Иисус — Душепастор, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! После рассмотрения темы «Божия сила» займёмся с вами рассмотрением очень обширной темы Писания, которую можно озаглавить «Иисус – Душепастор».
Лучше всего эту тему можно рассмотреть на основании Евангелия от Иоанна. Для лучшего раскрытия этой темы рассмотрим в Евангелии от Иоанна четыре случая.
1-ый случай – Ин.3, где читаем о встрече Никодима с Иисусом.
2-ой случай – Ин.4, где читаем о встрече Самарянки с Иисусом.
3-й случай – Ин.5,1-14, где читаем о встрече Иисуса с человеком, находившемся в болезни 38 лет.
4-й случай – Ин.20 и 21, где читаем о встрече Петра с Иисусом.
Итак, займёмся рассмотрением душепасторского служения Иисуса в Евангелии от Иоанна. Особенность Евангелия от Иоанна мы видим в беседах Иисуса с отдельными личностями, а также с группами людей.
Эти беседы Иисуса встречаются в Евангелии от Иоанна намного чаще, чем в других Евангелиях. Особенно нам бросаются в глаза беседы Иисуса с отдельными личностями, в которых мы видим Его душепасторское служение.
Конечно, Иисус проводил также мероприятия с большими массами людей. При этом напоминаю вам о насыщении 5000 людей в пустынном месте. Там собралась к Иисусу огромная толпа людей, с которыми Он беседовал.
Иисус был не только Евангелистом по отношению больших масс людей. Но имел также время и для отдельных личностей. На нашем сайте имеется проповедь «Благодать на благодать», в которой я подробно рассматривал насыщение 5000.
Мы должны подражать этому прекрасному и важному примеру, который Святой Дух нам показывает в Иисусе в данной проповеди. Конечно, не всем детям Божиим Бог дал дар нести наряду с основным служением ещё и душепасторское служение с другими детьми Божиими в собраниях.
Но если мы этот дар получили, то как и Иисус должны для других находить время. Душепасторское служение нашего Господа Иисус является и для нас очень ценной помощью, потому что мы живём во время евангелизации человека к человеку. Конечно, проводятся ещё и массовые евангелизации.
Но люди чаще каются на основании личных контактов, на основании личной беседы. А если во время массовых евангелизаций кто-то и покается, то чаще всего этому предшествовала личная беседа. Она способствовала тому, что этот человек вообще пришёл на евангелизационное мероприятие, где он решился на тот шаг, чтобы принять Иисуса своим личным Спасителем.
Свидетельство на рабочем месте, свидетельство среди соседей или свидетельство при исполнении военной службы – всё это возможности, которые Господь Иисус нам сегодня даёт, чтобы приобрести сердца людей для Иисуса. Однако наше свидетельство начинается с нашего практического хождения за Иисусом.
Люди хотят видеть свидетельство в нашей ежедневной жизни. А после этого когда-то должно следовать и устное свидетельство. Когда-то должны следовать наши слова, с помощью которых мы объясняем другим Слово Божие, показываем им путь ко Христу.
Очень удивителен тот факт, что наши беседы о спасении души с другими людьми, приносят столько хлопот и старания. Часто такая беседа о спасении души человека нам кажется преступлением. И почему, собственно?
Помочь другим в установлении чистого общения с Богом, помочь им, чтобы они получили уверенность в спасении своей души, должно быть нашим главным желанием. Чаще всего при этом возникает препятствие от того, что мы не ожидаем, что наш собеседник сейчас покается.
А при таком нашем мышлении мы никогда не сможем вести душепасторский разговор. Поэтому мы должны проверять себя в духе, когда говорим с человеком об Иисусе: ожидаю ли я действительно, что мой собеседник сделает теперь шаг веры к Иисусу и сможет Его охватить? Это хорошая предпосылка к успешному исходу нашей беседы.
Тогда мы увидим, как Господь Иисус с этой предпосылкой идёт с нами в этот разговор. Он ожидает, что в нашей беседе что-то произойдёт. И мы должны ждать при этом, что Иисус теперь что-то сделает. Само собой понятно, что я не смогу своего собеседника обратить к Иисусу.
Я не могу другого изменить. Но Бог желает этого, и сможет это сделать. Поэтому я могу считаться с тем, что Бог это действительно сделает. Бог любит моего ближнего и давно ищет моего ближнего. Бог желает привести его к Своему Сыну. И в этом деле Он желает использовать меня, чтобы моему собеседнику показать путь к Иисусу.
Поэтому необходимо, чтобы под этим направлением взгляда или углом зрения мы могли и должны настроиться на разговор с нашим собеседником. Все люди различаются между собой. Каждый человек является в своём роде оригиналом, неповторимым произведением Бога.
Не существует даже двух человек, которые во всём были бы совершенно одинаковы. Поэтому с новым человеком, если мы желаем с ним беседовать, мы должны по-новому себя настроить. В этом мы имеем великолепный пример в беседах, которые мы видим у Иисуса в Евангелии от Иоанна.
