Иосафат, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Иосафат», этой исторической личности. Сегодня вторая часть. А теперь будем совершенно откровенными: до тех пор, пока и насколько, мы ещё привязаны к некоторым греховным вещам, именно в этой мере мы ещё не всем сердцем искали Господа Иисуса!Почему мы не искали Его всем сердцем? Потому что вещи, к которым мы ещё привязаны, нас нежелательно одолевают! Но будем, тем не менее, честными, потому что честность действует дольше всего.
И если мы в сокровенной камере нашего сердца ещё зарезервировали совсем немного любви к этим греховным вещам, то последствия будут таковы, как Святой Дух говорит по этому вопросу, 1Кор.5,6: «Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто (всю массу)?».
Я надеюсь, что вы все поняли, что в лице «малой закваски» мы видим эти малые греховные вещи, которые мы ещё утаиваем в сокровенной камере нашего сердца. Здесь речь идёт о том малом греховном, которое мы ещё долготерпим в наших сердцах и удивляемся, что это «малое» находится всё же в центре наших сердец и часто может причинить большой вред. Это – наши любимые грехи!
Но кто ищет, тот находит. Ищите от всего сердца, и не в напряжении плоти, но в том, что вы в духе полностью передадите свою волю Господу Иисусу и согласитесь идти с Ним самыми низкими путями. Учитесь у Господа Иисуса! Так сказал Иисус в Мтф.11,29: «возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим».
Чтобы нам полностью воплотиться с Иисусом, у Которого мы должны учиться, мы должны стоять в духе. Это воплощение не будет иметь место, если мы не исполним для этого все предпосылки. Если же мы эти предпосылки исполним, тогда Господь Иисус даст нам мужество в нашей жизни.
Он даст нам мужество, о котором мы просим, и которого до этого в нашей жизни было так мало, потому что мы его до этого так мало искали. Так говорит Слово Божие. Но мы можем поучиться у Иосафата, что на основании нашего послушания, от Господа Иисуса последуют для нас новые благословения.
Новое послушание приносит новые Божии благословения. Мы не видим и до тех пор не познаём наши остаточные связанности, пока не получим необходимый свет. До этого мы не можем видеть и познать себя.
Этот свет мы получаем при поиске личного послушания: «кто ищет, тот всегда найдёт» (Мтф.7,8). В то мгновение, когда мы становимся послушными, Господь Иисус приходит нам навстречу. Не во время усердной деятельности, нет, нет! При личном послушании Господь Иисус даёт нам мужество.
Даёт нам мужество, которое оснащает нас познанием, как именно мы можем удалить из наших сердец остаточные связанности идолов, чтобы получить от Господа Иисуса новые благословения.
Это мужество мы получим лишь при внутреннем тесном общении с Господом Иисусом. Господь Иисус даёт нам это мужество для внутреннего укрепления наших сердец, чтобы ходить только и полностью Божиими путями.
В стихах 7-9 мы видим, как одарённые люди ходят и должны ходить по всем населённым пунктам Иудеи, чтобы обучить Израильский народ закону и наставлять его во всём. Если у нас, детей Божиих, отсутствует эта одарённость и познания Слова Божиего, то эти мероприятия мы совершаем вне Слова Божиего.
И тогда мы не будем иметь успеха. Послушание приводит нас и сегодня ещё в общение с Господом Иисусом. Я имею ввиду, послушание ко всему Слову Божиему. Вы можете задать такой вопрос: «ведь существует так много детей Божиих, так много деноминаций, то есть религиозных объединений; то почему должны существовать ещё и миссионские собрания?».
Такой вопрос имеет большую и хорошую духовную питательную ценность. По этому вопросу я должен сказать: с точки зрения послушания Слову Божиему нам, детям Божиим, не разрешено иметь общение с такими собраниями, которые на основании господствующего в них духа привлекают к себе мёртвых в вере, то есть религиозных людей.
А для нас, в миссионских собраниях, живой Господь Иисус дороже, чем все эти деноминации. Позорное состояние мы наблюдаем в этом вопросе в Израиле. Большего я по этому вопросу не хочу сказать. Но с «Ахавом» нам запрещено иметь общение! И тебя, Иосафат, предупреждаем: «будь осторожен. Если ты это сделаешь, то упадёшь!».
Мы удивляемся, что сегодня так много детей Божиих падают, не правда ли? Но если мы знаем Слово Божие, то в отношении этого вопроса нам не приходится удивляться. Послушание приносит нам общение с Господом Иисусом.
Как следствие, в нас рождается любовь к Слову Божиему и его широкому поучению, которое даёт нам Господь Иисус. Это очень ценное дело, если мы позволим Господу Иисусу через Его благодать освободить нас от всех преходящих вещей мира сего; и прогнать из наших сердец всех идолов, подобных Астарте и высотам.
