Саморассматривание, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем наш труд во имя нашего Спасителя и Избавителя, во имя нашего возлюбленного и милостивого Господа Иисуса; и в этом новом 2013-ом году с великой радостью ждём Его пришествия за Своей Церковью. И чем ближе мы продвигаемся к этому славному и неповторимому мгновению восхищения Церкви Иисуса, тем больше мы, все дети Божии, должны очищаться от живущих в нашей плоти грехов, чтобы всё больше и больше стать похожими на нашего Господа Иисуса. Поэтому займёмся с вами сегодня темой, которую я назвал «Саморассматривание». Для этого возьмём нашим главным текстом из Послания Иакова гл.1 стихи 23-24, где читаем: «Ибо, кто слушает Слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24 он посмотрел на себя, отошёл и тотчас забыл, каков он».
Иаков – это брат Господа Иисуса по плоти. Он знаком нам, как практик Слова Божиего. Кому недостаёт практики, что чаще всего мы встречаем со стороны теоретиков, тем часто недостаёт и понимания этого драгоценного Послания Иакова. А мы со всеми теми, которые любят Слово Божие, одновременно изумлены над всем тем, что только может содержаться в этом предложении нашего главного текста: «он посмотрел на себя, отошёл и тотчас забыл, каков он».
А мы попытаемся с вами сегодня извлечь из этого предложения необходимое и важное для нас поучение, понять его, и применить в нашей практической жизни следования за Иисусом. Исходный пункт для понимания стиха 24 находится в стихе 23: «Ибо, кто слушает Слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале».
Мы все с вами совершенно точно знаем, что слушание Слова Божиего, ставит каждого в ответственность. Повторяю, что даже одно знание о Слове Божием и слушание Слова Божиего, обязывает нас стоять перед Господом Иисусом в особой ответственности! Везде, где мы знаем о Слове Божием, что в нашем тексте выражено словом «слушание», но не поступаем в соответствии со слышанным Словом, там для человека следует суд!
Поучительное сообщение по этому вопросу мы находим в Евангелии от Луки, где говорится об одном слуге или рабе, который знал волю своего господина, но не делал по его воле, как записано в Лук.12,47: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много».
Такой раб «бит будет много». Мы выше отметили, что слышание или знание о Слове Божием, и Его невыполнение, влечёт за собой суд. В Лк.12,47 мы имеем пример этого. Итак, упомянутые здесь слова «бит будет много», исходят из того факта, что раб господина точно знал его волю, но делал противоположное.
Но есть и другая категория людей, которые тоже не исполняли или не исполняют волю Господа Иисуса. Об этом мы читаем в ст.48 данного текста. О них сказано: «а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут».
И если это так, как написано, что у Господа «нет лицеприятия» (Еф.6,9), то почему Он оценивает сынов человеческих не одинаково, не одинаковым судом? Разница заключается в том, что люди второй категории не знали волю Господа Иисуса. Это отличает их от предыдущей группы людей.
В отношении второй группы людей Святой Дух сообщает нам, что они будут биты в той мере, которая выражает только тяжесть самого греха. В этом сообщении мы видим Божию праведность. Итак, в нашем главном тексте (Иак.1,24) речь идёт единственно о знании и ответственности слушающего Слово Божие, слушающего Его волю.
Посредством дара Святого Писания, нам дана воля Единственного и живого Бога. Это значит, насколько мы читаем, исследуем, и дадим место в наших сердцах Словам Святого Писания, всё это является для нас решающим в том вопросе, как Бог о нас судит. Поэтому Святой Дух добавляет в Лук.12,48: «…И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут».
Поэтому у Иакова тоже читаем об этом в гл.3,ст.1: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению».
Да, дорогие братья и сёстры, такие люди, которые немного слышали, но которым много доверено, с тех Господь Иисус тем больше и спросит. Соответственно со спасённых у судилища Христа, а с погибших грешников – у большого белого престола. Бог имеет право требовать, потому что «всё Им и для Него создано» (Кол.1,16).
Короткое сообщение «Для Него создано» выражает целевое назначение, почему Бог сотворил нас людей. Мы не можем делать то, что мы хотим и о чём мы думаем, но мы должны то делать, что является Его святой волей. Его воля является суверенной, независимой, а все дети Божии должны искать в Святом Писании, что именно является Его святой волей.
Бог независим от Своего творения, и тем более, от наших грехов; даже если Он встречает нас погибших грешников в Своей великой доброте, любви и милости. Он остаётся святым, и не воплощается с нашими грехами, с нашими мнениями, с нашими мыслями. Он стоит над всем этим.
