Бог ставит вопросы, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Бог ставит вопросы». Сегодня вторая, заключительная часть. В первой части мы закончили на том, что Своими вопросами Господь Иисус вывел Моисея на чистую воду. Точно так Бог поступает и с нами. С помощью вопросов Он выводит на свет наши истинные мотивации. Возможно, что настоящую причину, почему он не хотел идти, Моисей не совсем осознавал.
И мы в нашей жизни веры кое-что не совсем точно осознаём. Однако, когда через Слово, через проповедь, в молитве Господь Иисус нас спрашивает, и мы неожиданно осознаём, что является истинной причиной желания нашего сердца. Тогда наши тайные мысли выходят на свет.
В случае с Моисеем происходит что-то подобное. Через Слово Божие Моисей испытывает преобразование веры. Вера заполняет его сердце, и он идёт по заданию Бога. Но этот вопрос мы подробней не будем рассматривать, а прочтём ст.18:
«И пошёл Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли ещё они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром».
«И пошёл Моисей». Бог задаёт вопросы. Он даёт нам задания. Когда мы имеем отговорки, тогда Он задаёт нам вопросы, чтобы мы хорошо осознали, что является нашей действительной мотивацией.
Третий вопрос Бог ставит Моисею в ст.14: «И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина?». Для выполнения задания Бог даёт помощника Моисею.
А теперь перейдём в Новый Завет. И здесь Бог задаёт кому-то вопросы. Мы все эту выдающуюся историю хорошо знаем. Об этом читаем в Ин.21. Там Господь Иисус задаёт Петру три вопроса. Он задаёт Петру эти вопросы с совершенно определённым намерением.
Прежде, чем Иисус умер на Голгофском кресте, Пётр трижды отрёкся от Него. Читая эту историю, мы очень опечалены, и до слёз жалко Петра. Конечно, Пётр очень хотел бы этот вопрос привести в порядок до того, как Иисус умер. Но Иисус умер, и Пётр не успел это сделать.
Это ужасное положение! И, как здесь у Петра, у нас бывает, что мы хотели бы что-то уладить с братом или с сестрой, но они умерли. Мы с вами должны понимать, как Пётр страдал под тяжестью этого греха. Последним был этот взгляд Иисуса, под воздействием которого Пётр горько заплакал.
После этого от тесного общения между Иисусом и Петром ничего больше не осталось. После воскресения Господь Иисус особенно явился Петру, но Пётр был духовно сломан. Этот Пётр, который всегда был полон энергии, вдруг сломался. Но Господь Иисус имел для Петра определённое задание.
В том состоянии, в котором Пётр находился, Господь Иисус не мог его по-настоящему использовать. Поэтому в Ин.21 Господь Иисус задаёт Петру три вопроса.
Ст.15: «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?».
В ст.16: «Ещё говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?».
И в ст.17: «Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?».
Я попытался немного войти в положение Петра и представил себе, что моя жена спросила бы меня: «Роман, ты меня любишь?». Я ответил бы ей: «конечно, я люблю тебя». Но если бы через 30 секунд она снова спросила меня об этом: «Роман, действительно ты меня любишь?». Тогда я посмотрел бы на выражение её лица и подумал бы: стоп, тут что-то неладно. Неужели я что-то прозевал? Или что-то случилось? Я был бы, конечно, поражён.
И этот ответ: «конечно, я люблю тебя» прозвучал бы из моих уст совершенно иначе. Эти слова я произнёс бы запинаясь. И если бы через минуту она ещё раз меня спросила: «Роман, ведь ты мой муж, скажи, действительно ли ты меня любишь?».
Я думаю, что в таком случае подо мной исчезла бы почва. При этом я подумал бы: «что всё это значит?». У Петра эти вопросы Иисуса тоже прошли через все мозги. Трижды спросил его Иисус, Которого он действительно любил, и спросил его об одном и том же.
