Иосафат, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Рассмотрим с вами в нескольких частях жизнь и царствование царя Иудеи Иосафата. На нашем сайте имеется проповедь под названием «Пасха Езекии и Иосии».
Царь Езекия произвёл на меня очень сильное и положительное впечатление, потому что в его действиях Святой Дух даёт нам очень важные и глубокие сообщения в отношении Божиего народа Израиля. И царя Иудеи Иосафата можно отнести к положительным царям. Но все эти, даже самые положительные цари, были такими же грешными людьми, как и мы. Они тоже все ошибались. Но наш милостивый Господь Иисус помогал многим из них снова подняться, раскаяться и следовать за Господом.
Все действия Господа Иисуса сводятся к тому, «дабы оставался светильник Давида» (3Цар.11,36). Таким был и царь Иосафат. Я решил рассмотреть с вами эту личность, потому что на примере его действий, во время его царствования, мы можем научиться многому полезному для нашей жизни веры.
А это для нас очень важно! Ниже мы всё это рассмотрим по-порядку. Возьмём за наш главный текст из 2Пар.17,1-12, где читаем: «И воцарился Иосафат, сын его, вместо него (Асы); и укрепился он против Израильтян. 2 И поставил он войско во все укреплённые города Иудеи и расставил охранное войско по земле Иудейской и по городам Ефремовым, которыми овладел Аса, отец его.
3 И был Господь с Иосафатом, потому что он ходил путями Давида, отца своего, и не взыскал Ваалов (не служил им), 4 но взыскал он Бога отца своего и поступал по заповедям Его, а не по деяниям Израильтян. 5 И утвердил Господь царство в руке его, и давали все Иудеи дары Иосафату, и было у него много богатства и славы. 6 И сердце его приобрело мужество на путях Господних; притом и высоты отменил он и дубравы в Иудее.
7 И в третий год царствования своего он послал князей своих Бенхаила и Овадию, и Захарию и Нафанаила и Михея, чтоб учили по городам Иудиным народ, 8 и с ними левитов: Шемаию и Нефанию, и Зевадию и Азаила, и Шемирамофа и Ионафана, и Адонию и Товию и Тов-Адонию, и с ними Елишаму и Иорама, священников. 9 И они учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи и учили народ.
10 И был страх Господень на всех царствах земель, которые вокруг Иудеи, и не воевали с Иосафатом. 11 А от Филистимлян приносили Иосафату дары и в дань серебро; также Аравитяне пригоняли к нему мелкий скот: овнов семь тысяч семьсот и козлов семь тысяч семьсот. 12 Иосафат всё более возвышался пока не стал чрезвычайно велик и построил в Иудее крепости и города для запасов».
Из этого текста следует, что, на основании раздоров в среде Божиего народа, первоначальное Израильское государство оказалось разделённым на два государства. На северное и южное, на Израиль и Иудею. Северное Израильское государство стало для Иудеи врагом.
Поэтому для нас очень интересен тот факт, какие последствия имело это разделение и действия этих двух государств. В этой гл.17, и в последующих главах Святой Дух показывает нам Иосафата, царя Иудеи. Имя «Иосафат» означает: «Бог даёт право» или «Бог обеспечивает правом».
И если мы внимательно прочитаем все сообщения о жизни Иосафата, то заметим, что он никогда не искал своего права. А вместо этого он всем сердцем искал свои обязанности перед Богом. А так как он не искал своего права, то Бог обеспечивал ему это право.
И как это выглядело, мы только что прочитали в нашем главном тексте. И в нашей жизни веры всё выглядит точно так, если Бог даёт нам право. Кто из детей Божиих ищет сегодня своё право, тот живёт не в правоте перед Богом.
Какое славное и удивительное начало сделал Иосафат, когда он считался только с Божией волей. Этот Иосафат был предопределён Богом быть царём. И как царь, он сделал в своём положении удивительное начало. Как царь Иудеи, он был призван Богом оказать влияние на широкий круг людей.
И мы, как дети Божии, несём ответственность в том, что можем и даже должны оказывать положительное влияние на других, в том числе и на мирских людей. Если мы и не призваны, как Иосафат, быть царями над народом, но Господь Иисус призвал нас ещё для более высшего положения: быть Его свидетелями!
Мы можем свидетельствовать об Иисусе – Царе царей. Поэтому Господь Иисус дал нам, как и Иосафату, славное начало посредством искупления, с последующим покаянием и рождением свыше.