Стих 47 в Лук.12 касается только погибших грешников, так как они будут биты. Церковь Иисуса не будет бита у судилища Христа! Но Она должна открыться, как говорит Писание. Не просто явиться, как мы читаем в русском переводе Библии, но открыться перед Господом Иисусом, 2Кор.5,10: «ибо все мы должны открыться (кто мы есть) пред судилищем Христа, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
Церковь Иисуса по той причине не будет бита у судилища Христа, что мы имеем Жертву, Которую погибшие люди не имеют. Иисус Христос взял наши удары на Себя: от истязуемых ударов до креста и до ударов вбиваемых гвоздей на кресте. Он занял наше положение, а с ним взял на Себя нашу вину, наши удары и наш суд.
Нельзя сказать, что Бог от нас требует, что мы должны ежедневно делать, но Он ожидает от нас, чтобы мы добровольно предоставляли всю нашу жизнь в Его распоряжение. Готовы ли вы к этому, или вы имеете оговорки? Тогда вы ещё не поняли всю глубину вашего искупления через Иисуса Христа. Тогда просите Его, чтобы в этом вопросе Он дал вам больше света!
Это же самое касается и первой половины ст.48. Но это не касается второй половины ст.48, в котором мы видим всеобщее высказывание, как в отношении судилища Христа, так и суда у большого белого престола. И как Святое Писание могло бы иначе сказать, чем то, что читаем в Иак.3,1: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению».
Здесь мы видим более строгое суждение! Поскольку учителям Господь Иисус доверил больше, то они находятся в более жёстком состоянии суждения, чем тот, который не является учителем. Более жёсткое или строгое суждение соответствует большему доверенному богатству Слова Божиего. На греческом языке вместо «строгое суждение» мы находим слово «суд».
Следовательно, там, где в отношении слышанного или доверенного богатства Божиего Слова, дети Божии не считаются с соответствующими Божиими пожеланиями, перед Богом будет стоять вина. Говоря другими словами, как это формулирует апостол Иаков, такие дети Божии, которые слышат Слово Божие, но не исполняют его, Иаков, как человек практики, сравнивает с человеком, «рассматривающему природные черты лица своего в зеркале».
В этом сообщении Святого Духа мы видим саморассматривание, то есть самооценку или самокритику при исключении Божиего суждения. Поэтому в нашем тексте читаем: «он посмотрел на себя…».
Саморассмотрение – это самолюбование собой в зеркале. А самолюбование собой в зеркале автоматически ведёт к самосуждению. Но именно это самосуждение является ложью, потому что самосуждению недостаёт объективность истины. Во времена Иоанна Крестителя этот недостаток был известен, поэтому священники приходили к нему и спрашивали в Ин.1,22: «…что ты скажешь о себе самом?».
На примере саморассматривания, на основании того, что другие говорили о себе, священники были в состоянии судить о других, о ближнем. Но эти книжники и священники точно знали, что при самоосуждении следовало сначала 99% исключить. А после этого они могли существенно приблизиться к истине.
На этом я прерываю наши рассуждения в соответствии с нашим главным текстом и для наглядности приведу очень меткий пример в отношении саморассмотрения себя в зеркале. Об этом мы читаем уже в Ветхом Завете в Исх.38,8: «И (Моисей) сделал умывальник из меди и подножие его из меди из зеркал женщин, собиравшихся у входа скинии собрания».
Вы представляете! Уже в те времена Бог дал среди Своего народа Израиля, да при том ещё и среди женщин, таких высоко духовных людей, которые отказались рассматривать себя в зеркале. Он поняли, что рассматривание себя в зеркале, любование и восхищение собой является недостойным, является грехом перед Богом.
Поэтому они в духе отказываются от своего «Я», которое до этого времени сидело на троне их сердец, и решили этот трон сердца предоставить своему Богу Израилеву, Иегове! При чтении этого места в Библии я всегда восхищаюсь духовным прозрением этих Израильтянок.
К сожалению, переводчики русской Библии извратили содержание этого стиха и написали в Исх.38,8: «И (Моисей) сделал умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания».
Эти горе переводчики не поверили сообщению Святого Духа в Слове Божием, не поверили, что уже в то время Бог имел для Себя таких высоко духовных женщин, которые поняли, что рассматривать себя следует в Слове Божием, а не в зеркале. Вы спросите: почему? Потому что из их зеркал Моисей сделал умывальник, в который наливалась вода, прообраз на Слово Божие.
Этой водой из умывальника священники должны были омывать свои руки и ноги перед вступлением на служение. Поэтому, когда они наклонялись над умывальником, чтобы почерпнуть из него воды для умывания, они видели в этой воде, в умывальнике, своё изображение! Ай да Израильтянки, молодцы!
