Великое испытание, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами сегодня на тему испытание. Но поскольку это испытание Богом охватывает огромную сферу, то назовём сегодняшнюю проповедь «Великое испытание». За наш главный текст возьмём 1Пет.4,17: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнётся, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?».
Сюда же возьмём ещё сообщение пророка Осии об испытании или наказании из Ос.7,12: «…Я закину на них сеть Мою; как птиц небесных низвергну их; накажу их, как слышало собрание их».Для начала рассмотрим очищение Небесного Святилища. Для этого обратимся к Пс.73,3. Там мы находим интереснейшее сообщение: «Подними стопы (подвигни шаги) Твои к постоянно продолжающимся (вековым) развалинам: всё разрушил враг во святилище».
Исторически этот Псалом Асафа относится ко времени царя Израиля Давида. Но интересен тот факт, что в то время ещё не было храма! Разве только, что Асаф так долго жил, что захватил ещё строительство храма Соломона. Но и в этом случае, описанная здесь ситуация не соответствовала бы времени.
Ибо при Соломоне его храм, а, следовательно, и святилище были ещё невредимы. Конечно, по понятным причинам этот ст.3 можно бы понять как пророчество в отношении разрушения храма Соломона перед уводом Израильского народа в Вавилонский плен в 586 году до Христа.
Но некоторые стихи Пс.73 указывают, тем не менее, на состояние Израильского народа при разрушении храма Ездры-Неемии римлянами в 70-ом году после Христа и, вплоть до грядущей 70-ой седьмины суда, после того, как Церковь Иисуса будет взята с земли.
Из всего этого мы можем сделать вывод, что в Пс.73 описаны принципы, которые действительны для Божиего святилища всех времён. Интересен тот факт, что в ст.3 нашего текста, Бога призывают поднять Свои стопы: «Подними стопы Твои». Конечно, нас с вами интересует, что это значит?
Без сомнения, что в этом мы видим Божии шаги на этой земле, когда в лице Своего Сына Он принял образ человека. Итак, в этом выражении мы видим ссылку на хождение нашего Господа Иисуса Христа в этом мире, которое было связано с Его послушанием до смерти крестной.
Об этом мы читаем в Флп.2,5-8: «Ибо в вас должно быть то же мышление, какое и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».
На основании Его послушания Бог превознёс Иисуса, как дальше читаем в Флп.2,9: «Посему и Бог превознёс (возвысил) Его и дал Ему имя выше всякого имени».
В этом возвышении Богом Своего Сына мы видим «возвышение шагов» нашего Господа Иисуса на основании Своего дела на Голгофе, в котором Он прославил Бога: «Подними стопы (подвигни шаги) Твои». Но заметим себе, что это возвышение Иисуса показано нам в Пс.73,3 в связи с выражением «к постоянно продолжающимся (вековым) развалинам».
В этом выражении имеется ввиду небесное Святилище, в которое Господь Иисус вошёл. Об этом читаем в Евр.9,11-12: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление».
Непосредственно после Своей смерти и воскресения из мёртвых Иисус вошёл в небесное Святилище, невидимо для мира сего, но видимо для небесного Отца и мира ангелов. Цель того факта, что Иисус вошёл со Своей кровью в небесное Святилище, заключается в первую очередь в том, что Он это сделал для нас, погибших грешников.
Но истинную причину мы познаём из сообщения в Евр.9,23-24: «Итак было необходимо, чтобы образы небесного (земное ветхозаветное святилище) должны были очищаться сими (кровью животных), самое же небесное (небесное святилище) лучшими жертвами, чем эти (Жертвой Иисуса).
24 Ибо Христос вошёл не в рукотворенное святилище (не в Ветхозаветное святилище), по образу истинного устроенное, но в самое небо (в небесное Святилище), чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим».
Это значит, что, прежде всего, следовало очистить небесное Святилище. Так же, как в Ветхом Завете, прежде чем можно было приносить жертвы, святилище следовало очистить. Следовательно, в небесном Святилище имелось в наличии осквернение! В отношении этого факта соответствует также выражение в Пс.73,3: «к постоянно продолжающимся (вековым) развалинам».
Это значит, что там, в небесном Святилище было что-то разрушено, имелись эти развалины! Что же там произошло? По этому поводу Библия сообщает нам, что в вечности, до существования времени, на небе произошло восстание, в котором тогдашний помазанный херувим с одной третью всех ангелов, поднялся против Бога.
На основании этого восстания было разрушено небесное Святилище, это место на небесах, где прославляли Бога в молитвах. Слово Божие говорит не просто о Святилище, но о Святилищах, как читаем у пророка Иез.28,18: «Множеством беззаконий твоих в неправедных действиях твоих (торговле твоей) ты осквернил святилища твои».