Мы ни в коем случае и никогда не можем отрицать, что Пётр любил Иисуса. Он любил Его от всего сердца. При испытании Петра получилось так, что он дал, как говорится, осечку, но в глубине своего сердца, он действительно Иисуса любил.
Теперь Иисус спрашивает его: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?». На греческом языке для слова «любить» имеется три слова. Во-первых, слово «agape», во-вторых слово «phileo», и в-третьих слово «eros». Это интересно, видеть эти три варианта в трёх вопросах Иисуса.
В первом вопросе Иисус говорит Петру: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня agape?», что означает: «имеешь ли ты Божественную любовь ко Мне?». Пётр отвечает: «так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя phileo».
На других языках этот оборот речи так не получается. Господь Иисус спрашивает Петра о Божественной любви agape, а Пётр отвечает: «я люблю Тебя, как брат брата любит, но этой Божественной любви во мне нет. Во втором вопросе получается то же самое. А в третий раз Иисус спрашивает Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня phileo?».
Иисус ставит под вопрос эту любовь Петра. Я уверен, что Пётр претерпевал при этом большие внутренние боли, когда Иисус спрашивал его: «любишь ли ты Меня». Но в греческом языке эти оттенки любви ясно вырисовываются. В этом диалоге Господь Иисус говорит ещё о другой любви.
Над любовью, о которой Пётр постоянно говорит, что он её имеет, Иисус при третьем вопросе ставит вопрос, ставит её под сомнение. К этому моменту у Петра кончились все аргументы, поэтому говорит: «Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (ст.17). Этими тремя вопросами Иисуса Пётр был глубоко тронут.
Но Господь Иисус назидает Петра таким образом. Он даёт ему задание и утверждает его. На основании этих трёх вопросов отношения между Петром и Иисусом были снова восстановлены. В глубине своего сердца Пётр познал, что он ничто, что он ничего не может, что он целиком и полностью зависим от Господа Иисуса.
Но затем он получает задание и полное доверие со стороны Иисуса. Господь Иисус не говорит Петру: «ты – неудачник, ты не оправдал доверия. До креста ты имел хорошо подвешенный язык, а теперь ты стал вот таким. Уходи, Пётр, с моих глаз, Я не могу тебя больше использовать. Ты не оправдал доверия».
Нет! Господь Иисус ставит ему эти три вопроса, а затем Он даёт Петру надежду, что Он его использует и говорит ему: «паси агнцев Моих», «паси овец Моих». Иисус даёт Петру задание быть пастырем над другими детьми Божиими. Это известие в высшей степени укрепляет Петра.
И если мы заглянем в книгу Д.Ап., то после дня пятидесятницы мы видим совершенно другого Петра. Он стоит перед многими тысячами слушателей, и в такой силе проповедует Слово Божие, что из этой массы людей сразу пять, а в другой раз ещё три тысячи человек обращаются к Господу Иисусу. Он не имеет больше страха.
При общении с Иисусом его сердце было очищено. Господь Иисус очистил его сердце. И общение Петра с Иисусом было снова полностью восстановлено.
И нам Господь Иисус задаёт совершенно личные вопросы: любим ли мы Его? На этот вопрос мы можем очень быстро ответить: «конечно, естественно, дорогой Господь Иисус, я люблю Тебя». Но я задал вопрос себе и спрашиваю вас: «где это видно, и как это находит своё выражение, что мы любим Господа Иисуса?
Это начинается с того, что мы утром встаём, обращаем наши мысли на Иисуса и добросовестно читаем Его Слово. В этом начинается наша любовь к Иисусу. Это – первое. Выпускники библейской школы в Беатенберге рассказывают, что там была такая учительница, которая рассказывала о себе: в течении 50 лет следования за Иисусом, у неё не было ни одного утра, чтобы не сделать тихое время.
Она говорила: «я имею личный термин, время встречи с Богом. А Бога нельзя заставлять ждать». Для учащихся это было великим и убедительным свидетельством. При этом в аудитории водворялась полнейшая тишина. Это именно то, что перед Богом считается, это богобоязнь, которая за этим стоит.
