Очищение храма, часть седьмая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Очищение храма». Сегодня седьмая часть. В шестой части мы закончили на Еф.5,26, а именно на том, что в данном тексте мы имеем слово «очистив» в прошедшем времени, как уже свершившееся действие. А этот факт приводит нас к Посланию Рим.6,13, где читаем: «и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мёртвых, и члены ваши Богу в орудия праведности».И в этом стихе в оригинальном тексте читаем, что «вы раз и навсегда представили себя Богу». Греческая форма времени показывает «продолжающееся прошлое». Это значит, что действие свершилось и дальше продолжается!
Очищение «водой» является данным для нас очищением, и, тем не менее, оно и дальше продолжается. Процесс очищения водой Слова не является разовым, как при спасении, которое происходит один раз при покаянии через кровь Иисуса. Это очищение имеет своё начало.
Когда мы, как погибшие грешники входим в контакт с водой очищения, со Словом Божиим, чтобы могло последовать спасение и основательное очищение; и чтобы на основании этого общения с Его Словом могло непрерывно осуществляться в нас очищение. Поэтому мы любим общение со Словом нашего Господа Иисуса. Через Его Слово нам дано много действий, а вернее, дано много воздействий Господа Иисуса через Святого Духа.
Поэтому Святой Дух настоятельно приглашает всех нас войти в непрерывное общение со Словом Божиим. Господь Иисус желает, чтобы мы были в Его Слове дома, потому что посредством Своего говорения Он совершает в нас очищение. Тем более, потому, что в Церкви Иисуса осуществляется слишком мало очищения.
А причина этого заключается в том, что слишком мало проповедуется Слово именно по этому вопросу. Цель Господа Иисуса в нашей земной жизни заключается в том, чтобы посредством воды Слова постоянно осуществлять очищение по отношению каждого отдельного дитя Божиего, и постоянно изменять при следовании за Ним. Очень метко сказал по этому вопросу ученик Иисуса Иоанн в 1Ин.3,3: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист».
Это – желание нашего Господа Иисуса! А для успешного осуществления этого очищения Иисус дал нам совершенное руководство, Своё Слово. Поэтому любовь к общению с Его Словом, должна быть нашим главным желанием. Мы знаем, что враг всеми силами стремится к тому, чтобы нас удерживать от этого общения. А для этого у него имеется много возможностей.
Но общение со Словом дал нам Господь Иисус. Это общение осуществляет очищение, потому что именно для этого Господь Иисус дал нам его в нашей жизни. Таким образом, мы имеем здесь прообраз второго «очищения храма», которое мы сейчас рассматривали. И все мы хорошо сделаем, если станем любить общение с Его Словом в соответствии с Божией волей, так как оно осуществляет в нас очищение.
В предыдущих пяти частях данной проповеди мы рассмотрели с вами три способа очищения в Новом Завете: кровь, вода и вера и коротко отметили, как они связаны между собой.
Кровь Иисуса принесла нам прощение и избавила нас от суда. Теперь этот факт является предпосылкой для всякого общения с Господом Иисусом. Кто не имеет кровь Иисуса, кто не имеет Самого Иисуса в своём сердце, тот не может иметь с Ним общение, потому что он не получил спасение. Лишь через кровь Иисуса всем людям дана возможность иметь с Ним общение. Это общение мы можем с Ним лишь тогда иметь, если мы через кровь Иисуса, если мы через покаяние вошли с Иисусом в общение.
Поэтому через кровь Иисуса мы сделали первый шаг к очищению, как мы это видели на Голгофском кресте, что сначала Святой Дух упоминает кровь, а затем воду, как читаем в Ин.19,34: «но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода».
Итак, кровь Иисуса мы имеем для очищения от наших грехов.
И вода нам уже дана. По этому вопросу мы имеем важное место Писания, где читаем в Ин.15,3: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам».
«Слово» очищения дано нам: оно в совершенстве приготовлено Господом Иисусом.
