Иегова — имя откровения, часть третья
Мир вам дорогие слушатели, продолжаем рассмотрение темы «Иегова – имя откровения Иисуса в Ветхом Завете». В прошлой передаче мы с вами рассмотрели «власть». Всю власть в восьми пунктах, которую Отец передал Своему Сыну на всё время существования людей на земле.
И я прочитал вам одно предложение и очень прошу его запомнить. В течение этого времени Отец ни во что не вмешивается и полностью доверяет Своему Сыну. Заметим себе это предложение, ибо оно нам пригодится при дальнейшем рассмотрении нашей темы. Это значит, что в Ветхом Завете во всех откровениях Бога, мы должны видеть Иисуса Христа.
А что Иисус является Богом, я думаю, мы все это знаем, Иоан.1,1 и Рим.9,5. И по этому поводу говорит Слово Божие в Иоан.10,30 сказано: «Я и Отец – одно». И в Иоан.4,10 читаем: «Иисус сказал ему: сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня, видел Отца, как же ты говоришь: покажи нам Отца?».
И ещё, Иоан.17,21: «Да будут все едино, как Ты Отче во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино. Да уверует мир, что Ты послал Меня».
Это очень важное и ценное сообщение Писания: Отец небесный и Сын Его – одно целое! Поэтому невозможно рассматривать Отца отделённого от Сына и Сына от Отца. Позволю себе на этом месте отметить один важный аспект в Писании для познания тем, кто до сих пор об этом не знал.
А именно. Как я выше отметил, все дети Божии знают из Нового Завета, что Бог состоит из трёх персон, о Которых мы говорим, как о Триединстве. Но фактически это не так. Да! Потому что Отец, Сын и Святой Дух – это жизнь дающие персоны. Но мы ведь знаем, что Бог должен судить погибших грешников, которые не приняли и не примут Иисуса в сердце.
Повторяю, что Бог состоит из трёх жизнедающих персон: Отца, Сына и Святого Духа. Но при внимательном исследовании Писания познаём, что к Богу относятся также четыре жизнезабирающие личности, которых Писание называет «живыми существами», а не «животными», как читаем в русском переводе.
О них мы читаем в Отк 4,6.7 и 6,3.5. Семь раз встречаем в Библии (и только в Откровении) выражение «живые существа». Привожу эти стихи:
Отк 4,6-7: «и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
Отк 6,3.5: «И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей».
Здесь мы читаем, что эти четыре существа были подобны: льву – это дикие животные, тельцу – это домашние животные, орлу – это птицы и подобно человеку. Все они будут в 70-ю седьмину истреблены! Не будут истреблены только морские животные, большинство которых составляет рыба. Отсюда мы познаём, что главным мясным питанием в 1000-летнем Царстве будет рыба.
Из Отк 4,6 мы явно видим, что это не животные, а тесно связанные с престолом Бога живые существа, которые говорили и управляли судом, истреблением людей, диких и домашних животных и птиц.
Итак Бог состоит фактически из 7 персон, что говорит о Его совершенстве.
Наше человеческое мышление слишком примитивно, поэтому Бог открылся людям в одной конкретной личности, в Иисусе Христе.
И о Святом Духе многие дети Божии имеют довольно примитивное представление. Хотя Он является одной персоной из Триединства, но Он может бесконечно делиться и находится одновременно во всех детях Божиих, Ин 7,37-39: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. 39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен».
Когда из чрева детей Божиих текут реки живой воды, то есть Святой Дух? Когда мы, дети Божии, приводим кого-нибудь из погибших грешников к Иисусу. То он через молитву покаяния принимает Иисуса в сердце и рождается свыше. При этом Святой Дух, находящийся в нас, делится и входит в кающегося!
Подобно этому и Отец с Сыном едины, но каждый по Себе является персоной Триединства. Бог открылся в Сыне, чтобы мы могли верить в Него.
На основании этого определения мы можем получить ответ на важные вопросы. Мы ещё вернёмся к этому. Мы установили, что на протяжении всего времени Ветхого Завета, насколько нам это сообщает Писание, в «Иегове мы должны видеть Господа Иисуса. В доказательство этого рассмотрим три места.
Первое место Писания. Рассмотрим в этом отрезке Писания встречу Авраама с Ангелом Иеговы на горе Мориа, где он должен был своего сына Исаака принести Иегове в жертву всесожжения:
Быт. 22,11-12: «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. 12 [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».
Быт. 22,15-16: «И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба 16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего».
