Мудрость, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Порассуждаем с вами сегодня о мудрости. Я считаю, что это очень интересная и важная для нас, детей Божиих, тема. Я думаю, что каждое дитя Божие желает мудро поступать во всех вопросах жизни; особенно в вопросах следования за Господом Иисусом; и в вопросах служения Господу Иисусу, чтобы во всех отношениях понравиться Ему. Не зря апостол Иаков говорит в гл.1,5: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему».Иаков предупреждает нас также о том, что мудрость бывает как от Бога, так и от сатаны, то есть бесовская мудрость, читаем в Иак.3,14-15: «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. 15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская».
А теперь нас интересует вопрос: почему мудрость, которая нисходит не от Бога, названа «земною, душевной, бесовской» мудростью? Чтобы в этом вопросе разобраться, заглянем в книгу пророка Иезекииля, которому Господь Иисус открыл этот вопрос в отношении помазанного херувима, теперешнего сатаны. Там мы читаем в Иез.28,12: «сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты».
В Тирском царе мы символично видим единственного помазанного херувима, которого Бог сотворил, как и всех других ангелов. Но Бог вложил в него особый дар быть «осеняющим» херувимом и наделил его «полнотой мудрости». Вы когда-нибудь задумывались о том, что такое «полнота»?
Мы с вами знаем три степени сравнения, но по отношению слова «полный» мы не можем сказать: «полней» и «наиполнейший». Если мы нальём полный стакан воды, то в него невозможно ещё хотя бы немного долить! Полный есть полный. Поэтому и помазанный херувим имел от Бога высшую степень мудрости. Бог наделил его «полнотой мудрости».
Быть может, некоторые из вас до сих пор также не знают, что такое «осеняющий», поэтому я коротко это объясняю. В Эльберфелдерском переводе Библии переводчик применил для слова «осенять» более подходящее и понятное слово «Schirmender», которое происходит от слова «Schirm», что означает зонт, которым мы защищаемся от дождя или солнца.
Слово „Schirm“ происходит от глагола «schirmen» и означает «защищать». Следовательно, задание ангелов, которых мы знаем под названием «херувимы», имели задание под водительством помазанного херувима охранять Божий трон. Херувимы осеняющие, как читаем в Иез.28,14: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней».
А в стихе 12 мы прочитали, что этот помазанный старший херувим являлся самой «полнотой мудрости». Но после падения в грех он, к великому сожалению, превратил эту, данную от Бога «полноту мудрости», в хитрость. Именно так объясняют многие дети Божии отношение сатаны к Божией мудрости. Но это неверно!
Божия мудрость, которой Бог наделил помазанного херувима, является одной стороной Божиего существа, а Бог, как мы знаем, изменяться не может!!! Иаков напоминает нам об этом в своём послании в гл.1,17: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены».
И об Иисусе, Который есть Бог, мы читаем в Евр.13,8: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».
Это значит, что Божия мудрость, которой Бог исполнил помазанного херувима, не изменяется, она остаётся мудростью. Но дело в том, что этот отпавший от Бога помазанный херувим, использует теперь эту Божию мудрость в своих коварных, корыстных и враждебных Богу целях.
Он всеми силами стремится развратить корону Божиего Творения, людей и доказать Богу, что Его Творение не совершенно. А поскольку и в сатане Божия мудрость остаётся неизменной, то Иисус и говорит в Новом Завете в Мтф.10,16: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змий, и просты, как голуби».
Это не значит, чтобы дети Божии подражали сатане в его действиях, но чтобы мы руководствовались в наших добрых делах этой Божией мудростью, которая и в сатане находится. В отношении Божией мудрости, которой владеет сатана и использует её в своих коварных целях, я приведу простой пример.
Все милиционеры и полицисты имеют право ношения огнестрельного оружия. При исполнении служебных обязанностей и для поддержания порядка, они должны в обязательном порядке носить это оружие при себе.
