Познания и любовь, часть четвёртая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Познание и любовь». Сегодня четвёртая, заключительная часть. В конце третьей части я сообщил вам, что на этом закончим размышление о познании и перейдём к размышлению о Божией любви. Что может Бог предпринять со Своим падшим венцом Творения? В этом вопросе проблемой или помехой Бога являются две черты Его сущности: святость и праведность. Святость препятствует Ему тем, что Он не может даже смотреть на грех. Поэтому Он должен убрать из Своего окружения всё греховное.
А Его праведность требует, чтобы всё злое было осуждено и удалено из Его окружения. В этом вопросе Бог ничего не заметает под ковёр, и не проявляет никакого снисхождения. Ибо, в противном случае, Бог перестал бы быть праведным и добрым, а злое навечно разрушило бы Его вселенную.
Бог не может изменить Свою сущность. Он постоянно остаётся Одним и Тем же (Евр.13,8). В различных эпохах Бог обращается с людьми по-разному, но сущность Его не изменяется.
Бог добр и праведен. Бог свободен лишь тогда, когда Он действует в соответствии со Своей сущностью. К примеру, мы это видим в том, что Он не может лгать, как читаем в послании Тит.1,2: «в надежде вечной жизни, которую Бог, Который лгать не может, обещал прежде вековых времён».
А также в послании Евр.6,18: «дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твёрдое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду».
Богу невозможно противоречить Своей сущности в тех вещах, которые Он делает.
На этом основании наша судьба была бы навеки решена, и наше будущее выглядело бы чрезвычайно мрачно. Все люди были бы лишены возможности спастись для жизни вечной, если бы Бог не имел ещё одну, главную черту Своей сущности. Бог есть любовь.
Читаю 1Ин.4,16: «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём».
«Бог есть любовь» – это является главной чертой Его сущности, о которой очень часто проповедуют в собраниях. Но я уверен, что при этом у слушателей могут быть возникнуть недоразумения. В настоящее время мы много читаем и слышим о безусловной и безоговорочной Божией любви.
То есть, о любви, которая не ставит никаких условий для погибших грешников. Именно это выражение может вызвать недоразумения. Естественно, что Бог любит людей, потому что они являются Его Творением. Но мудро ли, таким образом приобрести для Бога погибших грешников, чтобы не завести их в заблуждение?
Главным вопросом является то, Какого Бога мы показываем или представляем неверующим людям. Запомните, что сердцем Евангелия не является тот факт, что Бог нас любит! Если мы неверующим скажем, что Бог их любит, то должны возникнуть недоразумения.
Они будут думать, что мы, то есть все люди должны быть достойны любви, потому что Божию любовь мы приравниваем к тому, что мы лично о любви, собственно, понимаем. Люди будут думать, что Бог терпимый и никого не судит. При этом Он закрывает один глаз.
Мы должны любовь Бога объяснять по возможности более подробно и доходчиво. Любовь – это такое всеобщее, ничего не говорящее слово. Оно вообще стало в наше время бессодержательным, ничего не значащим словом. О каком виде любви мы, собственно, говорим? Что мы конкретно имеем под этим словом ввиду? А если точнее, какой вид Божией любви подходит для всех людей?
По этому поводу следует сказать, что мы должны различать спасающую и отцовскую любовь Бога!!! Запомните, пожалуйста, это предложение. Если мы подробно исследуем сообщения Слова Божиего, то придём к заключению, что одним из видов Божией любви является «агапэ-любовь». Я думаю, что многие из вас об этом уже слышали.
Но коротко объясню, что согласно представителя психотерапии Р.Мэю, агапэ представляет собой форму бескорыстной любви, связанной с беспокойством по поводу благополучия других людей. Её нельзя понимать как имеющую отношение к эксплуататорским наклонностям.
Но скорее следует говорить о том, что она находит своё выражение в непрекращающейся отзывчивости и постоянном беспокойстве по поводу других людей. Короче говоря, «агапэ-любовь» Бога является Его любовью ко всем людям. Этот факт мы видим в том, что Бог посылает дождь на праведных и неправедных,
как читаем в Евангелии от Мтф.5,45: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
«Агапэ» означает, что Бог проявляет милость ко всем погибшим грешникам и желает их спасти (1Тим.2,4) от Своего суда гнева, если они позволят себя спасти, как читаем во 2Пет.3,9: «Не медлит Господь исполнением обетования (Своим пришествием), как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».
Погибшие грешники характеризуются как Божии враги, поэтому Божия «агапэ-любовь» является любовью по отношению к Его врагам. Бог желает всем людям помочь. Но Он помогает им лишь тогда, если они приходят к Нему через Иисуса Христа, как читаем в Евангелии от Ин.14,6: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Тот, кто не во Христе, не может Богу понравиться. Следовательно, Божия любовь не означает, что необращённый человек приятен Богу, или даже, что Бог в него влюблён.