Да ниспошлёт Господь Иисус милость, чтобы мы это не только правильно познали, но и на деле сделали. Между слышанием и послушанием к исполнению расположен отрезок пути, который называется благодатью.
Эту благодать вы можете получить, если всем сердцем будете искать Господа Иисуса. В отношении согласования послушания и веры нам нечего опасаться, ибо сознание Божией близости связывает нам эти понятия.
Даже просто потому, что Господь Иисус не допустит в нашей жизни ничего ненужного. Если бы мы постоянно жили в присутствии Иисуса, тогда мы имели бы намного больше видимых побед. В ст.10 нашего главного текста дальше читаем: «И был страх Господень на всех царствах земель, которые вокруг Иудеи, и не воевали с Иосафатом».
Что и сколько должен был для этого сделать Иосафат? Вообще ничего! За то, что он так преданно ходил за Господом Иисусом, за богобоязнь Иосафата Господь Иисус положил страх на все окружающие царства, на всех врагов. Отсюда мы видим, как это важно, чтобы мы жили в согласовании с Божией волей.
Не просто как верующие, но чтобы мы стали такими, каким Святой Дух представил нам Иосафата. Чтобы посредством исследования Писания мы пробили себе путь к такому состоянию, чтобы во всём понравиться Господу Иисусу, чтобы приобрести мужество для удаления из нашего сердца всех идолов.
Теперь мы можем задать ещё один правомерный вопрос: «почему Иосафат раньше не удалил этих идолов из Иудеи?» Мы могли бы даже так сказать: «ведь этот простофиля мог этих идолов уже раньше удалить!».
Знаете ли, дорогие братья и сёстры, я должен откровенно сказать, что все мы являемся простофилями. Мы видим тот факт, что он их хотя бы вообще удалил! А теперь спросим себя: так ли выглядит с этим вопросом у нас?
Это очень важный вопрос! Но этот Иосафат не мог этих идолов раньше удалить. Почему нет? Потому что для этого шага он не имел ещё соответствующих познаний. Лишь тогда, когда мы познаем истину, она сделает нас свободными, как читаем в Ин.8,32: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными».
Очень хорошо сказано! Поэтому молитесь все о том, чтобы Господь Иисус подарил нам познание Его истины. В душепасторской работе ведущие братья постоянно повторяют, постоянно ставят ударение на этот вопрос.
Но отдельные верующие не регистрируют важность этого вопроса у себя в памяти. Братья сотни раз повторяют этот вопрос, но верующие не воспринимают его. И знаете ли почему? Потому что сатана держит свою ногу в дверях. Поэтому нужен этот маленький кусочек благодати, который находится между слышанием и познанием к исполнению.
Иосафат имел милость познать это. А когда он это познал, то дубравам и высотам не осталось больше места в Иудее. От них и следа больше не осталось, потому что Иосафат сравнял их с землёй.
Знаете ли, дорогие братья и сёстры, если мы в собственных делах пытаемся идти в наступление, без познания Иисуса, Который на основании нашей просьбы желает дать нам Своё задание, то это будет плотское дело. Господь Иисус желает нам всё это подарить на основании нашей просьбы.
Для каждого из нас, детей Божиих, Господь имеет Своё задание и Свой дар. Поэтому Он ждёт, чтобы мы просили Его об этом: «дорогой Господь Иисус, прояви же ко мне милость, чтобы моё сердце стало совсем послушным.
Я хочу Тебя искать, чтобы я мог познать о том, какое задание Ты для меня приготовил. Чтобы я мог также увидеть «мою Астарту», чтобы я мог убрать мою Астарту и высоты». Ибо, если мы не живём жизнью Иосафата, то совершенно ясно, что мы ещё не познали наши «Астарты и высоты».
Тогда мы ходим по миру сему с Астартами в наших сердцах и свидетельствуем ещё о том, что принадлежим Иисусу. Но если мы действительно познаем наши Астарты, и с помощью Господа Иисуса удалим их из наших сердец, тогда Господь Иисус положит страх на наших врагов, и они будут трепетать.
Вы когда-нибудь видели, чтобы враги трепетали? Тогда приходят даже самые заклятые враги Израиля – Филистимляне – и приносят серебро и различные подарки (ст.11). В дальнейших стихах нашего главного текста Святой Дух сообщает нам о власти, которую Господь Иисус дал Иосафату. Почему?
Потому что он ходил с Господом Иисусом. Дальше перечисляется количество регулярных войск, имеющихся в наличии во время царствования Иосафата. Перечисляются также старейшины и герои.
И если мы здесь читаем о старейшинах и героях, то в настоящее время к ним приравниваются такие верующие, которые имеют победы в вышеперечисленных вопросах. Ради интереса я подсчитал количество воинов, о которых сообщается в конце 2Пар.17 и насчитал хорошую сумму: 1.160.000 только в Иудее!
