Бог ставит вопросы, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Рассмотрим сегодня вместе с вами тему, которая гласит: «Бог ставит вопросы». Библия, Слово Божие, очень много сообщает нам на эту тему. Человек может ставить Богу вопросы. А также сатана может ставить человеку вопросы. Но мы остановимся сегодня лишь на том, когда Господь Иисус, когда Бог ставит нам вопросы.Первый вопрос, который Бог ставит человеку, мы находим в книге Быт.3. Уже на первых страницах Библии Бог начинает ставить вопросы. Но в этом мы видим также черты характера Бога, Его любовь, которая стоит за вопросами, которые Он нам ставит.
Поэтому прочитаем текст в Быт.3,9-11: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? 10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. 11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?».
Бог ставит Адаму три вопроса. Эту ситуацию после согрешения Адама и Евы мы с вами все знаем. Перед этим Бог совершенно точно сказал Адаму и Еве, что они должны делать и что они не должны делать. Он им сказал, что они не должны есть плоды с одного лишь дерева, с дерева познания добра и зла, как читаем в книге Быт.2,16-17:
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь».
Но, несмотря на запрет Бога, Адам и Ева всё же съели плод с этого дерева. Как видим, Бог связал смерть с этим запретом. А в этих трёх вопросах Бога мы видим всю Божию любовь. При чтении этого диалога этот факт затронул моё сердце.
Бог не сказал просто: «Адам и Ева, а ну выходите из кустов, ведь Я вас совершенно точно видел. Можете мне ничего не рассказывать. Что вы вообще наделали? Вы пренебрегли Моим Словом, поэтому вы должны теперь умереть».
В этом мы видим Божию праведность, и Он мог бы это сделать. Так Бог мог бы поступить с человеком. И это было бы совершенно праведно. На этом люди подошли бы к концу истории человечества. Но Божия любовь судит совершенно иначе. Его сущность выглядит совершенно иначе. Человек прячется, а Бог следует за ним, ищет его, чтобы ему помочь. Бог спрашивает человека: «где ты?».
Это первый вопрос, который Бог и сегодня ставит каждому человеку. Первый вопрос гласит: «где ты?», «где ты стоишь?». Все погибшие люди мира сего более или менее пытаются спрятаться от Бога. Бог ищет каждого человека, который не верит в Иисуса Христа. Бог ищет его и спрашивает его: «где ты?», «где ты стоишь?». Выходи из своего убежища, ведь Я тебя уже давно вижу. Стань напротив Меня».
Очень радостно сознавать тот факт, что Бог не делает никаких упрёков. Хотя Адам и Ева нарушили Его единственную заповедь, но Он пытается тремя вопросами привести человека к очень важному познанию. Бог пытается этими тремя вопросами достичь того, чтобы человек сам осознал и объяснил своё положение и признал это перед Богом, чтобы истина вышла на свет.
Но человек поступил совершенно иначе. Читаю стихи 12-13: «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. 13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела».
Затем очередь дошла до змея, который не мог эту вину дальше ни на кого-то другого взвалить. Они охотней всего свалили бы вину на кого-то другого, но этому пришёл конец. Бог любезно спрашивает Адама, но он не выходит из заросли, чтобы сказать: да, вот так и так всё это произошло.
Он ни в чём не признаётся. Он практически взваливает вину на Бога: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». А Ева тоже переадресовывает вину на змея. В результате этого разговора мы должны бы совершенно опечалиться и сказать: как должен поступать Бог теперь с людьми?
Но затем мы приходим к этому мощному стиху 15, в котором Бог даёт нам людям надежду. Читаю стихи, где Бог говорит змею: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми;
ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; 15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».
После этого события, хотя человек не познал, в чём здесь заключалось дело, не увидел всё это в Божием свете, как Бог этого хотел, Бог даёт ему в Своей любви надежду. Он говорит: «когда-то родится Сын Человеческий, Который поразит сатане голову, но и Сам Он должен пострадать». В этом была выражена вся любовь Бога.
