Как это случилось? часть четвёртая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Как это случилось?». Сегодня четвёртая часть этой темы. Привожу содержание из книги 3Цар.11,5-8: «И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. 6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. 7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. 8 Так сделал он для всех своих чужестранных жён, которые кадили и приносили жертвы своим богам».
Какое это унижение, какое заблуждение и отклонение от Иеговы, Бога Израилева! Как он сбился с пути и не достиг цели, поставленной ему Господом! Мы не хотим особенно критиковать ветхозаветных Божиих мужей.
Но мы должны следовать Слову Божиему, которое здесь нам показывает бесподобные пропасти, непонятные для тех, кто не знает сердце человека. Когда верный Господу Неемия предупреждал возвратившийся из Вавилона Израильский народ, то он указывал на этот грех Соломона.
Об этом читаем в книге пророка Неем.13,23-26: «Ещё в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жён из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок; 24 и от того сыновья их в половину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски.
25 Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя. (А теперь ст.26 – самое главное!)
26 Не из-за них ли, говорил я, грешил Соломон, царь Израилев? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царём над всеми Израильтянами; и однако же чужеземные жёны ввели в грех и его».
Да, в этом тексте мы имеем толкование, соответствующее Писанию, и результат этого глубокого мучительного поведения однажды великого Соломона. Но, дорогие братья и сёстры, мы не должны позволить себя обезвредить тем, что мы скажем: «такого рода ситуации у нас вообще не могут возникнуть, потому что мы не Соломон.
На основе Нового Завета мы не имеем много жён, а грубое идолопоклонство не является для нас опасностью». Тогда я вас спрошу: а мелкое идолопоклонство, маленькие лисенята? Что вы скажете в отношении таковых?
Мы постоянно должны стремиться к тому, чтобы делать духовные сравнения, если даже у нас другие детали. В окружающем нас мире, в его религиозном и культурном соблазнительном характере, и в прочих его отношениях, имеется достаточно опасных влияний на нас христиан, чтобы отвлечь нас от Христа.
И это бывает вместо того, чтобы мы других привлекали ко Христу, и чтобы мы других отвлекали от утончённого образа идолослужения. Ученик Иисуса Иоанн имел задание, чтобы в последнем предложении своего первого Послания он предупредил нас в отношении идолов: «Дети! храните себя от идолов».
Примем ли мы увещевание Иоанна, а этим самым и предупреждение Господа Иисуса или отвергнем его? Хотим ли мы учиться у Соломона во время его духовного расцвета, или мы будем ориентироваться на Соломона во время его падения и заката? Кому принадлежат наши сердца? Где находится наше сокровище? «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мтф.6,21).
Всё то, что удерживает наше сердце в плену, если это не Господь Иисус, наверняка является идолом, которого мы желаем. И он понуждает нас прославлять его, и каким-либо образом ему служить. Однако я не хочу этот вопрос углублять. И прежде всего, мы должны спросить себя: как это случилось, что Соломон так далеко отступил от Господа Иисуса?
Как он пал в идолопоклонство, и строил этим идолам дома, как он отступил от той цели, которую ему поставил Господь Иисус? А всё остальное, что делал Соломон кроме идолопоклонства, всё что было неугодным в очах Господа, Святой Дух даже не упоминает.
В 3Цар.11,6 имеем по этому поводу сообщение об изменении отношения Господа Иисуса к Соломону: «И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его».
И дальше читаем ст.9-11 «И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце своё от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему 10 и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь.
11 И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему».
Когда Господь Иисус сообщил Соломону Своё решение по этому вопросу, то он имел ещё возможность раскаяться, удалить это зло из своего сердца и вообще из всего народа Израиля. Я в этом уверен! Если Господь Иисус помиловал Ахава, о котором читаем, что он пред очами Господа делал неугодное более всех бывших прежде него царей.
То Он мог и Соломона помиловать. Мог бы, если бы Соломон смирился и раскаялся за содеянное перед Господом зло, как Ахав. Читаю из 3Цар.16,30: «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него».
И далее ст.33: «И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева».