Учительница продолжала: «я утром встаю с сознанием, что Господь Иисус меня ждёт. При этом я не поворачиваюсь на другой бок и заставляю Его стоять перед моей кроватью. Я не даю своей плоти ещё понежиться в кровати и снова уснуть, но я встаю и читаю Слово Божие».
К моему стыду, лично о себе я не могу этого сказать. Свидетельство этой учительницы меня глубоко тронуло. В этом выражается любовь к Господу Иисусу. Такое отношение к Слову Божиему в какой-то степени завуалировано в условии, которое Господь Иисус ставит Своим искупленным в отношении любви к Нему.
Об этом условии мы читаем в Евангелии от Ин.14,21: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
А чтобы иметь заповеди Бога, нужно регулярно читать Слово Божие, как эта учительница в библейской школе. А теперь обратим наш взор к Иову, в котором мы видим прекрасный прообраз Господа Иисуса. Бог испытывал его верность и задавал ему вопросы.
Об испытании Богом Иова мы читаем в книге Иов.1,21-22 «и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! 22 Во всём этом не согрешил Иов и не произнёс ничего неразумного о Боге».
Прекрасно! Но сатана не успокаивается на этом и дальше приступает к Богу в отношении испытания Иова. Бог разрешает ему покушаться и на плоть Иова, как об этом читаем в гл.2,4-8 «И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек всё, что есть у него;
5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя? 6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. 7 И отошёл сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. 8 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел».
А в ст.13 этой главы читаем о том, что друзья Иова, которые пришли его утешать, сидели с ним на земле семь дней и семь ночей, и ни один из них не проронил ни одного слова, потому что видели, что боли Иова чрезвычайно ужасны.
Но затем они решили дать ему совет, и дело дошло до дискуссии, как читаем в гл.2,13 «И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико».
Иов начинает оправдываться. А его друзья говорят ему о том, что он виноват в своей болезни, потому что он грешит. Иов на все их обвинения отвечает: «нет, я не согрешал. Я совершен. Я могу вам всю свою жизнь показать. Я ничего грешного не делал». Борьба между ними становится всё интенсивней.
В конце концов, Иов доходит до того, что из-за всех своих страданий он начинает роптать против Бога. Мы, конечно, понимаем Иова. Но что же делает теперь Бог? Как Ему справиться с Иовом и направить его мышления на правильный путь? Всё случившееся с ним, все нападки друзей с их пустой болтовнёй Иов не понимает.
Что же в этой ситуации делает Бог? Бог ставит вопросы. Чтобы понять и увидеть, как Бог приходит с Иовом к цели, начнём с гл.38. Там мы читаем в ст.1-7: «Господь отвечал Иову из бури и сказал: 2 кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? 3 Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне:
4 где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. 5 Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? 6 На чём утверждены основания её, или кто положил краеугольный камень её, 7 при общем ликовании утренних звёзд (ангелов), когда все сыны Божии восклицали от радости?».
В книге Иова в главах 38 и 39 мы насчитываем 40 вопросов, которые были поставлены Иову, один за другим. Бог представляет Себя Иову в Своём полномочии и говорит Иову в гл.39,32: «будет ли состязающийся со Вседержителем ещё спорить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему».
Бог поставил Иову не три и не пять вопросов, а 40 вопросов один за другим. Затем Иов отвечает Богу в этой же главе ст.33-35: «И отвечал Иов Господу и сказал: 34 вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. 35 Однажды я говорил, — теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду».
В гл.40,1-5 этот диалог Бога с Иовом идёт дальше. Там мы читаем: «И отвечал Господь Иову из бури и сказал: 2 препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. 3 Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? 4 Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? 5 Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие».
