Смирение Иисуса, часть вторая
М
Иоанн знал, что это Иисус и знал, конечно, что Он является Сыном Божиим, поэтому он удерживал Иисуса, говоря, как читаем в Мтф.3,13-15: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. 14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? 15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его».
При завершении этого события крещения Иисуса Иоанн понял, почему Иисус должен был принять это крещение, хотя Ему не в чём было каяться. Читаю из Мтф.3,16-17: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и вот, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. 17 И вот, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».
Хотя Иисусу абсолютно не в чём было каяться, но Он смиряется и принимает от Иоанна это крещение покаяния, потому что это была воля Его Отца. При принятии этого крещения Бог помазал Своего Сына Святым Духом для выполнения сложного и чрезвычайно ответственного задания Отца.
После принятия Иисусом крещения, Бог продолжил испытание Своего Сына через диавола, как читаем в Мтф.4,1-11: «Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» и т.д.
И об этом искушении от диавола Иисус знал уже в вечности до прихода в плоти на землю. Но когда Он практически оказался в этой ситуации, то в смирении принял это искушение от Своего Отца, как необходимое испытание.
Прообразно мы это видим в вышеупомянутом отрезке из Пс.88,39-45: «Но ныне Ты (Бог) отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего; 40 пренебрёг завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его; 41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.
42 Расхищают его все проходящие путём; он сделался посмешищем у соседей своих. 43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его; 44 Ты обратил назад остриё меча его и не укрепил его на брани; 45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю».
Когда Иисус, приняв крещение, приступил к выполнению задания Отца, то Он постоянно находился в общении с Отцом через молитву, которую Он совершал обычно наедине и на горе, как читаем в Мтф.14,23: «И, отпустив народ (после насыщения 5000), Он взошёл на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один»,
и в Евангелии от Лук.6,12: «В те дни взошёл Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. 13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами».
Из этого сообщения видно, что при каждом принятии ответственного решения, Иисус обговаривает эти вопросы в молитве наедине с Отцом. И в Ин.6,15 после насыщения 5000 читаем о том, как Иисус, зная намерение иудеев, уходит от них на гору один: «Тогда люди, видевшие чудо, сотворённое Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. 15 Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царём, опять удалился на гору один».
Когда же приближались дни взятия Иисуса от мира, Он восхотел идти в Иерусалим. И тут произошло то, о чём мы читаем в Лук.9,57-58: «Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл. 58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову».
Это говорит Господь Иисус о Себе. Это говорит о том, что как при Его рождении, при Его пришествии ребёнком в этот мир, так и при завершении задания Отца, Он не имел среди людей места в этом грешном мире.
В этом мы видим глубокое смирение Иисуса – Творца мира сего! О Своём смирении Господь Иисус говорит лично в знакомом нам месте Писания из Мтф.11,28-29: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим».
«Я кроток и смирен сердцем», поэтому «научитесь от Меня».
Это Господь Иисус мог сказать о Себе. О Своих учениках, как и о нас, Он говорит, что мы, дети Божии, должны вести себя так, как читаем в Мтф.20,26-28: «но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (унизится и проявит смирение); 27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; 28 так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».
Хотя в этом тексте мы не находим слово «смирение» в отношении Иисуса, но цель Его пришествия в плоти в этот мир, «чтобы послужить» погибшим людям, говорит о Его глубочайшем смирении перед людьми.
Поэтому я хочу в этом месте заметить, что слово «смирение», которое переводчики русской Библии перевели словом «смиренномудрие», встречается в Новом Завете 7 раз, что означает Божие совершенство. И я думаю, что никто из вас не сомневался в том, что в смирении Иисуса мы видим Его совершенную черту Божественной сущности.
Поэтому наш Господь Иисус желает, чтобы и мы, все дети Божии, научились у Него этому смирению. Смирение является исцеляющим средством милости нашего Господа Иисуса по отношению к детям Божиим. Ниже мы ещё вернёмся к этому вопросу.
Производные от слова «смирение» встречаются в Библии 41 раз, что означает подъём. Поэтому мы можем сделать заключение, что этот подъём, этот рост в смирении ведёт в Новом Завете к росту познания Божиего Сына, Иисуса Христа. Это является Божиим намерением в вопросе спасения погибших грешников через Своего Сына Иисуса Христа.
А слово «смирение» и его производные встречаются в Библии 52 раза, что означает «завершать». А выше я уже отметил, что Иисус является концом или «завершением» всех смирений после того, как Он смирился за нас всех на Голгофском кресте. Его смирение, которым Он не пренебрёг, принесло нам жизнь вечную!
Но что стало бы с нами, если бы Господь Иисус не вынес эти испытания? Поэтому очень важно, чтобы мы были готовы нести допущенные Господом в нашей жизни испытания, для получения смирения, чтобы стать более похожими на нашего Искупителя и Спасителя Иисуса Христа.
Поэтому поразмыслим теперь немного о самой сущности смирения. Прежде всего, следует отметить, что противоположность «смирению» является «высокомерие». Высокомерный человек мнит о себе больше, чем он в действительности есть.
Но смирение не является, тем не менее, самоумалением, не является стремлением стать ниже, чем человек в действительности есть. Но для детей Божиих, принадлежащих Иисусу, смирение – это последовательное свидетельство в их собственной незначительности.
Смирение является определённым видом откровенности, является пребыванием в истине. Кто не видит и не признаёт свою незначительность, тому Бог не может стать всем: «…Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1Пет.5,5 и Иак.4,6).
