Чудеса в пустыне, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Рассмотрим с вами в ближайшее время актуальную и довольно обширную тему под общим названием «Чудеса в пустыне». Чтобы вы знали, о чём конкретно будет идти речь в данном изложении, то назовём нашу тему более конкретно «Живой Христос в книгах Числа и Исход». Эту тему я подразделяю на четыре части:
1. Предусмотрительность Бога в отношении власти греха.
2. Мёртвые палки и зеленеющий жезл.
3. Путь к истинному утешению.
4. Осквернение, очищение, освящение. Итак, рассмотрим с вами сначала «Предусмотрительность Бога в отношении власти греха». Это является частью чудес в пустыне, которые Бог совершал среди Своего народа Израиля. Сорокалетнее хождение Израиля в пустыне является прообразом хождения детей Божиих в этом погибшем мире.
В этом мы видим Божий путь для нас во Христе Иисусе. Рассмотрим эту первую часть нашей темы на основании книги Числа и частично на основании книги Исход. Поэтому, обратимся, прежде всего, к медному змею, в котором мы видим предусмотрительность Бога в отношении власти греха. Об этом читаем в книге Чис.21,4-9:
«От горы Ор отправились они путём Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, 5 и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта проклятая (негодная) пища.
6 И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. 7 И пришёл народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе.
8 И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. 9 И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив».
Для лучшего понимания данного сообщения возьмём ещё из Нового Завета то место, где говорится о медном змее. Я уверен, что Божий народ Израиль в то время в пустыне слишком мало понял о смысле медного змея. Но он и не нуждался в этом понимании. Он должен был только смотреть на вознесённую змею.
Поэтому, благодаря их взгляду веры на медную змею, в них действовало спасение. На основании этого прообраза мы понимаем сообщение в Евангелии от Ин.3,14-17: «И как Моисей вознёс змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
Итак, избавленный Божий народ находится в пути. Израиль избавлен от египетского рабства. Это мы знаем. Этому событию в книге Числа предшествует чрезвычайно важное событие, которое мы видим в Пасхальном Агнце, в пролитой крови этого Пасхального Агнца в Египте. Затем следует прохождение через Чермное море, различные опыты с Богом на трудных путях в пустыне и в различных сражениях.
Книга Чис.21 начинается сообщением: «победа над Хананеями на юге». В Израиле мы видим здесь людей, которые знают своего Бога, которые были избавлены, имели со своим Богом большие испытания, пережили с Ним также ощутимые победы, имеют также ответы на свои молитвы, как читаем в книге Чис.21,3: «Господь услышал голос Израиля и предал Хананеев в руки ему…».
Израиль имеет опыт в следовании за Господом, имеет победу, знает жизнь со своим Богом. Это нас утешает. Но вот, Израиль попадает в кризисную ситуацию. Возможно, что кто-то из вас вырос под впечатлением: кто имеет в своей жизни кризисы, тот, наверное, ещё неверующий.
Тогда возникают эти цепные покаяния: при каждой новой евангелизации повторные покаяния. Люди думают: «наверное, при моём первом покаянии я всё же не родился свыше, поэтому мне так трудно было в моей жизни».
Определённое утешение находится уже в том, что Слово Божие нам показывает, что и дети Божии, и искупленные знают глубокую нужду. И после особых побед могут следовать особые кризисы.
Во время царствования царя Езекии, испытанного и надёжного Божиего мужа, мы читаем после описанной истории: о строительстве, благосостоянии, пробуждении в Иерусалиме.
А потом, после такой верности царя и всего народа, приходит Сеннахирим, царь Ассирийский, взял все укреплённые города Иудеи и осадил Иерусалим, как читаем в 4Цар.18,13: «В четырнадцатый год царя Езекии, пошёл Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укреплённых городов Иуды и взял их».
После пробуждения Иудеи наступает такой глубокий кризис? После высшей точки – эта глубокая нужда! В настоящее время мы слышим и читаем многое о высших или кульминационных точках, о пробуждениях, о подъёме харизмы. Для сведения скажу вам, что такое харизма.
