Созидать, ободрять, увещевать, часть вторая
М
Созидать, ободрять, увещевать». Сегодня вторая, заключительная часть. В первой части мы закончили на том, что созидание каждого отдельного дитяти Божиего совершается в соответствии со Словом Божиим.
Мы в этом нуждаемся! Без созидания не бывает и твёрдости спасённых по вере. Однако на практике возможности этого созидания у разных верующих очень различны.Чаще всего это созидание основано на разъяснении и растолковывании Слова Божиего. Для нас этот вопрос стоит, конечно, на первом месте. Поэтому необходимо, чтобы Слово Божие мы говорили ясно, чтобы в высказываниях Писания мы вникали в самую глубину.
Чтобы и мы сами позволили связывать себя с этими глубинами Слова Божиего. Это мы должны хотеть. В противном случае мы не достигнем этих глубин. Ведь Господь Иисус сказал в Мтф.7,7: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».
Пока мы ещё недостаточно глубоко укоренены в Слове Божием, то для нас остаётся опасность в нашем хождении за Господом Иисусом. Потому что время перед пришествием Иисуса, в котором мы живём, очень злое. Об этом я должен вас предупредить.
*Слово «ободрение» и «ободрять» встречается в Писании, как мы выше отметили, 5 раз, что указывает на благодать. Поскольку этих мест немного, то я их назову: Рим.15,4.5; Флп.2,1; 2Кор.2,7 и Евр.10,25.
Я думаю, вы заметили, что в Ветхом Завете мы не встречаем ни одного места в отношении слова «ободрение». Это говорит о том, что Господь Иисус осуществляет ободрение только в Новом Завете по отношению к детям Божиим, а, следовательно, по благодати.
Характерным местом Писания, которое в отношении «ободрения» верующих указывает на время благодати и на скорое пришествие Иисуса за Своей Церковью, о чём в Ветхом Завете и речи не могло быть, мы можем назвать Послание Евреям.
Читаю из Послания Евреям 10,25: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем ободрять (увещевать) друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного».
Господь Иисус ободряет Своих искупленных через Святого Духа, потому что в земной жизни они часто проходят через многие глубины страданий. Именно поэтому мы нуждаемся в ободрении, которое можем черпать только из Слова Божиего.
Но кое-кто из вас правомерно может спросить: неужели Бог не проявлял в Ветхом Завете по отношению к Израилю даже искорки ободрения и только наказывал его? Вы правы! Об Иисусе мы читаем в Евр.13,8: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».
Следовательно, Он в Ветхом Завете был Тот же. Только там Он открывался Своему народу Израилю под именем Иегова. На тему «Иегова, имя откровения Иисуса в Ветхом Завете» имеется на нашем сайте проповедь. А в Евангелии от Иоанна Иисус говорит в Ин.14,16-17: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины».
Поскольку Иисус должен был вернуться на небеса к Отцу, то мы можем также сказать: «Я умолю Отца, и даст вам вместо Меня другого Утешителя…». Это говорит о том, что Господь Иисус, как и Святой Дух, является тоже Утешителем.
Но прежде чем в нашем исследовании мы пойдём дальше, я должен заметить, что слова «ободрение» и «утешение» родственны и почти идентичны. Ободрять и утешать имеют в своём намерении одну и ту же положительную цель.
А теперь обращаю ваше внимание на тот факт, что нашим главным Утешителем является наш небесный Отец, как читаем во 2Кор.1,3-4: «Прославлен (Благословен) Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения,
4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!».
Это такое мощное высказывание Библии, что по важности его содержания, навряд ли можно найти ещё другое такое место в Библии. А именно такое сообщение, из которого мы познаём о черте сущности нашего небесного Отца и Господа Иисуса, которая вызывает в наших сердцах великую радость, уверенность и мир.
Потому что из этого текста мы познаём о том, что наш небесный Отец является Отцом милосердия и Богом утешения. Нет! Не просто Богом утешения, а «Богом всякого утешения!». Может ли для нас быть ещё большее утешение, как познание того факта, что наш небесный Отец постоянно проявляет к нам милосердие и утешает нас во всех трудных ситуациях жизни? Какого всё же Бога мы имеем!!!
