Красота Иисуса, часть шестая
М
Красота Иисуса». Сегодня шестая часть. Обратимся к Быт.41 и рассмотрим стихи 37-46: «Сие понравилось фараону и всем слугам его. 38 И сказал фараон слугам своим: найдём ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? 39 И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе всё сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; 40 ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. 41 И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землёю Египетскою. 42 И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; 43 велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землёю Египетскою.
44 И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской. 45 И нарёк фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошёл Иосиф по земле Египетской. 46 Иосифу было тридцать лет от рождения…».
Останавливаюсь сразу на том, что Иосифу было тридцать лет. Как и Господу было тридцать лет, когда Он приступил к служению, когда Он был крещён в Иордане, и когда Отец небесный помазал Его Святым Духом, читаю дальше: «когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошёл по всей земле Египетской».
Этот текст чрезвычайно богат пророчествами об Иисусе. При чтении этого и других сообщений Писания, в которых так рельефно выступает прообраз Господа Иисуса, я всегда испытываю огромное наслаждение. И этот текст в Быт.41,37-46 чрезвычайно богат пророчествами об Иисусе. Некоторые его элементы мы сегодня с вами рассмотрим.
Исполняя задание и власть, которую дал Иосифу Фараон, он собирал в течение семи урожайных лет хлеб в закрома. А что же он делал в течение семи голодных лет? Иосиф, как мы выше отметили, является прообразом Иисуса. В Быт.41:54-55 читаем: «И был голод во всех землях; а во всей земле Египетской был хлеб. Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу, и делайте, что он вам скажет».
По своему действию фараон является в данной ситуации прообразом небесного Отца. Он посылает голодающих к Иосифу со словами: «пойдите к Иосифу, и делайте, что он вам скажет».
Эти слова прообразно указывают на Ин.6:44, где Иисус говорит: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня».
Фараон поставил Иосифа управителем над всем Египтом, который символизирует сей мир. Это мы видим в стихах 40-42 нашего текста: «ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. 41 И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землёю Египетскою. 42 И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему».
Перстень выражал в те времена абсолютную власть монархов, белый виссон указывает на праведность Господа Иисуса, а золотая цепь – на Божество Господа Иисуса, на принадлежность ко святому Триединству. В этом возвеличивании Фараоном Иосифа мы видим действие небесного Отца по отношению к Своему Сыну Иисусу.
Небесный Отец дал Иисусу всю власть на земле и небесах в течение всей истории человечества на земле (Мтф.28,18). Теперь фараон посылает голодающих Египтян к Иосифу, как и Отец приводит погибших грешников к Иисусу! В Быт.47:14 далее читаем: «Иосиф собрал всё серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который купили, и внёс Иосиф серебро в дом фараонов».
Это же замечательно! Хлеб символизирует небесный хлеб – Господа Иисуса, а серебро – искупление. Если речь идёт о Египте, то имеются в виду все народы. Если речь идёт о Ханаане, то имеется в виду Израиль. Иосиф собрал серебро за хлеб, как в Египте, так и в Ханаане. Это значит, что Господь Иисус совершил на Голгофском кресте искупление за Свой народ Израиль и за всех язычников (1Тим.2,6).
На основании этого искупления Он предлагает теперь всем людям хлеб небесный – Себя. Тот факт, что Иосиф в первую очередь забирает у Египтян серебро за хлеб, имеет очень глубокий духовный смысл! Идея самоизбавления, стремление спасти себя собственными усилиями и человеческой мудростью, исходит тоже от наших прародителей, Адама и Евы. Когда они в результате согрешения заметили, что они наги, то сплели или сшили себе из смоковных листьев что-то наподобие фартуков, как читаем в Быт.3,7: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
Это есть, ни что иное, как самоизбавление. Этой идеей сатаны охвачены также умы всего современного погибшего мира. Поэтому теперь должно быть понятно, почему Иосиф в первую очередь забирает у Египтян их серебро, чтобы выбить из-под ног погибших людей почву, эту идею о самоизбавлении и направить их сердца и мышление на Господа Иисуса!!!
Искупление, как следует из Быт.47,14, исходит от Бога! Поэтому и читаем в этом стихе: «Иосиф собрал всё серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который купили, и внёс Иосиф серебро в дом Фараонов».
