Иисус — Душепастор, часть пятая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Иисус – душепастор». Сегодня пятая часть этой темы. До этого момента мы рассмотрели встречу Иисуса с Никодимом и встречу Иисуса с Самарянкой.
А теперь мы рассмотрим наш третий запланированный случай: встречу Иисуса с человеком, находившемся в болезни 38 лет. Коротко рассмотрим также встречу Иисуса со слепорождённым. Об этом читаем в Ин.5,1-14 и Ин.9.Эти события мы рассмотрим с двух точек зрения. С точки зрения душепасторского служения Иисуса, и с точки зрения Божиего плана спасения Израиля. При этом второй случай должен стоять на переднем плане.
Но для начала я приведу этот текст из Евангелия от Ин.5,1-14: «После сего был праздник Иудейский, и пришёл Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7 И тот ответил: «Господин, нет у меня никого, кто мог бы помочь мне сойти в воду, когда она начинает бурлить.
Когда я пытаюсь спуститься к воде, кто-нибудь всегда опережает меня». 8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл. Было же это в день субботний.
10 Посему Иудеи говорили исцёленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13 Исцёленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».
В самом начале заостряю ваше внимание на ст.7 этого текста, в котором переводчики русской Библии допустили грубую ошибку. В синодальном переводе этот стих гласит:
Ст.7 «Больной отвечал Ему: так, Господин; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня», а в новом переводе русской Библии читаем:
Ст.7 И тот ответил: «Господин, нет у меня никого, кто мог бы помочь мне сойти в воду, когда она начинает бурлить. Когда я пытаюсь спуститься к воде, кто-нибудь всегда опережает меня».
Как видите, выражение «так, Господин», отсутствует в новом, более точном переводе русской Библии. Это выражение отсутствует также в других переводах Библий. Это логично, если бы любого из нас спросили: «хочешь ли быть здоров?», то после длительной, мучительной болезни каждый ответил бы: «так Господин!», конечно я хочу быть здоровым.
Я думаю, что именно с этой точки зрения переводчики русской Библии от себя добавили это выражение: «так Господин!». Но беда в том, что эта короткая добавка значительно меняет смысл встречи Иисуса с этим больным.
А теперь поставим себе несколько вопросов в отношении приведённого текста, который мы возьмём за наш главный текст.
1. Первый вопрос: откуда возникает или возникают болезни? В ст.14 данного текста мы видим тесную связь между грехом и болезнью: «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».
Болезни, как мы с вами знаем, возникли только после грехопадения Адама и Евы. До грехопадения Адам и Ева ничего не знали о болезнях. Адама и Еву Бог сотворил по Своему подобию, безгрешными и бессмертными.
Но через грех люди стали смертными, поэтому с момента грехопадения над людьми господствует смерть. Болезнь есть всегда признак того, что смерть уже находится в человеке, и что наша жизнь идёт навстречу смерти. Болезнь мы можем пометить как задаток смерти.
Поэтому в Ис.53, в этой главе страданий нашего Господа Иисуса, сказано: «Он возложил (взял) на Себя наши боли (немощи) и понёс наши болезни» (ст.4).
«Ибо не знавшего греха Он (Бог) сделал для нас грехом» (2Кор.5,21). Итак, на Голгофском кресте Бог сделал Своего Сына для нас грехом в том, что Иисус возложил на Себя нашу вину. А этим самым Иисус возложил на Себя и наши болезни и наши боли.
Потому что болезни и грехи находятся в тесной взаимосвязи. С одной стороны это сообщение в Ис.53 мы должны понимать прообразно, потому что грех рассматривается как болезнь. Ведь мы с вами знаем, что в неизлечимой болезни проказе мы символично видим наши грехи, которые только Господь Иисус может нам простить, то есть исцелить от этой болезни.
Но с другой стороны сообщение в Ис.53,4 мы можем и реально понимать: что на Голгофском кресте Иисус действительно вознёс на Себе наши телесные болезни.
И в Новом Завете, во время благодати мы видим взаимосвязь греха с болезнью. Хотя на Голгофском кресте Иисус нёс на Себе наши болезни, но взаимосвязь греха и болезни, тем не менее, сохраняется и в Новом Завете. Апостол Павел указывает на этот факт в:
1Кор.11,26-27: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт. 27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней».
А также ст.30-32: «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. 31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. 32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром».
Здесь мы совершенно ясно видим взаимосвязь между грехом и болезнью. Вечеря воспоминания, которую Коринфяне праздновали недостойным образом, влечёт за собой болезни.
