Покаяние, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами сегодня о покаянии. И не только о покаянии при обращении к Господу Иисусу, чтобы спастись для жизни вечной, но и, главным образом, о покаянии или раскаянии перед Господом Иисусом за совершённый нами проступок, будучи уже дитём Божиим. Библия говорит, «что не хлебом одним будет жить человек, но всяким Словом Божиим» (Лук.4,4).Для людей вообще, а особенно для нас, детей Божиих, это очень важный фактор: духовный хлеб! Но мы обратимся ещё к одному выдающемуся высказыванию Иисуса, о котором читаем также в Евангелии от Луки в гл.5,31-32: «Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; 32 Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию».
«Я пришёл призвать… грешников к покаянию». В Библии имеется очень много ключевых слов или выражений, которые в жизни людей имеют решающее значение. Мы с вами только что рассмотрели тему «Божия десница», где в деснице мы видим Сына Божиего, нашего Господа Иисуса!
Также слово «вера», которое является в Библии вообще единственным главным словом и имеет огромное значение. Дальше следует также отметить слово «любовь», которое имеет огромное разрядное значение или ранг. И слово «покаяние» также относится к ключевым словам Библии. Могу вам сообщить, что на греческом языке слово «покаяние» гласит: «метаноя».
Я думаю, что вы все желаете знать, что означает греческое слово «метаноя». В своё время М.Лютер, прежде чем он пришёл к истинной вере, сам наказывал себя бичеванием за свои грехи. Он так понимал это слово, что ушёл в монастырь и бичевал себя плетью, конечно, по голому телу. Он думал, что, таким образом, он получит прощение своих грехов.
В немецком языке слово покаяние родственно с выражением «облагать штрафом», «штрафовать за нарушение» правил дорожного движения, которое одним словом называется: «büßen» и т.д.
Пример мы находим в Быт.31,39: «растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток (говорит Иаков Лавану); ты с меня взыскивал, днём ли что пропадало, ночью ли пропадало».
Поэтому слово «покаяние» до сегодняшнего дня понимают в Германии многогранно: штрафовать, наказывать, возмещать ущерб и т.д. Если мы обратимся к водителям автомашин, то они говорят о каталоге денежного штрафа за различные нарушения правил дорожного движения. И если в населённом пункте вы едете быстрей установленного порядка (30, 50 или 60 км/час), то можете рассчитывать на штраф в 200 Евро.
А если кто-то по своему легкомыслию совершил при такой быстрой езде аварию и повредил другому автомобилю кузов, то возникают большие проблемы и досада в том, что свою автомашину нужно ремонтировать и проценты страховки повысятся.
Да, за своё легкомыслие виновный в аварии вынужден будет расплачиваться (er muß büßen). Так понимается это производное слово от слова «покаяние» до сегодняшнего дня. А что же понимает Библия в слове «покаяние»? Что понимает Библия в слове «метаноя»? По этому поводу сообщаю вам ещё один случай из моей жизни.
Прошло много лет, но я это никогда не забуду, так как много об этом размышлял. Много лет назад одна сестра в Господе сказала мне об одном брате в Господе: «я не знаю другого верующего, который совершал бы так много покаяния, как он». Тогда я не отважился спросить её, как он это делает.
Позже мне стало ясно, потому что я познал, что он различным образом очень много молился, и много по различному поводу смирялся перед Господом Иисусом. Такая позиция верующих перед Господом Иисусом является, конечно, не превратной и не извращением нашего отношения к Нему.
И это, конечно, правильно, но при этом возникает опасность: если мы сто раз об одном и том же совершили перед Господом покаяние, то некоторые думают, что теперь соответствующий грех удалён.
Они рассуждают так: «за определённый грех я совершил достаточно покаяния, поэтому могу теперь иметь чистую совесть, потому что я сто раз помолился за это. Тогда всё хорошо и на следующей неделе мы не имеем больше проблем и можем то же самое повторить». Но тогда мы замечаем, что здесь что-то не то, что-то неладно.
Это не может быть тем, что Бог имеет в виду, говоря о покаянии. При этом возникает также опасность, что дети Божии могут попасть в депрессию, будут иметь сплошные печали, если они думают, что всё могут уладить сплошными молитвами. По этому поводу следует сказать, что всё имеет своё время, и во всём следует соблюдать определённую меру.
Но на основании всех этих рассуждений мы всё ещё не пришли к тому познанию, что означает греческое слово «метаноя». Если его просто перевести на русский язык, то это совершенно просто! Слово «метаноя» означает: «поворот» (можно сказать: поворот к лучшему)
Слово «метаноя» ещё означает: «изменение образа мыслей», «изменение мышления»! Это начинается и происходит в мозгах, а затем и в сердце человека. Это – есть метаноя! Это приносит изменение мышления и представления именно во многих областях жизни. Это происходит так, как дети поют в одной песне: «из головы в сердце, а из сердца в руки и в ноги». Это – есть метаноя. Это действительно изменение!
Очень хорошо и наглядно нарисовал нам Святой Дух через апостола Павла такое изменение, такое обновление в Рим.12,1-3: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, 2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. 3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил».