Вернёмся, однако, к рассматриваемым выше книжникам и священникам, которые в Ин.1,22 спрашивают Иоанна Крестителя: «…что ты скажешь о себе самом?». Дальнейшие вопросы приводили их к цели, чтобы знать, с кем они имеют дело. Потому что при самосуждении каждый человек пытается что-то сделать из себя.
Да не скажет никто из вас: «Нет!». Эти книжники думали, что они чем-то или кем-то являются, в то время, как они ничто, как читаем в Гал.6,3: «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя».
И мы, все дети Божии, слишком быстро покидаем это основание, то есть сознание того, что по природе мы являемся ничем.
Ооо! Как ужасно тяжело осознаёт наш ветхий человек эту истину! Пусть только какой-нибудь брат или сестра скажет: «И кто ты такой? Ведь ты ничто!». И этого будет уже достаточно, чтобы в вас сработало зажигание. Почему? Потому что мы думаем, что всё же чем-то являемся. Но апостол Иаков приходит к заключению, что все обманывают себя.
Господь Иисус учит нас, чтобы мы все были Его слугами, а также слугами друг другу, как читаем в Мтф.20,26-27: «но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; 27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом».
Исходя из сообщения этого текста, мы должны теперь понять, какая ложь исходит, или какая ложь находится в том, если о человеке сказано, что он «рассматривает природные черты лица своего в зеркале».
Это значит, что саморассматривание всегда заканчивается самовосхвалением. Дорогие братья и сёстры, теория «бревна и сучка» является доказательством того, что наш взор или наша точка зрения вообще не функционирует. Об этом читаем в Мтф.7,3-5: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? 4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоём глазе бревно? 5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».
Как я могу познать того, что здесь показано целью, если я не имею для этого настоящего взора? И на этом примере мы видим, что дети Божии забирают у Бога славу. Саморассматривание ведёт к краже Божией славы. Таковы взаимосвязи нашего главного текста.
Это является также причиной, почему Иаков сообщает нам вообще такое предложение. Это значит, что саморассматривание не имеет Божественного обетования, не имеет постоянства и прочности. Оно находится на почве греха. Потому что дальше читаем: «Он посмотрел на себя, отошёл и тотчас забыл, каков он».
А теперь я скажу очень важное предложение. Прошу его запомнить: «Саморассмотрение ограничивает человека только к слушанию», как мы об этом читаем в нашем тексте. Оно ограничивает его только к слушанию, так что он не становится исполнителем дела веры и дела Господа Иисуса. Дело человека, который рассматривает себя, зиждется на почве греха, и чаще всего ведёт к четырём тяжким последствиям.
А теперь мы рассмотрим эти четыре пункта. Тогда мы будем знать, что возникает, или может возникнуть на основании саморассмотрения:
1. Человек сам объявляет себя праведным и, конечно, без Бога. Библия называет таких людей самоправедными. При этом напоминаю вам о двух людях в храме, в которых мы видим фарисея и мытаря. Этот фарисей считал себя праведным. Уже одно то, что человек презирает или унижает ближнего, является самоправедностью и исходит из самосуждения.
Господь Иисус этого не делает! Или, быть может, кто-то из вас имеет доказательство, что Господь Иисус так поступал? Господь Иисус говорит в Мтф.11,29: «возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим».
И апостол Павел говорит в 1Кор.4,16: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу».
А если Иисус и Павел так сказали, если они нас к этому призывают, то это значит, что мы не являемся таковыми. Тогда человек представляет себя праведным, но не Бог, Которому они не доверяют. Самоправедный человек доверяет только себе. Прекрасный пример самодоверия и самовосхваления мы находим в лице фарисея в Лук.18,11-14: «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!».
В отношении таких людей, которые доверяют только себе и считают только себя праведными, а других уничижают, Иисус сказал эту притчу о фарисее и мытаре в Лук.18,9: «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других».
Итак, уничижение других является самодоверием, исходящим из саморассмотрения. Согласно нашему главному тексту, эта самоправедность является практически плодом саморассмотрения. Самообман проявляется особенно в недостатке истины при хождении за Иисусом, как мы об этом читаем в 1Ин.1,8: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас».
Следовательно, везде, где наблюдается нехватка в истине, там вкрадывается и проявляется самообман. В нас не бывает вакуума: либо мы будем исполнены истиной, либо – ложью. Это было ужасным событием, когда в райском саду в Эдеме сатана обманул Еву и Адама. Но хождение вне истины Слова Божиего в жизни детей Божиих ведёт к самообману.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.