Красота Иисуса, часть десятая
М
Красота Иисуса». Сегодня десятая часть. Рассмотрение личности Моисея мы закончили, поэтому, согласно нашему списку, переходим к рассмотрению Самуила, при котором Израильский народ потребовал дать ему царя, как у прочих народов.Самуил. Начнём обзор жизни Самуила с его происхождения и призвания Господом, поэтому прочитаем первую шесть стихов из 1Цар.1,1-6: «Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана... 2 у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей.
3 И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были Илий и два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа. 4 В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям её и дочерям её части; 5 Анне же давал часть особую, ибо любил Анну, хотя Господь заключил чрево её. 6 Соперница её (Феннана) сильно огорчала её, побуждая её к ропоту на то, что Господь заключил чрево её».
«Так это бывало каждый год», пока Анна при очередном посещении Силома, наконец, не излила своё горе Господу Иисусу, как читаем в 1Цар.1,11: «и дала (Анна) обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснётся головы его».
А в стихах 19-20 этой главы дальше читаем: «…И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь. 20 Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, говорила она, от Господа я испросила его».
В благодарность за то, что Господь услышал и ответил на молитву Анны, и подарил ей сына, Анна решила посвятить своего сына Господу Иисусу и назвала его Самуилом. Но это не случайно, потому что Господь Иисус решил призвать Самуила на судью Израиля. Имя Самуил, а в оригинальном тексте «Samuel» означает: «имя Божие». Об этом говорит окончание этого имени «el», что по-еврейски означает Бог.
В очередной раз Анна не пошла с Елканой в Силом для приношения годовых жертв и сказала мужу, читаем в 1Цар.1,22-23: «…когда младенец отнят будет от груди и подрастёт, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда. 23 И сказал ей Елкана, муж ее: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, вышедшее из уст твоих ».
Когда Анна отняла Самуила от груди, то привела его к священнику Илию и сказала в 1Цар.1,27-28: «о сём дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение моё, чего я просила у Него; 28 и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу».
В 1Цар.2,1-10 Анна возносит Господу хвалу в молитве, которую Святой Дух назвал «Псалом хваления Анны».
Для нас также очень важно знать духовную атмосферу у священника Илия и в Израиле, в которой Самуил находится с раннего детства: Израиль погряз в духовном и физическом разврате, священническое служение разрушено, от своего Бога Иеговы отступили. Большую роль в этом развращении сыграли сыновья Илия, Офни и Финеес. Об этом читаем в 1Цар.2,12: «Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа».
А так же ст.22: «Илий же был весьма стар и слышал всё, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания».
Далее читаем ст.23-25: «И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа. 24 Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень; 25 если согрешит человек против человека, то помолятся о нём Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нём? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти».
Я уверен, что по причине этого безобразия, творившегося у входа в скинию собрания, переводчики русской Библии совершенно неправильно перевели текст в Исх.38,8. В оригинале этот текст гласит следующим образом: «И сделал он (Моисей) умывальник из меди и подножие его из меди из зеркал собиравшихся женщин, которые собирались у входа скинии собрания».
Это были такие Израильтянки, которые благоговели перед Господом и в знак своей любви и преданности Господу пожертвовали свои медные зеркала, из которых Моисей и сделал умывальник и его подножие. В другой проповеди я объяснил смысл этого действия женщин.
Вполне вероятно, что переводчики русской Библии усмотрели и в этом стихе, в этом собирании женщин у входа в скинию собрания нечистое дело, как и в 1Цар.2,22, и перевели вторую часть этого текста совершенно неверно. Итак, Исх.38,8: «И сделал умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания».
Однако вернёмся к Самуилу. Бог видел это моральное и духовное разложение Своего народа Израиля и строго следил за воспитанием Самуила. В стихах 18 и 26 о Самуиле читаем, ст.18: «Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод».
Ст.26: «Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей».
А теперь приведу всю третью главу в 1Царств, потому что всё сообщение этой главы касается Самуила и говорит о том, как Господь Иисус открылся ему, и что Он собирается дальше делать:
1Цар.3,1-21: «Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения были не часты. 2 И было в то время, когда Илий лежал на своём месте, — глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, — 3 и светильник Божий ещё не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий; 4 воззвал Господь к Самуилу: И отвечал он: вот я!
5 И побежал к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошёл и лёг. 6 Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу: Он встал, и пришёл к Илию вторично, и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой; пойди назад, ложись. 7 Самуил ещё не знал тогда голоса Господа, и ещё не открывалось ему слово Господне. 8 И воззвал Господь к Самуилу ещё в третий раз. Он встал и пришёл к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь зовёт отрока.
9 И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда Зовущий позовёт тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И пошёл Самуил и лёг на месте своём. 10 И пришёл Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. 11 И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах;
12 в тот день Я исполню над Илием всё то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; 13 Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; 14 и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек. 15 И спал Самуил до утра, и отворил двери дома Господня; и боялся Самуил объявить видение сие Илию. 16 Но Илий позвал Самуила и сказал: сын мой Самуил! Тот сказал: вот я!