Из этих двух истин (кровь и вода) вытекает третья сторона: вера, которая является прообразом послушания при следовании за Иисусом. От Него мы имеем веру, как спасающую веру, так и веру в повседневной жизни. И мы любим Его, потому что Он прежде нас полюбил, как читаем в 1Ин.4,19: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас».
Поскольку мы говорим о вере, следует ещё раз отметить, что всё, что мы не по вере совершаем, является для нас грехом, Рим.14,23: «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а всё, что не по вере, грех».
Мы любим Иисуса, потому что Он прежде нас возлюбил. В этом мы имеем основу нашего послушания веры. Все три вида очищения даны нам через Господа Иисуса. После рассмотрения этих трёх пунктов я обращаю ваше внимание ещё на два аспекта, от которых мы, при обычном чтении Библии, отклоняемся в сторону.
- В отношении нашей темы «Очищение храма» среди детей Божиих наблюдается различное понимание. Есть такие верующие, которые думают или даже утверждают, что очищение возможно лишь в том случает, если человек постоянно обслуживается специальным душепастором.
И если это невозможно, то и очищения не может быть. Кто придерживается такого понимания, должен познать, что очищение, как правило, является нечто большим, чем человеческое понимание о душепастырстве. Для этого следует понять, что сделал Господь Иисус с нами и для нас.
Для этого следует практически занять положение детей Божиих, а именно в той мере, сколько нам в этом вопросе уже дано. Следует принять приготовленный Господом Иисусом путь к очищению через кровь, воду и веру. В соответствии с этим очищением мы заметим в отношении нас трёхкратное благословение. Я прошу всех вас, воспринять это в духе, но не по-человечески. Господь Иисус желает дать всем нам в этом вопросе свет, чтобы принять всё познанное ещё глубже.
2. Хочу назвать также вторую сторону извращения в этом вопросе, чтобы предупредить ложь врага. После выше рассмотренного очищения некоторые дети Божии могут сказать: «если я всё это правильно понял и если я постараюсь…, то я в душепастырстве больше не нуждаюсь». Но мы должны научиться тому, что говорит нам Слово Божие.
О втором очищении храма мы читали в Мтф.12,12-13: «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 13 и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников».
А теперь из всех ранее рассмотренных трёх сообщений возьмём по одному стиху, которыми мы дальше будем заниматься. Первым из этих трёх мест возьмём Ин.2,16: «И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли».
Вторым местом возьмём Мтф.21,13: «и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников».
Евангелие от Марка 11,17 гласит почти так же, как и Мтф.21,13. Читаю этот стих: «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников».
Как в Мтф.21,13, так и в Мрк.11,17 мы имеем цитату из Ветхого Завета. Это значит, сразу две цитаты из Ветхого Завета в соответствующих двух стихах Нового Завета. Эти две цитаты взяты из Ис.56,7, где читаем: «Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моём доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моём, ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов».
Вторая цитата взята из Иер.7,11: «Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Моё? Вот, Я видел это, говорит Господь».
В Мтф.21,13 и в Мк.11,17 мы имеем эти цитаты дополненными, соответственно для новозаветного понимания. Да не подумает никто, что Господь Иисус неверно процитировал эти места Ветхого Завета, но Он дал нам суть этих стихов, дал нам возможность правильно понять эти места Писания. Какой смысл это имеет в Писании, если здесь говорится о «доме молитвы»?
Это не имеет ничего общего с материальными стройками, в которых верующие собираются, уединяются в тишине от мирских людей, чтобы в благоговении проводить часы молитвы. Что касается Ветхого Завета, то Иисус сказал следующее. Прочтём по этому вопросу в Исх.25,22: «там Я буду с тобой встречаться и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всём, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым».
На основании сообщения Слова Божиего мы видим в «доме молитвы» две вещи.
