Дом хлеба, часть вторая
М
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (здесь Иисус намекает на празднование вечери воспоминания, когда мы едим хлеб, в котором символично видим плоть Иисуса, и пьём вино, в котором символично видим кровь Иисуса).Приведу ещё один пример, в котором Иисус уводит наш взгляд от материального хлеба на духовный хлеб. При искушении Иисуса сатаной в течение сорока дней в пустыне, Он почувствовал, конечно, к концу этого искушения голод. И тут сатана решил воспользоваться этим моментом, чтобы привести Иисуса к падению. Он предлагает Иисусу превратить камни в хлеб, который Он мог бы есть.
Но ответ Иисуса не оставляет намерению сатаны ни малейшего шанса, как читаем в Евангелии от Лук.4,2-4: «Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. 3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий (хотя сатана это точно знал), то вели этому камню сделаться хлебом. 4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим».
В словах Иисуса: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим», Святой Дух окончательно переводит наш взор от материального хлеба на духовный хлеб, который мы видим в Слове Божием, видим в Сыне Божием, Иисусе Христе.
А теперь обратимся к тем местам Писания, в которых Святой Дух в пророчествах сообщает нам о пришествии этого хлеба жизни. Прежде всего, обратимся к пророку Михею, который предсказал пришествие Владыки Израиля через город Вифлеем-Ефрафу. Читаю Мих.5,2: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».
Мощное и довольно ясное пророчество о пришествии Мессии Израиля, о котором знали все книжники и фарисеи, поэтому они точно знали, что Иисус являлся их ожидаемым Мессией (см. Мтф.2,4-5). Но из зависти не приняли Его. Читаю Евангелие Мрк.15,9-10: «Он (Пилат) сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? 10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти».
Город Вифлеем встречается в Библии также под именем Вифлеем Иудин (1Цар.17,12) и город Давидов (Лк.2,4). В Новом Завете Святой Дух даёт нам точное сообщение, что Иисус родился в городе Вифлееме, а также Давид, прообраз Иисуса на время благодати. Читаю несколько мест Писания.
Мтф.2,1-2.4-5: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, (Ирод) спрашивал у них: где должно родиться Христу? 5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка (Михея)».
1Цар.17,12: «Давид же был сын Ефрафянина из Вифлеема Иудина, по имени Иессея, у которого было восемь сыновей».
1Цар.16,1: «И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царём над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя».
Лук.2,4: «Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова».
Название города Вифлеем встречается в Новом Завете 8 раз, что согласно числовой символики означает новое начало. А в Библии вообще имя города Вифлеем встречается 46 раз. Ниже мы вернёмся к этому числу. Именная и числовая символика заложена Богом в обетованной земле Ханаана уже задолго до пришествия Израиля в эту землю.
В Ветхом Завете Иисус открывался Своему народу Израилю в материальном хлебе и манне. А новое начало заключается в том, что в Новом Завете Иисус пришёл в плоти на землю спасать погибших грешников по благодати, как читаем в Евангелии от Ин.1,16-17: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа».
Факт спасения людей по благодати мы видим в пяти ранах Иисуса, которые Ему нанесли на Голгофском кресте, где Он умер за грехи всего мира. Поэтому число пять означает благодать. Эту истину Святой Дух открыл нам символично уже в Ветхом Завете в Исх.38,1: «И сделал (Моисей) жертвенник всесожжения из дерева ситтим длиною (по земле) в пять локтей и шириною в пять локтей, четыреугольный, вышиною в три локтя».
Как жертвенник всесожжения, так и сжигаемые на нём жертвенные животные, прообразно указывают на Господа Иисуса. Итак, жертвенник имел по земле квадратную форму: 5×5 локтей, что мы видим в Ин.1,16: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» = 5×5.
Этот хлеб жизни, которым является Господь Иисус, Он предлагает всем погибшим грешника без серебра, то есть по благодати, как мы читали у пророка Ис.55,1: «Эй вы, жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте (хлеб жизни)».
Как тогда без серебра, так и сегодня, без денег ничего купить невозможно. Без платы можно только что-то получить в подарок, а жизнь вечную – от Иисуса по благодати через покаяние перед Ним в своих грехах.
