Красота Иисуса, часть третья
М
Красота Иисуса». Сегодня третья часть. Во второй части мы обратили внимание на то, что Авраам не проявляет ни малейшего промедления в вопросе послушания Господу. Он не берёт себе времени на обдумывание и не допускает в сердце места для сомнения или для собственных размышлений. Он действует дальше по указанию Господа.6-е сравнение. Быт.21,14 «Авраам… дал Агари… отрока, и отпустил её».
Сына отдают его матери, которая теперь отвечает за его дальнейший жизненный путь. В этом случае это мать, которая должна сопровождать мальчика на роковом пути. Она должна наблюдать, как мальчик выживёт, или быть может и помрёт. Как одинокая женщина, она находилась среди опасностей пустыни с беззащитным мальчиком. Это было мучительное и настоящее изгнание, которое Авраам должен был совершить.
Мать с сыном получили ещё небольшой запас продовольствия, а затем они должны были каким-нибудь образом пережить или умереть. В полном смысле слова они были изгнаны в пустыню. А затем читаем в Быт.22,6: «И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе».
Это была совершенно другая ситуация. Этого сына Авраам не мог никому другому передать. Он должен был сам действовать! Что из этого выйдет, он знал уже в начале. В обратный путь он должен идти один. С сознанием такого исхода Авраам должен был на длинном пути до земли Мориа сопровождать своего единственного, возлюбленного сына.
На этом пути сын нёс не дорожный провиант, как Агарь, но дрова для собственного пожертвования, а отец нёс тяжёлые орудия для совершения жертвы заклания.
Всё совершенно иначе, значительно трудней, и всё это в следующем сознании: если послушание будет исполнено, тогда обоих сыновей, которых они так долго ждали, не будет. Оба сына были для Сарры и Авраама когда-то великой надеждой. Всё это станет просто историей, а без сыновей обетования их дом будет снова пустым. Это будет жизнь, какую они достаточно долго знали и, ни в коем случае, не желали снова. Но что тогда будет из Божиих обетований??
7-е сравнение Быт.21,16 «и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала».
Дитя Агари являлось дитём смерти. Обстоятельства и условия пустыни создали эту ситуацию. Даже мать, как единственная защита и помощь, удалилась от мальчика, чтобы не видеть смерти своего дитя. Авраам был в это время далеко удалён от своего сына Измаила. Чувства, возбуждавшие его сердце в отношении изгнанного сына, не имели теперь никакого значения и силы, ибо он был далеко от него удалён и ничего не видел.
Даже если бы он очень желал, чтобы Измаил остался жив, он не мог и не должен больше ничего для этого сделать. А теперь обратимся снова к Быт.22 и читаем ст.9-10: «И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. 10 И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего».
Всё это должен был Авраам, отец Исаака, лично исполнить над единственным сыном, носителем обетования. Никто не сделал что-либо вместо него. Даже отрокам Авраам не позволил идти вместе с ним и Исааком. Каждое движение рук для заклания возлюбленного сына он должен был совершить сам.
Так как он добровольно хотел быть послушным Господу, то он не мог уклониться. Он должен был во всех пунктах исполнить задание Господа в соответствии с Его Словом. Поэтому он всё исполнил собственными руками.
Эти 7 сравнений показывают нам развитие веры и послушания Авраама, показывают его духовный рост, в связи с этими тяжёлыми путями и предпосылки с его стороны, что Господь после всего этого мог сказать в Быт.22,12: «Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».
Эти доказательства Авраам должен был привести перед Господом и людьми. Почему? Следующая в ст.16 и 18 клятва Ангела Господня основана на поведении Авраама:
Ст.16: «…так как ты сделал сие дело…»
Ст.18: «…за то, что ты послушался гласа Моего».
Божии обетования в отношении Авраама были давно предрешены. Они не требовали изменений или корректуры.
Но лишь тогда, когда обетования были верой и послушанием Авраама дополнены, то эти обетования были осуществлены. Так что в Аврааме благословлены все народы земли не только до сегодняшнего времени, но эти благословения имеют последствия в 1000 летнем Царстве и в вечности.
Таким образом, мы можем установить: плоду Авраама, то есть его потомкам или сынам, о которых в Гал.3,7 сказано: «мы верующие суть сыны Авраама», эти Божии благословления стали достоянием благодаря вере и послушанию Авраама.