1. Обратим наш взор, прежде всего, на прообраз в Ветхом Завете: «там Я буду с тобой встречаться…». Это является общением! Какую цель имел при этом Господь Иисус? «И говорить с тобою…». То есть сообщать Моисею Своё Слово! Общение со Словом Господа Иисуса находится, в конечно счёте, в общении с личностью Иисуса.
В выражении «о всём, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым» мы видим потребность, видим великое желание Господа Иисуса, пребывать в общении со Своим народом Израилем.
- «Там Я буду с тобой… говорить… о всём». Это было возможно только в связи со служением в скинии собрания, со служением в жилище, в связи с кровью и водой. Мы видим, что материальное общение там было невозможным, так как общение с Богом возможно только в духе. Но при всём этом мы видим некоторые материальные проявления. Поэтому и мы имеем Господа Иисуса в нашей среде не материально.
Некоторые верующие думают: «если бы Господь Иисус был с нами, как тогда с учениками, а мы были бы детьми Божиими, то мы отличались бы от других». Общение в духе сделал Господь Иисус для нас доступным, но не в связи с материальным домом. Он сделал детей Божиих Божиим храмом, чтобы в них жили: Отец, Сын и Святой Дух, как читаем в 1Кор.3,16 и Ин.14,23. Повторяю содержание этих стихов.
1Кор.3,16: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?».
Ин.14,23: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим».
Каждое дитя Божие имеет теперь всю Святую Троицу постоянно в себе. Не временно, а постоянно! Поэтому мы пренебрегаем всяким материальным строением, не нуждаемся больше в каменных домах, ибо они не могу иметь какое-либо влияние или значение в духовном общении, потому что Иисус, Отец и Святой Дух сотворили в нас жилище. Это есть Божия сторона «дома молитвы».
Теперь возникает вопрос: что сделали Израильтяне после того, как восприняли слова Бога? Что предшествовало этому? Моисей дал им задание в отношении выполнения служения. Служение в котором они прославляли Бога, было материальным. Таким образом, это служение было тогда угодным Богу. Это было плотское служение в материальном строении. А мы имеем духовное служение в духовном строении.
По этому вопросу Новый Завет называет нам три вещи, которые указывают на духовный храм: Церковь Иисуса, поместное собрание и каждое отдельное дитя Божие. Поэтому мы не можем сказать: «я останусь сам по себе, ведь я так или иначе связан со всемирным религиозным объединением».
Но это несовместимо! Мы имеем это духовное служение до тех пор, пока живём в теле плоти. Об этом мы читаем в 1Кор.6,20: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».
Писание не говорило бы об этом, если бы это было невозможно. Наше служение в «доме молитвы» является служением прославляющим Бога, если оно следует таким образом, как Господь Иисус нам его дал: кровь, вода и вера. Тогда мы служим Ему тем, как сказано в Слове, чтобы в нашей любви мы должным образом прославили Бога. Всё это нам дано, чтобы через Господа Иисуса последовало одновременно и очищение храма.
Коротко рассмотрим эти три места Слова Господа Иисуса.
1. «Дома Отца Моего не делайте домом торговли!».
Это является указанием или даже предупреждением. В отношении чего? Это является предупреждением в отношении того, во что может превратиться молитвенный дом. Молитвенный дом это, или же это дом торговли? В этом заключается вопрос.
Что происходит в доме торговли? Там ведут торговлю: либо покупают материал за деньги, либо материал меняют на материал. Каждый ищет и выбирает себе то, что ему нравится. Там торгуют, и каждый стремится достичь высшего выигрыша. Когда мы слышим такое описание, то говорим: «это не дом молитвы, ибо он имел бы другую функцию.
В молитвенном доме небесный Отец желает с нами говорить». Мы воспринимаем Его Слово и служим Ему. В небесном святилище вели уже однажды торговлю, как читаем у пророка Иез.28,16: «От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней».
А затем в стихе 18 читаем: «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрёт тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя».
Это был бывший помазанный херувим, теперешний сатана, и эта неправедная торговля стала причиной его падения. Никто не может мне сказать, что молитвенный дом в духе нельзя превратить в дом торговли, и что не последует очищение храма.
