Божия любовь
Тема: Божия любовь в Писании бесконечно велика. Но мы рассмотрим сегодня в Слове Божием из этой великой темы лишь определённый отрезок. За главный текст нашей темы возьмём текст из Евангелия от Мтф.3,17: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». При рассмотрении сегодняшней темы в узком смысле сконцентрируемся на выражении: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».
А в более широком смысле рассмотрим сегодня отношения Божией любви внутри Божества, то есть в Триединстве: в Отце, Сыне и Святом Духе. Мы можем сказать: в Божией семье! Рассмотрим немного эту любовь в Божией семье.
И если мы это Триединство назовём Божией семьёй, то мы, как дети Божии, не можем быть вне этой семьи, потому что тоже принадлежим к Божией семье. И именно этот факт является прекрасным в этой теме, потому что превосходит всякие материальные красоты на земле.
Часто бывает так, что при рассмотрении какой-нибудь темы в Писании, эта тема звучит довольно суховато: обычно необходимо собрать некоторые места из Библии. Но это не является уж такой напряжённой историей, как например взятие Иерихона.
Но когда соберём все необходимые места и сведения для такой темы, то для нас это становиться большим ободрением и радостью для наших сердец.
Для рассмотрения любви в Божией семье я приведу три места из Слова Божиего, в которых мы видим отношение этой Божией любви внутри Божией семьи, внутри Триединства.
Первое место Ин.3,35: «Отец любит Сына и все дал в руку Его».
Следующее место это Ин.14,31: «Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю…».
«Я люблю Отца» – это является ответом Сына на любовь Отца. Третьим местом нашей темы является 2Тим.1,7: «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия».
Как видите, здесь говорится о Святом Духе. Даже при поверхностном взгляде на эти три места Писания мы видим в них внутренние связи любви Божией. При этом хочу наперёд сказать, что Господь имеет Свою формулу счёта, которая гласит: 3=1 и 1=3!
У нас такая формула не соответствует математике, поэтому мы должны иначе мыслить. Это значит, что Отец, Сын и Святой Дух представляют одно целое! Поэтому Божию любовь внутри этого Божества мы не можем делить или разделять.
И, тем не менее 1=3, так в этом Триединстве налицо отношение Божией любви. Кстати 1 символизирует Бога – Триединство. Если мы говорим о Божией любви внутри Триединства, то должны ясно выразить о Божией любви одно.
Это то, что и доказано Словом Божиим. Божия любовь никогда не бывает эгоистичной, эгоцентричной и себялюбивой. Но она именно такая, как её описывает Святой Дух в 1Кор.13,5: «Божия любовь не ищет своего!».
Божия любовь, особенно Отца к Сыну, имеет огромный Божественный размер. Хотя эта любовь осуществляется на Божественном уровне, но для нас людей разрешено в духе заглядывать в эту любовь. И даже больше!
Всевозможное отношение или связь Божией любви внутри этого Триединства сообщены нам в Писании, так как нам дано, что мы можем в этой любви иметь участие. Рассмотрим эти три вышеупомянутые шаги любви, и прежде всего любовь Отца к Сыну.
Для этого мы имеем в Слове Божием три свидетельства, которые являются совершенно равноценными и единодушными. Первое место (Мтф 3,17) мы выше отметили, где речь идёт о крещении Иисуса в Иордане, при котором с неба прозвучал голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Уже здесь нам бросается в глаза, что этот голос направлен не к Иисусу. Это был голос, который не Иисус должен был слышать и понимать, а голос, который люди могли слышать. Бог, Отец Иисуса, открывает Своё любовное отношение к Своему Сыну собственными словами и удостоверяет их присутствующим там людям. Этот голос не говорит: «Ты, Сын Мой возлюбленный…, но «Сей есть Сын Мой»,
это указывает на тот факт, что сообщение направлено к присутствующим, для слушающих, которые были свидетелями этого события. Голос говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный…».
Поэтому совершенно ясно, что эти слова пришли не откуда-то, а являются личным свидетельством Небесного Отца о Сыне. Только Отец может сказать: «Сей есть Сын Мой…». Кто-то другой не может этого сказать. Следовательно, голос исходил из этого источника.
Отец не говорит просто: «Сей есть Сын Мой…», но добавляет что-то о Своих чувствах по отношению к Своему Сыну. Он говорит: «Это Мой возлюбленный Сын…».