Призвав Авраама Господь Иисус ставил Себе цель: воспитать в нём прежде всего веру, поэтому Он открылся Аврааму Богом Всемогущим (Исх.6,3), Богом, Который всё может. В начале своей жизни веры Авраам ходил перед Богом, конечно, не сразу в полном послушании. Это мы видим в том, что при возникновении сильного голода в земле Ханаанской он уходит со своими родственниками в Египет, не получив на это разрешения от Господа.
Дважды он говорит окружающим людям, что Сарра является его сестрой, потому что боялся, что его убьют за Сарру. Но со временем Господь Иисус достигает с Авраамом Своей цели. Он воспитывает в нём абсолютное послушание, как мы познали из выше приведённого толкования.
А послушание и вера, которые Господь Иисус воспитал в Аврааме, являются, в конечном счёте, основными качествами, которые Он ожидает от всех детей Божиих во все времена.
Поэтому в Слове Божием мы видим, что послушание в единичных случаях в жизни христиан, как здесь у Авраама, есть решающее условие того, являемся ли мы благословением для других или нет, как этого желает Слово Божие.
Жертва Авраама была для него сугубо личным случаем. Ни от одного верующего настоящего времени Господь не потребует подобного поступка. Поэтому события и испытания Господа в вашей жизни и в вашей вере послушания, являются сугубо личными для вас. В этих случаях решения должны принимать вы: желаете ли вы, согласно Божией воле, быть благословением для других?
Поэтому Господь Иисус ставит нас через пример нашего отца веры Авраама в следующую ответственность: Что вы готовы принести Господу Иисусу в вашей вере послушания?? Мы говорим о детях Божиих, которые желают быть послушными Господу.
Желаете ли вы принести Господу в жертву «вашего Измаила»? Прикидываете ли вы в вашем сердце: лучше принесу Измаила, чем Исаака! Какие обетования Слова Божиего исполнятся тогда, а какие – не исполнятся?
Посмотрим, что по этому поводу говорит Слово Божие в Гал.4,22-26: «Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. 23 Но который от рабы, тот рождён по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. 24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; 26 а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам».
Для нашей темы это очень поучительный текст. Предложение Сарры согласно Быт.16,2 не соответствовало Божией воле, поэтому сын Авраама Измаил, рождённый от рабыни Агари, рождён по плоти. Совет Сарры и действие Авраама были совершены в плоти!
Поэтому Измаил символично указывает на служение Израиля по закону в плоти. А в отношении детей Божиих – на наши плотские дела и плотское мышление.
Исаак, рождённый от свободной Сарры по обетованию, указывает на второй завет, на служение Израиля Господу в духе в 1000 летнем Царстве. А в отношении детей Божиих – на наше духовное мышление и духовные дела.
Из выше приведённого текста следует, что нынешний Иерусалим находится со своими детьми (с евреями) в рабстве, потому что они пытаются соблюдать закон, который Господь Иисус согласно Гал.3,13 исполнил на Голгофе. Поэтому имя Агарь встречается в Библии 14 раз – служение: 12 раз в Ветхом Завете и 2 раза в Новом Завете. Число 12 является господствующим числом Израиля, а 14 – символизирует служение.
Эти числа указывают на попытку Израиля и сегодня служить в плоти по закону согласно первого завета, который Израиль нарушил, и он уже не действителен. На Голгофе Господь Иисус заключил с Израилем второй, новый завет, который будет ратифицирован в 70-ю седьмину.
Ещё раз повторяю: поскольку Измаил рождён по плоти, то он указывает на наше плотское мышление и дела в плоти!! Поэтому, согласно темы данной проповеди, Господь ставит тебе вопрос: готов ли ты отдать Ему свои дела в плоти и проявлять полное послушание?
Или ты готов пожертвовать Господу Иисусу «своего Исаака», твоё единственное, любимое тобой. Тяжело ли ты воспринимаешь такое большое послушание?
Или ты готов и то и другое отдать Господу? Отдать не только «своего Измаила», но и «своего Исаака»! Выше мы коротко рассмотрели, что в «нашем Измаиле» следует видеть наше плотское мышление и действия.
Но если ты готов и «своего Исаака» отдать Господу Иисусу, то это значит: всё в твоей жизни ты должен отдать и доверить Господу. Тогда ты больше ничего не будешь иметь в своей руке. Но тогда всё богатство Его обетований наполнит твою жизнь и будет источником благословений для других.