Поэтому в обращении Иисуса следует требование: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли!». Мы получили от Господа Иисуса духовное строение, чтобы совершать в нём духовные вещи.
2. Обратимся по этому вопросу к следующему месту Писания, Мтф.21,13: «и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников».
В этом стихе мы видим далеко идущее высказывание с двумя ветхозаветными цитатами: «дом Мой домом молитвы наречётся», говорит здесь живой Бог. Это точно так, потому что Он создал это духовное строение. Мы находимся в этом возвышенном положении, как оно выше описано, ибо мы является Божиим жилищем в духе Еф.2,22: «на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом».
Этот духовный храм называется домом молитвы, потому что Бог на длительное время и неизменно сделал его Своим жилищем. Там, где живой Бог сделал Себе жилище, не бывает изменения, не бывает отступления независимо от того, как ведёт себя каждое отдельное дитя Божие.
В цитате, которую встречаем в Мк.11,17, мы читаем славное расширение, которое соответствует Ветхому Завету: «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов? а вы сделали его пещерой (вертепом) разбойников».
Выделяю и подчёркиваю эту мысль Иисуса: «дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов?».
Это является для всех нас, для всех детей Божиих основанием, чтобы мы бесконечно благодарили нашего Господа Иисуса за то, что все нации, то есть язычники имеют доступ к Богу, Еф.2,18: «потому что через Него и те и другие (Евреи и язычники) имеем доступ к Отцу, в одном Духе».
Это относится теперь не только к Божиему народу Израилю, но также и всем язычникам без исключения открыт доступ к Богу. Каждый может приходить таким, какой он есть. Это больше не относится к материальному храму в Иерусалиме, но к духовному строению, о котором мы сейчас говорим: для всех народов и наций».
3. В следующей цитате Господа Иисуса, которая взята из Иер.7,11, больше не ставится вопрос, но высказывается установление или констатация, что Израиль сделал из этого храма. Некоторые верующие вслух думают: является ли Израиль после этого ещё Божиим народом? На основании такого поведения Израиля Божии обетования не изменились, конечно. Вследствие того, что Израиль отверг Иисуса как своего Мессию, спасение стало доступным язычникам.
Тогда в ком мы видим в Мк.11,17 этих «разбойников»? Обратимся по этому поводу к Ис.21,2, где читаем: «Грозное видение показано мне: разбойник (грабитель) грабит, опустошитель опустошает; восходи, Елам, осаждай, Мид! всем стенаниям я положу конец».
В отношении слова «разбойник» имеется в сноске объяснение, которое гласит: «действующий неверно, грабительски или по-разбойничьи». Вспомните, сколько мы читаем в Ветхом Завете о неверности Израиля! Хотя Господь Иисус оставался верным, но Израиль постоянно изменял своему Богу Иегове.
И в Церкви Иисуса мы находим постоянно растущую неверность в отношении общения со Словом Божиим. Вертепом или пещерой разбойников, называется такое место, где собираются разбойники или враги, где они хранят своё награбленное добро. Другие люди по возможности не имеют туда доступа. Но самым великим разбойником является сатана.
Он пытался уговорить даже Самого Господа Иисуса, чтобы Он ему поклонился. Какая это наглость и заблуждение! Вертеп разбойников противопоставляется Божиему храму в резком противоречии. В Пс.28,9 об этом читаем следующее: «Глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса; и во храме Его все возвещает: слава!».
В отношении Израиля Господь Иисус установил, что Его жилище Израиль превратил уже в «вертеп разбойников». Для Господа Иисуса это было не безразлично, ибо они грабили, стали торговцами, которые привели в храм овец, голубей и изменили храм в помещение обмена.
Казалось логичным, если Израильтяне должны были приносить жертвы, то нужны были только соответствующие монеты, и тогда всё мигом можно было в храме решить. По этому поводу Иисус вынужден был сказать в Мтф.15,8: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.