И апостол Пётр указывает на эту взаимосвязь в своём первом Послании, в гл.4,1-2: «Итак, как Христос пострадал за нас в плоти, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий в плоти перестаёт грешить, 2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям (не в грехах), но по воле Божией».
В этих двух местах Писания мы видим, что болезни связаны с грехом, но не как наказание, или как штраф за грех. А как воспитание, как средство в руке Господа Иисуса, чтобы вернуть нас от согрешений.
Чтобы защитить нас от дальнейшего согрешения и привести нас к освящению. Поэтому болезнь можно в Новом Завете рассматривать как прут или розгу воспитания Господа Иисуса. «ибо страдающий в плоти перестаёт грешить». Поэтому среди верующих Бог часто применяет болезни как средство воспитания.
И апостол Иаков указывает нам в своём Послании на взаимосвязь между грехом и болезнью. Это выдающееся место мы находим у Иак.5,15. Но уже в ст.14 Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне».
А ст.15 особенно важен с этой точки зрения. Там мы читаем: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».
Здесь Иаков указывает нам на связь больного, или его болезни с грехом. Выше мы поставили себе первый вопрос: откуда возникают сегодня болезни? На этот вопрос мы должны ответить: первая причина возникновения болезней находится в грехопадении.
Это мы не можем отрицать. А для нас, детей Божиих, мы находим в Новом Завете в руках Господа Иисуса прут воспитания, чтобы нас сделать пригодными для Его служения. Чтобы нашу жизнь мы проводили не по собственному усмотрению, не в собственных похотях расточали свою жизнь, но жили по Божией воле.
2. А теперь ставим себе второй вопрос: что ещё кроме грехопадения является причиной заболеваний? При этом обратим наш взор к купальне Вифезда. В образе Вифезды мы видим, какие причины вызывают болезни.
Имя Вифезда означает «дом благодати» или «дом милосердия». Вифезда представляла собой большой пруд или бассейн, высеченный в скале. Он имел размеры: в длину – 90 метров, в ширину – 60 метров и глубина его составляла порядка 7-8 метров.
Это был огромный бассейн, можно сказать, маленькое озеро. С четырёх сторон этого пруда расположены крытые ходы или колоннады. Пятый крытый ход расположен на разделительной стене в этом бассейне.
Если длину этих пяти колоннад сложить, то получается в общей сложности 360 метров, на которых были размещены больные люди. В ст.3 нашего главного текста сказано: «В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды».
Очень большое количество больных людей находилось в этих пяти колоннадах, ожидающих движения воды. В ст.13 мы об этом читаем: «Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте».
Мы можем себе представить, как велика была нужда народа, если в этом месте постоянно, круглосуточно находилось такое огромное количество больных людей. А поскольку эти люди страдали от самых разных болезней, то при высокой жаре в Иерусалиме имелась также опасность заражать друг друга. Какой это был печальный вид.
В этой ситуации мы в первую очередь видим, что болезнь обременяет душу. Больной человек всё предпринимает для того чтобы выздороветь. Это мы видим в большом количестве больных, которые постоянно здесь находились. Все они хотели выздороветь.
Они лелеяли маленький луч надежды: когда «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью».
Маленький луч надежды лелеял каждый из этих многих больных и держался за соломину этой надежды. Причиной, усугубляющей болезни этих людей, было социальное общество. Например в ст.7 мы это видим в том, что больной говорит:
«…Господин, нет у меня никого, кто мог бы помочь мне сойти в воду, когда она начинает бурлить. Когда я пытаюсь спуститься к воде, кто-нибудь всегда опережает меня»».
Это говорит о том, что некоторые больные имели родственников или друзей, которые могли больному помочь. Они могли своего больного быстро привести в воду, и потом иметь его снова здоровым. Болезнь обременяет социальное общество.
Поэтому социальное общество желает, чтобы его больной по возможности снова быстро выздоровел, чтобы избавиться от этого обременения.
** А теперь будем внимательны! Если эту картину, которую мы имеем в лице Вифезды, будем рассматривать с точки зрения людей, если хотя бы на одно мгновение упустим из виду тот факт, что обо всём этом нам сообщает в Библии Святой Дух, то придём к печальному заключению. А между прочим именно так рассуждают некоторые дети Божии.
Имея перед глазами картину этой Вифезды, мы должны поставить себе вопрос: действительно ли Имя Вифезда означает «дом благодати» или «дом милосердия»? Не является ли Вифезда больше домом «жестокости»?