И если бы какой-то соседний народ вздумал скрытно напасть на Иудею, то эта попытка потерпела бы неудачу. По тем временам Господь Иисус дал Иосафату необычную военную мощь. Кроме этих 1.160.000 регулярных воинов, ещё много войск было размещено во многих городах (ст.19).
Господь Иисус обильно благословил Иосафата и этой армией. По причине этого огромного войска и страха, который Господь Иисус положил на все царства земель, все окружавшие Иудею народы трепетали от страха. Если мы верно ходим с Господом Иисусом, то все враги будут трепетать: будь это враги в плоти или в духе.
Да ниспошлёт Господь Иисус милость, чтобы мы вышли из изоляции, и точно так, как Он укрепил Иудею во главе с Иосафатом, и нас укрепил. При этом мы имеем во главе ещё более славного Иосафата – нашего Господа Иисуса.
И наши дела веры, которые мы совершаем вокруг нас в собраниях, Господь Иисус желает укрепить. Он хочет укреплять. Поэтому всё то, что служит к укреплению Церкви Иисуса, исходит от Бога.
Поэтому образ Иосафата служит для всех нас поучением. Ещё более подробно мы увидим эти факты во 2Пар. в18 главе, которую мы дальше будем рассматривать. При этом обратим особое внимание на указание Святого Духа, как мы можем и должны с преданностью и верностью ходить перед нашим чудесным и живым Богом.
Для дальнейшего рассмотрения личности Иосафата возьмём из главы 18 стихи 1-12: «И было у Иосафата много богатства и славы; и породнился он с Ахавом. 2 И пошёл чрез несколько лет к Ахаву в Самарию; и заколол для него Ахав множество скота мелкого и крупного, и для людей, бывших с ним, и склонял его идти на Рамоф Галаадский.
3 И говорил Ахав, царь Израильский, Иосафату, царю Иудейскому: пойдёшь ли со мною в Рамоф Галаадский? Тот сказал ему: как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ: иду с тобою на войну!
4 И сказал Иосафат царю Израильскому: вопроси сегодня, что скажет Господь. 5 И собрал царь Израильский пророков четыреста человек и сказал им: идти ли нам на Рамоф Галаадский войною, или удержаться? Они сказали: иди, и Бог предаст его в руку царя. 6 И сказал Иосафат: нет ли здесь ещё пророка Господня? спросим и у него.
7 И сказал царь Израильский Иосафату: есть ещё один человек, чрез которого можно вопросить Господа; но я не люблю его, потому что он не пророчествует обо мне доброго, а постоянно пророчествует худое; это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори так, царь. 8 И позвал царь Израильский одного евнуха, и сказал: сходи поскорее за Михеем, сыном Иемвлая.
9 Царь же Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели каждый на своём престоле, одетые в царские одежды; сидели на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали пред ними. 10 И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога и сказал: так говорит Господь: сими избодёшь Сириян до истребления их.
11 И все пророки пророчествовали то же, говоря: иди на Рамоф Галаадский; будет успех тебе, и предаст его Господь в руку царя. 12 Посланный, который пошёл позвать Михея, говорил ему: вот, пророки единогласно предрекают доброе царю; пусть бы и твоё слово было такое же, как каждого из них: изреки и ты доброе».
А также 2Пар.18,28-34: «И пошёл царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, к Рамофу Галаадскому. 29 И сказал царь Израильский Иосафату: я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень свои царские одежды. И переоделся царь Израильский, и вступили в сражение.
30 И царь Сирийский повелел начальникам колесниц, бывших у него, сказав: не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царём Израильским. 31 И когда увидели Иосафата начальники колесниц, то подумали: это царь Израильский, — и окружили его, чтобы сразиться с ним.
Но Иосафат закричал, и Господь помог ему, и отвёл их Бог от него. 32 И когда увидели начальники колесниц, что это не был царь Израильский, то поворотили от него. 33 Между тем один человек случайно натянул лук свой, и ранил царя Израильского сквозь швы лат.
И сказал он вознице: повороти назад, и вези меня от войска, ибо я ранен. 34 Но сражение в тот день усилилось; и царь Израильский стоял на колеснице напротив Сириян до вечера и умер на закате солнца».
В самом начале главы 18 Святой Дух ещё раз обращает наше внимание на полноту богатства Иосафата и на славу, которую Господь Иисус дал ему, как мы это уже видели в гл.17. И это не было чем-то малым, если мы читаем, что он получил от Бога большое богатство, и «возвышался Иосафат всё более и более».