На это «осквернение святилищ» сатаной указывает выражение: «к постоянно продолжающимся (вековым) развалинам», ибо прошло очень много времени, пока последовало очищение Святилища кровью Христа. Другими словами мы можем сказать, что на основании отпадения ангелов, на основании этого греха, небесное Святилище в духе длительное время представляло собой кучу развалин.
После исполнения Своего дела на Голгофском кресте, Господь Иисус вошёл со Своей кровью в небесное Святилище, чтобы его очистить, и снова восстановить Божию славу, которая, на основании падения ангелов, была у Него отнята.
С одной стороны, кровь Иисуса служит для спасения людей. Но с другой стороны, она обладает также силой для очищения небесного Святилища. Почему? Слава, которая на основании отпадения ангелов была для Бога потеряна, была на много больше восстановлена абсолютным послушанием Божиего Сына.
Следовательно, послушание Божиего Сына в плоти Своему Отцу, было для Бога намного ценней, чем послушание падших в грех ангелов. Поэтому выражение «Подними стопы (подвигни шаги) Твои» стоит перед выражением «всё разрушил враг во святилище».
Бог не просто реагирует на какой-то возникший ущерб или повреждение, чтобы каким-то образом его отремонтировать, но с самого начала Он больше всего имеет ввиду Свою славу. С точки зрения этой цели Он, независимым образом, использует направленное против Него поведение, чтобы, в конечном счёте, взять его на Своё служение.
Поэтому в Пс.118,91 и сказано: «По определениям Твоим всё стоит доныне, ибо всё служит Тебе».
А теперь посмотрим: почему Бог испытывает?
Мы можем сказать, что цель прославления Бога является причиной того, почему Он испытывает Свои творения. Испытание заключается в том, чтобы Его творения приняли решение: стать на сторону Бога или противостоять Ему. Это значит, что Бог желает на добровольной основе получить от Своих творений служение, славу и молитву.
И это может осуществиться лишь в том случае, если на основании испытания будет создано условие для принятия решения: за или против Бога. Божия мысль, в отношении и в связи со Святилищем, имеет в своём намерении испытание с целью прославить Себя, с целью получения добровольного решения и добровольного послушания.
Личность Иисуса Христа была для Бога настолько ценной, что Его послушание уравновесило всё непослушание, в том числе и непослушание ангелов. Можно даже сказать, что на этом основании прославление Бога стало ещё больше, как если бы не произошло падения ангелов.
Естественно, что посредством испытания творения Бог имеет также намерение, раз и навсегда искоренить и уничтожить грех, чтобы в вечности исключить возможность вторжения греха в Его творение. В Пс.10,5 ясно сказано, что Бог испытывает праведного: «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его».
А в стихе 4 этого Псалма читаем об этом намерении Бога по отношению ко всем людям мира сего: «Господь во святом храме Своём, Господь, — престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его (веки) испытывают сынов человеческих».
Следовательно, Бог испытывает преимущественно с той целью, чтобы прославиться через послушание Своих творений. А с другой стороны, Он хочет также открыть злое, открыть решение против Бога, чтобы разоблачить отвратительность и мерзость греха, чтобы навсегда изгнать его из Своего творения. Это – Божии мысли, Его принцип в связи со Святилищем.
Псалом 73 находится в третьей книге Псалмов. Если кто-то из вас до сих пор не знал, что Псалмы подразделяются на пять книг, тот должен это учесть в дальнейшем. Поэтому Святое Писание насчитывает всего 70 книг, а не 66. Число 70 означает завершение. Святое Писание является завершённым произведением Бога!
С учётом параллельного создания пяти книг Моисея и пяти книг Псалмов не удивительно, что третья книга Псалмов говорит о Святилище, ибо и в третьей книге Моисея (в Левитах) речь идёт о жертве и Божией святости. Третья книга Псалмов начинается в Пс.72,1 словами: «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!».
Здесь Святой Дух сообщает нам основной принцип, что только Бог является добрым (благим), что только Он является масштабом ориентировки. Это тоже является тем пунктом, куда ведёт испытание: чтобы признать Бога, как единственно доброго.
В проповеди «Благодать на благодать» я противопоставил доброту Бога с благодатью и поставил вопрос: что из них первично и что вторично? Затем, я там объяснил, что Бог является Сам по Себе добротой. Это – Его сущность! Он делает только добро, а всё злое Ему чуждо.
Этой Своей добротой Он наделяет людей, приходящих к Иисусу с покаянием, бесплатно через благодать. Об этой доброте Своего Отца Иисус говорит в Мрк.10,18: «Иисус сказал ему: что ты называешь Меня добрым (благим)? Никто не добр (благ), как только один Бог».