А эта любовь Отца к Сыну связана с «благоволением» Бога!!! Ведь это так прекрасно! А мы являемся теми, которые до сегодняшнего дня стоят, слушают и размышляют: что же Отец здесь говорит? Это же грандиозно! А Он говорит это для того, чтобы мы, люди, это слышали.
Ту же цитату мы читаем ещё раз в Евангелии от Мтф.12,18. Но здесь Святой Дух цитирует это высказывание в пророке Исаии. Так что и в этом месте Исаия уже пророчествовал о пришествии Иисуса в главе 42,1: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд».
Так как сообщение в Евангелии от Мтф.12,18 это цитата из книги пророка Ис.42,1, то мы замечаем, что Бог уже заранее, уже в Ветхом Завете говорит через пророков о Своей любви к Сыну, и сообщает об этом людям.
Итак, Отец говорит о полноте Своей любви к Сыну прежде чем Он в плоти пришёл на землю. И не только в пророческом Ветхозаветном слове Бог сообщает нам об этом, но ещё и в большем, совершенно практическом примере приношения в Жертву Исаака.
В этом примере мы прообразно видим Божию любовь Отца к Сыну. В приношении Авраамом своего сына Исаака мы прообразно видим, с какой любовью по отношению к погибшим грешникам Небесный Отец имел желание принести Своего возлюбленного Сына в Жертву.
Из этого пророчества мы видим и понимаем как велико желание Небесного Отца, чтобы нам открыть эту любовь. В начале Он показывает нам образец этого, прежде чем придёт сам образец.
Но и внутри Божиего Единства Божия любовь является вечной любовью, о чём Господь Иисус нам свидетельствует и вводит нас в курс дела в Евангелии от Ин.17,24, где Он молится и говорит: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира».
Очень важное сообщение! Здесь Святой Дух открывает нам тайну, что отношение Отца к Сыну было основано на любви Отца к Сыну уже из вечности. И, что Сын этот факт тоже из вечности воспринял и познал.
А мы, малые люди, которые ни одно мгновение не можем смотреть в будущее, и живём лишь несколько десятилетий на земле.
Но как дети Божии, поражаясь, можем созерцать любовь Отца к Сыну задолго до сотворения мира, задолго до начала истории сотворения людей, задолго до начала времени!!! В доказательство этого факта мы имеем в Писании ещё и другие места, как Ин.15,9; 17,23+26; Кол.1,3 или Мрк.12,6.
Однако, мы пойдём дальше и скажем: ну а как выглядит этот вопрос в отношении любви Сына к Отцу? Как и чем отвечает Сын на эту любовь Отца? И здесь мы снова должны отвести взгляд от нас людей.
Потому что мы – люди, если мы кое-что в нашей жизни поняли о Божией любви, то лишь ничтожной долей процента воспринимаем и отвечаем на эту любовь. Совершенно иначе обстоит в этом вопросе у Сына, Который вечную, совершенную любовь Отца воспринял, понял и ответил на неё.
Об этом Иисус говорит в Евангелии от Ин.14,31: «Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю».Любовь Отца к Сыну отображается в том, что Сын любит Отца.
И менее всего словами, но более всего мы видим любовь Сына к Отцу в делах, о чём можно привести очень много мест Писания! А эти дела имеют две стороны. С одной стороны, что мы только что прочитали: Сын любит Отца и делает то, что Отец Ему заповедал, что является ответом на любовь Отца, является доказательством любви Сына к Отцу.
А вторая сторона этого вопроса, что тоже является доказательством любви Сына к Отцу, заключается в том, что Иисус открывает Божию любовь людям. Иисус является центральным пунктом откровения Божией любви по отношению к людям.
Во-первых, Иисус делает, что Отец Ему повелевал – это есть любовь Сына к Отцу. Иисус говорит в Евангелии от Ин.4,34: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его».
Одновременно мы находим в этом стихе и то, что Иисус творит Божию волю. Но Иисус также говорит: «если Я творю волю Бога, то это значит, что Я люблю Отца». Поэтому мы можем сказать: если Иисус делает то, что Отец Ему повелевает, то это является выражением любви Сына к Отцу.
И если Сын отвечает на любовь Отца тем, что исполняет Его волю, то для Сына это является одновременно пищей! Это значит, что Иисус насыщается в том, что делами отвечает на любовь Отца.
