История Иосифа, часть четвёртая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «История Иосифа». Сегодня четвёртая часть. Переходим к ст.4 нашего главного текста, который гласит, Быт.37,4: «И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли больше приветствовать его (говорить с ним дружелюбно».
Это предложение из Слова Божиего! Мы не будем считать себя такими, что находимся в состоянии растолковать это предложение во всей Божией полноте. Такими мы себя не считаем, но мы считаем, что при сегодняшнем рассмотрении данного высказывания Господь Иисус введёт нас в его содержание.
И мы сможем кое-что познать из того, что нам желает сказать Святой Дух, что здесь написано между строками, и что Господь Иисус желает нам дать на наш путь веры. Упомянутая здесь ненависть практически является в данном высказывании Слова Божиего главным отрицательным полем.
Основная причина этой ненависти заключается не в том, как мы думаем, в этой цветной и длинной одежде. Уже из ст.2 мы познаём, что братья Иосифа уже жили в своей злобе по отношению к Иосифу. Отличительная одежда Иосифа послужила лишь поводом к тому, что злое сознание братьев Иосифа перешагнуло в свою конечную стадию.
И здесь мы должны отметить: на что только человек ни способен, если он обманут! Каждое неправильное действие, каждое отсутствие победы у верующих, следует искать в том, что они обмануты властями тьмы.
Они ненавидели Иосифа, потому что особая любовь отца покоилась на нём. И сегодня в этом ничего не изменилось. Безбожный мир ненавидит детей Божиих, не зная, собственно, почему. Именно в этом мы видим, что главной причиной является не человек….
Именно в этом месте я хочу вам сегодня сказать, чтобы никто из нас не вообразил себе, а воображение перед Богом так или иначе не считается, никто да не вообразит себе, что мы сами находимся в состоянии сформировать нашу земную жизнь.
Мы не являемся таковыми и не можем этого сделать. Поэтому поводу Слово Божие говорит так внятно и ясно, что мы созданы через Него и для Него. Читаю из послания Кол.1,16: «ибо Им (Иисусом) создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — всё Им и для Него создано».
С этим «всё Им…создано» всё ясно, но выражение «для Него создано», показывает, что творения Господа Иисуса без исключения имеют такое оснащение, чтобы служить живому Богу. Но Божии творения, как ангелы, так и люди, не могут самостоятельно жить вне Божией воли. Они могут существовать, но не могут жить.
Безбожный мир в основном несознательно ненавидит детей Божиих, именно потому, что любовь небесного Отца особым образом окружает нас. А власти тьмы это видят и возбуждают в неверующих ненависть. Безбожные люди сами по себе этого не видят, потому что они слишком погрязли в грехах, чтобы в духовных вещах отличать положительное от отрицательного.
Я позволю себе в этом месте ещё раз привести лозунг христиан. Хотя в Библии об этом не написано, но он соответствует истине: «грех делает нас глупыми». Вы можете задать вопрос: почему отец Иаков любил Иосифа намного больше, чем остальных своих сыновей? И в этом заключается определённая причина.
А именно потому, что Иосиф не жил в такой злобе, как его братья! Да и сам Иосиф очень любил своего отца Иакова. А поскольку Иосиф любил отца, то он поступал в соответствии с его словом. Дорогие братья и сёстры, и всем вам я должен сегодня открыть глаза на этот факт: перед Господом Иисусом вы живёте в той верности и отдаче, насколько вы Его любите, и не больше!
Иаков ежедневно чувствовал в обращении с Иосифом, что Иосиф его любит. Если мы читаем, что Иаков его больше любил, чем всех его братьев, то этот факт напоминает нам о совершенном Сыне небесного Отца, Иисусе Христе. Об этом мы читаем в Евангелии от Ин.3,35 «Отец любит Сына и всё дал в руку Его».
А Сын Божий, Господь Иисус, отвечает на отношение Божией любви в Евангелии от Ин.10,17 «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её (как видим, сама причина, почему Отец любит Сына, заключается в послушании Иисуса Отцу)».
А ведь в этом послушании Сына Отцу, что по Его воле Он отдал на кресте Свою жизнь за погибших грешников, мы видим ту великую благодать Отца, которая стала нашим достоянием через Иисуса Христа! Ну, давайте, ещё раз коротко, без особых комментарий посмотрим, конкретно какую власть Отец дал Своему Сыну за Его послушание.
- Поскольку Иисус добровольно согласился умереть за всех погибших грешников, то Отец дал Ему власть оставить жизнь и снова взять её, чтобы принести Себя в Жертву за наши грехи. Как написано в Евангелии от Ин.10,17-18:
«Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. 18 Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего».
- Отец дал Сыну всякую власть на небе и на земле, как читаем в Евангелии от Мтф.28,18: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле»,
а более конкретно мы это видим в Пс.8,6-7: «Не много Ты умалил Его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; 7 (а теперь самое главное) поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его».
Сюда же следует отнести сообщение в Евангелии от Ин.3,35 «Отец любит Сына и всё дал в руку Его».
- Отец дал Сыну власть над всей плотью, то есть над всеми людьми. Поэтому тем, которые в вере и с покаянием в своих грехах придут к Нему, тем Он даст жизнь вечную, как читаем в Евангелии от Ин.17,2: «так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему (всем людям), что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную».