Харизма – в религиозном сознании – это мистическое свойство, ниспосланное свыше и выделяющее его обладателя из массы верующих. Греч. Charisma – это божественный дар.
А о кризисах, нуждах и трудностях мы в противоположность этому, в общем, слышим и читаем меньше. Поэтому я сознательно избрал сегодня тему «Чудеса в пустыне». Ибо, на основании того, что мы сегодня слышим и читаем, мы думаем: пожалуй, это должно быть правилом.
Мы в мыслях вращаемся в каких-нибудь высоких кругах, но в нашей повседневной жизни мы находимся в пустыне и думаем: конечно, другие являются удивительными верующими, только я нет. Но Слово Божие говорит иначе. Слово Божие говорит нам «о пустыне» и «в пустыне».
Израильтяне отправились от горы Ор, как читаем в нашем главном тексте. Эта местность не являлась зелёной долиной с великолепной перспективой. Гора Ор является высотой смерти! Знатоки Ближнего Востока говорят нам: «гора Ор (Jabel en Nebi Harun) с мнимой могилой Аарона, гора могилы, гора смерти, которая возвышается 1329 метров над уровнем моря.
Она возвышается и как бы господствует над Аравийской долиной. Эта пустынная долина, которая простирается от Мёртвого до Чермного моря, представляет собой безутешную местность, с палящим зноем. Она представляет собой выжженную пустыню, гору смерти.
Отсюда, от этой горы Ор, Израильтяне направляются не в сторону обетованной земли, где течёт молоко и мёд, а в сторону Чермного моря, откуда они пришли. Вместо того, чтобы двигаться на север, к зелени в обетованной земле Ханаана, они вынуждены двигаться на юг, в сторону Чермного моря, двигаться в этой мёртвой пустыне, чтобы обойти землю Едома.
Для Израиля это является ужасным обходным путём, удлинением их хождения в пустыне. Поэтому не станем слишком жёстко судить, если Израильский народ чувствует себя в этой ситуации в чрезмерном испытании.
На этом пути от горы Ор в направлении противоположном собственной цели, в этой Аравийской пустыне, в этом испытании, на этом пути жажды, народ был огорчён и раздражён. Всё это входит в рамки Божией воли и в путь для Своего народа. И путь жажды принадлежит к этому.
Нам, детям Божиим, не следует слишком заниматься и задерживать наше внимание на некоторых иллюзионных сообщениях о длительных взлётах истинных верующих. Всё это голоса искушения.
Слово Божие уводит нас снова назад в действительность, и ставит нас, как детей Божиих, в ситуации, в которых находился Израиль согласно книге Чис.21,4: «От горы Ор отправились они путём Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути».
То, что последовало, является печальной действительностью. При этом Библия ничего не приукрашивает. Народ, который многое испытал со своим Богом, который ещё хорошо помнит победу над Хананеями на юге страны. После всего этого «говорил народ против Бога и против Моисея».
В этой ситуации мы встречаем власть греха, вид греха, сущность греха. В принципе, грех является возмущением, мятежным, бунтовским мышлением, глубоко укоренившимся в плоти: «нет», против Бога и против Божией воли, против Божией заповеди и Божиего порядка.
Иногда говорят, что волна антиавторитарности затухла. Антиавторитарность – это метод воспитания вседозволенности. Возможно, что в мире педагогики в пути находятся уже новые искушения, новые методы воспитания. Но антиавторитарность, тем не менее, всё же не затухла.
Как во мне, так и во всех вас, она постоянно имеется в наличии, она не сломлена! Я говорил однажды по этому поводу с одним миссионским наставником в Германии и осведомился у него, как обстоит в этом вопросе среди молодёжи в отношении современной антиавторитарности.
Он заулыбался и сказал: «знаешь ли, дорогой брат, эта антиавторитарная линия вовсе не современна». Я с удивлением посмотрел на него. Тогда он продолжил: «она является адамитской». Своё начало она берёт из книги Быт.гл.3, не со времени философа Маркузе, о смерти которого сообщили в прессе.
Антиавторитарная линия берёт своё начало ни в современных левых, ни от студентов, в адрес которых мы показываем указательным пальцем. Нам нужно изменить направление нашего указательного пальца на 180 градусов.