И нас, детей Божиих, Бог спрашивает сегодня: «где ты стоишь?». «Где ты находишься в твоей жизни веры?». «Где ты?». Бог ищет нас и постоянно приводит нас назад, если мы от Него убегаем и желаем от Него спрятаться. Любовь Бога идёт очень далеко.
В Рим.5,12 мы читаем о последствиях вины и греха Адама и Евы. Это были ужасные последствия. Там апостол Павел говорит: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили».
Хотя с момента грехопадения Адама и Евы люди жили в безнадёжности, но Бог дарит Своему творению надежду и посылает им Своего Сына. Он умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания, поэтому мы снова можем иметь общение с Богом. В этом мы видим Божию любовь.
Однако, пойдём дальше и займёмся ещё некоторыми библейскими персонами, которым Бог ставил совершенно личные вопросы. И следующему человеку на этой земле Бог ставит снова три вопроса. Мы с вами знаем эту ситуацию. С одной стороны, Авель построил жертвенник, на котором он принёс Богу жертву заклания.
Бог видит сердце Авеля. В нём имелось место для Бога, поэтому Бог призрел на жертву Авеля, а на жертву Каина Бог не призрел. В сердце Каина Бог не имел места. И тут же у Каина возникла ревность. У него тут же возгорелся гнев. Им овладела единственная мысль: «я должен убрать моего брата, я убью его».
В этой ситуации Бог ставит ему тоже три вопроса, как читаем в книге Быт.4,6-7: «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твоё? 7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним».
Тот факт, что Бог начинает ставить вопросы, говорит о Его любви. И вопросы Он задавал Каину прежде, чем он убил Авеля. Заметим себе это. Бог является сердцеведцем, как читаем в книге Д.Ап.15,8 «и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам».
Прежде, чем Каин совершил это убийство, Бог был уже здесь и желал предупредить Каина. И здесь мы видим Божию любовь. Дорогие братья и сёстры, я, конечно, не могу сказать, известны ли вам в вашей повседневной жизни такие случаи, когда вы что-то делаете, и вдруг, внутренний голос вас предупреждает, напоминает вам о чём-то важном.
В этом мы видим говорение Бога. Когда со мной такое происходит, то я немедленно делаю то, о чём Господь Иисус мне напомнил. В лучшем случае, Он может ещё раз вам об этом напомнить. И если сразу не сделаете это дело, то Он может больше не напоминать.
Он очень милостив, но в то же время требует порядка. Запомните, что Господь Иисус предупреждает нас не после того, когда будет уже поздно, но до того, как произойдёт неприятность.
Но часто наши проблемы заключаются в том, что мы так заняты, что и в суете дня мы слышим голос Господа Иисуса уже не так ясно. Возможно, что у вас бывает так: вы слышите этот внутренний голос, и думаете, что вы сами об этом вспомнили. Вы говорите себе: «ах, я это сделаю немного позже».
Но вы забыли, а Господь Иисус вторично не напомнил вам об этом. И вы пострадали от вашей неисполнительности, и впоследствии очень об этом пожалели! Поэтому кайтесь перед Господом Иисусом и научитесь быть исполнительными.
Лично я желаю, чтобы Голос Иисуса я понимал должным образом сегодня, больше не акустически, как тогда по отношению к Каину. Сегодня Бог говорит к нам в тишине через Своё Слово, но Бог говорит к нам также в ходе дня через Святого Духа.
Он желает нас предупредить, особенно если нас ожидает что-то неприятное, чтобы нас от этого предостеречь. Существуют такие вещи, которые мы хотим сделать скрыто. Существуют также злые вещи. А Бог предупреждает нас через неожиданную мысль, через какое-то слово из Библии, или ещё каким-то образом.
Бог обращается к Каину и спрашивает его: «почему ты огорчился?». Ответ на этот вопрос Он хочет слышать от Каина. «Собственно, что с тобой случилось? Всё твоё лицо искажено». Конечно, мы все замечали это на себе. Во всяком случае, окружающие нас люди замечают, если нас вдруг что-то внутренне потрясло.
