Самоочищение, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Когда погибший грешник с целью спасения для жизни вечной приходит к Господу Иисусу с покаянием, то, как правило, он просит: «дорогой Господь Иисус, прости мне мои грехи и омой меня от них Своей святой кровью…». При этом для получения жизни вечной вполне достаточно, если человек в общем просит: «прости мне мои грехи», не называя каждый грех в отдельности, да ещё и по именам. При этом Господь Иисус прощает наши грехи и дарит нам жизнь вечную. Но это не значит, что рождённый свыше при этом покаянии человек, стал совершенно безгрешным. Поэтому мы поговорим с вами сегодня о самоочищении по мере следования за Господом Иисусом. С этой целью мы возьмём за наш главный текст из 2Кор.7,1: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны (запятнания) плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием».
Это очень мощное Слово, которое в Библии сказано не по отношению к миру сему, но по отношению к людям, которые спасены для жизни вечной, по отношению к детям Божиим. Как апостол Павел называет этих людей в нашем тексте? Он называет их «Возлюбленные!». Это является образом выражения Бога для тех, которые получили, или воспользовались благодеянием Бога по избавлению и спасению.
Чтобы исследовать и проникнуть в суть такого Слова, мы действительно нуждаемся в Божией милости и глубоком водительстве Господа Иисуса в Его Слове. Говорить об этом не так-то просто, потому что сначала мы должны познать некоторые другие вещи.
Здесь речь идёт не о запутанных теологических формулировках, как, возможно, некоторые верующие думают. Но речь здесь идёт об учении Слова Божиего. Слово Божие говорит, что всё видимое на земле, является прообразом небесного, как читаем в Евр.8,5: «которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай всё по образу, показанному тебе на горе».
Всё, что мы видим здесь на земле, находится во взаимосвязи с определённым небесным смыслом. Это значит, что мужчина и женщина находятся во взаимосвязи со Христом. И если обратим наш взор на храм Соломона в Иерусалиме, то он также является прообразом небесного храма.
А если обратимся к человеку, который состоит из плоти, души и духа, то в нём видим прообраз того, что Бог дал нам со стороны Триединства, Всемогущего Бога: Отца, Сына и Святого Духа.
Поэтому заглянем сегодня в эти взаимосвязи. В противном случае, мы никогда не сможем охватить и понять, почему в нашем главном тексте сказано: «очистим себя от всякой скверны плоти и духа», но не «от скверны души!». Сегодня мы с вами рассмотрим в этой проповеди первоначальную причину этого вопроса.
Мы будем исходить от Божиего храма. В Ветхом Завете мы оптически представляем материальный храм Соломона. К этому храму относится двор, святилище и святая святых. Во дворе мы видим то, что имеет отношение к Божиему Сыну. Ибо никто не может войти во святая святых, чтобы не пройти через двор.
Это значит, что никто не может придти к Небесному Отцу, как только через Иисуса Христа. Чрезвычайно интересное сообщение по этому вопросу мы находим в Отк.11,1-2 «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нём. 2 А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам, он нечист (они будут попирать святой город сорок два месяца).
Почему «внешний двор храма следовало исключить и не измерять его?». Потому что во внешнем дворе постоянно находился навоз от жертвуемых животных, что указывает на нечистоту, на осквернение двора. Этот навоз указывает на наши грехи, которые Господь Иисус нёс на Себе на Голгофском кресте.
Поэтому, как мы видим в этом прообразе, Христа, то есть внешний двор, исключили. Пророк Исаия говорит об этом в Ис.53,12: «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».
«ибо Он отторгнут от земли живых» (ст.8) и «к злодеям причтён» (ст.12). Это значит, что Господь Иисус не был признан. Двор с его нечистотами представляет собой прообраз Христа, воплотившегося с нашими грехами и, практически сделавшись самым великим грешником. Об этом читаем во 2Кор.5,21: «Ибо не знавшего греха Он (Бог) сделал для нас грехом (жертвою за грех), чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом».
Поэтому внешний двор, по причине его нечистоты, не следовало учитывать и измерять. В личности людей эта тройственность представлена в Новом Завете в 1Фес.5,23: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».
Эта тройственность: дух, и душа, и тело, отображена в небесном храме, в храме Бога, в котором наше тело мы видим в прообразе Христа или в прообразе внешнего двора храма Соломона. Потому что Он, то есть Христос, был осквернён нашими грехами.