Если мы внимательно прочтём этот текст, то должны заметить, что Ангел Иеговы, который управлял действиями Авраама, является Самим Иеговой. Это мы видим в ст.16, где Он говорит: «Мною клянусь, говорит Иегова (Господь)». Сначала Он представился Аврааму Ангелом Иеговы, а когда Он увидел послушание Авраама, то Он открывается ему и говорит: «говорит Иегова».
Уместно здесь заметить, что почти все дети Божии знают, что в лице: Ангела Божиего, Ангела Иеговы или Ангела Господня в Ветхом Завете открывается или выступает Иисус.
Второе место в Библии, из которого мы познаём, что в лице Ангела Божиего выступает Иегова, то есть Сам Иисус. В Исх 14 читаем о том, как Господь Иисус провёл Свой народ перед войском фараона по сухому через Чермное море. Когда мы читаем в Библии этот текст и мысленно воплощаемся в эту ситуацию, то возникает усиленное сердцебиение.
Рассмотрим самый ответственный момент из книги Исх. 14,19-20: «И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; 20 и вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых, и был облаком и мраком [для одних] и освещал ночь [для других], и не сблизились одни с другими во всю ночь».
И далее стихи 23-24: «Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. 24 И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян;
Из ст.20 мы видим, что Израиль проходил через Чермное море ночью: «и не сблизились одни (Египтяне) с другими (с Израильтянами) во всю ночь». Столб облачный, в котором мы видим Ангела Божиего, Ангела Иеговы или Господа Иисуса, стал между Израильтянами и Египтянами.
Оно освещало дорогу Израильтянам между морскими волнами, которые стояли с обеих сторон стеной; и делала Египтянам ночь ещё темней, так что они едва продвигались вперёд. Именно в эту ситуацию мы сейчас заглянем.
Но чтобы получить большее понятие о выше упомянутом облаке, сравним нашу ситуацию с Исх. 13,21-22: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа».
Заметили ли мы, что в этом событии, которое происходило ночью, вначале шла речь только о столпе облачном, который должен был вести Израиль в пустыне только днём? А затем Библия говорит о «столпе огненном и облачном».
Я думаю было так, что Иегова освещал дорогу посредством огненного столпа, а Египтянам ещё более затемнял путь в эту ночь. Итак, Ангел Божий стоит теперь в облачном столпе между Израильтянами и Египтянами. И теперь мы приходим к Исх.14:24, где сказано: «И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян;».
Разве это не интересно и даже странно? Сначала это был Ангел Божий, а теперь вдруг здесь говорит Сам Иегова? В Иегове мы не можем здесь видеть небесного Отца, так как выше мы познали, что Он дал Сыну всю власть над всякой плотью на земле.
Он полностью и в совершенстве доверяет Своему Сыну, поэтому невозможно, чтобы в этой ситуации Он отстранил Сына от руководства и Сам стал действовать.
«Мой возлюбленный Сын, хотя Я дал Тебе всю власть над людьми, но в этой сложной ситуации Я Тебе не совсем доверяю, поэтому позволь Мне Самому принимать решения в этой ситуации», Так дело у Бога не пойдёт! Господь Иисус Христос исполнил волю Отца в абсолютном послушании.
В этой ситуации дело заключается в том, что Ангел Иеговы и Иегова являются одной и той же личностью Иисуса Христа, а именно Иисусом Христом! Это есть вывод, следующий из данной ситуации.
Третье место в Библии. В Суд 6 мы читаем о встрече Гедеона Ангелом Иеговы. При внимательном чтении мы и в этом событии познаём, что Ангел Иеговы и Иегова являются одной и той же личностью и, что в них мы должны видеть Господа Иисуса.
Читаю это место из Суд 6,11-12: «И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. 12 И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!
А также стихи 21-23: «Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его.
22 И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: [увы] [мне], Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. 23 Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь.
Сначала Гедеон не понял, что с ним говорит Ангел Иеговы, но в конце он это понял, поэтому испугался, что должен умереть. И тут Господь Иисус открывается Гедеону («Иегова сказал ему), потому что имел для него очень важное задание: освободить Израиль от Мадианитян.
В Библии существует ещё много других мест, в которых мы видим кажущиеся противоречия, но мы теперь знаем, что в Ангеле Божием, Ангеле Иеговы и в Иегове должны видеть нашего Господа Иисуса.
А теперь рассмотрим ещё встречу Иисуса Навина с Человеком, Который имел в своей руке обнажённый меч. Читаю это место из И.Нав. 5,13-14: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?
Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?»
Человек с обнажённым мечом представился Иисусу Навину: «Я вождь воинства Иеговы», и принимает от И.Навина преклонение, что ангелам непозволено (Отк 22,9). Поэтому мы можем заключить, что это был Господь Иисус. Но ведь мы только что рассмотрели и познали, что в Ветхом Завете в лице Иеговы мы должны видеть Господа Иисуса.
Кто же в данной ситуации Иегова, вождём воинства Которого является «Человек» с обнажённым мечом? Здесь мы должны сказать, что в данном случае – это Отец небесный! Ибо на основании сообщения Иисуса (Ин 10,30; 14,9; 17,21) мы выше познали, что Господь Иисус и Отец являются одно целое!
Они настолько тесно связаны, что мы это даже представить не можем. Поэтому на основании выражения: «Я вождь воинства Иеговы» мы должны в «Человеке» с обнажённым мечом Господа Иисуса видеть, а в «Иегове» – Отца небесного.
Ещё одно короткое сообщение по поводу этой встречи И.Навина с Иисусом. Когда Человек с обнажённым мечом представился И.Навину, Он сказал ему, как читаем в И. Нав.5,15: «Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал».
Подчёркнутое выражение мы встречаем в Библии три раза. Вот ещё два места. Первое из Исх 3,5: «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».
А второе из Д.Ап.7,33: «И сказал ему Господь: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».
Почему это выражение встречается в Библии три раза? Не больше и не меньше! В Библии ничего случайного не бывает. Число 3 символизирует общение. Самое лучшее общение мы видим в Триединстве – жизнедающих личностях Бога.
Это значит, если мы посредством молитвы говорим с Господом Иисусом, то мы имеем с Ним общение. И ни где-нибудь, а во святилище пред лицем Его. Почему мы должны в этом случае «снимать обувь»? Ведь в этом смысле ни одно дитя Божие не снимает при молитве обувь.
Слово обувь встречается в Писании 18 раз, что согласно символики означает грех (см. 2Тим 3,1-4). 18 раз встречается в Писании также «чёрный» цвет, цвет Сатаны. Поэтому в обуви мы символично видим грехи людей.
Обувь Израильтян не износилась за 40 лет странствования в пустыне, потому что грех идолопоклонства они не оставили (упорно пребывали в идолопоклонстве). А по отношению к Иегове были и остаются по сей день строптивыми и непослушными.
Об этом читаем во Втор 29,5: «Сорок лет водил вас по пустыне, и одежды ваши на вас не обветшали, и обувь твоя не обветшала на ноге твоей».
А также у пророка Амоса 5,26: «Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя».
В этом заключается духовное значение неизношенной обуви Израильтян за 40 лет странствования в пустыне. Но дети Божии сегодня, если они приближаются к Господу Иисусу в молитве, имеют с Ним общение. Поэтому они должны очищаться от всех известных им грехов, если они хотят иметь победы в следовании за Ним.
И если они хотят иметь ответ на свои молитвы!! Потому что написано в 1Ин 3:3: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, (надежду быть с Господом на небесах в Его славе), очищает себя так, как Он чист».
А теперь приступим к исследованию имени Иеговы, чтобы познать какой смысл заложил Святой Дух в этом имени откровения Господа Иисуса. Почему Иисус открылся Моисею под именем «Иегова», а патриархам – под имеем «Всемогущий»? Ещё раз привожу это место, Исх. 6,3: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] «Бог Всемогущий», а с именем [Моим] «Господь» не открылся им».
Авраам Майстер, основательно исследовавший Писание установил, что у Бога имеется 700 имён: Елоим, Адонай и т.д. Но мы займемся лишь исследованием Его имени «Иегова».
Ибо в него Святой Дух заложил глубокий смысл, имеющий очень важное значение, как для Израиля, так и для язычников. Всем тем, кто пользуется Библией русского перевода, трудновато это объяснить, но я попытаюсь это сделать.
В еврейском оригинале имя Иегова пишется следующим образом: «Jehowah», «Jahweh» или сокращённо «Jah». Вот тут и начинаются трудности для тех, кто пользуется русской Библией, потому что в Пс 150,6 в оригинале написано: «Всё дышащее да хвалит «Jah»! да хвалит «Jehova»! Аллилуйя».
То же самое мы имеем в Ис 12,2: Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь «Jah», «Jehova» — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение.
На этом моё время закончено, продолжим в следующий раз.