Выражение наших глаз и выражение лица так изменяются, что это невозможно не заметить. Внезапный приступ гнева или ярости вспыхивает в нашем сердце и находит своё выражение на нашем лице и глазах.
По этому поводу Иисус говорит в Евангелии от Лук.11,34: «Светильник тела есть око; итак, если око твоё будет чисто, то и всё тело твоё будет светло; а если оно будет худо, то и тело твоё будет темно».
Это состояние сердца Каина нашло своё отображение на его лице. Бог говорит Каину: «ты только посмотри на себя. Когда ты делаешь добро, то смотришь совершенно иначе. Тогда твои глаза и всё твоё лицо выглядят совершенно иначе.
Но теперь ты повесил голову и смотришь на землю. У тебя только одна мысль, чтобы убить твоего брата». Бог предупредил его, но Бог делает ещё больше. Бог даёт Каину снова обетование. Бог говорит: «внимание, Каин, у дверей грех лежит! он влечёт тебя к себе».
Грех влечёт к себе, но Бог даёт Каину обетование: «но ты господствуй над ним (над сатаной). Господь говорит Каину: хотя грех влечёт тебя, но ты имеешь возможность господствовать над сатаной, который стоит за этим грехом и искушает тебя. Уже здесь Бог говорит об этом Каину.
Собственно, после этого открытого диалога Каин должен был пасть на колени и сказать: «Господи, именно это мучает меня. Благодарю, что Ты предупредил меня. Ужасные мысли роятся в моём сердце. Я принял решение убить моего брата, но помоги мне, Боже, победить эти мысли».
Такова должна была быть реакция Каина. Но об этом мы здесь ничего не читаем. Каин не отреагировал на предупреждение Бога. Это очень печально.
Это прекрасно, что и нас Господь Иисус точно так предупреждает, если у кого-то из нас грех лежит у дверей, какая-нибудь страсть, которая очень быстро одолевает нами. Господь Иисус предупреждает нас и одновременно говорит: ты можешь эту страсть победить, а именно, через Меня.
В силе крови Господа Иисуса, именем Господа Иисуса мы можем побеждать такие греховные мысли. Мы не стоим беззащитными по отношению к таким греховным искушениям. Но Бог даёт Каину точно такое обетование, какое мы имеем от Господа Иисуса, чтобы побеждать сатану и власти тьмы.
Об этом мы читаем в знакомом нам месте Писания в Новом Завете. В послании Еф.6,10-17: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, всё преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; 17 и шлём спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие».
Но о самом главном условии нашей успешной борьбы против сатаны, которое должно предшествовать этому духовному вооружению, мы находим у Иакова. Это главный ключ к победе, читаю из гл.4,7: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас».
«Покоритесь Богу!». В покорности Богу находится ключ нашей успешной борьбы против сатаны и его демонов. Но события развиваются дальше. Буквально в следующем стихе Каин идёт в поле и убивает своего брата. Случается именно то, о чём Бог уже знал.
И тут я снова был постыжен тем, как Бог дальше действует. Он снова приходит к Каину, как будто ничего не было, и спрашивает его в ст.9: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?».
Бог ставит Каину третий вопрос: «где Авель, брат твой?». Ведь Бог, как всезнающий, совершенно точно знал, что произошло. В Послании Евреям мы читаем о крови Авеля в гл.12,24: «и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева».
Бог совершенно точно знал, что произошло с Авелем и где он находится, но Он желает привести Каина к признанию. Он желает, чтобы Каин одумался и покаялся. Поэтому Бог задаёт Каину этот вопрос. Конечно, в этой ситуации я отреагировал бы на месте Бога совершенно иначе.
А Бог, несмотря на совершённое преступление Каина, идёт всё же за ним в Своём долготерпении. Затем следует ответ Каина: «не знаю; разве я сторож брату моему?». Наглый ответ Богу.