Этим самым Господь Иисус поставил всех детей Божиих в определённую область влияния на других. А именно: в этой области мы, как царственное священство (Отк.1,6), должны возвещать многим погибшим грешникам о Божией любви, излитой через Святого Духа.
При этом мы не должны думать, что с нашим покаянием Божии намерения по отношению к нам закончены, что они достигли своей цели. Наоборот: наше покаяние, наше спасение для вечной жизни, это начало Божиего намерения благодати с каждым отдельным дитём Божиим.
Божиим намерением, чтобы Божии дела (Ин.9,4) и Его слава были открыты на нас и через нас. В Слове Божием мы с одной стороны имеем сообщение о деле Господа Иисуса на Голгофском кресте. На основании этого дела Иисуса каждый человек может получить жизнь вечную.
С другой стороны Слово Божие сообщает нам о деле сатаны. Но Сын Божий для того и пришёл на землю, чтобы разрушить дело сатаны, как читаем в 1Ин.3,8: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола».
Во время, в которое мы, дети Божии, будем находиться на этой земле, мы не должны упустить из виду Божию цель, которую Он имеет с нами. Потому что Его цель должна быть и нашей целью. Поняли мы это или нет, это другое дело. От этого нас не может и не должен удерживать взор на нас самих и на наше прошлое.
К сожалению, есть верующие, которые придерживаются такого взгляда: так как они раньше грешили, то Господь Иисус не может их больше использовать для Своего служения. Такое мнение противоречит Писанию, потому что за ним скрывается дух сектантства.
Такое мнение противоречит Писанию, потому что Библия учит противоположному. Такое мнение исходит из плоти греховного существа людей. Эти люди считают, что Господь Иисус имеет такое же мнение. Дети Божии, получившие прощение грехов от Господа Иисуса, не имеют права обращаться с прощеными грехами так, как-будто эти грехи ещё не прощены.
Каждому дитяти Божиему Господь Иисус дал определённое задание, как и царю Иосафату. По этому поводу мы читаем в 1Кор.12,4-11: «Дары различны, но Дух один и тот же; 5 и служения различны, а Господь один и тот же; 6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех.
7 Но каждому даётся проявление Духа на пользу. 8 Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; 9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. 11 Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».
Господь Иисус возбудил сердце Иосафата, положил ему на сердце такую заботу, чтобы ввести народ Иудеи в благословенное время и в благословенные обстоятельства. И мы, дети Божии должны возвещать погибшим грешникам спасение во Христе Иисусе. Поймут они это или нет – это другое дело.
Каждый из нас стоит также в ответственности за духовный рост собрания посредством нашего свидетельства и сотрудничества с другими верующими. Апостол Павел пишет о том, что все мы соработники у Бога.
Мы должны приносить в этой земной жизни вклад для прославления нашего великого, Всемогущего и единого Бога. Об этом Павел пишет в 1Кор.3,9: «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение».
А также 1Фес.3,2: «и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника (или соработника) нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей».
Но Иосафат познал не только свои дары и задачи, но и разрушающие духовные течения своего времени. Это очень интересно, что он это познал. Это такая Божия милость по отношению к Иосафату! Некоторые верующие думают: если они этого не познали, то оно и не существует.
Какой всё же великой тьме были подвержены Иосафат и все верующие Иудеи! Поэтому уже в начале деятельности Иосафата читаем, что «укрепился он против Израильтян». Мы спросим себя: почему это здесь написано?
Потому что от этого Израильского государства, от этих десяти колен Божиего народа, исходила злая тенденция, злой дух – дух отпадения. С внешней стороны они создавали видимость служения Богу, а по содержанию их служение представляло собой враждебность против Бога.
Поэтому у нас возникает вопрос: что, собственно, означает это выражение «укрепился он против Израильтян», над которыми царствовал Ахав. Царь Израиля Ахав вверг свой народ в глубокое согрешение в том, что привёл его к служению Ваалу.
Это сделал Ахав своей печальной деятельностью, в которой он имел верную помощницу – эту известную в Писании личность – Иезавель. Не напрасно Святой Дух говорит в Откровении в семи Посланиях об Иезавели. И мы, дети Божии, должны как Иосафат познать духовную подоплёку деятельности Ахава и его жены Иезавели.
А поскольку Иосафат точно знал, о чём идёт речь, то он укреплялся в своём Боге. Как прекрасен тот факт, что Иосафат не недооценивал эти опасные духовные течения, которые исходили из дома Ахава и Иезавели.