17 И сказал Илий: что сказано тебе? не скрой от меня; то и то сделает с тобою Бог, и ещё больше сделает, если ты утаишь от меня что-либо из всего того, что сказано тебе (стал угрожать Сауилу!). 18 И объявил ему Самуил всё и не скрыл от него ничего. Тогда сказал Илий: Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит.
19 И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. 20 И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним. 21 И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне».
Следующее упоминание Самуила мы находим в 1Цар.4,1. Самуил призывает весь Израиль выступить против Филистимлян. Но за все, выше упомянутые, согрешения Израиля Господь допускает поражение Своего народа. В первый день погибло порядка 4000 Израильтян. Затем Израильтяне, негодуя в отношении своего поражения, принесли в свой стан ковчег завета.
Но и это мероприятие не помогло Израилю, который потерпел страшное поражение и потерял в этом сражении 30000 воинов. А ковчег завета Филистимляне забрали к себе. В этом сражении погибли сыновья Илия, Офни и Финеес, а затем, при известии о поражении Израиля и потере ковчега завета, умер и Илия.
Это поражение Израиля следует рассматривать, как наказание от Господа за его духовное и моральное разложение. Но Господь Иисус не оставляет Свой народ, поэтому начинает на него действовать через Самуила. По этому поводу читаем в 1Цар.7,3: «И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян».
Рука Филистимлян жёстко лежала на Израильтянах, поэтому, желая избавиться от этого ига, они послушались Самуила и сделали по его словам в 1Цар.7,4: «И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу».
Самуил же, видя это позитивное изменение в среде Израиля, снова просит собрать всех Израильтян, чтобы за них помолиться. Самуил верил, что на основании возвращения Израильтян к своему Иегове, Он ответит на молитву Самуила и даст Израилю освобождение от Филистимлян, поэтому дальше читаем в 1Цар.7,6-10: «И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом (символично мы видим в этом глубокое и искреннее смирение!), и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом.
И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе. 7 Когда же услышали Филистимляне, что собрались сыны Израилевы в Массифу, тогда пошли владетели Филистимские на Израиля. Израильтяне, услышав о том, убоялись Филистимлян. 8 И сказали сыны Израилевы Самуилу: не переставай взывать о нас к Господу Богу нашему, чтоб он спас нас от руки Филистимлян.
9 И взял Самуил одного ягнёнка от сосцов, и принёс его во всесожжение Господу (Самуил был священником, пророком и судьёй), и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь. 10 И когда Самуил возносил всесожжение, Филистимляне пришли воевать с Израилем. Но Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами и навёл на них ужас, и они были поражены пред Израилем».
«и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь», потому что в 1Цар.3,19 мы читали: «И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся».
Это является очень важным обетованием и для нас, детей Божиих. А затем мы читаем в 1Цар.7,13 о Самуиле очень радостную весть. Ради Самуила и Своего народа Израиля, который послушался Самуила, и удалил из своей среды чужих богов, Господь Иисус дал Своему народу на длительное время мир, во все дни Самуила, 1Цар.7,13: «Так усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила!».
Вы замечаете, как велика верность Господа Иисуса, если мы проявляем верность к Нему? Ради послушания и богобоязни Самуила Господь дал Своему народу Израилю покой во все дни Самуила! Как это прекрасно слышать и осознавать.
Дальше Святой Дух сообщает нам о Самуиле неприятную весть в 1Цар.8,1-5: «Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. 2 Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии.
3 Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно (А ведь Самуил это видел!). 4 И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, 5 и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов».
В какой-то степени мы можем сделать вывод, что Самуил виноват в том, что Израильтяне потребовали поставить над ними царя, как у прочих народов. Если учесть, что Самуил знал своих сыновей, то это действие является его большой ошибкой. Мы не читаем ни слова о том, что Самуил вопрошал Господа о том, кого можно и следует поставить судьями на его место. Но и Самуил был тоже только человеком в грешной плоти.
Ст.6: «И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу».
Только теперь Самуил понял, что этот вопрос следует решать с Господом, а не по своему усмотрению. Поэтому читаем в 1Цар.8,7-10: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними;
8 как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; 9 итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. 10 И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя».
Ст.19 «Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами».
С этого момента ситуация в корне меняется, так как вопрос избрания царя Израиля Господь Иисус полностью берёт в Свои руки, как читаем в 1Цар.9,15-17: «А Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал: 16 завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой,
и ты помажь его в правителя народу Моему — Израилю, и он спасёт народ Мой от руки Филистимлян; ибо Я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня. 17 Когда Самуил увидел Саула, то Господь сказал ему: вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять народом Моим».
