Блажен муж, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Хочу вам сказать, что в Писании есть такие места, которые уже в самом начале моей жизни веры особым образом говорили к моему сердцу. Поэтому на протяжении многих лет я вновь и вновь с радостью возвращаюсь к ним и прихожу к выводу, что в своей актуальности или злободневности они ничего не утратили как для моей личной жизни веры, так и для всех детей Божиих.Займёмся с вами сегодня таким текстом, потому что я уверен, что намеченный мною текст, представляет собой основные принципы нашего следования за Господом Иисусом. В конечном счёте, от этих принципов зависит: можем ли мы вести исполненную, пригодную для Бога, благословенную жизнь. Поэтому обратимся теперь к Псалму1, и прочтём ст.1-6:
«Блажен муж, который не ходит на совет безбожников (или нечестивых, как читаем в переводе русской Библии) и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, 2 но в законе Господа радость (воля) его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И (будет) он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё, и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, будет иметь успех (успеет). 4 Не так – беззаконники (нечестивые); но они — как мякина (прах), возметаемый ветром.
5 Потому не устоят беззаконники (нечестивые) на суде, и грешники — в собрании праведных. 6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь беззаконников (нечестивых) пройдёт (исчезнет или погибнет)».
Этот Псалом является одним из первых, которые я выучил наизусть. В этом Псалме Святой Дух показывает нам принципы жизни детей Божиих с Богом, принципы, которые мы находим подтверждёнными также в Новом Завете.
Эти принципы ведут к тому, чтобы мы могли вести счастливую или блаженную, как пишет псалмописец, жизнь. Возьмём текст этого Псалма за наш главный текст. Блаженство можно охарактеризовать, как высшую степень счастья в духовной жизни, в Боге.
Этот Псалом легко делится на две части. К первой части относятся ст.1-3. Эти стихи более длинные. В них Святой Дух рисует нам жизнь или путь человека, которого Святой Дух объявляет блаженным.
На основании сообщения этих трёх стихов мы видим, что, с одной стороны, праведный отделяется от беззаконников, и он имеет мужество к разделению, а с другой стороны, он живёт со Словом Божиим. Следствием этого является обетование укреплённого в Боге человека, который приносит для Него плод.
В стихах 4-6 нечестивые или безбожники сравниваются с живущими с Богом. В этом сравнении становится ясно, что беззаконник не может устоять на пути Господнем, а тот, кто живёт с Богом, будет жить. Этими пунктами мы займёмся теперь более подробно.
В последние годы моей жизни веры я прочитал много биографий, как мужчин, так и женщин, которых Бог использовал у Себя на служении. В жизни всех этих людей я мог распознать эти принципы жизни с Богом.
Но я, тем не менее, думаю, что нет человека, имеющего с Богом исполненную жизнь, который всё же полностью устроил бы свою жизнь в соответствии с основанием, о котором мы читаем в нашем главном тексте.
Первый важный аспект в ст.1, мы видим в мужестве к разделению: «Блажен муж». Конечно, каждый человек желает быть счастливым. Наверняка нет такого человека, который сказал бы: «я не хочу быть счастливым. Я лучше хотел бы быть несчастным».
Но вопрос заключается в том, как я могу стать счастливым? Именно в этом пункте представления у людей очень различны. Я думаю, что большинство моих современников в Германии придерживаются такого понятия: счастливым я стану, если буду иметь хорошее образование, буду иметь хорошее благосостояние, если я могу многое себе позволить, если я имею много удовольствий, если я многое испытаю, если я могу проявить себя в жизни и т.д. Тогда я буду счастливым.
Опасность в этом вопросе заключается в том, что и дети Божии, как Церковь Иисуса, позволяют увлечь себя духом времени. Эта опасность очень велика. А у некоторых детей Божиих, как я это наблюдаю в Церкви Иисуса, стало прямо-таки ужасающей. Они позволяют увлечь себя духом времени и думают: «если я это тоже сделаю, также думаю и это же преследую, как и все мирские люди, тогда я буду счастливым. В конечном счёте, я ведь тоже хочу быть счастливым».