Это является первым пунктом цели Господа Иисуса. Когда у людей кончилось серебро, то по предложению Иосифа люди стали пригонять скот, как читаем в Быт.47,17: «И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давал им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов; и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их».
Значит, весь свой скот люди обменяли на хлеб. Так говорит Слово Божие! Скот символизирует в Библии привязанность к земле. Но Бог знает печальные последствия этого факта, поэтому Он хочет нас освободить не только от стяжательства материального добра на земле, но также от всего, что нас ещё связывает с землёй, и что препятствует нашему хождению за Иисусом.
Он хочет, чтобы мы были совершенно свободными и ежедневно призывали Иисуса скорей придти и забрать нас к Себе на небеса. Значит, вторым пунктом цели Господа является: освобождение детей Божиих от всего земного. Он хочет, чтобы наши сердца были связаны с небесной родиной. Когда у людей кончился скот, то Иосиф стал обменивать им хлеб на их землю, как читаем в Быт.47,20: «И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый своё поле; ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону».
Это говорит о том, что мы – дети Божии – являемся на этой земле пришельцами. В Исх.19,5 Бог говорит: «Ибо Моя вся земля…» (см. также Лев.25,23). Этот мир не является нашей родиной. Наша родина – на небесах у Господа. Во многих местах Нового Завета мы читаем о том, что мы являемся слугами Господа. В русском переводе, как и в оригинале, вместо «слуга» стоит слово «раб».
Слово «раб» показалось переводчикам других языков слишком резким, поэтому они своевольно заменили его словом «слуга». В действительности, мы являемся рабами Господа, потому что Он искупил нас Своей Кровью: выкупил нас из рабства сатаны. А поскольку мы являемся собственностью Господа, то и всё то, что имеем, принадлежит Ему. Поэтому в ст.21 далее читаем: «И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого». «Не в бровь, а в глаз» сказано!
В ст.17 упоминаются четыре вида скота, которые Иосиф купил у Египтян за хлеб: 1) лошадей, 2) стада мелкого скота, 3) стада крупного скота и 4) ослов. Число 4 означает согласно числовой символике – мир сей. Поскольку скот символизирует в Писании привязанность людей к земле, то Господь Иисус, Который хочет, чтобы все люди спаслись, забирает в лице Иосифа у людей мира сего (у Египтян) эту опору (скот), эту опору на земле, чтобы обратить их взор на их Творца, на Бога.
Бог не просто забирает у людей их скот, (как, между прочим, коммунисты во время голодомора в СССР забирали у людей последние крохи хлеба, что является стратегией сатаны, убийцы человеческих душ) но Бог даёт им взамен хлеб жизни, Своего Сына, Иисуса Христа, Который является этим пшеничным зерном, как Он о Себе говорит в связи со Своей смертью в Ин.12,24: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода».
«Лошади» символизируют высокомерие и гордость людей мира сего, что является чертой существа сатаны, который хотел возвыситься над своим Творцом, Богом. Но в наших прародителей эта черта вошла через съеденный запретный плод и остаётся в плоти всех людей в виде тайны беззакония сатаны. Эта черта существа сатаны не удаляется из плоти людей и при покаянии, а будет удалена лишь при нашем избавлении от нашей плоти при восхищении Церкви, потому что тогда мы получим от Господа Иисуса духовное тело славы и будем подобны Ему.
«Стада мелкого скота» и «стада крупного скота» указывают на жертвы, которые в Ветхом Завете приносились согласно закона и символизируют истинную, единственную Жертву, нашего Господа Иисуса, Которую Сам Бог принёс нам людям для нашего спасения. Господь Иисус забирает теперь у людей эти символичные жертвы Ветхого Завета и опять же в лице зёрен пшеницы даёт им истинную Жертву, то есть Себя!
«Ослы», наравне с другими чертами, символизируют в Писании упорство, что тоже является характерной чертой существа сатаны. И от этой отрицательной черты существа сатаны, Господь Иисус желает избавить людей при их покаянии.
Далее обращаю ваше внимание на стихи 45 и 46 нашего текста: «И нарёк фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошёл Иосиф по земле Египетской. 46 Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошёл по всей земле Египетской».
«Цафнаф-панеах» означает: «Спаситель мира» или «Содержатель жизни».
