Мудрость, часть четвёртая
Мир вам дорогие слушатели и читатели наших проповедей. Продолжаем рассмотрение темы «Мудрость». Сегодня четвёртая часть. В прошлый раз мы коснулись мудрости Моисея. И если мы будем просить у Господа Иисуса мудрости, как предлагает Иаков: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога,..» (Иак.1,5),
то должны просить не для использования мудрости в собственных и корыстных целях, а для прославления Господа Иисуса и для того, чтобы мы могли творить благо нашим братьям и сёстрам по вере. Чтобы мы могли за них просить Господа Иисуса даже в том случае, если не питаем к ним симпатии.А мудрость Господь Иисус может дать лишь тем детям Божиим, у которых нет и тени зависти в сердце, как говорит Иаков в Иак.3,16: «ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое».
А теперь поговорим о Гедеоне, которого Бог призвал, чтобы освободить Израиль от Мадианитян. Когда Гедеон под руководством Господа Иисуса тремястами воинов обратил бесчисленное войско Мадианитян в паническое бегство, то для их преследования Гедеон призвал три колена Израильтян:
Неффалимово, Асирово и Манассина, а колено Ефрема он призвал, чтобы оно перехватило у Мадианитян переправу, чтобы воспрепятствовать отступлению Мадианитян. Просьбу Гедеона они выполнили, но после упрекнули Гедеона, в Суд.8,1: «И сказали ему Ефремляне: зачем ты это сделал, что не позвал нас, когда шел воевать с Мадианитянами? И сильно ссорились с ним».
О том, что Гедеон не призывал ни одно из колен Израиля для этой цели, Ефремляне не знали. Они вместе с тремя другими коленами преследовали Мадианитян и получили свои трофеи, но из-за своей строптивости хотели ещё что-то большее выжать из Гедеона.
И чтобы не дошло до междоусобиц между этими коленами Израиля, потребовалось со стороны Гедеона мудрое решение. О том, как он отвечает Ефремлянам, мы читаем в Суд.8,2-3: «Гедеон отвечал им: сделал ли я что такое, как вы ныне?
Не счастливее ли Ефрем добирал виноград, нежели Авиезер обирал? 3 В ваши руки предал Бог князей Мадиамских Орива и Зива, и что мог сделать я такое, как вы? Тогда успокоился дух их против него, когда сказал он им такие слова».
Гедеон унижается перед Ефремлянами и, жертвуя собственной заслугой в этом истреблении Мадианитян, возвеличивает Ефремлян и дарит им главные заслуги, выдвигая их участие на первое место. В этом мы видим отсутствие тщеславия у Гедеона ради мира в Божием народе Израиле. Именно такое решение Гедеона мы можем назвать мудростью, нисходящей от Бога.
А теперь обратимся к Давиду, царю Израиля. Мы теперь все знаем, что Давид является прекрасным прообразом Господа Иисус на время благодати. Этот факт во многих случаях предопределяет действия Давида.
Но возьмём из его жизни всего лишь один характерный эпизод. Когда Давид скрывался со своим отрядом от преследования Саула в пещере, то в эту же пещеру вошёл Саул, чтобы отдохнуть. Давид находился со своим отрядом в глубине пещеры.
Когда его люди поняли, что в передней части пещеры сидит спящий Саул, то они предложили Давиду использовать этот удобный случай и расправиться со своим врагом. Но Давид отреагировал на это предложение совершенно иначе.
Хотя мы с вами знаем, что Давид является прообразом Господа Иисуса на время благодати, но сам Давид об этом не знал. Конечно, Господь Иисус руководил действиями Давида.
Иисус, как мы знаем, так же не судит погибших грешников во время благодати. Давид многократно испытал близость Господа Иисуса. Он имел к Господу глубокое и испытанное доверие в трудных и опасных ситуациях жизни.
Давид был человеком богобоязненным и руководствовался Его заповедями. И в данной ситуации, когда люди Давида заметили Саула, и предложили убить его, Давид отверг это предложение.
Приведу из 1Цар.24 отрезок, из которого мы, как на ладони, видим мышление Давида по отношению к Саулу, помазанному Господа. Мы видим насколько морально и духовно он стоял выше Саула, который из зависти искал убить Давида.
На основании этого примера мы видим, до чего могут дойти люди, и дети Божии, если они находятся во власти зависти, этой сатанинской черты. Читаем 1Цар.24,5-12: «И говорили Давиду люди его: вот день, о котором говорил тебе Господь: «вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно».
Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. 6 Но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула. 7 И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень. (Здесь я хочу заметить, что все дети Божии являются помазанниками Господа Иисуса!!!)
8 И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула. (Это было мудрым решением Давида: он сам не посмел убить Саула и не допустил, чтобы его люди совершили это убийство!) А Саул встал и вышел из пещеры на дорогу. 9 Потом встал и Давид, и вышел из пещеры, и закричал вслед Саула, говоря: господин мой, царь!