Но первое, что Святой Дух нам показывает в нашем главном тексте, заключается в следующем: счастлив человек, который живёт не так, как человек живущий без Бога.
В оригинальном тексте мы имеем в ст.1 слово «безбожники», а в ст.4,5 и 6 – слово «беззаконники», что практически одно и то же. Все безбожники являются беззаконниками. Поэтому переводчики русской Библии перевели эти два выражения в стихах 1,4,5 и 6 одним словом «нечестивые».
Согласно числовой символике, число 4 означает мир сей. А поскольку подавляющее число людей мира сего являются безбожниками, то это не случайно, что Святой Дух уже в первом Псалме четыре раза упоминает «беззаконников» как «безбожников». Я бы сказал: это – железная логика!
Если мы будем более точными, то следует отметить, что в еврейском оригинале в этом тексте не встречается непосредственно ни Бог, ни закон. Но это обозначение характеризует человека, который живёт против Бога и против Его заповедей. Он не желает иметь дело с Богом и Его Словом.
Поэтому оба перевода абсолютно верны и оправданы. И если мы будем помнить об этом, тогда мы поймём, что люди, живущие вокруг нас, живут без Бога. А теперь последует самый главный вывод: если мы позволим миру сему оказывать на нас влияние, то будем ориентированы в ложном направлении. Поэтому первое, что говорит нам Святой Дух в нашем главном тексте: «Блажен муж, который не ходит на совет безбожников».
Это значит: человек, который не живёт в соответствии с советом и принципами жизни людей, живущих без Бога. В одной из моих проповедей я уже однажды говорил на эту тему. Но с этой темой дело обстоит так: принципы жизни меняются, поэтому и советы постоянно меняются.
Каждое новое поколение, даже каждое десятилетие, считает прогрессирующее для себя самым лучшим. Люди думают: теперь мы разбираемся в том, что в настоящее время объявлено современным. Это нам подходит, это самое главное и великое. И каждый думает: всё остальное, что было раньше, мы опередили».
И если мы рассмотрим этот вопрос в продолжении длительного времени, то мы установим, что эти принципы жизни постоянно меняются, хотя принципы по сути остаются постоянно одними и теми же.
Как в своё время сказал Соломон в Еккл.1,9-10: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. 10 Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас».
А люди, которые воплощаются с этими принципами, едут курсом покачивания во всех областях жизни. И если этот курс будет слишком быстро качаться, то в заключение люди уже не знают, что, собственно, является тогда настоящим делом.
Один мой сотрудник в Алтайэнерго говорил о политике коммунистической партии, в которой он состоял: «мы поддерживаем линию партии и вместе с ней колеблемся». В отношении меняющихся принципов мира сего это сказано не в бровь, а в глаз.
И если мы обратимся к воспитанию детей в Германии, и оглянемся на 30 лет назад, то увидим, какие советы тогда выдвигала партия СПД, какие идеи.… И это было последним криком. Тогда в школе выдвигали метод целых слов (при обучении чтению и письму).
Это было последним познанием. А для подростков строили целые деревянные городки. Эти строения подростки должны были разрушать и ломать, чтобы избавляться от своей агрессии. Но всё это имело противоположные последствия. Этим самым на практике их обучали агрессии, обучали всё разрушать!
А сегодня? А сегодня об этом уже никто не вспоминает. Кое-кто из современников в Германии наслаждались этим. А другие, возможно даже не понимают, о чём я сейчас говорю. Это было всегда последним криком времени. А теперь мы имеем новое познание, и всё прежнее должно отойти.
На месте прежнего появляется новое психологическое познание. Каждый месяц после новой статьи в газете «Frankfurter-Allgemeine-Zeitung» появляется новая философская школа, психологическое направление школы, на основании которого люди верят: теперь мы познали, о чём идёт речь и как мы должны вести свою жизнь.
