Святой Дух, часть седьмая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Святой Дух». Сегодня седьмая часть. Всё же, какая Божия любовь и забота окружает нас! Не следует ли нам замолчать и поразмыслить над тем, что Бог сделал для нас? Он дал нам Своего Сына! Он положил Его для нас в прах смерти, как читаем в Псалме Давида 21,16: «Ты свёл меня к персти смертной».Бог послал Святого Духа к нам на землю нашим Утешителем, а Иисуса Христа посадил одесную Себя нашим Первосвященником и Ходатаем! И что только Он в нас вложил! Как мы дороги для Него! И как мало мы осознаём эту Божию любовь, которая нас полностью окутывает. Да, верен Бог, через Которого мы призваны в общение с Его Сыном, Иисусом Христом, нашим Господом, как читаем в 1Кор.1,9: «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего».
Полноту благословения, через которую мы совершаем наши молитвы, Господь Иисус видел уже тогда, когда Он говорил опечаленным ученикам в Ин.16,6-7: «Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. 7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам».
Известие о расставании с Иисусом ученики восприняли с особой тяжестью, потому что Утешитель ещё не пришёл. Они находились во мраке того времени и под властью событий, через которые им следовало ещё пройти. Мы едва можем себе представить, что для них означала Его смерть. Что Тот, на Котором покоилась их вера, был казнён руками грешников!
А затем, в Пасхальное утро, пришла славная перемена, когда Бог воскресил из мёртвых великого Пастыря рассеянных овец, чтобы их собрать вокруг воскресшего. Те сорок дней, в течение которых Иисус был среди Своих учеников, были удивительным временем общения.
Об этом читаем в Д.Ап.1,2-4: «до того дня, в который Он вознёсся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своём, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. 4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня».
Но тот факт, что сегодня мы имеем нашего Господа Иисуса в нашей среде, является ещё более удивительным!!! Тогда ученики были собраны вокруг Воскресшего Иисуса, а в нашей среде, в Своей Церкви, Он присутствует Прославленным, как Первородный среди многих братьев, и, как Он говорит в Евр.2,12: «возвещу имя Твоё братиям Моим (имя Отца), посреди Церкви воспою Тебя».
И вот пришло время последней встречи учеников с воскресшим Иисусом на земле. Ученики видели, как Иисус поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их, как читаем в Д.Ап.1,9-11: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
Что ещё общего имели ученики с этим миром и с его делами, которые Господь Иисус оставил? Возвратившись, все ученики, как отделённые от мира сего, взошли в горницу, единодушно пребывали в молитве и молении и в соответствии с обещанием Господа Иисуса ожидали излияния Святого Духа.
Так начался день Пятидесятницы. Поэтому обратимся к Д.Апостолов и более подробно рассмотрим первые стихи во второй главе. Главное содержание двух первых глав в Д.Апостолов мы видим в том, что Господь Иисус оставляет землю и уходит на небеса, а Святой Дух оставляет небо и приходит к людям на землю.
Первое, на что мы должны обратить наше внимание, мы видим в Д.Ап.2,1: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе». Повторяю: «все они были единодушно вместе», собравшись в одном доме. Затем в стихе 2 мы читаем о том, что «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились».
И, таким образом, все в целом, находившиеся в этом доме, получили крещение Святым Духом, наполнившим этот дом. Равно, как вода, проникшая в корабль, хоронит всех находящихся в трюме этого корабля. Для учеников это был, конечно, удивительный момент, когда вдруг они все вместе, в соответствии со словом Господа Иисуса, окунувшиеся в Святом Духе, получили крещение.
Как при крещении водой, крещаемый с головой утапливается в воду, так и тогда в этот момент, крещение Святым Духом было совершено над всеми присутствующими верующими, чтобы они, объединённые в одно тело Христа, перешли в новую жизнь, как пишет об этом апостол Павел в 1Кор.12,13: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом».
А теперь обратимся к ст.3 этой главы, где мы находим другое, новое событие. Ученики неожиданно увидели новое явление: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них».
Это значит, что лично каждый из них получил Святого Духа в виде разделяющихся языков. Он почил на каждом из них, чтобы остаться в них жить. Обращаю ещё раз ваше внимание, что в стихах 1 и 2 мы читаем: «все они были единодушно вместе», и «наполнил весь дом, где они находились».
Имеем два важных выражения: «Все они» и «где они находились». Это значит, что все они вместе стоят на переднем плане. Каждый отдельный из них не упоминается. А в ст.3 напротив, каждый отдельный человек выступает на передний план: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Д.Ап.2,3).
При первом событии (ст.1-2) над присутствующими верующими было совершено общее крещение. Во втором событии (ст.3) дар Святого Духа стал достоянием каждого отдельного присутствующего. В связи со вторым событием, ст.4 сообщает нам о мощнейшем действии Святого Духа в «сосудах», в которых Он устроил Себе жилище: «И исполнились все Духа Святого».
На основании сообщения в Еф.5,18: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом», многие верующие ошибочно думают, что это такое же исполнение Святым Духом, как и тогда при излиянии Святого Духа. В Ин.3,34 Господь Иисус говорит: «ибо не мерою даёт Бог Духа».