А теперь, ко всеобщей радости, я сообщаю вам, что вместо слова «ободрение» или «ободрять», мы в Ветхом Завете всюду встречаем слово «утешение», «утешать» или «утешайте», которое имеет тот же смысл что и ободрять.
Хотя Израиль проявил по отношению к своему Иегове (к Иисусу) полное недоверие, непослушание и постоянно пребывал в идолопоклонстве, так что Господь Иисус четыре раза намеревался полностью истребить Свой народ в пустыне.
Но Он оставался, и до сегодняшнего дня остался верен Своим обетованиям, поэтому Он проявляет к Своему народу милосердие и долготерпение. Он создал Себе этот народ, любит его, долготерпит его, поэтому часто обращается к Израилю с задушевными словами утешения.
Обратимся по этому поводу к пророку Исаии и прочтём там несколько мест и убедимся, что Свой народ Израиль Господь Иисус любит и утешает, как и Свою Церковь:
Ис.12,1: «И скажешь (Израиль) в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня».
Ис.40,1: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш».
Ис.49,13: «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих».
Ис.51,3: «Так, Господь утешит Сион (в 1000 летнем Царстве), утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нём, славословие и песнопение».
Ис.52,9: «Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим».
Ис.66,13: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме».
Повторяю, поскольку в нашей земной жизни мы в плоти часто проходим глубины испытаний и страданий, то мы нуждаемся в утешениях небесного Отца, Его Сына и Святого Духа. Эти три личности святого Триединства постоянно окружают нас Своей заботой, любовью, ободряют и утешают нас.
Мы не можем постоянно заниматься только негативными вещами и вопросами. Так дело не пойдёт. Поэтому утешение Бога должно представлять собой своего рода мост для преодоления глубин в нашей жизни веры.
Вернёмся ещё раз к Посланию Рим.15гл, где во второй половине стиха 4 мы имеем сильное ободрение: «…чтобы мы терпением и утешением (ободрением) из Писаний сохраняли надежду».
Мы с вами знаем, что в слове «Писание» имеется ввиду Ветхий Завет, ибо в то время, когда апостол Павел писал эти слова в Послании Римлянам, Нового Завета ещё не было. Во всяком случае, он ещё не был завершён.
Этот же факт подтверждает и первая половина этого стиха: «А всё, что писано было прежде, написано нам в наставление…». Всё ясно. Надежда, о которой здесь говорится, указывает на пришествие Господа Иисуса.
Именно здесь следует сказать, что какие-нибудь определённости (точности) для нашего понятия в отношении Его первого пришествия, в Ветхом Завете отсутствуют. И, тем не менее, они всё же имелись.
Ибо, в противном случае, они, верующие древнего собрания, не могли бы жить таким образом из Писаний. То, о чём мы имеем более менее ясное представление, мы видим во втором пришествии Иисуса для суда.
Но «наша надежда», о которой Павел в Рим.15,4 пишет, происходит уже во время благодати. Именно это, то есть свою надежду, верующие того времени должны были искать в Писаниях Ветхого Завета.
Это очень интересно, как Бог верующим того времени шёл навстречу. Но это обстоятельство является также объяснением тому, о чём мы читаем в Мтф.27,51-53, что тела усопших, при воскресении Иисуса выходили из гробов:
«И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; 52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим».
«Явились многим», но не всем. Кому именно? Он явились тем, которые были уже спасены, и тем, которые должны быть спасены, чтобы они имели надежду пришествия Иисуса и были бы принятыми в небесную славу. Также очень важно, что и Павел говорит в 1Кор.15,51 о тайне, которая тоже указывает на этот факт: «Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся».
И если он приоткрывает эту тайну пришествия Иисуса и восхищения Церкви, то до этого об этой тайне не могло быть и речи.
Но, тем не менее, Святой Дух давал в то время необходимое назидание и необходимое ободрение для надежды, в которой они нуждались. И даже через эту надежду, которую верующие в древнем собрании черпали в ветхозаветных Писаниях, Господь Иисус благословлял их, хотя для нас эта надежда в ветхозаветных Писаниях довольно незнакома.