Но если кто-то из этих людей имеет в своём сердце коварное намерение, то он имеет возможность использовать это оружие в своих коварных целях. И никто не может его удержать от исполнения своего преступного плана. Точно так использует сегодняшний сатана Божию мудрость как оружие в своих преступных планах против Божиего Творения.
А поскольку Иаков в гл.3,15 говорит о «земной, душевной, бесовской» мудрости; об извращении сатаной Божией мудрости в своём коварном плане, то и я ещё раз и настоятельно заостряю ваше внимание на той важности, чтобы мы различали эти две мудрости и просили Господа Иисуса, чтобы Он давал нам Свою мудрость свыше, как читаем в Иак.1,5: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему».
Поэтому возьмём этот стих за наш главный текст. Но прежде, чем в исследовании нашей темы идти дальше, мы должны также знать определение для слова «мудрость». Для слова «вера» Святой Дух даёт нам в Библии точное определение в Евр.11,1: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».
К сожалению, для слова мудрость Библия не даёт нам такое чёткое и ясное определение. Зато некоторые одарённые дети Божии предлагают для слова «мудрость» примерно следующее определение: «претворение в жизнь накопленных познаний Святого Писания является мудростью».
Лично я вполне согласен с таким определением. Причём следует отметить, что Божия мудрость в детях Божиих связана с нашей любовью по отношению к Богу и Господу Иисусу, которую Он очень чётко и однозначно определяет в Ин.14,21: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
Как видим, любовь к Иисусу определяется соблюдением Его заповедей, данных нам в Библии. И мудрость определяется претворением в жизнь познаний, или же можно сказать, соблюдением Божиих заповедей. Как мы с вами из Иак.3,15 поняли, мудрость, которая исходит не от Бога свыше, есть мудрость «земная, душевная, бесовская».
Поэтому мудрость природных людей, то есть погибших грешников, это мудрость бесовская. Практически в сердцах погибших грешников это уже не мудрость, а хитрость, унаследованная от сатаны. Пример, как они рассуждают в своей хитрости, Святой Дух преподаёт нам в Прт.1,10-15: «Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;
11 если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, 12 живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу; 13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; 14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас».
А затем следует ещё одно предупреждение, одно увещевание к праведнику, чтобы он не позволил увлечь себя такими заманчивыми предложениями злых людей для достижения богатства через хитрость сатаны: «15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их».
Но многие люди попадаются сегодня на такие заманчивые предложения с целью лёгкой добычи богатства путём устрашения или убийства избранных жертв. И если человек по своему легкомыслию вступил на этот преступный путь, согласился на предложение этих коварных людей, то уже не может вернуться на прежний путь: его тоже убьют!
Поэтому возникает теперь совершенно практический вопрос: какое решение, действие или поступок природного человека будет его первым мудрым решением, первым мудрым шагом в его жизни? Решение, которое не имеет своей целью путём хитрости или обмана, достичь в своей жизни какой-то выгоды или прибыли. Такое решение будет мудрым.
На этот вопрос очень легко ответить, если возьмём во внимание десятую притчу Царствия Небесного, читаем Мтф.25,1-4: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих».
В пяти мудрых девах мы символично видим детей Божиих, которые «вместе со светильниками своими взяли масла в сосудах своих». В этом масле мы символично видим Святого Духа, которым все дети Божии запечатаны согласно Еф.1,13. Из Мтф.25,1-4 однозначно следует, что первым мудрым решением природного человека является его обращение к Господу Иисусу с покаянием и его рождение свыше.
Это такие люди, которые в вере отзываются на призыв Господа Иисуса, как читаем в Мтф.11,28, где Иисус говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. А обременёнными являются все погибшие люди мира сего. Но часть из них, то есть мудрые, понимают, что на основании своей греховности они являются погибшими и нуждаются в спасении.