Если Слово Божие это подтверждает, то мы должны этому верить. И в гл.18 мы читаем подобное выражение: «И было у Иосафата много богатства и славы», но союз «и», следующий за этим выражением, содержит в себе что-то совершенно иное, чем в ст.6 главы 17. Там мы читаем: И сердце его приобрело мужество на путях Господних», а в гл.18 написано: «и породнился он с Ахавом».
Это ужасно! Когда я читаю промахи Иосафата, этого положительного царя Иудеи, то моё сердце обливается кровью, и я не могу успокоиться. Моё сердце не хочет с этими фактами соглашаться, оно протестует и говорит: ведь этого не может быть, чтобы Иосафат так опустился, чтобы он не понимал, что он делает.
Что он оскорбляет Господа Иисуса тем, что спекулирует Его доверием, любовью и Его расположением к Иосафату. Ведь Господь Иисус благословил Иосафата в гл.17 таким богатством и славой, а в гл.18 он позволил обольстить себя малым богатством Ахава. Как это могло случиться?
Именно в этом сообщении о личности Иосафата мы должны сегодня увидеть нашу личность, наше хождение и опасность, в которой мы точно так же стоим, если не будем ходить в данной нам от Бога благодати, чтобы постоянно оставаться в Его непосредственной близости.
Одновременно мы видим в главах 17 и 18 как богатство и слава, данные Иосафату от Бога и богатство Ахава параллельно воздействовали на его сердце. С одной стороны мы видим большой Божий дар богатства и Божественной славы для Иосафата, а с другой стороны – маленькое богатство Ахава.
И то и другое действует на сердце Иосафата. В этом мы видим состояние сегодняшних христиан. С одной стороны мы имеем сегодня небесное богатство Божией славы, мы обогащены в Нём, во Христе Иисусе. А с другой стороны, как в заплесневевшем хлебе Гаваонитян, мы видим предложение духа мира сего.
И то и другое действует на наши сердца. Поэтому из них часто исходит не одинаковый, то есть, различного рода плод. О духовном богатстве, которым обогатил нас небесный Отец, а также о том, как это богатство досталось детям Божиим, Святой Дух сообщает нам во 2Кор.8,9:
«Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». Я думаю, что содержание этого стиха предельно ясно без всяких комментарий.
Сначала оказание Божией милости стало для Иосафата поводом для его верности (в гл.17). Там читаем: «И сердце его приобрело мужество на путях Господних; притом и высоты отменил он и дубравы в Иудее».
Иосафат ходил Божиими путями. Иное решение ему и на ум не приходило, и он укреплялся в своём Боге против духа Ахава. А Бог в Свою очередь точно так отвечал с небес на верность Иосафата, чтобы страх напал на окружающих врагов.
Они начинали трепетать. Это и есть знамение того, что Бог наводит на врагов страх. Это Бог делает для Своих. И совершенно неожиданно, как гром с ясного неба, этот благословенный Иосафат, этот муж Божий забывает, что его богатство и его великая слава не от людей.
А слава от людей приходила к нему добавочно к Божией славе. И совершенно необдуманно, и совершенно неожиданно, не вопросив Господа Иисуса, Иосафат породнился с этим безбожным мирским Ахавом, врагом Господа Иисуса. Это вообще уму непостижимо.
Как это стало возможным? Бывает ли в действительности такое? Да!!! Библия, Слово Божие, недвусмысленно сообщает нам здесь об этом. А мы можем только сказать: странно! Сначала Иосафат укреплялся против Израиля, а затем породнился с ним.
И при каких обстоятельствах? Совершенно добровольно, без оказания давления с какой-либо стороны. С кем породнился? С инспектором Ваалова служения – Ахавом. И как может только такое случиться? Это произошло в центре Божиего благословения, мира и благодати Господа Иисуса.
Во 2Пар.17,12 мы находим к этому известное указание или даже завуалированную предпосылку. Там мы читаем: «Иосафат всё более возвышался пока не стал чрезвычайно велик». Это сообщение Святого Духа кое о чём говорит!
В этом сообщении мы находим одновременно определённое состояние, указывающее на сегодняшнее время, на наши дни. Обращаю ваше внимание на тот факт, какое именно сообщение открывает нам Святой Дух в данной главе.
Очень многие дети Божии становились богатыми на основании оказания Господом Иисусом им великой милости. Они становились богатыми именно в Иисусе. Становились богатыми в вере, а также в надежде вечной жизни и в пришествии, в любви Христа и в Слове Божием.
Да! Господь Иисус даёт им ко всему этому ещё и славу. Слава, которая может доставаться детям Божиим лишь на основании принадлежности к небесной семье, к роду детей Божиих. А именно тогда, как это было у Иосафата, когда последние дела идолослужения были удалены.
Таких детей Божиих Господь Иисус возвеличивает и славит ради их верности, как Он дал славу Иосафату. В сердцах таких детей Божиих возникает совершенно новое мужество, которое даёт им Господь Иисус. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.