Те же самые или подобные мысли мы находим в 1Фес.4,13. В этом месте упоминается надежда, и согласно ст.18 мы должны утешать или ободрять друг друга сими словами. Читаю: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. 14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним».
И ст.18: «Итак, утешайте друг друга сими словами».
Следовательно, пришествие Иисуса является делом ободрения друг друга. Ободрение выражается таким образом: если кто-нибудь из верующих, находясь в испытании, находится в очень низком духовном состоянии, который, как немцы говорят, «лежит на земле», а мы помогаем ему обратить свой взор на Слово Божие, чтобы сила Божиего Слова могла через веру его укрепить. Это является ободрением.
Но и те верующие, которые не «лежат на земле», получают через ободрение новое оснащение силой Слова Божиего, в которой мы ежедневно нуждаемся. Поэтому мы устраиваем для себя каждое утро тихое время, чтобы войти в тесный контакт с Господом Иисусом. Иначе дело не пойдёт. И если мы этого не будем делать, тогда начнём шататься как пьяные, чего Иисус не желает.
Я надеюсь, что и все мы этого не желаем. Самое лучшее средство для нашего ободрения заключается в том, чтобы мы ежедневно много занимались Словом Божиим. Ибо то, что мы там воспримем, никто не может у нас отнять. Почему? Потому что духовное богатство Слова Божиего мы воспринимаем в себя.
Даже если мы эти сообщения Слова Божиего и не сможем выучить наизусть, но будем постоянно воспринимать в себя, то это даст нам чудовищную внутреннюю стойкость. Мы все в этом нуждаемся. Поэтому мы отключаем радио, телефон и устраиваем тихое время для общения с Иисусом.
В тихое время мы нуждаемся в тишине. Кто ежедневно много занимается Словом Божиим, тот постоянно получает и новое ободрение, в котором мы все нуждаемся для преодоления всевозможных противодействий.
И в Евр.3,13 Святой дух дал нам прекрасное слово ободрения: «Но ободряйте (наставляйте) друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом».
Характерная особенность этого стиха заключается в том, что за это ободрение мы сами несём ответственность: мы сами должны каждый день ободрять друг друга! Точно так, как согласно Еф.4,16 для созидания самого себя в любви, все члены тела Иисуса должны этому содействовать:
«из Которого всё тело (Иисуса), составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».
Как бы велика благодать общения между детьми Божиими ни была, но каждое отдельное дитя Божие, тем не менее, автономно стоит перед Господом Иисусом. Поэтому мы должны практиковать внутреннее общение со Словом Божиим, которое является для нас эликсиром, в котором мы нуждаемся, чтобы получить через него необходимое ободрение.
Но мы должны посредством ободрения и другим верующим помогать на пути веры. При этом мы должны особенно помогать таким, которые в духе уже «лежат на земле», или находятся в опасности познакомиться с этим положением.
Но при этом нам следует быть осторожными, потому что есть такие верующие, которые требуют, чтобы их постоянно ободряли. Такое явление часто бывает от сатаны. Все верующие имеют Слово Божие, чтобы позволить Святому Духу ободрять себя через Него.
Поэтому у нас возникает теперь такой вопрос: как выглядит ваше общение со Словом Божиим? Черпаете ли вы вашу ежедневную силу из Слова Божиего? Или вы слишком ленивы, чтобы учреждать для себя это тихое время?
Если да, то не удивляйтесь, если однажды вы будете ходить по этой земле с синим носом, потому что в духе вы упали на нос. Ибо такие дети Божии, которые не позволяют себя ободрять через Слово Божие, получат и от других верующих лишь кратковременную помощь. На этом завершим рассмотрение слова «утешение».
А теперь мы переходим к третьему пункту, то есть к увещеванию. Уже в древнем собрании Святой Дух дал доверенных братьев, как увещевателей. Уже тогда было запрещено, чтобы каждый мог увещевать другого.