А теперь сравним действия Ахава с действиями Соломона и отметим тот факт, что за всё содеянное зло Ахав раскаялся, и был помилован Господом. Ибо всё познаётся в сравнении. Итак, привожу довольно длинный отрезок Писания, в котором содержится для нас очень важное сообщение. Читаю из 3Цар.21,17-29:
«И было слово Господне к Илии Фесвитянину: 18 встань, пойди навстречу Ахаву, царю Израильскому, который в Самарии, вот, он теперь в винограднике Навуфея, куда пришёл, чтобы взять его во владение; 19 и скажи ему: «так говорит Господь: ты убил (Навуфея), и ещё вступаешь в наследство?»
и скажи ему: «так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь». 20 И сказал Ахав Илии: нашёл ты меня, враг мой! Он сказал: нашёл, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа.
21 Так говорит Господь: вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобою и истреблю у Ахава мочащегося к стене и заключённого и оставшегося в Израиле. 22 И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама, сына Наватова, и с домом Ваасы, сына Ахиина, за оскорбление, которым ты раздражил Меня и ввёл Израиля в грех.
23 Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля (что впоследствии исполнилось!) 24 Кто умрёт у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрёт на поле, того расклюют птицы небесные; 25 не было ещё такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель;
26 он поступал весьма гнусно, последуя идолам, как делали Аморреи, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых. 27 Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело своё вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально.
28 И было слово Господне к Илии Фесвитянину, и сказал Господь: 29 видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его».
Здесь мы видим подобие тому, как Господь поступил с Соломоном. Читаю из 3Цар.11,12: «но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его (это царство)».
Это говорит о том, что Соломон имел возможность раскаяться за всё соделанное зло, которым он раздражал Господа, и получить от Него прощение! Но он этого не сделал?! А теперь противопоставим Соломона своему отцу Давиду и сравним их действия и отношения к Господу Иисусу.
Соломону Господь говорит в 3Цар.11,11-12: «И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; 12 но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его».
А теперь будем внимательны, потому что я хочу ответить на выше поставленный вопрос: почему Соломон так себя вёл, если Господь знал его сердце? Чтобы Соломон имел возможность смириться и раскаяться за содеянное перед Господом зло, Господь не посылает к Соломону пророка, чтобы его предупредить.
Это мы должны учесть! А когда Давид согрешил с Вирсавией, то Господь посылает к нему пророка Нафана, и тот рассказывает Давиду историю о богатом и бедном человеке. Напомню эту историю. Бедный человек имел всего лишь одну овечку, которую он вскормил вместе со своими детьми.
А когда к богатому человеку пришёл гость, то он пожалел своих овец, а взял единственную овцу у бедного и приготовил её для своего гостя. На это Давид ответил Нафану, как читаем во 2Цар.12,5: «Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это».
А в ст.7-9 пророк Нафан открывает Давиду подоплёку этого рассказа: «И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула,
8 и дал тебе дом господина твоего и жён господина твоего на лоно твоё, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе ещё больше; 9 зачем же ты пренебрёг слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян».
И далее читаем в ст.13 «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрёшь».
Давид осознал свои грехи, признал их и здесь же получил от Господа Иисуса через Нафана прощение своих грехов! В этом признании Давида мы видим его богобоязнь и любовь к Господу.
Как сердцеведец, Господь видел сердце Давида и сердце Соломона, но поскольку Он искал Себе мужа по сердцу Своему, то Он и выбирает Давида. Поэтому Он и говорит в 3Цар.11,6: «И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его».
Отсюда следует, что на основании предузнания людей (Рим.8,29), на основании знания помыслов их сердец, Господь знал, что с Соломоном Он не сможет решать такие важные вопросы по спасению людей, какие Он будет решать с Давидом в 1000 летнем Царстве и на новой земле в вечности.
Бог ищет Себе таких людей, поэтому Он нуждается как в положительных, так и в отрицательных личностях, чтобы показать нам пригодных для Себя соработников. Пригодных Он воспитывает, наказывает, как Он это сделал с Давидом, и помогает им духовно расти.
К Соломону Господь не посылает пророка, чтобы его предупредить, увещевать и воспитывать, потому что Он знал, что он «не вполне последовал Господу, как Давид, отец его». О таких людях мы сказали бы: «это ненадёжный товарищ, потому что он может резигнировать». А Соломон действительно резигнировал, не оправдал того доверия, которое Господь Иисус ему оказал.