А всё остальное ушло в прошлое, и вы это можете положить в архив. При этом то, что только что было сообщено, можно точно также положить в архив, потому что выясняется, что и это всё было ошибочным. «Блажен муж, который не ходит на совет безбожников».
Здесь мы имеем фундамент, который не изменяется. В Слове Божием мы имеем основу жизни, принципы жизни, которые вот уже в течение 2000 лет твёрдо стоят. Принципы, которые не изменяются, и на которые мы можем ориентироваться.
Поэтому мы сделаем очень хорошо, если не станем руководствоваться новейшим криком, последним толчком духа времени и думать, что в них мы найдём наше счастье. Мы должны иметь мужество держать дистанцию, иметь мужество отделяться от мира сего и не идти с ним в ногу.
Но я должен заметить, что не всё, что современно, обязательно должно быть плохим. И если мы всегда будем делать противоположное тому, куда идёт развитие, куда идёт главное направление, то тоже не будем на сто процентов уверены, что мы находимся на верной стороне.
Решающим является тот факт, чтобы мы ориентировались на Слово Божие. Во втором пункте мы это увидим. «Блажен муж, который не ходит на совет безбожников (нечестивых) и не стоит на пути грешных и не сидит на сидении (в собрании) насмешников (развратителей)».
Кто этот Псалом знает, тому наверняка уже бросилось в глаза, что в ст.1 мы наблюдаем движение. Сначала мы имеем глагол «ходит», затем глагол «стоит», а в третьих – глагол «сидит». Мы вполне можем здесь установить определённую тенденцию, что мы двигаемся. Я ещё ничем не связал себя. Я ещё ориентируюсь.
И даже кое-что подхватываю из совета безбожников. В этой обстановке я немного сориентируюсь, осмотрюсь, а затем я буду стоять. Я стою на пути грешников. Я к этому привык. И в какой-то мере это действительно ужасно, если мы видим, к чему верующие, рождённые свыше христиане, могут привыкнуть!
Я думаю, что и вы это видите и болезненно переживаете. Люди привыкают к такой атмосфере. Возможно, что в первый момент таким верующим всё это кажется немного странным. В начале их немного мучает совесть. Но они думают: «ведь, в конечном счёте, это все делают».
Поэтому и они привыкают к этому. Тогда они стоят на пути грешников. Возможно, со временем они даже больше не замечают, что они грешат. И если это действительно так, тогда они когда-нибудь спокойно умостятся на сидение насмешников.
Выражение, «на сидении насмешников», говорит о людях, которые самоуверенны, высокомерны, которые думают, что они в Боге вообще не нуждаются. Они думают, что держат свою жизнь в своих руках. Поэтому насмешливо, великодушно обходят Бога и Его Слово.
В нашем следовании за Господом Иисусом такое явление должно нас настораживать. Мы постоянно находимся в опасности впасть в состояние жизни безбожников. Мы можем быть увлечены, и привыкнем к греху, как читаем в Евр.12,1: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и легко опутывающий (запинающий) нас грех (другие переводы гласят: легко прилипающий грех) и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще».
Это начинается не всегда ударом по голове, но часто это начинается совсем медленно, крадучись. А в настоящее время, этот дух, это поведение медленно вкрадывается даже в собрания. Если в течение длительного времени не посещаешь какое-нибудь собрание, то при новом его посещении легко можно установить, что там есть вещи, которые десять или двадцать лет назад констатировались в собраниях как грех, и были однозначно против Слова Божиего.
Теперь к этим вещам абсолютно привыкли и считают их нормальным явлением. Люди придумывают себе теорию, что всё это в Библии не так ясно сформулировано. И, собственно, не ясно, является ли оно всё же грехом. А с течением времени люди успокаиваются в том состоянии, которое, в принципе, для Бога непригодно, потому что оно бесплодно.