Саул оглянулся назад, и Давид пал лицем на землю и поклонился [ему]. (А теперь пусть каждый из нас подумает: стали бы мы кланяться людям, которые постоянно нас преследуют и ищут нашей смерти?) 10 И сказал Давид Саулу: зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: «вот, Давид умышляет зло на тебя»?
11 Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя и сказал: «не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа».
12 Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее».
В проповеди «Друг Царя» я отметил мудрость Давида в борьбе против своего восставшего Сына Авессалома. А когда в борьбе против Авессалома и всех повстанцев наступил перелом в пользу Давида, то Давид просит не убивать своего сына.
Хотя сам Авессалом завидовал отцу, его власти и причинил своему отцу много зла и даже был готов убить его, но Давид не желал его смерти. Однако Иоав, главнокомандующий войсками Давида, без нужды убивает Авессалома. Давид очень сокрушался о смерти Авессалома.
А теперь обратимся к Самуилу, которого Господь Иисус призвал ещё от утробы матери и поставил его судьёй над Своим народом Израилем. Лично я постоянно восхищаюсь послушанием Самуила Господу и его мудрыми действиями. Самуил является единственным Божиим мужем, который, как и Господь Иисус, являлся одновременно: судьёй (то есть царём), священником и пророком!
Советую вам: ещё и ещё прочитать то, что Святой Дух сообщает в Писании о Самуиле, и серьёзно над этим поразмыслить. Самуил истинно с полной отдачей служил Господу Иисусу. Он жил для Господа; всем сердцем и в любви служил Божиему народу Израилю.
Он сумел склонить сердца развращённого и отступнического народа Израиля к своему Богу Иегове. Напоминаю вам, что Египет является прообразом мира сего, из которого мы, все дети Божии, пришли к Иисусу.
Но выйдя из мира сего, мы, тем не менее, живём в этом мире. Этот мир, в котором мы и после покаяния находимся, мы символично видим в Филистее, которая являлась злейшим врагом Израиля, и постоянно беспокоила Израиль. Израиль нёс от такого соседа постоянно большие утраты.
И при получении Самуила права судьи Израиля, этот террор со стороны Филистимлян продолжался. Поэтому Самуил призывает всех Израильтян всем сердцем обратиться к Господу и удалить от себя всех иноземных богов, как читаем в 1Цар.7,3-13:
«И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян.
4 И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу. 5 И сказал Самуил: соберите всех Израильтян в Массифу и я помолюсь о вас Господу. 6 И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.
7 Когда же услышали Филистимляне, что собрались сыны Израилевы в Массифу, тогда пошли владетели Филистимские на Израиля. Израильтяне, услышав [о том], убоялись Филистимлян. 8 И сказали сыны Израилевы Самуилу: не переставай взывать о нас к Господу Богу нашему, чтоб он спас нас от руки Филистимлян.
9 И взял Самуил одного ягненка от сосцов, и принес его во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь. 10 И когда Самуил возносил всесожжение, Филистимляне пришли воевать с Израилем. Но Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем.
11 И выступили Израильтяне из Массифы, и преследовали Филистимлян, и поражали их до места под Вефхором. 12 И взял Самуил один камень, и поставил между Массифою и между Сеном, и назвал его Авен-Езер, сказав: до сего места помог нам Господь. 13 Так усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила».
Но вот, Самуил состарился и решил вместо себя поставить судьями над Израилем своих сыновей, как читаем в 1Цар.8,1: «Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем».
Но его сыновья не ходили путями своего отца, поэтому старейшины Израиля пришли к Самуилу, чтобы решить этот вопрос. Об этом мы находим в 1Цар.8,3-9: «Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно. 4 И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму,
5 и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. 6 И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу.
7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; 8 как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; 9 итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними».
Хотя и больно было Самуилу от такого требования старейшин Израиля, но он послушался повеления Господа Иисуса и дал Израилю царя. И здесь он проявил большую мудрость, как написано в 1Цар.12,16-22: «Теперь станьте и посмотрите на дело великое, которое Господь совершит пред глазами вашими:
17 не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя. 18 И воззвал Самуил к Господу, и Господь послал гром и дождь в тот день; и пришел весь народ в большой страх от Господа и Самуила.
19 И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя. 20 И отвечал Самуил народу: не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа и служите Господу всем сердцем вашим (напоминаю вам в этом месте о 1Ин.2,1)
21 и не обращайтесь вслед ничтожных [богов], которые не принесут пользы и не избавят; ибо они — ничто; 22 Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего, ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим; и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас,
и буду наставлять вас на путь добрый и прямой; 24 только бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего, ибо вы видели, какие великие дела Он сделал с вами; 25 если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете.
Из этого текста мы познаём самое главное в отношении нашей темы: мы видим, как мудро привёл Самуил Израильский народ к тому сознанию, что их желание иметь царя, как и все языческие народы, является великим грехом; и что этим самым они отвергли Господа Иисуса, не захотели иметь Его своим Царём.