Эта антиавторитарная линия находится в нас: в нашей речи против Бога, в нашем недовольстве, в нашем дурном настроении, в наших чувствах. Затем это наше мышление вдруг взрывается. Тогда наша глубоко укоренившаяся природа, глубоко лежащая сущность греха, проявляется наружу.
Она взрывается: «почему ты вывел нас из Египта?» Это крайне невежливый разговор избавленного народа против своего Бога: «мы умрём, Боже, Ты ведёшь нас только к смерти. Ни хлеба, ни воды мы не видим, «и душе нашей опротивела эта проклятая (негодная) пища». Им опротивела пища, которую дал им Бог.
И нас, искупленных кровью Иисуса, апостол Павел ведёт тоже к отрезвляющей реальности природы греха. Заглянем по этому поводу в послание Рим.гл.7. Сообщению гл.7 предшествует много утешающего в главах 3,4,5,6: избавление, победа, радость спасения, ликование спасения.
А затем к нашему изумлению вдруг читаем в Рим.7,14: «…я плотян, продан греху». В этом мы видим очень мощное выражение. И тут мы спрашиваем себя: «неужели в этом вопросе мы никогда не изменимся? Не сделает ли Бог мою плоть и мою кровь более святой?».
Нет, Он никогда не сделает их более святыми! В нас, в нашей естественной природе имеется только: плотское мышление, влечение ко греху, склонность ко греху, тяга ко греху. Это – общее понятие о грехе, который во мне живёт. Об этом читаем в послании Рим.7,17: «а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех».
Жить, означает быть дома, постоянно быть налицо, этот грех постоянно находится во мне, он живёт во мне! Об этом читаем также дальше в ст.18: «Ибо знаю, что не живёт во мне (в моей естественной человеческой природе), то есть в плоти моей, доброе». И во второй части стиха 20 читаем: «уже не я делаю то, но живущий во мне грех».
После всего ликования по отношению нашего спасения, всё это звучит для нас довольно ошеломляюще. Почему Бог говорит в книге Чис.21 и в послании Рим.7 по этому вопросу так ясно? Он говорит нам, чтобы мы, как искупленные дети Божии, могли вникнуть в содержание послания Рим.7,13, в котором читаем:
«Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди».
В этом стихе Бог нам показывает, что грех является действительно грехом, но не безобидным явлением. Бог делает грех для нас, прежде всего, чувствительным. В книге Чис.гл.21 мы видим это в образах и знамениях Ветхого Завета совершенно конкретно и телесно: «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых».
«которые жалили народ»… Бог делает грех чувствительным! Грех мы, прежде всего, не чувствуем или не ощущаем, как грех. Мы грешим, но нам это ничего не причиняет. Мы грешим, но мы этого даже не замечаем.
В настоящее время молодые люди живут вместе без регистрации. Происходит ли при этом что-то? И кому до этого какое дело? В современном обществе это стало нормой!
Недавно я слышал о таком потрясающем случае. Один богобоязненный проповедник, который придерживается заповедям Слова Божиего, сказал одной молодой паре: «мне очень жаль, но я не могу допустить вас к празднованию вечери воспоминания».
Во-первых, на основании сообщения проповедника эта молодая пара была крайне изумлена, а в среде христианской группы молодёжи возник маленький мятеж. Почему? Потому что эта молодая пара, живя в грехах, не видела своего греховного состояния. Люди очень легко и несерьёзно воспринимают грехи, потому что их сознание притуплено.
В настоящее время имеются такие ядовитые газы для военных целей, которые интернационально запрещены. Эти газы не имеют запаха, невидимы и человек их не ощущает!!
В первую мировую войну имелись в наличии тоже ядовитые газы. Но они были видимы, как очень опасное облако. Они имели определённый запах, поэтому человек мог своевременно, хотя плохо, но каким-то образом защититься.
На коже можно было увидеть капельки и быстро их вытереть. Хотя это было достаточно ужасно, но не так ужасно, как в отношении современных ядовитых газов. И если люди, совершенно не замечая присутствия таких ядовитых невидимых газов, мгновенно падают мёртвыми?