При отсутствии мужества к отделению от мира сего, при отсутствии мужества быть другими, мы никогда не можем быть пригодными для Бога. Отделяться от мира – это всегда что-то неудобное, утомительное, требующее усилий, потому что плыть по течению всегда легче. Течение подгоняет человека, чтобы не вызывать в других недовольство, заставляет быть с ними одного мнения и не бросаться в глаза.
То, что требует меньше напряжения, всегда является более удобным. Я помню, что в нашем собрании даже на занятиях с детьми пели песню такого содержания: «только мёртвая рыба плывёт по течению, подгоняемая другими рыбами». А припев так гласил: «будь живою рыбою, и плыви против течения».
Даже эта детская песенка действительно выражает истину: только мёртвая рыба всегда плывёт по течению. А для верующих это плохой признак, если они плывут по течению. Это плохой признак для их духовной жизни. Живая рыба имеет силу плыть и против течения.
В нашем главном тексте, в Пс.1, Святой Дух ставит этот принцип на передний план и полагает в наши сердца то, что в книге Псалмов Он вообще ставит перед нашими глазами. Псалом 1 представляет собой что-то вроде заглавия над всеми Псалмами: «блажен муж, имеющий мужество отделяться, имеющий действительно мужество занимать в своей жизни ясные позиции.
А эти ясные позиции вполне могут частично быть различными. Если я познал, что в данном пункте я имею проблемы, я должен здесь провести ясную линию разделения. Тогда в вопросе разделения в том или другом пункте, я могу спокойно пойти на шаг дальше, чем то, что выразительно написано в Слове Божием.
Возьмём для примера телевизор. Лично я не имею и не хочу его иметь в своей квартире. Но, откровенно говоря, многие верующие имеют этот аппарат, и не считают это за грех. Они смотрят очень много передач, содержание которых не способствует их духовному росту, но с течением времени это оглупляет их, делает их духовно бессильными.
И если они это замечают, то они должны провести для себя черту и сказать: в моей квартире я больше не буду терпеть такой ящик. Даже если на основании Слова Божиего я не могу сказать, что, в принципе, иметь его – это плохо». И если мне скажут, что кроме фильмов «в мире животных» и последних известий они не смотрят ничего, то я не могу таким людям сказать, что иметь телевизор это грех.
Пусть они спокойно смотрят эти передачи, но я знаю, что этими безобидными передачами дело не кончается. Сатана незаметно увлекает наши сердца, о которых Святой Дух говорит у пророка Иеремии в гл.17,9: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?».
Человек сделает один раз компромисс, сделает другой раз компромисс, и так постепенно начинает смотреть и другие передачи и привыкает к этому. Я знаю эту систему сатаны. До моего покаяния, когда я ещё жил в СССР, мы непродолжительное время имели в квартире телевизор.
А когда я в 1980 году покаялся и мы переехали в Германию, то я исключил телевизор из своей жизни, разметил точные позиции. И если вы хотите иметь успех в духовной жизни, то твёрдо должны соблюдать эти границы и иметь мужество постоянно оставаться последовательными. На таком поведении детей Божиих лежит Божие благословение.
Но если я даже имею мужество от чего-то отделиться, что не способствует моему духовному росту, то этот вопрос для меня ещё не окончательно решён. В духовной жизни не бывает вакуума. Она должна быть наполнена чем-то другим.
Если я отделился от какой-нибудь плохой привычки, если до этого момента моя жизнь имела твёрдый отпечаток, то после разделения я сэкономлю, к примеру, два часа времени. Это значит, я имею теперь каждый день два часа больше свободного времени, которые я до сего времени использовал для чего-то не способствующего моему духовному росту.
И если я использую теперь эти два часа, чтобы сидеть в кресле и смотреть в потолок, то с гарантией могу вас заверить, что эти два часа сравнительно быстро заполнят наши мозги другими бесплодными и неугодными Богу мыслями. Духовная жизнь не знает вакуума! Поэтому действительно «блажен муж…», который отделяется от всего вышеизложенного.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.