Это значит, что Он не даёт одному больше Святого Духа, а другому – меньше. А также: Бог не добавляет в экстренных случаях дополнительные порции Святого Духа, а даёт при покаянии каждому полную меру Святого Духа.
Послание Еф.5,18 следует так понимать: дети Божии не должны своими греховными делами или своим непослушанием чинить препятствия действию Святого Духа, не зажимать Его в угол, а давать Ему свободу действия в нас, во всех областях нашей жизни!!!
Ни в одном месте Писания мы не находим также повторения крещения Святым Духом, а также повторения дара Святого Духа. Писание знает лишь единственное крещение Святым Духом над всеми верующими, объединив их в одно тело Иисуса, которое к пришествию Господа Иисуса достигнет полного числа, как читаем в Рим.11,25:
«Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Повторяю, что каждый отдельный верующий только один раз получает Святого Духа при покаянии, как печать и залог до дня избавления от нашей плоти.
Итак, в первых трёх стихах в Д.Ап.2 мы имеем два события, которые произошли одновременно. Одно событие касалось всех вместе, а второе событие касалось каждого отдельного присутствующего:
1. Дом был наполнен Святым Духом и все присутствующие вместе «одним Духом крестились в одно тело» (1Кор.12,13).
2. Каждая отдельная личность получила Святого Духа не в образе голубя, как в своё время Господь Иисус, но разделяющимися, как бы огненными языками.
Эти два события были исполнением двух обетований:
1. они должны принять крещение Святым Духом и
2. они должны получить дар Святого Духа, который должен пребывать с ними и в них.
Эти два обетования были исполнены ранним утром в день Пятидесятницы.
Очень важно запомнить, что «крещение Святым Духом» и «дар Святого Духа» является не одним и тем же понятием. Хотя и эти оба события произошли одновременно в день Пятидесятницы. Но по этой причине, тем не менее, их нельзя смешивать.
Мы должны их различать, как мы различаем: «помазание», «запечатывание» и «залог» Святого Духа, хотя и их мы тоже получаем одновременно с даром Святого Духа. А поскольку многие верующие не различают «крещение Святым Духом» с «даром Святого Духа», то возникло много путаницы и противобиблейских мнений.
Если мы будем говорить о глаголах: посылать, давать, получать, то нам не пришло бы даже на ум, чтобы в отношении этих слов применить слово «крещение». То, что мы имеем в виду, мы выражаем по смыслу, а тем более Бог. Если Бог говорит о крещении, то Он имеет в виду крещение.
А если Он говорит о выражении: «посылать», «давать» и «получать» Святого Духа, то Он имеет в виду то, что сказал. Писание божественно точно. И мы не должны с такими различными по смыслу словами так обращаться, как будто бы они равнозначны. Если мы их перепутаем, то и мы запутаемся.
О даре Святого Духа, данном каждому отдельному верующему, я выше уже говорил. Об этом можно и следовало бы ещё многое сказать, но сейчас мы поговорим ещё о «Крещении Святым Духом».
Святое Писание очень мало говорит о «крещении Святым Духом», кроме как в Д.Ап.2, где мы читаем об историческом сообщении этого удивительного события. Кроме этого события, которое мы сейчас коротко рассмотрим, оно встречается в Писании ещё в семи местах, в которых крещение упоминается вместе со Святым Духом.
В трёх местах Писания (Мтф.3,11; Мк.1,8 и Лк.3,16) мы находим свидетельство Иоанна Крестителя, который пророчески говорит, что Идущий за ним Господь Иисус, «будет крестить вас Духом Святым и огнём».
В четвёртом месте (Ин.1,33) он сообщает об откровении, которое Бог дал ему для распознания Господа Иисуса: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым».
Пятое место мы находим в Д.Ап.1,5. Здесь Сам Господь Иисус указывает Своим ученикам на крещение Святым Духом, и говорит им, что это событие исполнится, как читаем в этом месте Писания: «И, собрав их (учеников), Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым».
Шестое место мы находим в Д.Ап.11,16. В этом тексте апостол Пётр возвращается к крещению Святым Духом в день Пятидесятницы и говорит: «Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым»».
Седьмое место, и последнее место мы находим в 1Кор.12,13. Это место Писания учит нас тому, что содержанием крещения Святым Духом является образование тела Христа на земле: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом».
Таким образом, мы видим, что шесть мест указывают на событие в день Пятидесятницы, а одно место показывает нам внутреннюю сторону, сущность этого крещения. А во всех семи этих местах мы видим совершенство Божиего дела по Излиянию Святого Духа и крещения Святым Духом всех уверовавших в Иисуса Христа для образования Его Церкви.
Иоанн Креститель был первым, который объявил о крещении Святым Духом. Господь Иисус, а позднее апостол Пётр, указывают на день Пятидесятницы, в который это крещение Святым Духом исполнилось. А апостол Павел учит нас, что все верующие включены в это крещение, на основании которого образовано тело Христа, «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело».