От Божией «агапэ-любви» следует отличать Божию отцовскую любовь к Своему народу Израилю и к Церкви Иисуса, к нам детям Божиим. Но и Израилю Бог говорит во Втор.7,7-8: «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов (или чем-то особенным), принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, —
8 но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского».
Если человек покаялся и в духе ходит за Христом, то Бог имеет к таким людям благоволение. Если же человек покаялся, но не ходит в духе, то Бог, как любящий Отец, желает привести таких искупленных в порядок. Но при этом мы должны также учесть и помнить, что в библейские времена отец был кем-то другим, чем сегодня.
Тогда отец был главой семьи, внушавший богобоязнь. Как Соломон говорит в книге Еккл.3,14: «Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, — и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его».
Возможно, что множество рассуждений, и возникающее на этой основе ложное представление о Божией любви, являются причиной того, что богобоязнь в этом мире, и даже в христианских кругах, значительно утрачена. Здесь я должен заметить, что в Германии богобоязнь особенно утрачена.
По этому поводу Бисмарк однажды сказал: «мы, немцы боимся Бога, и больше ничего». Сегодня мы должны сказать: «мы, немцы боимся всего, только Бога не боимся». А если церкви утратили богобоязнь, то не удивительно, что мир сей по-настоящему утратил богобоязнь.
Если сатане удаётся совершить подкоп под Церковь Иисуса, проникнуть в Церковь и разрушать её, то наша соль потеряла свою силу, стала безвкусной, а наш свет потух. Это значительно присуще большим религиозным объединениям.
И мы должны постоянно себя проверять в том, наблюдается ли ещё в должной мере богобоязнь в наших богослужениях. При посещении многих собраний я получил такое впечатление, что для их членов Бог является небрежным, непринуждённым товарищем, и существует в первую очередь для нашего удовольствия.
Многие дети Божии позволяют себе даже называть нашего Господа Иисуса другом, потому что Он называет нас Своими друзьями, как читаем в Евангелии от Ин.15,14-15: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. 15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего».
Но я подчёркиваю, что Иисус Христос – Бог, поэтому Он может Себе позволить называть нас друзьями. А мы всего лишь Его рабы, поэтому для нас Он был и остаётся Богом! Подчёркиваю также, что многие современные богословы и дух времени своим смертельным ядом разрушают Церковь Иисуса. Тем более такие большие религиозные объединения, как православие и католицизм.
Богобоязнь может нас исцелить от каждого другого страха и боязни. По отношению к искупленным Бог является любящим Отцом. Но Он является поядающим огнём по отношению к погибшим грешникам. Мы должны Бога принимать таким, как Его нам описывает Слово Божие, а не таким, каким мы желаем Его иметь.
Божия любовь – это святая любовь, «агапэ-любовь», но ни в коем случает не безусловная любовь. Но это не должно нас лишать мужества. Бог вербует или привлекает каждого человека, потому что Он не желает, чтобы кто-нибудь оставался под Его гневом и навеки остался погибшим, как читаем в Евангелии от Ин.3,15-16:
«дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 16 Ибо так возлюбил Бог мир (агапэ-любовью), что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Если погибший грешник хотя бы издалека начнёт проявлять желание вступить с Богом в общение и доверять Ему, то Бог приложит все силы, чтобы кающийся человек мог исполнить все условия для получения жизни вечной. При малейшем признаке, что человек желает обратиться к Нему, Бог приходит ему навстречу.
Первое и главное условие заключается в том, чтобы мы приходили к Нему через Господа Иисуса, потому что только в Иисусе мы можем Ему понравиться. Ни один погибший грешник не может просто сам приблизиться к Богу. Это он может сделать только через Иисуса, как читаем в Евангелии от Ин.14,6: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
В этом простом библейском факте любовь ничего не меняет. Если мы не пытаемся что-то злое спрятать под ковром, чтобы оно осталось ненаказанным, то единственное решение для нашего спасения заключается в том, чтобы другой нёс на себе наказание за наши грехи.
В свете Божией святости Исаия познаёт свою несвятость (Ис.6,1-6). Возможно, что мы считаем себя добрыми и приемлемыми. Но при встрече с Богом мы должны признавать своё плачевное, погибшее, греховное состояние. После этого приходит Евангелие утешения, сообщающее, что наказание за наши грехи совершено над другим, над Господом Иисусом.
Но мы должны постоянно осознавать тот факт, что наш старый Адам, наша греховная плоть, находится под приговором смерти. И этого Адама следует рассматривать сораспятым с Иисусом. Бог не имеет больше притязания по отношению к нам, к новой твари в нас, если при покаянии мы действительно родились свыше. Нашу бунтарскую плоть мы должны ежедневно в молитве приносить Иисусу на Голгофу и предавать её смерти.