Кроме этого, из данного текста следует, что если мы знаем о нуждах братьев и сестёр и не молимся за них, то это для нас детей Божиих является грехом. «Наставлять верующих на путь добрый и прямой», это, прежде всего, обязанность служителей в собраниях. Они обязаны давать слушателям твёрдую пищу, а не только молоко.
Они обязаны также давать слушателям духовную пищу в соответствии с истиной Божиего Слова, но не такую, какую во многих современных собраниях требуют слушатели, чтобы льстить их слух. Об этом читаем во 2Тим.4,3: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху».
Кроме этого хочу ещё отметить, что по велению Господа Самуил помазал Саула в царя Израиля. А за непослушание и невыполнение повеления Господа Иисуса, Он отвергает его как царя Израиля. Об этом читаем в следующих двух местах из 1 книги Царств.
1Цар.15,11: «(Господь говорит): жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь».
1Цар.15,28-29: «Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя; 29 и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему».
Интересные и чрезвычайно важные сообщения даёт нам Святой Дух в 1Цар.25, в самом начале этой главы: «И умер Самуил; и собрались все Израильтяне, и плакали по нем, и погребли его в доме его, в Раме. Давид встал и сошел к пустыне Фаран».
«И умер Самуил» мудрый судья, пророк и священник Израиля, будущий мудрый царь Израиля, Давид, ушёл в пустыню Фаран, а Саула, который пока ещё остаётся в чине царя, Господь Иисус отверг. Создаётся впечатление, что Израиль осиротел, и Божия мудрость покинула его.
Но в следующих двух стихах этой главы Святой Дух обращает наш взор на одну супружескую пару Израильтян, которая является хорошим примером по отношению нашей темы «Мудрость». И это не случайно и записано в 1Цар.25,2-3: «Был некто в Маоне, а имение его на Кармиле, человек очень богатый;
у него было три тысячи овец и тысяча коз; и был он при стрижке овец своих на Кармиле. 3 Имя человека того — Навал, а имя жены его — Авигея; эта женщина [была] весьма умная и красивая лицем, а он — человек жестокий и злой нравом; он был из рода Халева».
Святой Дух показывает нам в этом тексте супружескую пару с резко противоположными чертами характера: Навал, муж Авигеи – человек жестокий и злой нравом; а Авигея – женщина, была весьма умная. Если учесть её поведение, как сейчас увидим в нижеследующем тексте, то можем сказать, что она была очень мудрой женщиной:
1Цар.25,14-24: «Авигею же, жену Навала, известил один из слуг, сказав: вот, Давид присылал из пустыни послов приветствовать нашего господина, но он обошелся с ними грубо; 15 а эти люди очень добры к нам, не обижали нас, и ничего не пропало у нас во все время, когда мы ходили с ними, быв в поле;
16 они были для нас оградою и днем и ночью во все время, когда мы пасли стада вблизи их; 17 итак подумай и посмотри, что делать; ибо неминуемо угрожает беда господину нашему и всему дому его, а он — человек злой, нельзя говорить с ним. 18 Тогда Авигея поспешно взяла двести хлебов, и два меха с вином, и пять овец приготовленных, и пять мер сушеных зерен, и сто связок изюму, и двести связок смокв, и навьючила на ослов,
19 и сказала слугам своим: ступайте впереди меня, вот, я пойду за вами. А мужу своему Навалу ничего не сказала. 20 Когда же она, сидя на осле, спускалась по извилинам горы, вот, навстречу ей идет Давид и люди его, и она встретилась с ними. 21 И Давид сказал: да, напрасно я охранял в пустыне всё имущество этого человека, и ничего не пропало из принадлежащего ему; он платит мне злом за добро;
22 пусть то и то сделает Бог с врагами Давида, и еще больше сделает, если до рассвета утреннего из всего, что принадлежит Навалу, я оставлю мочащегося к стене. 23 Когда Авигея увидела Давида, то поспешила сойти с осла и пала пред Давидом на лице свое и поклонилась до земли; 24 и пала к ногам его и сказала: на мне грех, господин мой; позволь рабе твоей говорить в уши твои и послушай слов рабы твоей.
Ст.26 И ныне, господин мой, жив Господь и жива душа твоя, Господь не попустит тебе идти на пролитие крови и удержит руку твою от мщения, и ныне да будут, как Навал, враги твои и злоумышляющие против господина моего.
Ст.28 Прости вину рабы твоей; Господь непременно устроит господину моему дом твердый, ибо войны Господа ведет господин мой, и зло не найдется в тебе во всю жизнь твою».
Из речи Авигеи видно, что она была богобоязненной женщиной, и что Бог щедро наделил её Своей мудростью. Она не говорит: «прошу тебя, господин мой, воздержись от пролития крови», а говорит в вере и совершенно уверенно: «Господь не попустит тебе идти на пролитие крови и удержит руку твою от мщения».
На основании своей мудрости и активных действий Авигея, как Гедеон и Давид в пещере, предотвратила пролитие крови. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.