Но пока что Вифезда всё же в действительности оказывается домом милосердия. Ибо некоторые из этих больных испытали помощь в своём выздоровлении. Этот факт подтверждается в ст.4, где читаем:
«ибо Ангел Господень (это Сам Иисус) по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью».
Итак, это сообщение Библии дано нам в этом месте не как суеверие в то, что здесь случилось. Это сообщение подтверждает, что при возмущении воды в этой купальне люди действительно выздоравливали.
Но великая нужда заключается в том, что при каждом возмущении воды лишь один больной получал помощь. Ниже, при рассмотрении этого случая исцеления Иисусом человека, 38 лет ходившего в болезни с точки зрения спасения Израиля, я ещё вернусь к этому случаю.
Помощь получал именно тот, который первым успевал войти в воду. Именно это условие, что выздоравливал только тот больной, который по возмущении воды первым входил в воду, ведёт к жестокости в этом доме милосердия.
Один исцелялся, а многие сотни других продолжали ждать. Вифезда – этот дом милосердия – стал домом нужды и неправедности. Так думают даже некоторые верующие. Но у Бога на всё имеется Свой план.
Возможно там отсутствовал правильный надзор или организации, ибо здесь ясно вырисовывается закон сильнейшего. Рассматриваемый нами больной человек находился здесь уже 38 лет и не мог при возмущении воды войти в неё.
Потому что каждый раз кто-то был быстрее его, а он не имел человека, который опустил бы его в купальню. В этой ситуации мы ясно видим, кем в действительности является человек. Образ человека, в котором мы видим его внутренность, ещё усиливается через болезнь.
Больной усиливается в своём «я». Болезнь обращает его взгляд внутрь себя. Больной занят только собой, своей болезнью, и имеет много времени, чтобы об этом поразмыслить и ломать голову о своей нужде, о своей судьбе. Он имеет время, и постоянно смотрит в себя.
Он видит свою нужду чрезмерно великой. Поэтому больной человек не способен к проявлению милосердия. Он не способен думать о других, которые, возможно ещё больше страдают. Такой больной не способен помочь другим.
В этой колоннаде он следит за тем, чтобы самому по возможности быстрей сойти в воду. В этой массе больных нет ни одного, который помог бы тому, который уже 38 лет лелеял эту мечту первым сойти в воду.
Нет того, кто уступил бы ему эту возможность, чтобы и до него дошла, наконец, очередь. Каждый следит только за тем, чтобы он сам мог сойти в воду, и высматривает в нужде других своё собственное преимущество.
Каждый думает: другие физически более искалечены, поэтому я могу воспользоваться своим преимуществом и быстрее их сойти в воду и выздороветь. В этом мы видим действие болезни, усиленный эгоцентризм. Таким образом, каждый становится безжалостным соседом. Каждый стремится лишь к тому, чтобы он выздоровел. Болезни, как и все помощники – безжалостны.
И только с приходом Иисуса, когда Он посетил Вифезду, в этот дом вселяется милосердие, как мы это видим в ст.5-6: «Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?».
Это был единственный Человек, Который интересовался нуждой этого больного, Который желает проявить к нему милосердие. Теперь мы ещё ясней видим, что вызвала болезнь в его душе. За время своей болезни этот больной получил ложные масштабы.
Его ответ нам кажется очень странным. Ведь Иисус спросил его: «хочешь ли быть здоров?». А больной отвечает Иисусу: «Господин, нет у меня никого, кто мог бы помочь мне сойти в воду, когда она начинает бурлить. Когда я пытаюсь спуститься к воде, кто-нибудь всегда опережает меня»».
А что мы ожидаем, как должен был бы больной ответить Иисусу? Ведь он 38 лет ожидал этого момента своего исцеления. А теперь этот момент его исцеления наступил, и он может выздороветь. «хочешь ли быть здоров?», но он не говорит – да!
Он говорит: я не имею человека, который бы мне помог. Это говорит о том, что больной получил ложные масштабы. Он больше не видит того факта, что он находится здесь для того, чтобы выздороветь.
Ведь однажды он пришёл сюда с желанием сойти в воду, а затем здоровым вернуться домой. Теперь он видит только невозможность. Я не имею человека, который мне поможет. Поэтому я никогда не смогу сойти в воду. Он с этим примирился.
Он приземлился в определённом разочаровании. «Я ничего не могу сделать, я калека, который не имеет больше шанса сойти в воду. Я слишком медлителен, не имею друга, который мне помог бы спуститься в воду, чтобы получить исцеление». На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.