Желаешь ли ты быть благословением для других? Именно таким образом благословения приготовлены Господом для многих. Для детей Божиих было бы великой победой, если бы Господь мог дать такое свидетельство и о нас: «…за то, что ты послушался гласа Моего».
Чтобы слушающий и читающий лучше мог понять, что в духе означает для детей Божиих «отдать Господу Иисусу своего Исаака», я приведу пару практических примеров из жизни.
1. Вернер Бергманн, через которого Господь Иисус вызвал к жизни множество миссионских собраний в Германии, Швейцарии и Австрии, который был очень одарён в Слове, тактичным и кротким Божиим мужем, сказал однажды: лучше иметь в собрании не идеальное библейское учение, а иметь мир и единство.
Это значит, что старшие братья могут иметь более или менее библейское учение, но ради мира в собрании, ради того, чтобы остальные члены собрания имели благословение, можно в какой-то мере сделать компромисс и не требовать от всех равных себе познаний в Слове. Слово Божие говорит по этому поводу в Еккл.7,16: «Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?»
2. Одна сестра в Господе находится на миссионском поле в Африке и свидетельствовала о себе. В том месте, где она находилась с самого начала, в ней очень нуждались, уважали и любили. Люди были от неё духовно очень зависимы. Но по некоторым обстоятельствам против её воли ей пришлось оставить прежнее место и переехать на другое.
Пробуждение там было намного больше, поэтому с меньшими затратами личной энергии и денег она имела больший успех, возникло больше духовного плода. Её переезд на новое место стал большим благословением для его жителей. По этим результатам можно было понять, что согласно Божиего плана, именно это место было её заданием от Господа Иисуса, Которому она отдала «своего Исаака», то есть прежнее место нахождения.
Таких примеров можно назвать тысячи из практической жизни. Что касается вопроса: «отпустить нашего Исаака», то эту тему мне хочется закончить очень метким стихом из Лук.6,37: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете».
Последнее выражение данного стиха выглядит в оригинале немного иначе: «отпустите и будете отпущены».
Это значит: отступите от своего мнения, отступите ради мира. Это значит: если в этом есть необходимость, то ради мира отпустите, отдайте даже «своего Измаила» и «своего Исаака». Это тоже самое, что и в Еккл.7,16: «не будь слишком праведен».
Переходим к рассмотрению Исаака.
В виду чрезвычайной важности веры и послушания в жизни веры детей Божиих мы довольно долго задержались на Аврааме, поэтому переходим теперь к Исааку, сыну Авраама. По ходу рассмотрения личности Авраама мы уже в некоторых деталях коснулись Исаака.
Конечно, по сравнению с Авраамом Святой Дух уделяет Исааку намного меньше внимания, но достаточно для того, чтобы понять, что он является прекрасным прообразом Господа Иисуса. Главным текстом для рассмотрения Исаака возьмём из Евр.11,20: «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава».
Я знаю, что плоть многих детей Божиих протестует против этого сообщения. Но это говорит Слово Божие, а мы не имеем права и основания сомневаться в правдоподобности сообщения Библии. Мы все знаем, что благословение получил Иаков от своего отца, где главную роль сыграла его мать, Ревекка.
И снова вы скажете: как же так, ведь Ревекка является прекрасным прообразом Церкви Иисуса! Этот вопрос мы рассматривали с вами в проповеди «Сватовство невесты».
Однако вернёмся в истории Исаака немного назад, а данную тему мы обсудим позже. По поводу рождения сына Исаака Сарра говорит в Быт.21,6 «И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеётся», поэтому имя Исаака означает «смеющийся».
А Исаак прославляет и подкрепляет смысл своего имени, как читаем в Быт.26,8 «Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет (шутит и смеётся) с Ревеккою, женою своею».
Писание об Исааке ничего не сообщает вплоть до того момента, когда Бог потребовал от Авраама принести Ему в жертву своего единственного сына. И теперь мы видим его в качестве Жертвы в Быт.22,7-10: «И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой.
Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? 8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. 9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. 10 И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего».
Интересно, что в этой ситуации, когда Исаак явно видит, что Авраам собирается его заколоть и принести в жертву, о которой он спрашивал отца в ст.7, то он, тем не менее, не проронил ни одного слова. Эта ситуация нам явно напоминает пророчество об Иисусе в Ис.53,7: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих».