Название города Вифлеем, где родился Иисус, означает «дом хлеба». А ведь имя Вифлеем имел этот город уже до рождения в нём Иисуса! Но раньше город Вифлеем носил имя Ефрафа, что означает «плодородное место». Перед смертью Иаков рассказывает своему сыну Иосифу в Египте в Быт.48,7: «Когда я шёл из Месопотамии, умерла у меня Рахиль в земле Ханаанской, по дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил её там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем».
А Ефрафа, это плодородное место, Бог переименовал в Вифлеем, в «дом хлеба», потому что там должен был родиться Его Сын, наш Господь Иисус. Как видите, нарочно это не придумаешь, потому что этот факт заложен в Божием плане спасения людей по благодати.
Для этой цели в этом «плодородном месте», согласно Божиего плана спасения людей по благодати, должен был взойти «хлеб жизни», как Господь Иисус Себя называет в связи с целью Своего пришествия в этот мир Ин.6,35: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать (не будет испытывать духовный голод), и верующий в Меня не будет жаждать никогда».
Как это прекрасно! На этом плодородном месте должен был впоследствии возникнуть хороший духовный урожай. В этом диалоге с Иудеями Господь Иисус открывает и соединяет в одном стихе оба фактора: что Он есть «хлеб жизни», а также «живая вода». В Вифлееме, в этом «доме хлеба», Иисус и сейчас пребывает, но не как младенец, а как Бог, спасающий для жизни вечной.
Туда Он приглашает всех труждающихся и обременённых, как читаем в Мтф.11,28-29: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас… 29 и найдете покой душам вашим».
Как Он успокоит приходящих к Нему людей, как они найдут покой своим душам? И почему душа человека так остро нуждается в Божием покое? Здесь Иисус не зря делает ударение на «покой души». На основании падения Адама и Евы в грех, их души умерли для Бога.
Поэтому и души всех людей, которые являются их потомками, мертвы для Бога. Читаю Послание Рим.5,12: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём (в Адаме) все согрешили».
Но Бог желает всех людей спасти для жизни вечной. Для этого Он дал Своего Сына посредником между Собой и людьми. Читаю в 1Тим.2,4-5: «Который (Бог) хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». 5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».
Согласно Ин.6,44 Бог привлекает к Своему Сыну всех желающих спастись. Поэтому Иисус и говорит в Евангелии от Ин.6,37-40: «Всё, что даёт Мне Отец, ко Мне придёт; и приходящего ко Мне не изгоню вон, 38 ибо Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день. 40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, (в духе) видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день».
А теперь вернёмся к числу 46, которое согласно числовой символики означает «строить». И если Вифлеем, этот «дом хлеба», встречается в Библии 46 раз, что означает строить, то становится ясно, что в этом «доме хлеба» мы видим тот факт, что в нём или на его основании Господь Иисус строит Свою Церковь из живых камней,
как читаем в 1Пет.2,5: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный (стройте этот духовный дом вместе с Иисусом!), (стройте) священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом».
Все погибшие грешники, которые во время благодати с покаянием в своих грехах придут к Господу Иисусу и становятся детьми Божиими, становятся полноправными домочадцами в Божием доме на небесах, прообраз которого мы видим в «доме хлеба».
Читаю из Послания Еф.2,19-22: «Итак вы (язычники) уже не чужие и не пришельцы, но домочадцы (сограждане) святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (в этом духовном доме), 21 на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (в этот дом духовный на небесах).
Я думаю, что это должно быть всем ясно, поэтому, кто этот шаг ещё не сделал, спешите к Иисусу в этот «дом хлеба» с покаянием, чтобы не опоздать занять место в Божием доме, чтобы стать в нём полноправными домочадцами.
Мы можем только восхищаться тому факту, что уже в Ветхом Завете Господь Иисус с великой любовью и долготерпением многократно и многообразно открывался Своему народу Израилю. Самым важным из всех этих откровений мы видим в Его имени Иегова. Иегова – это имя откровения Иисуса в Ветхом Завете. На эту тему имеется на нашем сайте проповедь.