Иосафат укреплялся в Боге, чтобы не попасть под влияние Израиля и не стать жертвой Ахава, отпавшего от Бога в этот безбожный мир. Чтобы противостать этим духовным течениям, необходимо укрепляться в живом Боге.
По аналогии дети Божии имеют в настоящее время дело с религиозно-мистической системой. Этот дух мистики мы наблюдаем сегодня повсюду. Этот дух мистики оказывает опасное влияние и на детей Божиих.
Поэтому, в соответствии с высшей заповедью Господа Иисуса, мы должны быть бдительными во всём, чтобы и мы не стали жертвой духа последнего времени. Так же, как Иосафату, Господь Иисус дал нам свет и познания. Поэтому и мы должны укрепляться в нашем Господе Иисусе против духа Вавилона.
Ахав, царь Израиля, точно так же не осознавал опасность своего заблуждения, как многие сегодняшние дети Божии не осознают опасность говорения языками: они спят духовным сном.
Совершенно ясно, кто духовно так громко храпит, что соседи просыпаются, тот ничего не замечает. Но как Иосафат познал опасность сатаны, так и мы познаём намерения врага, поэтому и мы должны укрепляться против врага.
Наши задачи мы сможем лишь в той мере исполнить, и одновременно иметь благословенное влияние на других людей, в какой мере мы укрепимся против безбожного мира, против собственной плоти, против нашей личной воли, о которой мы думаем, что она приятна Богу.
Но это не соответствует истине. Без согласования и зависимости от Господа Иисуса, все наши планы, наше желание, все наши начинания напрасны. Поэтому очень важно и необходимо, чтобы мы полностью стали на Божию линию или на Божии пути, чтобы осуществилось соответствие и согласование нашей воли с Божией волей.
Чтобы установилось глубокое общение между нами и Господом Иисусом. Но именно это не так просто. Если бы это было так просто, то мы имели бы только духовных христиан. Поэтому мы должны сегодня себя испытующе спросить: как практически выглядит у нас вопрос с укреплением?
Как следует из нашего главного текста, ключ Божиих благословений находился в том, что Иосафат укреплялся в живом Боге. Как все мы укрепляемся во Христе Иисусе, когда приступаем к исполнению задач в нашей жизни? Посредством веры нашего сердца мы постоянно должны просить и получать укрепление свыше. Наших сил, наших собственных укреплений не хватит для этого.
Для каждого задания, которое даёт нам Господь Иисус, мы нуждаемся в Его постоянном укреплении. И если мы пытаемся осуществить эти Божии задания без соответствующей связи с Ним, то в игру немедленно вступает враг, который этого только и ждёт, и наносит нам свой коварный удар.
Апостол Павел говорит по этому поводу во 2Кор.2,11: «чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы».
Чтобы в духе ходить за Христом, нужна мудрость свыше. Без мудрости свыше, невозможно ходить за Христом в духе. Вы можете сказать: «да, но я не рождён мудрым». Я верю вам, потому что и я не рождён мудрым.
Но Слово Божие говорит, что этот дар необходимо просить у Господа Иисуса, как пишет Иаков в первой главе, ст.5: «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему».
А чем характерна Божия мудрость, и почему она нам так нужна, мы видим также у Иакова в гл3,17: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».
Как видите, в мудрости, сходящей свыше от Господа Иисуса, Святой Дух насчитывает восемь различных качеств, которые указывают на сущность нашего Господа Иисуса. И если при обращении к Господу и рождении свыше мы не остановимся на спасении для жизни вечной, а серьёзно займёмся нашим хождением за Иисусом, то в этом намерении нам может помочь только Божия мудрость.
А если эти восемь качеств Божией мудрости мы сделаем нашей собственностью, будем их практически внедрять в нашей жизни, то и вся наша жизнь преобразится и примет новый характер! Потому что число 8 означает: новое начало!
Чтобы сделать более выпуклой Божию мудрость, более яркой, мы должны её сравнить с человеческой, сатанинской мудростью, которой мы, все дети Божии, пользовались до покаяния. О ней читаем в Иак.3,14-15: «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. 15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская».
Поэтому ещё раз повторяю: кто будет просить у Господа Иисуса мудрости, тому Он и даст согласно Иак.1,5. Это значит, у кого не будет данной от Бога духовности, тот находится вне Божией воли, потому что он недостаточно просил о даре мудрости.