В святилище храма мы прообразно видим Святого Духа, в то время как наше тело, как нам известно, снова возвращается в землю. Потому что, согласно Отк.11,2, оно исключено и предоставлено непостоянству или быстротечности, так как Иисус только на определённое время приходил к нам на землю в плоти.
Ибо Его пребывание на земле имело начало и конец. Это говорит и Сам Господь Иисус, что касается Его в отношении начала и конца. Об этом читаем в Отк.21,6: «И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой».
Пребывание Иисуса в плоти на земле относится к Его страданиям. Итак, во святилище храма мы прообразно видим Святого Духа, Который представляет для нас дух человека. В этом мы должны видеть наше дыхание, которое нам творчески дано, когда Бог вдунул в лицо человека дыхание жизни, как читаем в Быт.2,7: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душёю живою».
Это была передача Богом человеку духа. Это было второе событие при сотворении Богом человека, после того, как Бог сотворил его внешнюю форму. Итак, Бог вдунул в этот, можно сказать, комок земли дыхание жизни. И теперь мы приходим к третьему событию, как сказано в Быт.2,7: «и стал человек душёю живою».
Иногда эти события неверно толкуют, но сегодня я желаю этот вопрос разъяснить и уточнить. В Слове Божием мы можем это исследовать. Согласно Еккл.12,7 дух человека, о котором Слово Божие говорит как в Ветхом, так и в Новом Завете, возвращается в своём осквернённом состоянии при смерти человека назад к Богу.
Причём именно таким, как мы его при нашей жизни запятнали, как читаем в Еккл.12,7: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его».
Слово Божие не вменяет нам в обязанность исследовать, в какой форме Бог очищает возвратившийся к Нему дух умершего человека, который Он однажды дал Адаму. Мы не знаем, очистит Бог его при помощи центрифуги или каким-то другим способом. Это является делом Бога.
Библия ничего не сообщает нам об этом знаменательном событии, об этом деле Бога. Таким образом, мы приходим к третьему пункту сущности человека, как написано в Быт.2,7: «…и стал человек душёю живою».
Это было автоматическим событием. Это является следствием соприкосновения Божиего духа с материей, когда Бог «вдунул в лице его (в Адама) дыхание жизни», когда Он вдохнул в сотворённого из праха земного человека Своё дыхание жизни.
Но это является не единственным «дыханием» Бога. К примеру, мы читаем в Писании о том, что и мир ангелов был сотворён посредством дыхания Бога. Об этом мы читаем в Пс.32,6: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — всё воинство их».
Но при сотворении ангелов Бог дыхнул не в материю. В этом случае Его дыхание связалось с неизвестной для нас субстанцией, с другим веществом, с духовной субстанцией. По этой причине ангелы сотворены не так, как люди по подобию Бога. Они сотворены не по принципу тройственности, как человек: соответственно с телом, душёю и духом, чтобы иметь способность общения с Богом.
В противоположность людям сущность ангелов состоит только из двух частей: из духовного тела и духа. Это значит, что они сотворены не по подобию Бога, а, следовательно, они и не плодовиты. Плодовитым является только Бог! Поэтому всё то, что сотворено по Его подобию, даёт отпечаток того, что присуще единственно Господу Иисусу.
Повторяю: ангелы сотворены не по подобию Бога, поэтому в них не заложена способность иметь общение с Богом. Поэтому они никогда не могут быть возвышены до наследников Бога, как все погибшие грешники, которые позволили себя спасти через Иисуса Христа для жизни вечной, как читаем в Рим.8,17: «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться».
Итак, на основании того факта, что Бог вдохнул Свой дух жизни в материю, и что при соприкосновении Божиего духа с материей автоматически возник третий компонент, сущности человека, то в результате этого действия Бога возникла живая душа.
Душа является новым продуктом, о которой можно лишь до тех пор говорить как о «душе», пока человек живёт. И как только «тройственность» человека на основании его физической смерти придёт к распаду, то его тело хоронят в землю, его дух возвращается согласно Еккл.12,7 к Богу, а душа отправляется в место сохранения душ умерших.
Душа спасённых отправляет при этом в рай, а душа погибших грешников – в темницу. О тех и других читаем соответственно в Лук.16,22-23: «Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово (в рай). Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его».
А также в 1Пет.3,18-19: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, 19 в котором Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал».
Здесь в духах имеются ввиду души умерших. Эти события, как мы прочитали в этих стихах, происходят и сегодня с каждым человеком, который умирает. В тот момент, как только человек умирает, душа становится снова духом. Только до тех пор, пока мы связаны со смертным телом, мы говорим о душе. Поэтому наша личность находится не в плоти. Вернее личностью человека является не его плоть.