Соломон не довёл задание Господа Иисуса до конца и не следовал за Ним как Давид. Поэтому он является прообразом той части остатка Израиля в 1000 летнем Царстве, которая, в конце 1000 летнего Царства, пойдёт за сатаной против Бога. Ведь эта часть остатка слышала и видела всё, как и все остальные.
Но она ожесточилась и не поддалась воспитанию. Для поддержания богобоязни в 1000 летнем Царстве будет такой порядок, что каждое племя должно один раз в год приходить в Иерусалим для празднования праздника кущей.
А если кто из них не явится, то Бог немедленно примет меры наказания и пошлёт им засуху, как читаем у пророка Зах.14,16-17: «Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей.
17 И будет: если какое из племён земных не пойдёт в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них».
Но эти меры воспитания сыграют для многих из них не положительную, а отрицательную роль. Они ожесточатся и пойдут за сатаной, когда Бог выпустит его на свободу.
Видя не вполне преданное сердце Соломона, Господь не предпринимает по отношению к нему никаких мер воспитания. Он просто пускает его на самотёк. Господь хочет одновременно показать нам нашу плоть. Хочет показать нам, что может случиться с человеком даже при условии, что он чрезмерно мудр, но не будет воспитан.
О том, что Соломон полюбил многих чужестранных женщин и построил дома для всех идолов этих женщин, и что эти действия Соломона послужили причиной его глубокого падения, приведу мнение одного брата в Германии времён тридцатых годов. Основное ударение он ставит на слово «чужестранных», то есть «чужих» женщин, не Израильтянок.
«В этом слове «чужестранных» нам дана нить, которая уводит Соломона в заблуждение: «чужие женщины», не Израильтянки. Здесь мы имеем двойную опасность: во-первых вообще женщины, а во-вторых «чужие» женщины, что является петлёй погибели.
Поэтому, дорогие братья и сёстры, в духовном смысле это «чужое» является нашей опасностью и нашей петлёй погибели! Именно в этом «чужом» находится скрытое для нас влияние, которое и сегодня становится для нас опасным. Не должно, но может быть опасным, если мы не будем бодрствовать.
Прочтём в послании Евр.13,9 сообщение в отношении этого слова «чужое», которое в этом смысле встречается в Ветхом и Новом Завете: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь;..».
Ударение ставится на слово «чуждые», то есть чужие учения, но не библейское учение. Поэтому Святой Дух призывает всех детей Божиих самым серьёзным образом подумать о том, что Господь Иисус говорит Своим в Евангелии от Ин.10,4-5:
«И когда (добрый Пастырь) выведёт своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса».
Для нас, детей Божиих это очень важно! (Конец цитаты).
Я с этим мнением вполне согласен, поэтому приведу основные аргументы. Поскольку Бог знал сердце Соломона уже до основания мира, то Он даёт ему предписание, как он должен себя вести, когда станет царём Израиля. Читаю из книги Втор.17,17: «и чтобы не умножал себе жён, дабы не развратилось сердце его».
Это было предостережением, которому Соломон не внял и поступил наоборот, как читаем в 3Цар.11,1-6: «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, 2 из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым:
«не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. 3 И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его.
4 Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. 5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. 6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его».
Сначала мы читаем о том, что Соломон полюбил многих чужестранных женщин, что повлекло за собой и его идолопоклонство. Следовательно, главная причина падения Соломона заключается в том, что, вопреки предостережениям Бога, он всё же взял себе в жёны много чужестранных женщин!!
Итак, физический блуд привёл Соломона к духовному блуду. Поэтому Святой Дух очень строго предупреждает в Новом Завете детей Божиих бежать как от физического, так и от духовного блуда. Приведу по этому поводу одно выдающееся место Писания из 1Кор.6,18: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела».
В «собственном теле» имеется ввиду тело Иисуса Христа, Церковь Иисуса, к Которому принадлежат все дети Божии! Поэтому физический и духовный блуд детей Божиих злостно обращён против Церкви Иисуса! На этом закончим рассмотрение личности Соломона.