А богатому человеку, которого мы после его смерти находим в аду на стороне погибших, сказано в Лук.16,25: «Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».
В своей жизни этот богач получил уже своё доброе, но зато принял решение против Бога. Смысл своей жизни он искал на земле. На основании этого он имел своё доброе на земле. А Бога, как своё добро, отверг. Божии мысли в связи со Святилищем нацелены на Его прославление через испытание.
В соответствии с этим, первостепенное намерение Бога в связи с Жертвой Христа, является тоже прославлением Бога. Об этом мы читаем в Еф.5,2: «и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное».
Согласно книге Левит, первая жертва, жертва всесожжения, в которой мы видим Жертву Господа Иисуса на кресте, предназначена в первую очередь Богу «в благоухание приятное». Хотя в Пс.73 в первую очередь описывается разрушение земного Святилища, но автор этого Псалма указывает на восстановление земного святилища, на восстановление Израиля, на событие восстановления Божией славы на небесах.
Следовательно, дело Иисуса на Голгофе служит, прежде всего, для прославления Бога, во-вторых, для спасения людей, а в-третьих – для победы над сатаной, не разделяя при этом эти три фактора. Поэтому мы постоянно должны держать в поле зрения намерение Бога. Он желает испытывать людей, и для этого Он имеет право, и на этом основании Он желает Себя прославить. Эти мысли находятся у Бога на переднем плане!
Некоторые верующие, в том числе и проповедники, ломают голову над тем: праведен ли Бог, если люди в некоторых частях света, никогда ещё не слышавшие Евангелие, навеки погибнут. Но это не Божии мысли! Поэтому ещё раз скажу вам на этом месте, что именно на основании Своей праведности Бог не даст погибнуть ни одному человеку, которого Он на основании Рим.8,29 предузнал до основания мира.
Он не даст погибнуть тому, кто во время благодати придёт к Иисусу с покаянием: «Ибо кого Он (Бог) предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями».
Только в прошлое воскресение (03.02.13) мы получили в нашем собрании от одного миссионера такую информацию, что численность населения на земле составляет сейчас 7 миллиардов человек, из которых 2 миллиарда не имеют печатаное Слово Божие!!!
Поэтому призываю всех сомневающихся в праведности Бога: молитесь за то, чтобы из этих 2 миллиардов людей Бог скорей спас тех, которых Он предузнал до основания мира. А Бог знает, как довести до них Своё Евангелие! Можете в этом не сомневаться.
Повторяю, что мысли Бога вращаются вокруг вопроса Своего прославления. И Он не может иначе, потому что, в противном случае, Он не был бы Богом. А мы должны этот факт постоянно держать перед нашими глазами.
Бог прославился через Своего Сына. Поэтому, на основании прославления Бога, Иисус является испытанным, драгоценным камнем согласно Ис.28,16: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый: верующий в него не постыдится».
Мы можем также сказать, что прославление Бога вытекает из испытания Господа Иисуса. Всю Свою жизнь в плоти на земле Иисус находился в испытании. При этом напоминаю вам о Его испытаниях сатаной в синоптических Евангелиях, о Его испытании в Гефсиманском саду, где Он проявил послушание до смерти на кресте.
Испытание на Голгофском кресте является вершиной Божиего прославления. Но Христос является также «испытанным камнем», как пишет Исаия, потому что через личность Иисуса каждый человек должен быть испытан, примет ли он Жертву Иисуса или нет. Кто Христа примет, тот будет спасён, тот в определённой мере сдал экзамен, то есть выдержал испытательную пробу.
Кто Христа не примет, то погибнет, а следовательно, и не выдержал испытание, потому что он отверг Жертву Христа. С точки зрения спасения человеческих душ Бог вложил испытание людей в личность Христа: принять Его или не принимать. Потому что, в конечном счёте, спасение зависит от личности Христа, но не от дел людей.
Особенно во время благодати, спасение людей осуществляется по благодати в связи с верой во Христа (Еф.2,8-9). Но и в других домостроительствах суть искупления находится в личности Христа. Хотя Бог дал в законе известный порядок, который следовало соблюдать, но уже в книге Иова мы читаем в гл.19,25 «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию».
Следовательно, Бог уже в других домостроительствах дал возможность людям, которые Его искали, кое-что охватить о Христе, и, таким образом, полностью склониться на сторону Бога, чтобы Он мог их связать со Христом.
Святой Дух называет таких людей «духами праведников, достигших совершенства», потому что они были завершены только после приношения Богом Жертвы Иисуса. До этого они стояли перед Богом ещё без Жертвы Христа.
Об этом читаем в Евр.12,23 «ко всеобщему Собранию (торжествующему собору) и собранию первенцев, написанных на небесах, и к Богу, Судии всех, и к духам праведников, достигших совершенства».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.