Особой проблемой при заболевании проказой является тот факт, что места тела, которые поражены проказой, лишены чувства боли. На первый взгляд это отсутствие боли кажется не так уже и опасным.
Но последствия таковы: если прокажённый поранит себя в местах поражённых проказой, то он этого даже не замечает. Кровь течёт, а он этого не замечает. В третьем мире, где прокажённые находятся в резервациях, они собираются вокруг костра, чтобы иметь общение.
Они могут здесь же у костра заснуть и ногой или рукой попасть в костёр. А поскольку человек не чувствует болей, то в дополнение к своим страданиям, он может ещё и ужасно обгореть. Такие люди не могут защититься от последствий своих заболеваний, потому что они лишены чувства боли.
Врачи говорят, что существуют известные опухоли, которые распространяются, то есть увеличиваются в размере без всяких болей и не причиняют никаких проблем. А если дело дойдёт до такой степени, что человек начинает замечать, то часто бывает уже поздно, чтобы эту опухоль удалить.
Мы живём в такое время, когда люди больше не чувствуют грех болезненным, опасным, смертельным. Они встречают нас недружелюбно, если мы указываем им на их греховное состояние. Если им говорят, что их грехи являются опасными и смертельными.
Поэтому Бог делал грех чувствительным тем, что огненные змеи кусали Израильский народ. Грех приносит Израилю в пустыне болезненные последствия. Впрочем, в грехе мы находим объяснение всем страданиям, всей нужде, всему горю, всем болям в этом мире.
Недавно я читал об одном американском толкователе Библии. Он указывает на то обстоятельство, что природному грешному человеку совершенно подходило бы иметь возможность грешить, но чтобы не иметь при этом болезненные последствия.
Безвозмездно грешить, безболезненно грешить, грешить без последствий. Это очень подходило бы людям. Но это является милостью, если Бог говорит Адаму в книге Быт.3,17: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей»,
В болезненных последствиях греха мы видим защиту для человека, предупреждение для человека. Еве Бог сказал в ст.16: «…умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей…».
В этом мы видим обобщение того, что страдания в этом мире, являются следствием греха мира сего. Часто у людей возникает такой вопрос: как обстоит дело с распределением нужды и страданий в этом мире?
Почему часто виновные остаются безнаказанными, а невиновные страдают? Для нас это остаётся тайной. Именно это не является сейчас нашей темой, но, в общем, мы можем знать: если в этом мире существует так много горя, болезней, болей, нужды, то частично мы в этом видим Божий порядок, согласно которого человек не может грешить даром.
По меньшей мере, болезненные последствия греха должны выполнять известные тормозящие действия. Иногда я сознательно хотел бы грешить, но я знаю, какие это может иметь последствия. Поэтому я лучше не буду этого делать.
Правда, такой метод не является уже таким высоким мотивом в отношении отказа согрешать, но всё же это является защитой, предусмотренной нашим Творцом. И то, и это я могу, конечно, делать, но счёт мне будет позже предъявлен. Хорошо об этом сказано в 1Кор.10,23: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; все мнё позволительно, но не всё назидает».
Вы представляете, Господь Иисус так далеко идёт со Своими искупленными, что разрешает всё делать!! Но и здесь же, во второй половине этого стиха предупреждает, что не всё полезно и не всё назидает. Именно за всё то, что не полезно и не назидает, детям Божиим будет предъявлен счёт у судилища Христа, как читаем во 2Кор.5,10:
«ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
И в 1Кор.6,12 мы в первой части этого стиха читаем о том же, что «Всё мне позволительно, но не всё полезно…». Но во второй части этого стиха Святой Дух подходит к этому вопросу более строго и говорит: «всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Повторяю: «но ничто не должно обладать мною».
Это значит, что я заранее должен обдумать то, что я намереваюсь сделать. Является это в глазах Бога грех или нет. Если мы так будем поступать, то можем избежать многих сознательных и несознательных согрешений. Поэтому знание в этом вопросе может для нас являться защитой.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.