Иисус совершенным образом настраивался и приспосабливался к каждому человеку, с которым Он беседовал. Итак в Евангелии от Иоанна мы находим четыре основных принципа душепасторского служения с отдельными личностями.
В гл.3 мы имеем самоправедного фарисея, Никодима, одного из начальников Иудейских. Поэтому прочтём первые два стиха из этой главы: «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. 2 Он пришёл к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».
Имя Никодим означает: «победитель народа», он является одним из начальников Иудейских. Это значит, что мы имеем дело с очень высоко поставленным мужем: «победителем народа». В ст.1 читаем: «Между фарисеями был некто, именем Никодим».
Фарисеи – это была самая строгая секта среди Иудеев, самая строгая секта с точки зрения соблюдения закона. Никодим ночью приходит к Иисусу. Этот факт многие дети Божии часто неправильно растолковывают. Они говорят, что Никодим был трусом, поэтому боялся, не отважился днём придти к Иисусу, когда другие могли его увидеть.
Что это не так, мы убедимся в конце данной проповеди. Поэтому я не думаю, чтобы этот факт мы должны неверно растолковать. Ибо это не подходит к характеру Никодима. Мы должны знать и при этом учесть обычаи Ближнего Востока. Там важные вопросы обсуждали в ночной прохладе.
Этот обычай начинается уже в Италии, в соседней стране Германии. Начиная с 9-ти, или 10-ти часов вечера люди оживают. С этого времени сидят на углу дома на скамейках и обмениваются новостями. Когда угнетающая жара дня спадает, то на смену приходит жизнь.
Я думаю, что по этой причине и Никодим пришёл к Иисусу ночью. Он пришёл к Иисусу с очень важным вопросом. Поэтому для разговора он выбрал ночную прохладу.
Куда приходит Никодим? Он приходит к Иисусу. И это был с его стороны положительный поступок. Этот Иудейский начальник, этот фарисей приходит ночью к Иисусу! Но как он приходит? Он произносит прекрасное вступление:
«Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».
Лестные слова. Трудно сказать, какой мотив скрывался за его посещением и за этим лестным обращением. Я могу себе представить, что Никодим хотел выступить посредником в этой глубокой пропасти, которая возникла между фарисеями, первосвященниками, книжниками с одной стороны, и Иисусом и Его учениками, с другой стороны.
Но как бы там не было, какой бы там мотив не был, но Иисус видит в этом посещении Никодима определённую возможность или удобный случай. Это – первое и самое главное, чему в отношении какой-либо беседы мы должны научиться: Иисус распознаёт возможность, распознаёт этот удобный случай.
Если моя жизнь должна стать плодовитой, то и я должен научиться видеть удобные случаи, которые Господь Иисус планирует в моей жизни. А эти удобные случаи постоянно встречаются в настоящем времени, в то мгновение, в котором мы живём.
Мы не должны их где-то далеко искать, но должны познать, где Господь Иисус вложил такие моменты на пути нашего хождения. А если мы познали такие возможности, то это очень важно, чтобы мы их использовали.
А это делает Господь Иисус. Он познал удобный случай совершенно просто в том, что Никодим посетил Его, и использует этот случай.
А теперь мы с вами увидим, как Иисус практически использует этот удобный случай. Чтобы мы лучше могли проследить за развитием отдельных шагов предстоящей беседы, то я, забегая вперёд, покажу вам, в чём, собственно, заключалась нужда у фарисеев. Тогда мы сможем с вами немного лучше следовать за ходом этого события.
У этого фарисея мы видим четырёхкратную нужду, о которой Иисус знал. Уже в его льстивом обращении проявляется нужда. Он судит или расценивает, как «один из начальников Иудейских», как «победитель народа».
Как таковой он должен больше видеть, но он не способен правильно расценивать, потому что ему чего-то недостаёт. Никодиму недостаёт самого главного, рождения свыше. В ст.3-9 мы видим, что Иисус берёт эту первую нужду Никодима поводом для развития разговора.
Вторую нужду Никодима мы видим в том, что он является самоправедным. Ведь он относится к самой строгой секте, к фарисеям. Самоправедность мы видим в строгом соблюдении закона. Эту нужду Иисус обсуждает в ст.14-18.
Далее мы познаём, что Никодим связан ещё с другими людьми. Он принадлежит ещё к другому обществу, к обществу «начальников Иудейских». И здесь он связан. Эта нужда описана в ст.10-13. В Никодиме мы видим также лесть фарисеев. Эта нужда описана в ст.19-21.
А теперь мы перейдём к душепасторскому служению. В ст.3-9 Иисус обсуждает первый пункт: Никодим обсуждает что-то, на что он неспособен, потому что ему недостаёт рождения свыше. А теперь будем очень внимательны и посмотрим, как Иисус в ст.3 отвечает на лестное обращение Никодима:
«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».
Как видите, на первый взгляд кажется, что ответ Иисуса совершенно не связан с вопросом Никодима. Но, тем не менее, он связан. Иисус видит сердце этого фарисея, этого представителя «начальников Иудейских» насквозь и распознаёт в нём его скрытую нужду.