А также в Ис.57,15: «Ибо так говорит Высокий и Превознесённый, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушёнными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушённых». Хорошо и метко здесь сказано!
Откровенным Бог даёт успех, как читаем в 1Пар.29,14.17: «Ибо кто я и кто народ мой (говорит Давид), что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя всё, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе».
Ст.17 «Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь откровенность (чистосердечие); я от откровенного (чистого) сердца моего пожертвовал всё сие, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостью жертвует Тебе». (Также 3Цар.9,4).
Грехом Лаодикии в Отк.3,17 было не её бедность, а прежде всего её высокомерие и её самообман (самообольщение) в том, что она считала себя богатой.
Существует также ложное смирение. Это такое смирение людей, которые внешне или перед Богом хотя и смиряются, но желают этим только показать, насколько они смиренны. В принципе – это завуалированное высокомерие для удовлетворения собственной плоти, как читаем в Кол.2,23: «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении и в смирении (смиренномудрии) и изнурении тела, и служит не для славы, а для удовлетворения (насыщении) плоти».
Смирение, то есть жизнь в истине и правдивости, проявляется в четырёх направлениях:
1) Смирение перед Богом. Выразительно сообщает нам об этом Святой Дух у пророка:
Мих.6,8: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и в смирении (смиренномудренно) ходить пред Богом твоим»,
а также 1Пет.5,6: «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время» (а также Иак.4,10).
Это значит, что верующий должен занять то положение, которое он в действительности перед Богом имеет, как апостол Павел сказал о себе в Рим.7,18-19: «Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. 19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».
Признание своих грехов перед Богом в общем никого не затрудняет, в то время как перед людьми человек стремится защитить свою позицию, свою славу. Поэтому к смирению перед Богом относится:
2) смирение перед братьями и сёстрами в собрании. Это значит: не заявлять высокомерно о своей незначительности, но скромно принимать каждое суждение, если тебя рассматривают как «ничто» или как «ничтожество». На основании смирения мы должны другого считать выше себя, как читаем в Флп.2,3: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смирению (смиренномудрию) почитайте один другого высшим себя».
Это пребывание в истине, это «хождение во свете, как Он во свете», является предпосылкой для истинного общения между верующими. Читаю из 1Ин.1,6-8: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине; 7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. 8 Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас».
Поэтому мы должны препоясать наши чресла истиной (Еф.6,14 и Флп.4,8) и стремиться к смирению (Соф.2,3; 1Пет.5,5 и Кол.3,12)
Еф.6,14: «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облёкшись в броню праведности».
Соф.2,3: «Ищите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; ищите правду, ищите смирение (смиренномудрие); может быть, вы укроетесь в день гнева Господня».
1Пет.5,5: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смирением (смиренномудрием), потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».
Конечно, призыв «другого почитать выше себя» остаётся в силе и по отношению к другим собраниям и другим христианам.
3) Наше смирение остаётся в силе также по отношению к нашим ближним, к людям мира сего. Истина является плодом духа, как читаем в Еф.5,9: «потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
И только тогда, когда мы откровенны, и не щадим себя, и не стремимся украшать то, что у нас не в порядке, то наше свидетельство перед миром приобретает правдоподобность или достоинство веры.
Серьёзность этого вопроса найдёт среди окружающих нас людей признание, если мы не будем перед ними прикрываться набожными формулами, но вместе со всеми станем под Божий суд. Тогда эти люди приобретут доверие ко Христу.
4) Мы должны также быть смиренными и откровенными по отношению к себе. Бог является истинным (Отк.6,10), поэтому мы, как Божии дети, должны отказываться от лжи любой формы (Еф.4,25). В этом содержится ключ мудрости (Прт.11,2). Привожу эти три места Писания:
Отк.6,10: «И возопили они (мученики) громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?».
Еф.4,25: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу».
Прт.11,2: «Придёт гордость, придёт и посрамление; но со смиренными – мудрость».
Мужество и власть или полномочие для смирения мы получаем на основании искупления, которое Господь Иисус совершил на Голгофском кресте. Там у креста кающиеся люди отказываются от всех присваиваемых величин и от всего самопрославления:
Рим.3,23: «потому что все согрешили и лишены славы Божией».
А также ст.27: «Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры».
Гал.6,14: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира».
Только у Того, Который «смирен сердцем» (Мтф.11,29), можно научиться любить крест и быть отвергнутым (Флп.3,10.18) и говорить: «и я ещё больше уничижусь, и сделаюсь ещё ничтожнее в глазах моих…» (2Цар.6,22), то есть сделаться таким ничтожным, какими мы в самом деле являемся. Там мы научимся благодарить Бога за этот крест: «Благо мне, что я был смирён, дабы научиться уставам Твоим».
«Знаю, Господи, что суды Твои праведны и Ты смирил меня в Твоей верности» (Пс.118,71.75).
Там у креста мы также поймём, что мы жили без смирения, показной святостью, как читаем в ст.67 этого же Псалма: «Прежде смирения моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню».
Там у креста мы также научимся, что все присвоенные до этого величины, являлись только видимостью: «Ты даёшь мне щит спасения Твоего, и милость Твоя возвеличивает меня» (2Цар.22,36).
Христиане должны больше стремиться к тому, чтобы о них лучше или предпочтительней говорили истину, чем доброе: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп.4,8).
1Ин.5,20: «Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.