В этом мы видим общение любви и взаимосвязь в любви внутри Божества, то есть Триединства. Однако эта взаимосвязь существует не только на уровне Триединства, но Иисус включает и нас, детей Божиих, в эту связь. Он говорит в Евангелии от Ин.15,9: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей».
На основании этого стиха мы приходим к сильнейшему высказыванию Иисуса. Иисуса, Сына Божиего, Отец любит совершенной любовью! Это мы выше рассмотрели. А теперь Иисус говорит: эту любовь Я передаю один к одному дальше.
Ни тысячной доли процента сокращения! Как Отец Меня полюбил, так и Я вас люблю. Именно так следует понимать Евангелие Ин.15,9. Ещё одно подтверждение находим в Евангелии от Ин.17,26: «И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них».
Здесь Иисус говорит Отцу, но именно так, чтобы и мы это слышали. Иисус не ведёт никакого диалога с Отцом наедине на тему любви с Отцом, чтобы Он не включал нас, людей, в это общение. Иисус говорит: «И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них».
Таким образом, мы должны сказать: когда нам, людям, через Иисуса в полной мере открылась Божия любовь, то в этом действии Иисуса мы видим ни что иное, как Его любовь к Отцу. В этом действии Иисуса нашла своё выражение любовь Сына к Отцу.
Так как Божия любовь нам постоянно доступна, то мы каждый раз (т.е. постоянно), если мы как дети Божии ещё и ходим в любви Иисуса, тогда любовь Иисуса отражается в нас по отношению к Отцу, так как в таком случае делаем, что Отец сказал.
И тут мы видим, что отношения любви между Отцом и Сыном Иисус перенёс на нас один к одному. Он делает то, что угодно Отцу и этим самым выражает Ему Свою любовь. И если мы делаем, что Отцу угодно, то любим Отца в Иисусе.
Поэтому можем на этом месте сказать, что на следующий пункт мы получили почти полный ответ, но ради точности и полноты освещения этого вопроса продолжим его рассмотрение.
А именно: как Отец воспринимает, замечает (в смысле: различает или ощущает) любовь Сына? Если Отец щедро награждал Сына Своей любовью, поэтому и у Отца должно быть восприятие любви от Сына: Он должен эту любовь со стороны Сына воспринимать!!!
Я думаю, что наивысшее восприятие любви Сына к Отцу мы видим в том факте, когда Его Сын на кресте воскликнул: «свершилось». На Голгофском кресте Иисус в совершенстве всё исполнил, что Отец хотел.
Этим действием Сын отразил или ответил Отцу на всю Его любовь; и одновременно, как читаем в послании Еф.5,2: «и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное».
Тут мы замечаем, что событие происшедшее на Голгофе, является благоуханием приятным, абсолютной радостью, можем даже сказать – абсолютным наслаждением в небесной славе, так как из любви Сын принёс Себя в Жертву (ещё раз прочесть Еф.5,2). И здесь мы видим: Жертва Сына является Небесному Отцу «благоуханием приятным»,
Посредством этого действия Иисуса Отец воспринимает любовь Сына: если Иисус нас любит и ради этой любви жертвует Своей жизнью. Поэтому и здесь можем сказать: драгоценная слава заключена в Божией любви внутри Божества.
И когда она постоянно проявляется от Отца к Сыну и от Сына к Отцу, то дети Божии постоянно включены в эту любовь!!! Это является Божией любовью в Божией семье!!! Но чтобы это включение детей Божиих в Божию любовь получило Божию полноту, нужно в заключение рассмотреть последний пункт.
Он гласит: «Взаимосвязь Божией любви и Святого Духа, в Котором мы видим третью личность Триединства». Об этом читаем во 2Тим.1,7: «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия».
Из этого сообщения мы видим, что Святой Дух однозначно называется Духом любви. И это является для нас поразительным! А из послания Рим.5,5 мы знаем, что Святой Дух излит в наши сердца. Эта истина находится во взаимосвязи, что и Божия любовь излита в наши сердца.
Это значит, что при рождении свыше, при спасении человека для жизни вечной, через Святого Духа изливается в человека Божия любовь в полной мере. Выше мы видели, что эту Божию любовь Господь Иисус передаёт или передал людям один к одному, то есть в полной мере.