Мы знаем, конечно, людей по плоти. Но после того как Господь Иисус совершил на Голгофе избавительное и спасающее дело, Слово Божие говорит, что таких людей, которые спасены для жизни вечной, мы больше не знаем по плоти, как читаем во 2Кор.5,16: «Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем».
Проблемой сегодняшних христиан чаще всего заключается в том, что ближних они знают по их поступкам и делам в плоти. Дорогие братья и сёстры, этого не должно быть! Но поскольку это всё же так, то мы должны установить, что мы являемся ещё очень недуховными.
Ибо всё наше познание ближнего по плоти свидетельствует о том, что мы являемся плотскими. Если же мы познаём и видим ближнего в состоянии духа, то есть в том, что Христос на основании спасения сотворил в нашем ближнем, то мы будем знать его в духе, в соответствии со славой, которая дана каждому дитяти Божиему при рождении свыше. При этом решающим является не тот факт: слабы ли мы в вере, или же совсем сильны в вере, или находимся между слабыми и сильными.
Это не является признаком принадлежности к детям Божиим. Признаком принадлежности к детям Божиим является рождение свыше, которое на нас видно по плоду на основании нашего познания Господа Иисуса. Поэтому Писание говорит во 2Тим.2,19: «Но твёрдое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»;..».
Он не сказал: «этот брат, или эта сестра сказали, кто принадлежит Иисусу». Этого Господь Иисус не сказал. В конечном счёте, только Господу дано право определять, кто Ему принадлежит. Но нам людям Господь Иисус дал способность и право распознавать каждого человека по плодам.
Приносит ли он созревающий духовный или плотской плод. Об этом читаем в Мтф.7,15-17: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. 16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые».
Это не имеет ничего общего с согрешением. Это что-то совершенно другое, совершенно другая тема. Ибо «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин.1,8). И если кто-то из верующих подойдёт ко мне и скажет: «теперь я с этим делом справился, уже в течение двух лет я живу безгрешным», тогда я должен сказать: «дорогой друг, ты являешься трюковым обманщиком.
Ты занимаешься мошенническими операциями с чеками, стремишься подделать небесные чеки». Ведь мы ясно читали «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас».
Самообманщики являются также обманщиками. Это совершенно ясно. Точно так и самоубийца является убийцей. Только убийство он совершает на себе, но не на других. Во святая святых Божиего храма мы должны символично видеть душу человека, но не дух, как это часто путают дети Божии, потому что и душа является духом, но индивидуумом.
То есть личность человека мы находим не в духе, а в его душе. Повторяю, что согласно Еккл.12,7 «дух возвратился к Богу, Который дал его». Слово Божие не говорит, что дух снова вернётся к человеку. У него и надобности нет возвращаться, потому что в душе человека тоже содержится Божий дух. А этого достаточно!
Если мы возьмём новорождённого ребёнка, то возможно, что дух в нём ещё очень маленький, но он присутствует в ребёнке. В этом нет ни малейшего сомнения. Поэтому мы знаем, что дух нуждается в определённом времени для развития в человеке, чтобы его подготовить к желаемому порядку величины.
На духа можно оказывать большее и меньшее влияние. Если человек не пользуется духом, то он остаётся маленьким. О таких людях немцы говорят: «это человек в мелкую клетку», то есть – простоватый. Он не может делать большие духовные прыжки. Но интенсивной тренировкой дух можно также сделать сильным. Заметьте себе, что я говорю здесь не о Святом Духе, но о духе человека.
Один очень образованный мужчина, когда он умирал, сделал такое высказывание: «какой великий дух умирает во мне!». Это были его последние слова. Но этот дух человека не мог его спасти, потому что в нас нет никакой возможности для спасения. Об этом и речи не может быть. Ап. Павел говорит в Рим.16,19: «…желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло».
Это значит, чтобы мы в духе были просты. Это он говорит не мудрым мира сего. Нет, нет! Ни в коем случае. Но, напротив: в Кол.1,26 он говорит: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных».
Это значит, что приход людей к Иисусу, которые в вере принимают Его Слово, зависит не от интеллекта, но зависит только от уверования в Иисуса Христа. Всё вышесказанное является коротким вступлением в отношении нашего главного текста (2Кор.7,1).
Поэтому мы приходим теперь к следующему пункту. Но об этом мы поговорим в следующий раз. А сегодня на этом закончим.