Когда Господь Иисус нас увещевает, или о чём-то предупреждает, то и мы иногда так поступаем, как будто нас это совсем не касается. Мы люди вообще прожжённые типы, не имеем ни стыда, ни совести. Моим большим желанием является так же, чтобы я серьёзно воспринимал вопросы Господа Иисуса, и чтобы я познал себя в Божием свете.
Затем Бог говорит: «что ты сделал?». А в ст.16 дальше читаем: «И пошёл Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема».
Слово «Нод» означает «бегство». Каин находится в бегстве от Бога. И сегодня в этом вопросе ничего не изменилось. Подавляющее большинство людей мира сего находятся в бегстве от Бога. Но в Своей любви Бог идёт за этими людьми, ставит им вопросы и ждёт, когда они вернутся к Нему.
Следующий, кому Бог ставил вопросы, был Моисей. Об этом читаем в книге Исх.3. И Моисею Бог ставит три вопроса. Но до этого он получает задание, о котором читаем в ст.10: «Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых».
В этом мы видим мощное задание Бога Моисею, задание, которое его чуть не раздавило. И как Моисей реагирует на это задание Бога? Мы только коротко коснёмся этого события.
Моисей приносит Богу пять отговорок:
1. Он говорит: кто я вообще такой? Кто я такой, чтобы я выполнял это задание?
2. Во-вторых, он говорит: что я скажу народу, от кого я пришёл? Если меня кто-нибудь спросит, кто меня послал, то кого я должен вообще назвать?
3. В третьих, он говорит в Исх.4,1: «…а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь?».
«Они даже не послушают моего голоса, и так или иначе они мне не поверят. Хотя Ты меня сейчас посылаешь, но Божий народ мне не поверит».
4. В четвёртых он говорит: «я не могу говорить».
5. И в пятых он говорит в гл.4,13 «…Господи! пошли другого, кого можешь послать».
На этом Моисей пока что закончил свои возражения. Бог даёт Моисею задание, а он приносит для начала Богу пять отговорок. Я думаю что и в таком поведении мы хорошо узнаём себя. И мы имеем в нашей жизни веры определённые задания от Бога.
Эти задания предназначены специально для нас, и мы вместо себя никого не можем посылать. И что мы при этом делаем? На первый случай мы имеем тоже убедительные отговорки: то ситуация не совсем благоприятная, в следующий раз, я чувствую себя не совсем хорошо.
Подобных отговорок мы находим очень много. И мы часто ссылаемся на то, что не можем говорить. Или же я боюсь браться за это дело, боюсь не справиться. А затем оказалось, что для этого задания у меня нет сейчас времени, я слишком занят своим хозяйством.
И как Бог приходит теперь с Моисеем к цели, с таким человеком, который имеет кучу отговорок? Для начала Он задаёт Моисею вопросы. Бог отвечает на каждую отговорку Моисея. Бог отвечает на каждую отдельную отговорку, но Сам задаёт вопросы. О первом вопросе мы читаем в книге Исх.4,2: «И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл».
Затем Бог даёт Моисею власть совершать знамения. Это был первый вопрос Бога Моисею, после которого Бог даёт ему власть совершать знамения. Второй вопрос, который Бог задаёт Моисею, мы находим в гл.4,11: «Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?».
Итак, Бог говорит Моисею: ты говоришь, что ты не можешь говорить. А Я говорю тебе: собственно, «кто дал уста человеку?». Ведь Я же Творец! Бог пытается этими вопросами вызвать в Моисее интерес к активным действиям. И в то же время Бог пытается кое-что обнажить.
Истинная причина того факта, что Моисей не хотел идти, заключается в том, что он действительно не хотел идти. Поэтому все отговорки, которыми Моисей мотивировал перед Богом, он пускал перед собой, толкал их перед собой.
Самое первое: «собственно, кто я такой? От кого я должен придти к Израилю? Они мне, так или иначе, не поверят. Я не могу говорить…». Но истинную причину в его сердце мы видим в том: «я не хочу идти». И это выяснилось в конце разговора.
Именно этого Бог достиг тоже через Свои вопросы, через которые Он вывел Моисея, как говорится, на чистую воду.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.