Исаак, как прообраз Иисуса, не должен был умереть от руки своего отца Авраама, прообраза небесного Отца. Вместо Исаака Бог дал Аврааму овна для жертвы всесожжения, а для Иисуса не было замещения, Он должен был умереть на Голгофском кресте за грехи всего мира.
Уместно упомянуть здесь тот факт, который нам показывает, что Исаак это прообраз Иисуса. Как Иисус, так и Исаак родились сверхестественным образом. Исаака Сарра родила после того, как Господь Иисус снова укрепил её омертвелое тело Рим.4,18-19: «Он (Авраам), сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твоё». 19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении».
И Господь Иисус родился от девы Марии, как читаем в Лук.1,34-35: «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю? 35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим».
Я думаю, что при сопоставлении этих двух мест Писания, всё должно быть ясно. Дальше, пока Авраам был ещё жив, Святой Дух мало сообщает об Исааке. А когда Авраам состарился, то он решил найти своему сыну жену. В глаза бросается тот факт, что в этом вопросе Авраам не советуется с Исааком, а также Исаак ни в чём не возражает Аврааму.
Об этом читаем в Быт.24,2-4: «И сказал Авраам рабу своему (Елиезеру), старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно моё 3 и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмёшь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, 4 но пойдёшь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку».
Как развивались события дальше мы читаем в Быт.24,63-67: «При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвёл очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. 64 Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. 65 И сказала рабу: кто этот человек, который идёт по полю навстречу нам?
Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась. 66 Раб же сказал Исааку всё, что сделал. 67 И ввёл её Исаак в шатёр Саррры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился Исаак в печали по матери своей».
Из Быт.24,2-4 и Быт.24,63-67 видно, что Исаак ведёт себя очень солидно и решение отца воспринимает как должное, как собственное решение. Он проявляет полное согласие с волей отца. В Новом Завете по этому поводу мы можем сказать словами Иисуса в Ин.4,34: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его».
Ин.6,38: «ибо Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца».
Эту же тенденцию в действиях Исаака мы видим после смерти Авраама, его отца в том, что он откапывает снова все колодцы, которые однажды выкопал Авраам, а Филистимляне их завалили Быт.26,18: «И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его».
Подробности о рытье колодцев Авраамом и Исааком вы можете найти в проповеди «Колодцы». Это – замечательная тема о символичном откровении Господа Иисуса в самом начале образования Божиего народа Израиля! Поэтому этот вопрос я не стану здесь подробно освещать.
Очень важную дату в жизни Исаака, которую следует отметить, это тот факт, что он женился на Ревекке в свои сорок лет. Об этом читаем в Исх.25,20: «Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина».
Исаак является прообразом Иисуса, а Ревекка – прообразом Церкви Иисуса. Число 40 символизирует испытание. По поводу испытания или искушения Иисуса, что, то же самое, мы читаем в Евр.4,15 «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха».
Эту школу Иисус должен был пройти в плоти на земле, чтобы затем строить Свою Церковь, чтобы Он мог «сострадать нам в немощах наших». Яркий пример искушения Иисуса сатаной в пустыне в течение сорока дней с допущения Отца мы видим в Лук.4,1-2: «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведён был Духом в пустыню. 2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал».
Когда в земле Ханаанской возник сильный голод, то Господь Иисус предупреждает Исаака, чтобы он не уходил в Египет и не повторил ошибку своего отца Авраама Быт.26,1-3: «Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошёл Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар.
2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, 3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему».
Сарра, мать Исаака, была красивой женщиной, поэтому Авраам, боясь что его убьют, дважды сказал, что она является его сестрой. Исаак повторил эту ошибку отца, потому что и Ревекка была красивой женщиной. Но это и не удивительно, потому что как в Аврааме, так и в Исааке, мы видим людей в грешной плоти. Об этом читаем в Быт.26,6-7: «Исаак поселился в Гераре. 7 Жители места того спросили о жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, (думал он), жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом».
О следующем очень важном аспекте в жизни Исаака мы читаем в Быт.25,5: «И отдал Авраам всё, что было у него, Исааку».
Всё своё богатство Авраам отдаёт своему сыну Исааку! Это действие Авраама особенно подчёркивает отношения между небесным Отцом и Его Сыном Иисусом Христом. Это выразительно говорит о том, что Отец любит Своего Сына и сделал Его Своим наследником, а нас, детей Божиих – сонаследниками Иисуса, как читаем вЕвр.1,2: «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».
Рим.8,16-17: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. 17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.