Большего Писание нам не сообщает о крещении Святым Духом. Но охватили ли мы величину этого удивительного события? Посредством крещения Святым Духом Бог создал на земле совершенно новое дело. Строительство, о котором Господь Иисус говорил Петру в Мтф.16,18 «и Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её», является началом строительства Церкви Иисуса. Было образовано единое тело Иисуса, которое растёт и охватывает каждый Его член до пришествия Господа Иисуса за Своей Церковью.
Начиная с этого часа, группа верующих в Иерусалиме, перестала быть группой отдельных верующих. С этого момента они неотделимо были присоединены к телу Христа и неотделимо связаны с главой на небесах. Это было что-то совершенно другое, чем то, когда они до этого собирались группой верующих. Теперь они образовали тело Христа!
Когда этот удивительный шум с неба наполнил дом, то при этом верующие были крещены в единство, какого они до этого не знали. Которое никакая власть и сила никогда не может разрушить, и о которой Господь Иисус сказал: «врата ада не одолеют её».
Враг ищет, конечно, чтобы через наши согрешения добиться разделений, чтобы разрушить единство Церкви Иисуса. Во внешней картине, в отношении отдельных поместных собраний ему, к сожалению, удалось это сделать, как читаем в Д.Ап.5 и в 1Кор.3. Это мы видим особенно в настоящее время, в массовом разделении различных конфессий.
Но единство Церкви Иисуса, которое образовано при крещении Святым Духом в выше рассмотренных событиях с Иудеями, Самарянами и язычниками, неразрушимо. Это единство никогда не может быть ликвидировано, потому что об этом единстве читаем в Еф.4,4-5: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5 один Господь, одна вера, одно крещение».
До этого в мире никогда этого не было. Енох, Ной, Авраам, Иосиф, Моисей, Давид – эти многие верующие ходили с Богом, но это были отдельные верующие Божие мужи. Они не были соединены в одно тело, в одно единство. Они никогда не были связаны с небесной Главой, как тело Христа.
Они были далеки от такой мысли, которая никогда не могла возникнуть в сердцах людей. Но в сердце Бога существовала эта мысль, это намерение уже до основания мира, как читаем в Еф.3,3-5: «потому что мне через откровение возвещена тайна (о чём я и выше писал кратко), 4 то вы, читая, можете усмотреть моё разумение тайны Христовой, 5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым»
И в ст.9: «и открыть всем, в чём состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем всё Иисусом Христом».
Уже в Адама, которого Бог сотворил по Своему подобию, и в Еву Бог вложил скрытый в Его сердце план, эту Божию тайну. Адам является прообразом Господа Иисуса, а Ева, созданная из его ребра, является прообразом Церкви Иисуса, поэтому читаем в Быт.2,21-24: «И навёл Господь Бог на человека крепкий сон (в этом мы видим смерть Иисуса); и, когда он уснул, взял одно из рёбр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку (через смерть Иисуса возникла Его Церковь). 23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. 24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».
Поскольку Адам является прообразом Господа Иисуса, а Ева – прообразом Его Церкви, которая возникла на основании смерти Иисуса, то в Еф.5,30-32 апостол Павел указывает Ефесянам на это пророческое сообщение в Быт.2,21-24:
Читаю Послание Еф.5,30-32: «потому что мы (все дети Божии, невеста Иисуса, Его Церковь) члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (как сказал Адам о Еве, своей жене). 31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. 32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви».
Самостоятельность Евы открылась, или зародилась в единстве со своим мужем: Бог дал ей имя «человек, жена». В своих объяснениях или наставлениях о Церкви Иисуса, апостол Павел указывает на человеческое тело и говорит в 1Кор.12,12 «Ибо, как тело (человеческое) одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос», а мы сказали бы: «так и Церковь».
Исходя из этого сообщения мы задаём себе вопрос: может ли единство верующих между собой и со Христом быть выражено более тесней и нерасторжимей, чем в этом сообщении? Церковь названа именем Того, из Которого она родилась. Чтобы это понять, сообщаю вам, что на еврейском языке слово муж называется Иш, а слово жена называется Иша.
Поэтому мы можем сказать: как имя жены Адама открывается в имени её мужа, так Писание связывает Церковь со Христом в одном имени: Христос. А в следующем ст.13 Павел сообщает для этого основание: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом».
Если в крещении Святым Духом Писание ставит перед нашими глазами «единое тело», единую Церковь – Церковь Иисуса, которая в день Пятидесятницы получила при крещении Святым Духом своё начало, то почему мы имеем сегодня бесконечное число поместных собраний, и откуда они появились?
Кое-кто из вас скажет: «но не могут же верующие всего мира ходить в одно собрание!». Это верно! Но послушайте моё дальнейшее объяснение и вы поймёте, куда я направляю ваше внимание.
Почему сегодня одно дитя Божие, то есть один член тела принадлежит одному собранию, а другой член принадлежит к другому собранию? Не крещены ли все мы «одним Духом … в одно тело?». Почему эту истину мы так мало осуществляем? Не является ли каждая принадлежность к различным деноминациям отрицанием единого тела?
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.