Пророчество об Этом Спасителе Израиля, а во-вторых, и для всего мира, мы читаем в Зах.9,9: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной».
В этом пророчестве Захарии мы без сомнения видим нашего Господа Иисуса, Этого «Цафнаф-панеах». А в отношении того, что Иисус является Спасителем мира, мы читаем в Ин.4,42: «А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».
В течение семи лет страшного голода в Египте Иосиф содержал жизнь всех Египтян и Хананеян, чтобы они не умерли с голоду. Дальше читаем о том, что Фараон дал Иосифу в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. Не пугайтесь, пожалуйста, если я вам скажу, что Асенефа означает: «принадлежащая богине войны – Найт».
Чтобы это понять, следует брать во внимание тот факт, что в Асенефе мы символично видим Церковь Иисуса. Да! да! дорогие мои, мы должны помнить из какой духовной грязи, из какого идолопоклонства вытащил нас Господь Иисус, и кем он нас сделал, как читаем в Еф.2,1-6: «И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, 2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, 4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — 6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».
До нашего покаяния, когда мы ещё жили по обычаю мира сего, мы постоянно, как и все погибшие грешники, находились в состоянии войны против Бога. Мы находились на стороне богини войны Найт. Но именно из таких бывших погибших людей, из таких богопротивников Господь Иисус строит Свою Церковь.
Как Фараон дал Иосифу в жену Асенефу, так и Небесный Отец дал нас Своему Сыну Иисусу. Об этом читаем в Ин.17,24: «Отче! Которых Ты дал Мне (это и есть Церковь Иисуса, символично в Асенефе), хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира».
Однако не только сообщения о жизни Иосифа являются захватывающими, но и сообщения о его смерти. Поэтому обратимся теперь к тем местам Писания, в которых Святой Дух сообщает нам о смерти Иосифа Быт.50,24-26: «И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведёт вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. 25 И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. 26 И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте».
А теперь зададим себе вопрос: какая разница, где Иосиф был бы по смерти погребён? Является ли его желание тщеславием? При дальнейшем исследовании мы поймём смысл этого желания Иосифа. Но как бы там не было, а время посещения Богом Своего народа Израиля, время вывода его из Египта в землю, которой Он клялся Аврааму, Исааку и Иакову, пришло.
Поэтому Моисей вспомнил и о заклинании Иосифа, чтобы его кости вынесли с собой из Египта в обетованную землю Ханаана. Он исполняет этот наказ Иосифа, потому что это является очень важной деталью в истории Иосифа, как прообраза Господа Иисуса. Об этом читаем в Исх.13,19: «И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо Иосиф клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда».
Набальзамированный труп Иосифа Израильтяне унесли с собой в Ханаан и захоронили в Сихеме. А город Сихем примечателен именно тем, что расположен между горами Гаризим и Гевал, на которых при входе в Ханаан согласно Втор.11:27-29 Божий народ произнёс благословения и проклятия.
«Благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдёте вслед богов иных, которых вы не знаете. Когда введёт тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословения на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал“.
Поэтому останки Иосифа, которые захоронены в Сихеме, являются прекрасным прообразом смерти Иисуса на Голгофе. На Голгофском кресте Господь Иисус взял на Себя проклятие наших грехов, а взамен дал нам все Божии благословения! Господь открыл Иосифу, что выведёт Свой народ из Египта в обетованную землю Ханаана, поэтому Иосиф просит, как мы выше прочитали в Быт.50:25 взять с собой его кости и захоронить их там.
Об исполнении этого наказа Иосифа читаем в И.Нав.24:32: «И кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Сихеме, в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет, и которое досталось в удел сынам Иосифовым». Какая это красота!
Останки Иосифа, который является прообразом Иисуса, символизируют смерть Иисуса на Голгофе. Ханаан является не только земным обетованием Израиля в 1000 летнем Царстве, но и прообразом небесного Иерусалима, который – «матерь всем нам» (Гал.4:26), то есть детям Божиим.
Входя в Ханаан, попадаешь прежде всего в Сихем, где захоронены останки Иосифа. Это значит, что никто не войдёт в Царство Иисуса – в небесную славу, как только через Голгофу! Каждый погибший грешник, который хочет получить прощение грехов и жизнь вечную, должен с покаянием придти к Голгофе, где Иисус умер за грехи всех людей. Спеши, грешник, в «Сихем», пока ещё день! Придёт ночь, тогда будет поздно!