Иисус видит, что этот фарисей что-то обсуждает, но делает это неправильно. Фарисей говорит: «мы знаем, что Ты учитель». Но Иисус является не только учителем. Поэтому мы видим, что Никодиму недостаёт также взора или познания о Божием Сыне. Иисус должен Никодиму открыться как Сын Божий.
Только как человек Иисус не может помочь Никодиму. Поэтому суждение Никодима является недостаточным. Чтобы увидеть Иисуса Тем, Кем Он в действительности является, Никодиму нужно родиться свыше.
Поэтому Своим первым предложением, которое Иисус произносит, Он попадает непосредственно в десятку. Это что-то такое, чему и мы должны научиться, если имеем дело с людьми при евангелизации или при душепасторском служении. Мы не должны смотреть на фасад, который нам показывают люди.
Если человек приходит к душепастору за помощью, то он никогда не приходит с тем, что ему действительно доставляет нужду. Он сделает какое-нибудь вступление, скажет что-нибудь. А действительная нужда остаётся скрытой в его сердце, он не может её произнести вслух. Необходимо, чтобы мы познавали людей, как их видит Иисус.
Без Иисуса они увязли в грехах и преступлениях и навеки погибли. Даже если снаружи мы видим блестящий фасад, но грех является в каждом человеке основным злом – очагом смертельной болезни.
В беседе с Никодимом Господь Иисус идёт в корень: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».
И что это означает? «Никодим, если ты не родишься свыше, то не можешь увидеть, что в действительности скрыто в Иисусе. В Его лице мы видим Царствие Божие. Он является Царём Божиего Царствия.
А это Царствие Божие приблизилось теперь, как Иисус говорит о Себе в Мтф.4,17 «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Оно приблизилось, оно сошло с небес на землю, а ты, Никодим, не можешь его увидеть, если не родишься свыше. Прекрасно, Никодим положительно отреагировал на ответ Иисуса. Если бы Иисус так прореагировал, как мы примерно прореагировали бы в такой ситуации?
Представьте себе, что к нам пришёл бы такой фарисей и говорит: «Наставник, мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога…». Как мы ответили бы ему? Мы наверняка сказали бы: «что, лицемер, ты так говоришь мне в лицо, и как вы говорите обо мне, когда вы собираетесь вместе?».
Это была бы наша манера. Однако Иисус встречает Никодима с пронизывающей истиной, но с сердечной любовью. Он говорит Никодиму: «истинно, истинно говорю тебе, если ты не родишься свыше, то не можешь увидеть Царствия Божия». Иисус ищет этого фарисея. Он желает его спасти. А поскольку Иисус его любит, то Он говорит ему истину.
Эту истину, сказанную в любви, может принять этот фарисей, «один из начальников Иудейских». То, что Иисус хотел сказать, Он сообщает без всяких обиняков, как мы это иногда делаем, когда имеем дело с высокопоставленными людьми.
В таких случаях мы не говорим прямо, открытым текстом, но говорим намёками. При таком поведении, конечно, не может возникнуть и плод. Иисус говорит ясно, прямо и непосредственно то, что Он хочет сказать: «ты должен родиться свыше, иначе не можешь увидеть Царствия Божия».
Теперь Никодим имеет вопрос, о котором читаем в ст.4: «как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?».
В этом вопросе нужда фарисея становится ещё ясней. Он ещё не переключился на духовный уровень. Ответ Иисуса он видит чисто по земному, физически. Поэтому он видит в этом сообщении большие трудности.
Ведь не может же взрослый человек ещё раз стать ребёнком, «в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?». Он не говорит, «это бессмыслица, что Ты здесь говоришь», но говорит: как это может произойти? Он этого не понимает, и честно сознаётся, что он этого не понимает.
Опять же в большой любви Иисус отвечает ему в ст.5: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».
Иисус воспринимает фарисея таким, каким он в своём понимании стоит перед Иисусом. А именно в его затруднении с материей, и переводит его на духовный уровень. Иисус показывает Никодиму, что тό, что Он сказал, следует понимать в духе. Человек должен родиться от воды и Духа.
Вода символизирует в Библии в данном случае Слово Божие, как читаем в послании Еф.5,25-26: «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, 26 чтобы освятить её (отделить от мира сего для Себя), очистив банею водною посредством Слова».
Смысл выражения «родиться от воды и Духа» фарисей понимает. Затем ему сказано: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Здесь Иисус идёт на шаг дальше. В первом ответе Иисус показал Никодиму: «ты не можешь судить, если ты не родился свыше. Ты не можешь увидеть Царствия Божия».
А во втором ответе Иисус идёт на один шаг дальше и говорит: «ты не можешь войти в Царствие Божие, если не родишься от воды и Духа». Этим ответом Иисус показывает Никодиму: «ты стоишь вне Царствия Божия.
Ты являешься одним из начальников Иудейских, но ты стоишь вне Божиего Царствия». В ст.6 Иисус показывает Никодиму ещё один духовный закон, который гласит: «Рождённое от плоти есть плоть…». На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.