А здесь (во 2Тим.1,7) Писание сообщает, что при рождении человека свыше Божия любовь ещё раз дополнительно в него изливается, чтобы Божия любовь присутствовала в полной мере. И это происходит независимо от того замечают, чувствуют, осознают люди это или нет. Это такое действие, которое Бог совершает над каждым кающимся в равной мере.
На примере этого дела мы замечаем, что мы снова вовлечены в любовь Святого Духа, и замечаем, что Святой Дух и Божия любовь неразделимо связаны! Их невозможно разделить! Они составляют одно целое и, как одно целое излиты в наши сердца.
Святой Дух служит не для Своего прославления, не становится в центр внимания, но как мы прочитали в книге пророка Иер.12,7: «Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его».
«Предметом» Божией любви является Иисус, Которого мы видим в этом стихе. Об этом Иисус сообщил уже в Евангелии от Ин.16,13: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».
«…ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит …» А затем читаем в Евангелии от Ин.16,14: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам». Это значит, что и Святой Дух – Дух любви не имеет другого намерения, как вовлечь нас в Божию любовь внутри Божией семьи.
Он нацеливает на центр Божией любви, на Иисуса. Итак, если стоим или находимся в общении со Святым Духом, то стоим также в общении Божией любви, что произошло при излиянии в нас Святого Духа, потому что оба даны нам в полной мере.
Поэтому Ап.Павел так далеко идёт, что говорит в послании Рим.15,30: «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу»,
Это очень интересное выражение: он просит братьев «любовью Духа». Так что мы видим, что Святой Дух не имел другого намерения, как открыть Божию любовь, поставить её в центр внимания и привести нас таким образом ближе к Сыну.
И каким образом Он это делает в детях Божиих? Кое-что можем об этом познать в послании Гал.5,22: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера».
Конечно, не мы можем собственными силами и умением приносить этот плод любви; мы не можем собственными усилиями Бога любить. И Сын Божий не делал этого. Он позволял Отцу любить Себя и отвечал тем же.
Но у нас это дошло до того, что Бог излил Свою любовь в наши сердца. Это значит, что у нас есть потенциал, чтобы отвечать тем же! В чём имеем этот потенциал? В том, что Святой Дух возбуждает в нас плод, который Он хочет приносить.
В первую очередь этим плодом является любовь. Знатоки Библии знают также в Ветхом Завете прообраз этого факта. Этот прообраз мы видим в Елиезере, который является прообразом Святого Духа. Елиезер имел задание найти Исааку невесту.
Точно так собирает Святой Дух нашему Господу Иисусу, возлюбленному Сыну здесь на земле невесту, в которой мы видим детей Божиих – Церковь Иисуса. И чтобы они имели подходящую форму для возлюбленного Сына, то Божия любовь изливается в них сразу же при рождении свыше здесь на земле.
Но, когда возлюбленная невеста, то есть дети Божии, будут представлены небесному жениху (это дело будущего) и навеки будут объединены с Иисусом в духовного Христа, то Божия любовь продолжит не существовавший раньше размер или масштаб любви.
Когда Жених будет объединён со Своей невестой. Это будет частью исполнения Божией любви не на земле, но на небесах внутри Божества, внутри Божией семьи. Дорогие слушатели, понимаем ли мы немного то, о чём царь Израиля Давид говорит в Пс.26,4:
«Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его».
Да положит наш Господь это желание равным образом, как и Давиду, на наши сердца: больше рассматривать и смотреть на Божию любовь здесь на земле не только между нами, но и внутри Божества, внутри Триединства.
И если мы будем её рассматривать внутри Божества, то мы так или иначе всегда в неё вовлечены. Бог ничего не делает без своих искупленных. Бог не практикуется в Своей любви только внутри Божества без детей Божиих. Он постоянно даёт нам возможность принимать в Его любви участие.
Этим самым Господь Иисус желает обрадовать и ободрить наши сердца, что мы совершенно и полностью вовлечены в это славное отношение любви Божией внутри Божией семьи, внутри Триединства. Замечаем мы это или нет, это никакой роли не играет.
Но если мы это заметим, воспримем и тоже пожелаем «созерцать красоту любви Господней все дни нашей жизни» пока мы, наконец, будем объединены с нашим возлюбленным Господом.
Тогда и дальнейший великий размах Божией любви, о которой Небесный Жених жаждет и тоскует, исполнится! Тогда мы будем с Ним вечно наслаждаться этой Божественной, неомраченной, любовью! Аминь.