Затем Бог снова ставит Иову вопросы, 16 вопросов один за другим. Всё Своё величие и могущество Бог ставит Иову перед глазами. Он проводит Иова через весь мир животных. Затем Иов отвечает Богу. Об этом читаю в гл.42,1-6: «И отвечал Иов Господу и сказал: 2 знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твоё не может быть остановлено.
3 Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. 4 Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. 5 Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; 6 поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».
Здесь мы видим ответ Иова после всех вопросов, которые Бог ему поставил. Как видим, и с Иовом Бог пришёл к цели. Каким образом? Потому что Бог ставил Иову совершенно конкретные вопросы, и, на фоне немощи Иова, Он показал ему всё Своё могущество. Но опять же без всяких упрёков.
И нас Господь Иисус желает ободрить и направить на правильный путь мышления. Каким образом? На основании Своей любви и долготерпения, независимо от того, в какой ситуации мы находимся.
Господь Иисус пришёл с Иовом к цели. Иов выздоровел. Об этом читаем в гл.42,10: «И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде».
Удивительное дело, как Господь Иисус прославился в Иове!
Бог ставит нам вопросы. В Библии мы находим ещё целый ряд божиих мужей, которым Бог ставит очень важные вопросы. К примеру, пророка Исаию Он спрашивает: «…кого Мне послать? и кто пойдёт для Нас?».
О пророке Илии читаем в 3Цар.19,4 «А сам отошёл в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих».
Но Господь Иисус не оставляет его в этом разочарованном состоянии. Дважды Ангел Господень приходит к нему и говорит: «встань, ешь». Это был Господь Иисус. И Савлу Господь Иисус ставит вопрос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?».
В книге Иова мы имеем сообщение о том, что Иов впоследствии, как мы выше отметили, испытывает в отношении вопросов. Читаю из книги Иов.9,1-3 «И отвечал Иов и сказал: 2 правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом? 3 Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи (вопросов)».
Это Иов затем сам испытал и убедился. Бог поставил ему 56 вопросов, и не на один из них он не ответил. А впоследствии и сам Иов мог сказать, что ни на один из тысячи вопросов он не смог бы ответить.
Это именно то, что Бог сделает перед большим белым престолом. Посредством Своих вопросов Он обезоружит всех погибших грешников, которых мы там будем судить вместе с Иисусом.
Сегодня люди, которые не верят в Бога и Господа Иисуса, думают, что они как-нибудь уладят отношения с Богом. Они говорят: «ах, если я буду перед Богом стоять, если Он действительно существует, то я как-нибудь оправдаюсь, как-нибудь с Ним справлюсь».
И если мы представим себе такую ситуацию, что Бог задаст им лишь некоторые вопросы из их жизни. К примеру: «почему ты не принял Меня в своё сердце? Почему ты этого не сделал? Я в любви ходил за тобой, а ты уходил от Меня не принял в своё сердце». На эти вопросы не последует ни один ответ, и никакое возмущение.
Каждый будет знать: я совершенно справедливо и праведно осуждён. Поэтому сегодня, пока мы ещё живём во время благодати, для всех погибших грешников существует возможность уладить отношения с Богом, покончить с состоянием войны с Богом, и примириться с Ним через Господа Иисуса.
Принять Иисуса через покаяние в грехах в своё сердце, как своего личного Спасителя, Который всех нас любит. Нужно только придти к Нему на Голгофу и сказать: «да, я являюсь погибшим грешником. Только ты, дорогой Господь Иисус можешь мне помочь, потому что Ты имеешь власть прощать грехи.
Прости мне все мои грехи, омой меня Своей дорогостоящей, спасающей кровью, и сделай меня дитём Божиим. Если среди слушателей и читателей наших проповедей есть такие посетители, которые ещё не приняли Иисуса в свои сердца, то Господь Иисус сегодня ещё предлагает сделать этот решающий шаг в вашей жизни.
В Своей любви и долготерпении Он ждёт вас, поэтому смотрите, чтобы вы не опоздали решить с Господом Иисусом вопрос вечной жизни. Аминь.