Из этих сообщений мы видим, что дело избрания царя Израиля, Господь взял полностью в Свои руки и управляет каждым шагом Самуила. Поужинав вместе с Саулом, и переночевав с ним, он позвал утром Саула и сказал ему, что желает его проводить. Об этом читаем в 1Цар.9,26-27: «Утром встали они так: когда взошла заря, Самуил воззвал к Саулу на кровлю и сказал: встань, я провожу тебя.
И встал Саул, и вышли оба они из дома, он и Самуил. 27 Когда подходили они к концу города, Самуил сказал Саулу: скажи слуге, чтобы он пошёл впереди нас, — и он пошёл вперёд; — а ты остановись теперь, и я открою тебе, что сказал Бог».И далее в 1Цар.10,1: «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего».
Церемония помазания Саула в царя Израиля прошла быстро, без помех и без свидетелей. Самуил рассказал Саулу все события, которые должны с ним произойти в этот день, а затем Самуил говорит Саулу в 1Цар.10,7-9: «Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог.
8 И ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв; семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда укажу тебе, что тебе делать. 9 Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день».
Чтобы представить народу Саула, которого Господь Бог избрал царём Израиля, «созвал Самуил народ к Господу в Массифу». Самуил стал приглашать на выход одно колено за другим, а когда очередь дошла до колена Вениаминова и лично до Саула, то его не оказалось на месте. Его стали искать, но не нашли.
А поскольку в этом событии мы видим представление Саула на царя, то все обратились снова к Господу, как читаем в 1Цар.10-22-24: «И вопросили ещё Господа: придёт ли ещё он сюда? И сказал Господь: вот он скрывается в обозе. 23 И побежали и взяли его оттуда, и он стал среди народа и был от плеч своих выше всего народа. 24 И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всём народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живёт царь!». (Вместо того, чтобы прославить Господа).
В этом тексте мы должны отметить несколько важных аспектов:
1. здесь мы видим, каким скромным был Саул в начале,
2. во-вторых, мы видим, как Господь Иисус, можно сказать, нянчится с этим Саулом и со Своим народом, как Он шаг за шагом осуществляет избрание Саула на царя, хотя Он знал, что Саул проявит по отношению к Нему неверность и непослушание.
3. в-третьих, мы видим здесь скрытую ошибку Самуила: он ставит слишком большой акцент на внешность человека. В этом мы и дальше ещё убедимся.
Дальше Самуил приглашает народ в Галгал, чтобы совершить, как это сегодня говорят, что-то наподобие инаугурации Саула на должность царя Израиля. Об этом читаем в 1Цар.11,14-15: «И сказал Самуил народу: пойдём в Галгал, и обновим там царство. 15 И пошёл весь народ в Галгал, и поставили там Саула царём пред Господом в Галгале, и принесли там мирные жертвы пред Господом. И весьма веселились там Саул и все Израильтяне».
Дальше Самуил обращается к народу и говорит в 1Цар.12,1: «И сказал Самуил всему Израилю: вот, я послушался голоса вашего во всём (но так ему Господь повелел!), что вы говорили мне, и поставил над вами царя».
Теперь Самуил свидетельствует народу о своём безупречном хождении перед Господом и перед народом, и просит народ высказать свои замечания, если они заметили за ним что-то отрицательное. Никто из народа не свидетельствовал против Самуила. «И сказал он им: свидетель на вас Господь, и свидетель помазанник Его в сей день (Саул), что вы не нашли ничего за мною. И сказали: свидетель» (1Цар.12,5).
Дальше мы видим, что Господь Иисус стремится вернуть погрязшего в идолопоклонстве Израиль снова к Своему сердцу. Для этого Он наделяет Самуила большой мудростью и даёт ему власть совершить великое знамение, в котором мы видим свидетельство Господа Иисуса о совершённом грехе Израиля в том, что он отверг своего Бога Иегову как Царя, а захотел царя, как и прочие народы.
Читаю из 1Цар.12,13-23: «Итак, вот царь, которого вы избрали, которого вы требовали: вот, Господь поставил над вами царя. 14 Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего (Но на мой взгляд это предложение не закончено.
Здесь должно следовать: тогда вы будете живы). 15 а если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших. 16 Теперь станьте и посмотрите на дело великое, которое Господь совершит пред глазами вашими: 17 не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу,
и пошлёт Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя. 18 И воззвал Самуил к Господу, и Господь послал гром и дождь в тот день; и пришёл весь народ в большой страх от Господа и Самуила. 19 И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили ещё грех, когда просили себе царя
(Народ осознал свой великий грех, но не изменил своего мнения в отношении царя). 20 И отвечал Самуил народу: не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа и служите Господу всем сердцем вашим (это значит, что этот грех Господь изгладит при дальнейшем верном хождении за Ним!).
21 и не обращайтесь вслед ничтожных богов, которые не принесут пользы и не избавят; ибо они — ничто; 22 Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего, ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим; 23 и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой».
Свой диалог Самуил заканчивает стихом 25: «если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.