Они поверили сообщению Писания; они поверили Иисусу, что Он не изгонит их вон, несмотря на совершённые ими даже самые тяжкие грехи. В отношении таких людей мы читаем слова Иисуса в Ин.6,37: «…приходящего ко Мне не изгоню вон».
Они поверили, что Иисус простит им все грехи и по их вере подарит им жизнь вечную Ин.3,36: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем».
Прекрасный пример по вопросу принятия первого мудрого решения погибшими грешниками мы видим в истории со слепым нищим Вартимеем в Мрк.10,46-52: «Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося [милостыни].
47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. 48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. 49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.
50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. 51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. 52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге».
В слепоте Вартимея мы прообразно видим духовную слепоту всех погибших грешников мира сего, как Господь Иисус говорит по отношению к Своему народу Израилю в Иез.12,2. Но это касается также всех погибших грешников мира сего: «сын человеческий! ты живешь среди дома мятежного; у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат; потому что они — мятежный дом».
Но Вартимей слышал об Иисусе и страстно желал в своём сердце встретиться с Ним. В молитве он кричит к Господу Иисусу о том, что он желает духовно прозреть и познать истину. Но многие люди, как мы это видим сегодня в этом мире, заставляют его молчать. Они запрещают также детям Божиим благовествовать среди погибших грешников, которые, как и Вартимей, нуждаются в Иисусе.
Но Вартимей ещё больше кричит! А поскольку Бог является сердцеведцем, то страстное желание Вартимея сбылось, и он встретился с Иисусом. В коротком выражении Вартимея: «Учитель! я хочу, чтобы мне прозреть» мы практически видим покаяние человека. Когда погибший грешник принимает это мудрое решение в своей жизни обратиться к Иисусу и покаяться, то он действует как Вартимей: «Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу».
Наша одежда символизирует наше хождение. «Вартимей сбросил с себя верхнюю одежду», то есть принял решение порвать с этим миром, порвать со своей старой жизнью и… «встал и пришёл к Иисусу».
А в словах Иисуса: «иди, вера твоя спасла тебя» мы практически видим рождение Вартимея свыше, его спасение. И что Вартимей делает? «И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге», то есть он стал следовать за Иисусом, ходить Божиими путями.
В «пяти неразумных девах» из десятой притчи Царствия Небесного мы символично видим религиозных людей, которые тоже верят в Господа Иисуса, но не совершили молитву покаяния и не получили Святого Духа: они не имеют в своих сосудах масла, то есть не имеют Святого Духа!
Они не совершили этот первый мудрый шаг покаяния в своей жизни. Ещё раз напомню вам, что помазанного херувима, для исполнения служения по охране Божиего трона, Бог наделил «полнотой мудрости». По этому поводу напомню вам, что Небесный Отец дал Своему возлюбленному Сыну, Господу Иисусу абсолютную власть на земле и на небесах, на всё время существования людей на земле!
А теперь у нас возникает естественный вопрос: чего ещё недоставало Иисусу при наличии всей этой власти, чтобы успешно управлять всем миром и выполнить задание Отца? Для этого обратимся сначала к царю Израиля, Соломону. Когда Он принял от своего отца Давида власть над Божиим народом, то Господь Иисус явился ему ночью во сне и говорит, как читаем во 2Пар.1,7: «В ту ночь явился Бог Соломону и сказал ему: проси, что Мне дать тебе».
Соломон не стал просить у Господа Иисуса богатства и господства над соседними языческими народами, а как читаем во 2Пар.1,10: «то ныне дай мне премудрость и знание, чтобы я [умел] выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим великим?» А Соломон является прообразом Господа Иисуса в 1000 летнем мирном Царстве. Как видим, Соломон не просит у Господа Иисуса ничего кроме мудрости.
Он понимал, что мудрость является наивысшим приобретением, которое человек может достичь, поэтому он и пишет в своих притчах в Прт.3,13-18: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, — 14 потому что приобретение ее (мудрости) лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: 15 она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. 16 Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава; 17 пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные. 18 Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее!»
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.