Следовательно, на основании познания нашего Господа Иисуса мы должны всё более и более врастать в Его волю, в Его мысли, в Его планы и цели. Мы должны знать и следить за тем, что с нашими познаниями связано наше освящение.
И если мы не будем следить за этим, то из нас получатся экзоты, то есть особенные люди, внешне носящие отпечаток духовности. Мы должны за этим следить, чтобы Господь Иисус мог прославиться в нашей жизни, чтобы Он мог нас укреплять и охранять от идолопоклонства Израиля.
Сохранить от современного религиозного мира, как мы это видим на примере Иосафата в нашем главном тексте. В служении Ваалу мы прообразно видим, как современный религиозный мир в значительной мере ставит себя в распоряжение духу антихриста, духу нерешительности, духу вялости, инертности, пассивности и самодовольства.
Всё это характеризует дух последнего времени. Но на этой почве нет согласования с Божией волей. А так как Иосафат, как там сказано: «он ходил путями Давида, отца своего…» (ст.3); не взыскал Ваалов (не служил им), но взыскал он Бога отца своего и поступал по заповедям Его, а не по деяниям Израильтян», поэтому в ст.5 дальше читаем: «утвердил Господь царство в руке его».
На основании верности Иосафата Господь Иисус благословил его земными благами и славой, как дальше читаем в ст.5: «и было у него много богатства и славы». Это богатство и славу Иосафат мог принимать с чистой совестью, потому что Господь Иисус обеспечил ему всё это, об этом свидетельствует Святой Дух!
Если мы сами добываем себе богатство и сами ищем себе славу, то в Божиих глазах мы являемся ворами. И знаете ли почему? Потому что Господу Иисусу мы можем служить лишь тем, что Он нам до этого дал.
А в связи с этим богатством, которое Господь Иисус дал Иосафату; и в связи со славой, которую Господь Иисус ему обеспечил, следует очень ценное слово: «И сердце его приобрело мужество на путях Господних; притом и высоты отменил он и дубравы в Иудее» (ст.6).
Таким образом, мы приходим к одной тайне и должны спросить: «каким образом мы можем получить это мужество?». Возможно, кто-то скажет: «я сделаю глубокий вдох, задержу дыхание и буду бить себя кулаками по груди.
Таким образом, я наберу себе мужества». Но в нашем тексте речь идёт не об этом. Не имеется также ввиду мысленное внушение для личного ободрения. Но Слово Божие говорит о мужестве, которое Господь Иисус возбудил в сердце Иосафата на основании его верного следования за Господом.
Следствие этого мужества мы видим в том, что Иосафат удалил высоты и дубравы, которые находились в Иудее. На этих высотах и в этих дубравах жители Иудеи служили иным богам и совершали с ними блудодеяния. Можно сказать, что в этих высотах и дубравах мы видим остаток идолослужения, который имел ещё место в Иудее.
Вернёмся ещё раз к концу третьего и к четвёртому стиху нашего главного текста и обратим наше внимание на тот факт, что Иосафат не служил Ваалу, но искал Бога своего отца: «и не взыскал Ваалов но взыскал он Бога отца своего и поступал по заповедям Его…».
Следовательно, это пригодное для Бога мужество, мы можем лишь тогда получить, если мы его ищем, если мы ищем Бога, о Котором здесь идёт речь. В этом заключается главный вопрос: делаем ли мы это действительно?
Многие дети Божии очень желают во всей полноте жить в общении с Господом Иисусом, но постоянно терпят неудачу и не могут вылезти из постоянных крушений собственных добрых намерений. При этом они не знают, в чём заключается причина.
Над всеми идолами, которые находятся в наших сердцах и мешают нам вести духовную жизнь, мы лишь тогда получим власть, если до этого всем сердцем ищем нашего Господа Иисуса.
Очень меткое место в отношении этого вопроса мы находим у Иак.4,7-8: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. 8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные».
Особое внимание обращаю на последовательность действий: сначала следует во всём покориться Богу, ко всем Его допущениям в нашей жизни иметь согласие, а затем мы можем успешно противостать диаволу. И лишь в таком случае диавол оставит нас в покое!
Если мы покоримся и приблизимся к Богу, тогда и Он приблизится к нам. Но, чтобы приблизиться к Богу, следует предварительно очистить наши руки от греховных дел; и самое главное – исправить наши сердца, то есть удалить из них всех идолов, чтобы не быть больше двоедушными. Это является ключом тесного общения с Господом Иисусом.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.