«Преобразуйтесь обновлением ума вашего», а это есть ничто иное, как покаяние. А из изменения мышления следует и изменение наших действий. К примеру. Если я решил, что буду есть бутерброды с сервелатом, то мои руки начинают это осуществлять: я делаю себе бутерброд с сервелатом и кушаю его. Если кто-то сказал, что нельзя употреблять много свинины, что это вредно.
То я буду употреблять больше курятины, индюшатины и рыбы. Если мы этому поверим, то исключаем из нашей диеты свинину, покупаем курятину, индюшатину и рыбу. Но этот вопрос, в отношении употребления свинины, относится больше к Израилю. А поскольку мы не Израильтяне и не вегетарианцы, то нам это не нужно.
Есть также много христиан, которые говорят: ооо, питание – это самое главное, в чём мы можем Богу понравиться. К сожалению, всё это встречается и в среде христиан!
Но метаноя, о которой говорит Библия, это в духе и в жизни такой перекрёсток, после которого нельзя больше ехать по данной улице прямо. Мы должны на этом перекрёстке повернуть в другое направление, на другую дорогу, ехать дальше в другом направлении. А Иисус говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь!..» (Ин.14,6).
Господь Иисус является нашим новым путём, живым путём! И всё это на нас практически осуществляется. Теперь мы приходим к главному пункту нашей темы, потому что Бог хочет, чтобы все люди пришли к покаянию, к этой метанои. Во-первых, Святой Дух говорит об этом в Мтф.4,17: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
А затем об этом необходимом покаянии говорит апостол Пётр, которому Иисус дал особо ответственное задание и говорил ему перед возвращением на небеса к Отцу. Об этом читаем в Евангелии от Ин.21,15: «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих».
При выполнении этого ответственного задания Иисуса, Пётр пишет в своём втором Послании о чрезвычайно важном желании Господа Иисуса, чтобы все погибшие грешники пришли к покаянию. Об этом читаем во 2Пет.3,9: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».
Возьмём этот стих за наш главный текст, так как в нём мы пришли к нашему главному пункту, к метанои. Бог желает, чтобы все погибшие грешники с покаянием пришли к Господу Иисусу и получили жизнь вечную. Это покаяние является первым и настоящим покаянием в жизни человека.
Это такой пункт, к которому может придти каждый человек в своей жизни. Это в духе тот пункт, когда человек встречает в своей жизни такой перекрёсток, на котором он должен повернуть в другом направлении. Это значит, что он должен изменить свой образ мышления, направить своё мышление в сторону Господа Иисуса и совершить метаноя.
Это я желаю сегодня каждому слушателю и читателю наших проповедей, которые ещё не пережили в своей жизни это метаноя и не приняли Иисуса в своё сердце. На русском языке это значит: «я должен познать и признать Господу, что являюсь погибшим грешником. До сих пор я жил без Бога и без Господа Иисуса, и не желал иметь прощения грехов.
Но теперь я желаю получить прощение грехов, поэтому прихожу к Господу Иисусу со всеми моими грехами и прошу простить мне мои грехи. Я желаю идти теперь с Иисусом новым путём, вести иную жизнь. Я не желаю больше идти старым путём к погибели, но желаю идти новым путём, который называется Иисус Христос».
Это метаноя, это покаяние, наш небесный Отец желает каждой человеческой жизни, и возможно, сегодня ещё в конце времени благодати, в которое мы живём. Это задание, как и Пётр, получил апостол Павел непосредственно от Господа Иисуса.
Но в отличие от Петра, Павел имел задание приводить к покаянию язычников, как читаем в Д.Ап.26,16-18 «Но встань и стань на ноги твои; ибо Я (Иисус) для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе,
17 избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя18 открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными»».
Дорогие слушатели и читатели наших проповедей, кто из вас ещё не пережил этот момент, кто в своей жизни ещё не пришёл к этому перекрёстку дорог, должны знать, что есть такие верующие, которые готовы с вами побеседовать на эту тему. Таких верующих вы можете найти в ближайшем поместном собрании Евангельских христиан баптистов. Пойдите туда и обратитесь к ним с этим вопросом.
Они объяснят вам Евангелие нашего Господа Иисуса и вместе с вами помолятся молитвой покаяния. Они помогут вам пойти этим новым и живым путём за Господом Иисусом. Таким образом, и апостолы призывали людей к покаянию, как читаем в Книге Д.Ап.3,19: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши».
Совершить это покаяние и получить жизнь вечную, является по себе на земле совсем малым делом, потому что каждый человек может его исполнить в течение всего лишь десяти минут. Но в жизни каждого человека этот шаг является главным шагом в его жизни. За 10 минут совершить главный шаг своей жизни!
Как эту возможность можно недооценить? А что по случаю покаяния одного грешника на земле происходит в это время на небесах, мы читаем в Евангелии от Лук.15,7: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».
Это говорит Библия! Если на основании последних информаций даже в одном Китае к Иисусу ежедневно приходят несколько десятков тысяч человек, то мы можем себе представить, что радость на небесах не кончается.