Особенно сёстры не должны были увещевать братьев, потому что согласно 1Тим.2,12 сёстры слишком быстро падают в грех: «а учить женщинам (жене) не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии».
Это очень важно. Следовательно, в соответствии с Рим.12,6-7 увещевание относится к дарам благодати. А в ст.8 затем читаем: Если ты «увещатель ли, увещевай;..». Даже Тимофей был увещателем. А поскольку дело увещевания является чрезвычайно важным вопросом, то апостол Павел призывает его в 1Тим.4,13: «Доколе не приду, занимайся чтением, увещеванием, учением».
А в ст.12 этой же главы читаем: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте».
На основании выражения «Никто да не пренебрегает юностью твоею…» можно сделать заключение, что некоторым пожилым братьям того собрания не понравилось, что Тимофей увещевает их, поэтому могли возникнуть внутренние трения.
Поэтому мы не удивляемся, что этот, в то время ещё молодой Тимофей, в вопросе увещевания в какой-то мере в собрании даже скомпрометировался. У него горело два огня. Один огонь мы видим в том, что Тимофей был призван Павлом увещевать в собрании.
А там были и довольно пожилые верующие, которые говорили: «прекрати со своими увещеваниями, ты должен сначала сам возмужать». Естественно, что при этом возникают проблемы.
Но в древнем собрании увещевания имели в своём применении многостороннее значение. Приведу сейчас несколько выражений, из которых вы увидите и будете поражены, в отношении чего Святой Дух увещевает верующих.
Он увещевал в том, чтобы они с твёрдым решением сердца пребывали с Господом. Чтобы они пребывали в вере, чтобы они могли представить тела свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу.
Чтобы они были братолюбивыми друг ко другу, были единомысленны между собою. Как они должны были следовать за Иисусом, как им следовало бороться за веру и т.д. Ведь эти увещевания не напрасно написаны для нас в Библии. На основании этого мы видим, как наш Господь Иисус оценивает увещевание Своих искупленных: как в древнем собрании, так и сегодня для нас.
Множество увещеваний были необходимы, чтобы верующих в древнем собрании привести к единой линии, потому что Нового Завета ещё не было. Увещевание может предупредительно хранить от согрешений.
Предупреждение очень ценно в отношении увещевания. Если кто-то имеет сад, и в этом саду выкопал яму. То он своего маленького сына предупреждает: в течение следующей недели не ходи в сад, чтобы не упасть в эту яму.
Таким образом, сын получил увещевание. Он должен, конечно, смотреть и, не смотря ни на что, он всё же может упасть в яму. После того, как сын упадёт в яму, никакое увещевание уже не поможет, ибо он будет лежать в этой яме.
Кто из верующих лежал в такой яме, тот не имеет больше отношения с увещеванием. Я думаю, что вы все это чувствуете. Поэтому в Новом Завете мы имеем дело с множеством увещеваний.
Но из такой ситуации я могу дать вам необходимую корректуру курса. Эта корректура является во всех направлениях желаемым Господом даром благословения. Опасно и нечестиво будет лишь тогда, если верующие не позволяют себя больше увещевать.
Будь это созидание, или ободрение (утешение), или увещевание – всё это вместе взятое означает одним словом: «наставление». Единый Бог наставляет всех нас в этих трёх пунктах.
В Прт.9,8-9 читаем: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; 9 дай наставление мудрому, и он будет ещё мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание».
Но если один из рассмотренных трёх пунктов мы отклоним, то будем иметь дефицит в познании Бога и Его Слова. Именно поэтому мы должны позволить себя созидать, ободрять и увещевать, как нам это Святое Писание предлагает. Ибо «Обучение мудрого — источник жизни,..» (Прт.13,15).
Наш верный Господь Иисус желает всем нам дать всё необходимое, чтобы мы были исполнены всеми Его наставлениями. Ибо при духовном восприятии эти наставления будут и для нас источником жизни.
И как мы могли бы при снисхождении на нашу плоть эти ценные увещевания считать ничтожными, которые Господь Иисус, как мы слышали, так сильно ставит на передний план? Аминь.