Если ты сделал этот решительный шаг к Иисусу и пришёл к Голгофе (в Сихем), где Христос умер и за твои грехи, и в вере принял Его в своё сердце, то становишься дитём Божиим. С этого момента ты принадлежишь к «сынам Иосифовым», которые получили в удел землю, на которой расположен город Сихем.
Эта земля приобретена Иаковом за сто монет. Сто означает «размножение». А нам, детям Божиим, обетовано духовное размножение. В благодарность за жизнь вечную, которую дарит Господь Иисус, Он ждёт от нас много духовного плода. Став детьми Божиими, мы становимся уже теперь с Иисусом одно целое, хотя мы ещё в плоти, как читаем в Еф.2,6: Отец «…посадил (нас) на небесах во Христе Иисусе».
Поэтому мы можем и должны иметь с Ним постоянное и глубокое общение через Слово и молитву. На это указывает город убежище Хеврон, который означает общение. Однако это живое общение с Господом можно иметь не только во время молитвы и при чтении Библии, но всегда и везде: на работе, в пути или дома. Конечно, самое тесное общение мы имеем с нашим Господом в молитве, когда предстоим перед Ним в небесном святилище. Символично мы это видим в городе убежище Кедесе, что означает «святилище».
Хотя вопрос «святого места» в И.Нав.5,14-15 мы раньше уже обсуждали, но напомню это обстоятельство. Иисус Навин приближался к Иерихону с целью разведки, когда ему открылся вождь воинства Господня, то есть Сам Иисус, как читаем в И.Нав.5,15: «Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято».
Когда мы предстоим в молитве перед Господом во святилище, то тоже стоим на «святом месте», поэтому следует удалить все наши грехи, прообразно представленные обувью. Это выражение или событие встречается в Библии три раза: И.Нав.5,15; Исх.3,5 и Деян.7,33. Три означает «общение». Следовательно, для глубокого общения с Господом, следует сначала провести глубокое очищение от грехов. Если мы этого не сделаем, то не получим ответа на наши молитвы!
Пока мы ещё возле Сихема, то поговорим о костях Иосифа. Откуда привезли эти кости? Из Египта. Куда увезли? В Ханаан. Но так как Египет прообразно представляет мир сей, откуда мы вышли, а Ханаан является прообразом нашей небесной родины, то отсюда логично следует, что кости Иосифа символизируют детей Божиих – членов Церкви Иисуса, членов Его тела, как читаем в 1Кор.6,15: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?».
Нас, детей Божиих, Господь уже сейчас в духе вывел из этого мира, а в конце времени благодати примет всех к Себе в нашу небесную родину! Ни одного, искупленного Своей Кровью и получившего жизнь вечную, Господь не оставит на этой земле после восхищения Своей Церкви. Поэтому Иосиф просил вынести его кости из Египта и схоронить их в Ханаане. А кто это сделал? Божий народ, Иудеи. Через них мы получили возможность спастись для жизни вечной, так как в Ин.4,22 читаем: «… ибо спасение от Иудеев».
Хотя согласно нашего текста из Быт.41 и других глав Бытия об Иосифе можно извлечь ещё очень много прекрасных и радостных сведений для нашего сердца, но я предоставляю вам эту возможность дальнейшего исследования. Да благословит всех вас обильно Господь Иисус в этом труде. А сейчас мы вместе с вами перейдём к рассмотрению следующей выдающейся личности Писания, Моисею.
Моисей
Продолжаем исследование Слова Божия, как к этому призывает нас уже в Ветхом Завете Святой Дух у пророка Осии, гл.6, ст.6: «Ибо я милости хочу а не жертвы…».
Господь Иисус призывает Свой народ Израиль к проявлению милости и боговедения. Израиль блудодействовал с богами всех окружающих народов и именем Иеговы приносил этим богам жертвы. Это говорит о том, что у израильтян совершенно не было больше богобоязни. Богу Иегове они приносили хромое, слепое… Всё, что им лично было не угодно, поэтому Бог не желает больше ни жертвы, ни всесожжения. Он желает милости и боговедения.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.