Этот факт является и для нас, детей Божиих, великой радостью, потому что мы все с томлением ждём, когда войдёт полное число язычников и Господь Иисус может явиться за Своей Церковью. Об этом мы читаем в Послании Рим.11,25 «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Хотя мы и дети Божии, но в плоти на земле мы испытываем ещё много досады, разочарований, страданий, нужды и депрессии, а на небесах наблюдается постоянно радость! Однако не только в Китае постоянно каются люди. И что при этом происходит с человечеством на земле?
Хотя население земного шара постоянно увеличивается, но соотношение между верующими и погибшими грешниками тоже постоянно меняется: на одной стороне число детей Божиих постоянно возрастает, а на другой стороне сатана постоянно теряет человеческие души. Мы, дети Божии, верующие в Иисуса Христа, находимся на стороне победителя.
Но теперь возникает правомерный вопрос: как идёт дело дальше у тех людей, которые с покаянием пришли к Иисусу, которые получили от Бога в подарок жизнь вечную? Это сам по себе другой вопрос. Для нас важно знать, что на основании покаяния Бог способствует нашему рождению свыше, дарит жизнь вечную через метаноя. Кающихся людей Сам Бог запечатывает Святым Духом!
Теперь я всех вас спрашиваю: как изменилась ваша жизнь, спустя три года, спустя пять лет, спустя 30 лет после вашего покаяния? Что претерпел ваш путь на этом перекрёстке, который называется метаноя? Совершили вы это изменение вашего мышления, это преобразование «обновлением ума вашего» согласно Рим.12,2.
Совершили вы этот разовый шаг в вашем следовании за Иисусом? Наш покойный брат, Вернер Бергманн, который тысячи людей привёл к Господу Иисусу, говорил: «при покаянии люди в лучшем случае называют от трёх до пяти грехов, о которых они могут вспомнить, потому что люди ещё не осознали как следует смысла покаяния».
Но затем Библия говорит о духовном росте, о росте в вере. Такое изменение мы можем прообразно наблюдать на собственном ребёнке, как он физически и умственно развивается с того момента, когда он начал самостоятельно ходить и до трёхлетнего возраста. Ребёнок растёт, физически крепнет, применяет в своём лексиконе всё больше слов, и даже целые предложения. Ребёнок растёт и процветает, получает всё больше познаний и понимания.
Точно так должно бы быть и у христиан. При следовании за Иисусом должен наблюдаться духовный рост, накопление познаний и понимания. Следует углублять наши познания в сущности Бога, в сущности Иисуса Христа, а также в познании лично себя. Мы должны получать всё больше и больше Божиего света, так как приблизились к Господу Иисусу.
Тогда мы заметим, если с нами, в нашем поведении и мышлении что-то не в порядке. Поэтому в некоторых вопросах жизни мы нуждаемся в изменении, нуждаемся в этом метаноя! Тогда мы познаём, где именно, в каких областях нашей жизни мы нуждаемся в изменении мышления, нуждаемся в обновлении этого метаноя.
Ибо нашими грехами мы наносим вред как себе, так и другим. А, в конечном счёте, нашим недостойным поведением и мышлением мы обесславливаем нашего Господа Иисуса и небесного Отца.
В этом месте я могу вам сказать, что грех не является частным или личным делом, даже если каждый из вас совершает эти грехи совершенно лично. Наши грехи постоянно оказывают влияние на других верующих, на собрание и на Царствие Божие, то есть на Церковь Иисуса.
Поэтому и все мы, все дети Божии, если мы даже уже десятилетиями следуем за Христом, мы постоянно нуждаемся в покаянии, нуждаемся в пунктах соприкосновения с метаноя. Мы должны печалиться в отношении таких событий в нашей жизни, где нам стало ясно, что согрешаем.
Тогда мы снова должны преобразоваться обновлением ума нашего. «Преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим.12,2).
Поэтому перейдём к практике и обратимся ко 2Кор.7, где читаем о печали, огорчении и о покаянии, читаю стихи 8-10: «Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время.
9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. 10 Ибо печаль ради Бога производит (а точней: вызывает) неизменное покаяние (метаноя) ко спасению,.».
Здесь мы видим, что печаль ради Бога вызывает неизменное покаяние ко спасению, то есть такое покаяние, о котором мы никогда не будем сожалеть. Коринфяне были разочарованы, что апостол Павел открыл среди них, выставил напоказ.
Поэтому они опечалились. Они были опечалены в отношении Слова Божиего, так как оно раскрыло их грехи. Не напрасно Слово Божие сравнивается с зеркалом. Если в него заглянешь, то заметишь всё, где наблюдается в жизни беспорядок. Тогда дети Божии видят, что нужно что-то изменить.
Когда Коринфяне получили от Павла это обличающее и исцеляющее Послание, то они опечалились, увидев свои грехи обнажёнными. Тогда, как следствие их печали в отношении собственных грехов, последовало покаяние – метаноя. Последовало изменение мышления, которое повлекло за собой изменение их поведения.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.