Открывался Он также в источниках воды живой и колодезях. И эту тему я подробно рассмотрел в проповеди «Колодцы», которая имеется на нашем сайте. Напоминаю вам из этой проповеди несколько прекрасных мест, которые очень метко указывают на нашу сегодняшнюю тему, в которой Господь Иисус представляет Себя источником живой воды.
Удивителен тот факт, что уже в Ветхом Завете, сетуя на неверность Своего народа Израиля, Господь Иисус говорит о Себе, как об источнике воды живой. Об этом читаем в Иер.2,13:
«Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоёмы разбитые, которые не могут держать воды».
«Водоёмы разбитые, которые не могут держать воды» — это идолы, подобные золотому тельцу, который Аарон сделал им в пустыне. Они не имеют и не могут дать людям живую воду. Они не могут их спасти для жизни вечной.
Другой прекрасный пример откровения Господа Иисуса в Ветхом Завете мы находим в Быт.16, когда Он открывается Агари, служанке Сары, убежавшей от своей госпожи в пустыню у источника воды под названием Беэр-лахай-рои.
Читаю это место. Быт.16,9-14: «И сказал ей (Ангел): Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идёшь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. 9 Ангел Господень сказал ей (это говорит Сам Господь): возвратись к госпоже своей и покорись ей.
10 И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твоё, так что нельзя будет и счесть его от множества. 11 И ещё сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречёшь ему имя Измаил (что означает: Бог слышит!), ибо услышал Господь страдание твоё;
12 он будет между людьми, как дикий осёл; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицом всех братьев своих. 13 И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след Видящего меня. 14 Посему источник тот называется: Беэр-лахай-рои».
То, что сказала Агарь в адрес Господа, инспирировано Святым Духом. Отсюда следует, что полный и настоящий смысл источника Беэр-лахай-рои мы видим в следующем. Во-первых: «источник живого, Который видит меня», а во-вторых: «Бог, Который даёт Себя видеть».
Господь Иисус очень осторожно и в любви уговаривает Агарь, чтобы она вернулась к своей госпоже Саре и покорилась ей, что бы ей это ни стоило. Но зато Он даёт Агари великое обетование умножить её потомство через Измаила, и которое, как и у Иакова, нельзя счесть. И действительно Господь Иисус дал Измаилу, как и Иакову, двенадцать князей или колен.
Важность духовного смысла источника Беэр-лахай-рои мы видим также в том, что после смерти Авраама Господь Иисус обильно благословляет Исаака, и связывает Своё благословение с тем, что Исаак проживает у этого источника, как читаем в Быт.25,11: «По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои».
А теперь особенно обращаю ваше внимание на смысл источника «Беэр-лахай-рои», который заключается в том, что он является «источником живого Бога, Который видит меня», как сказала Агарь. А это значит: как Бог видел Агарь и её нужду, так Он на протяжении всего времени существования людей на земле видит сердца и мышление всех людей,
видит их радость, печали и нужду. Что Он видит сердца людей Святой Дух сообщает нам в Д.Ап.15,8: «и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им (язычникам) Духа Святого, как и нам (Иудеям)».
Следовательно, зная сердца всех погибших грешников, Господь Иисус и сегодня вновь и вновь призывает всех беззаконников, всех погибших грешников, чтобы они опомнились и обратили свой взор к их Творцу, Который не хочет их вечной смерти в огненном озере. Читаю несколько мест Писания.
Иез.18,23: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?»
Ст.30-31: «…покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. 31 Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух…»
Ст.32: «Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!».
Самым большим преступлением, самым большим грехом, является неверие в живого Бога и Его Сына Иисуса Христа, Которого Он дал всем людям в Жертву за наши грехи, как читаем в Ин.3,16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Поэтому и я напоминаю всем вам, кто из любви к материальным вещам мира сего ещё не принял Иисуса своим личным Спасителем, подумайте, чтобы не опоздать сделать этот шаг. Читаю из 2Кор.5,20: «Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом».
Прислушайтесь к наставлению и призыву Святого Духа в сегодняшней нашей проповеди, как читаем в Евр.3,13: «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом». Аминь.