Когда мы, дети Божии, во Христе приходим к Богу, то кровь Иисуса покрывает наши грехи, которые мы ещё постоянно совершаем. В противном случае, Бог должен был бы от нас отвернуться, или мы должны были бы погибнуть, как это понял Исаия. А грехи у нас всегда есть. Об этом говорит Слово Божие в 1Ин.1,8: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас».
Если мы это условие не станем соблюдать и попытаемся придти к святому Богу без Иисуса, без покаяния в грехах, то останемся под Божиим гневом. Что все необращённые люди находятся под Божиим гневом, является основополагающим состоянием. Для этого природный человек может ничего не предпринимать. Он может оставаться таким, какой он есть.
Лишь принадлежность к Иисусу освобождает нас от этого состояния. По этому вопросу Слово Божие совершенно однозначно говорит, что весь мир находится под Божиим гневом. Об этом мы читаем в Исх.33,20: «И потом сказал Он (Бог Моисею): лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых».
Бог является не только просто любовью, но Он является святой любовью, потому что Бог свят. Бог дарит нам Свою любовь и милость за счёт Своей святости. В отношении греха Он не закрывает Свои глаза и ничего не прячет под ковёр. Это чрезвычайно серьёзный вопрос. В противном случае, Иисус не должен был бы за нас умереть на Голгофе. Бога следует бояться! Он является поядающим огнём, как читаем в послании Евр.12,29: «потому что Бог наш есть огонь поядающий».
Также в ст.14, этой же главы: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа».
И в послании Евр.10,31: «Страшно впасть в руки Бога живого!».
Необращённый человек осуждён на вечную смерть, которая не может погасить наше существование. Душа человека вечна: либо она будет пребывать в вечности на небесах в Божией славе, либо в вечных муках в огненном озере. И даже Божия любовь не может отменить эту участь.
В своём греховном состоянии, без рождения свыше, человек не подходит ни Богу, ни Его Царствию. Только для нас, детей Божиих, находящихся в Иисусе, Божий суд гнева совершён на Иисусе.
Тот факт, что Божий гнев не мгновенно истребляет всех необращённых людей, заключается в другой, достойной восхищения Божией черте характера. Бог долготерпелив, милостив и велик в Своей доброте по отношению к Своем врагам. А врагами Бога являются все погибшие грешники, как читаем в послании Рим.5,10: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его».
Напомню вам также ещё раз о сообщении во 2Пет.3,9: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».
Поэтому Божия «агапэ-любовь» – это очень дорогая любовь. Это любовь по отношению к Божиим врагам, потому что все погибшие грешники находятся с Богом в состоянии войны и являются Его врагами, как мы прочитали Рим.5,10. К этой любви призывает Господь Иисус и всех детей Божиих, как читаем в Евангелии от Мтф.5,44: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Любить Своих врагов – это бескорыстная любовь Бога, которая проявляет всегда готовность спасти смертельного врага из горящего дома, невзирая на себестоимость, или собственные затраты. Это не сентиментальная пустая любовь. На такую любовь способен только Бог, или человек, которому Бог дарит для этого необходимую силу.
Поэтому возвращаюсь к тому, что я выше уже отметил, что и в Ин.3,16 речь идёт о том же. Это место Писания не говорит о том, что погибшие грешники нравятся Богу, или что Он в них влюблён.
Этот глагол «agapao» в греческом языке показывает, что здесь мы имеем дело с Божией «агапэ-любовью». У Иак.4,4 мы читаем: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу».
Это говорит о том, что в Ин.3,16 речь идёт не о благоволении Бога по отношению к миру сему. Но речь идёт о Божией милующей, спасающей любви, которая желает нас хранить от Его праведного неотвратимого гнева. И если мы не находимся во Христе, то Божий гнев неизбежно коснётся нас.
Поэтому я убеждён, что многие переводчики в своих переводах неверно сообщают истинный смысл Евангелия от Ин.3,16. На эту тему можно много сказать, но я хочу вам сообщить только ещё одну важную деталь. Некоторые проповедники говорят даже о безусловной Божией любви: любовь, которая не ставит никаких условий.
Такое выражение вы не найдёте во всей Библии. У людей, которые не имеют познания в Библии, такое выражение вызывает впечатление, что Бог не является Богом суда. Желает ли Бог, чтобы мы при евангелизации так говорили погибшим грешникам? Апостолы никогда этому не учили и не проповедывали.
И что произойдёт, если проповедник призывает к обращению, к настоящему покаянию? Первым шагом приближения кающегося к Богу должно быть настоящее покаяние, которое означает изменение направления нашей жизни на 180 градусов. Это задание получил апостол Павел непосредственно от Господа Иисуса и пишет об этом в Д.Ап.26,17-18:
«избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя 18 открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освящёнными»».
Между выражениями «чтобы они обратились от тьмы к свету» и «и от власти сатаны к Богу» можно поставить знак равенства. «От власти сатаны к Богу» – это значит: показать сатане спину и двигаться с этого момента, только в сторону Бога, и так постоянно держать курс. Аминь.