рассмотрим, то заметим две различных точки зрения. Мы можем сказать: Бог является вечным Богом, Он не имеет ни начала, ни конца. Эту черту Его сущности мы уже рассматривали выше. И если с этой точки зрения рассмотрим эту черту (Первый и Последний), то она направлена, прежде всего, к Церкви Иисуса.
В этом отношении мы могли бы сказать: Церковь Иисуса имеет тоже начало. Тогда в наших заключениях мы могли бы сказать: «Бог находится тоже здесь, Он имеет тоже начало». Бог является Первым и Последним. Это значит, что во всех действиях инициатива исходит от Него. Он ведёт также всё к концу.
Интересен тот факт, что в Отк.22,13 эти два понятия совмещены в одном стихе, где Господь Иисус говорит Сам о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний».
Поэтому на основе Слова Божиего мы можем быть уверенными, что Бог приведёт всё к цели. И если бы кто-то или что-то другое являлось определяющим, тогда и не Господь Иисус приводил бы всё к цели. Не Господь Иисус определял бы конец.
Но к великому нашему счастью это не так. Лаодикийской церкви Господь Иисус представляется и говорит в Отк.3,14: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия».
У нас возникает логичный вопрос: «почему Господь Иисус так представляется Лаодикийской церкви?». Я написал бы другое вступление в Послании к этому собранию. Но Господь Иисус избрал именно это вступление: «Я начало создания Божия».
Мы можем сказать: Он стоит в начале, то есть впереди. И если Он стоит в начале, то разумеется, что Он стоит и в конце, потому что в соответствии с Евр.12,2 Бог является «начальником и завершителем». Читаю этот стих: «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрёгши посрамление, и воссел одесную престола Божия».
Нет основания, на которое Лаодикия могла бы ссылаться. Нет также познания, которое по сравнению с основой в Иисусе постоянно было бы готово помочь. Почему это так? Что имеется ввиду в основе Бога? Здесь можно изложить две вещи.
В Евр.1,2 мы читаем о том, что через Сына Бог веки или миры сотворил. Читаю этот стих: «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и миры (веки) сотворил».
Обращаю ваше внимание на тот факт, что здесь написано «миры». Это – множественное число! Ибо это касается не только этого мира, в котором мы находимся, но и всего Его Творения. Всё, что следовало сотворить, было сотворено через Господа Иисуса. Привожу простой пример. Когда Бог принял решение сотворить человека, то Он говорит в Быт.1,26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему,..»
Три аспекта:
«Сотворим» – множественное число!
«по образу нашему» – множественное число!
«по подобию нашему» – множественное число!
В этом смысле Господь Иисус является началом Божиего творения. Через Него всё сотворено, и сотворённые миры Он «держит всё словом силы Своей…», как читаем в Евр.1,3: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте».
Всё то, что сотворено через Господа Иисуса, имеет единственную цель, – приготовить Его тело! Чтобы приготовить тело Иисуса, нужно было новое творение, которое рождается при покаянии. В этом деле Господь Иисус является Началом Божиего творения, потому что в соответствии с 1Кор.15,47 Он является началом: «Первый человек — из земли, из пыли (перстный); второй человек — Господь с неба».
А согласно Кол.1,18 и 1Кор.15,20 Господь Иисус является также «первенцем из мёртвых» и «первенец из умерших». Читаю эти два места Писания.
Кол.1,18: «И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство».
1Кор.15,20: «Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших».
Господь Иисус является первым Человеком, Который пошёл этим путём. Мы, все дети Божии, последуем этим путём: как Его смерть не могла удержать от воскресения, так и нас. Через Господа Иисуса мы являемся в этом пункте началом Божиего творения, началом Божией семьи.
В соответствии с Д.Ап.3,15 Он является в этом деле «Начальником жизни», читаю этот стих: «а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мёртвых, чему мы свидетели». Мы, все дети Божии, являемся Его телом, и будем объединены с Ним, с нашим Главой. Мы вечно будем там, где находится Он, наш Господь Иисус, как читаем в Евр.2,10: «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого всё и от Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания».
Ради полноты и точности прочтём ещё в Евр.5,9: «и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного». Чтобы было понятней, скажу, что вместо слова «виновник» лучше поставить слово «инициатор» или «зачинщик».
Для нас, которых Он на основании Рим.8,29 избрал, Он стал «виновником спасения вечного», так как в соответствии с Евр.12,2 Он является «начальником и совершителем». Начальником, то есть пионером, считается тот, кто делает в каком-то деле первый шаг и идёт впереди других. Таков смысл этого слова.
Здесь ещё раз подтверждается то, о чём было сказано выше. Всё это даёт нам твёрдое основание во Христе Иисусе. И никто не может положить другого основания, как читаем в 1Кор.3,11: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос».
Следовательно, на основании всего рассмотренного следует вывод, что другого «виновника спасения вечного» или другого «инициатора спасения вечного» не может быть, потому что только в Иисусе заложено основание. И в отношении нас, в отношении нашего нового творения Он является началом Божиего творения. Всё покоится на основании Иисуса.
В Д.Ап.4,11 и в 1Пет.2,6 Святой Дух характеризует Иисуса «главою угла» и «камнем краеугольным». Читаю эти два места:
Д.Ап.4,11: «Он есть камень, пренебрежённый вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения».
1Пет.2,6: «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится».
Итак, что Бог начинает, где Он заложил основу, то Он и завершит или совершит. Если сказано, что Господь Иисус является «начальником и совершителем», то эти качества относятся к сущности Бога, ибо у Бога нет начала без завершения. У людей это часто встречается, но не у Бога.
Это очень важно, чтобы мы это держали перед нашими глазами. Вопрос заключается не в том, что Бог желает, но вопрос заключается в том, что Бог делает. Если Он что-то начинает, то Он это дело и завершает. Если Он дарит нам рождение свыше, то мы не потеряем и спасение.
Если Он строит Свою Церковь, то не даст ей изнемочь и умереть, потому что Он является совершителем. В Пс.137,8 написано: «Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй». Почему? Потому что Его обетования находятся в Нём.
У Бога мы не видим «да» и «нет», но только «да», как читаем во 2Кор.1,18-20: «Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет». 19 Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нём было «да», — 20 ибо все обетования Божии в Нём «да» и в Нём «аминь», — в славу Божию, через нас».
«Аминь» является заключением! Некоторые дети Божии говорят: «я имею так много обетований, и я благодарен, что они не все пришли в исполнение». Хотя скромность и является украшением, но это не подходит к Божиим обетованиям. Я тоже не могу сказать: «моё задание исполнено, если я закончу эту тему «Сущность Бога».
Для этого не было бы понимания. Нет, Господь Иисус желает все Свои обетования без остатка, без исключения привести к исполнению. И ни одно из Его обетований не останется неисполненным. Мудрый говорит в Прт.19,21: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только совет (определённое) Иеговы».
Отсюда мы познаём, что совет Бога не зависит от наших замыслов, не зависит от того, чтобы мы в наших мыслях могли охватить Божий совет. Мы удостоены чести быть соработниками Бога, как читаем в 1Кор.3,9: «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение».
Но если мы не работаем с Господом Иисусом, то для этого у Него есть ещё и другие. Это не является противоречием. Например, в Рим.8,30 мы имеем сообщение: «А кого Он предопределил, тех Он и призвал, а кого Он призвал, тех Он и оправдал; а кого Он оправдал, тех Он и прославил».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.