- Отец дал Сыну власть прощать грехи, как читаем в Евангелии от Лук.5,24: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
- Отец дал Сыну также власть совершать суд над людьми, которые не примут Иисуса своим Спасителем. Иисус настолько воплотился с Отцом, что имеет ту же сущность, что и Отец. Поэтому Он во всех отношениях мыслит точно так, как и Отец. Читаю из Евангелия от Ин.5,27-30:
«И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. 28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. 30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».
- Отец поставил Сына наследником всего, то есть дал Ему власть быть наследником всего, что имеет Сам, как читаем в послании Евр.1,2 «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».
К вопросу о наследстве следует отнести также сообщения из Евангелия от Ин.16,15 «Всё, что имеет Отец, есть Моё; потому Я сказал, что от Моего возьмёт и возвестит вам».
Рим.8,16-17 «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. 17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться».
В доказательство по этому вопросу ещё один пример из Ветхого Завета. При этом следует учесть, что Авраам является прообразом небесного Отца, а Исаак – прообразом Господа Иисуса, читаю из книги Быт.25,5: «И отдал Авраам всё, что было у него, Исааку».
- Отец дал Сыну также власть над Святым Духом, чтобы, когда Иисус завершит Своё дело на земле, излить Его на землю, как читаем в книге Д.Ап.2,33: «Итак Он, быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование (власть) Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите».
Завершение дела Отца и Сына на земле мы видим в следующем сообщении. Тогда Сын снова передаст всю власть Отцу. Читаю из 1Кор.15,20-27: «Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших. 21 Ибо, как смерть через человека (Адама), так через Человека (Иисуса) и воскресение мёртвых.
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. 24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. 25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
26 Последний же враг истребится — смерть, 27 потому что всё покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему всё покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему всё. 28 Когда же (Отец) всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всём».
Я перечислил эти факты, чтобы подчеркнуть любовь Иакова к своему сыну Иосифу, который хотя и слабым, но прообразом Господа Иисуса Сына Божиего. Сколько ненависти пылало к Иисусу вот уже 2000 лет тому назад, как Он Сам говорит об этом в Евангелии от Ин.15,25: «Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно».
Большинство верующих читают это место Писания, подтверждают этот факт кивком головы, или даже скажут «да», и на этом своё чтение прекращают. На сегодняшний день это великий грех в Церкви Иисуса! В Лк.19,14 мы в притче читаем интересное сообщение: «Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав».
Теперь мы видим, на что способна ненависть. Ненависть может даже посольство ввести в действие. Они имели кое-что сообщить этому человеку. И посылают известие через посольство вслед за этим человеком. Это очень интересное высказывание. Мы с вами знаем слова, которые они хотели сообщить этому человеку.
Они гласят: мы «не хотим, чтобы Он царствовал над нами». Без сомнения эти слова сказаны против Господа Иисуса. Уже в Ветхом Завете псалмописец пророчествует о Христе Иисусе в Пс.37,19: «А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно».
Из-за ненависти братья Иосифа не могли ему больше смотреть в глаза. Это интересно и об этом можно ещё многое сказать, но мы должны дальше идти. Они не могли больше Иосифа приветствовать. Они уже были не в состоянии это делать. Причину мы видим в их ненависти.
Возможно, что ненависть они не проявляли явно наружу, но она была здесь. Они имели нечистую совесть, так как вели против отца худые наговоры. Они не могли больше приветствовать Иосифа.
Теперь мы можем видеть, если верующие имеют нечистую совесть, как глубоко они могут духовно и морально опуститься. О них можно подумать, что они находятся уже внизу в преисподней, но они ещё здесь. В Евангелии от Мтф.27,29 читаем о том, как враги приветствуют Иисуса: «и, сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: приветствуем Тебя (радуйся), Царь Иудейский!».
Но в этом приветствии мы видим богохульство. Поэтому задаём себе теперь вопрос: для чего может быть использовано приветствие? К примеру, Иуда Искариот использует своё приветствие Иисуса, чтобы предать Его врагам. Об этом мы читаем в Евангелии от Мтф.26,49: «И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: приветствую Тебя (радуйся), Равви! И поцеловал Его».
Характерное место мы находим в Евангелии от Мтф.5,47. Там мы читаем: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?»
А в ст.44 Бог призывает нас любить наших врагов: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
В ст.47 Израильтяне приветствуют только своих близких, своих братьев. Это говорит о том, что на основании ненависти братьев Иосиф стал их врагом, и они не смогли его больше приветствовать. Следовательно, вражда рождается в ненависти. А ненависть находится в тесной взаимосвязи с завистью в собственных отношениях.
В этом мы видим библейские лейтмотивы. Не другие, но именно эти взаимосвязи являются библейскими лейтмотивами. Если заглянем в событие, которое произошло между Каином и Авелем, то найдём те же самые аспекты, а именно потому, что на жертву Каина Бог не призрел.
Об этом читаем в книге Быт.4,5: «а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его», то есть на этой почве у Каина возникла зависть. А на основании этой зависти у Каина возникла ненависть к своему брату, а затем и убийство. И Каин, как здесь читаем, не мог больше смотреть брату в глаза, поэтому поникло лицо его.
У Иосифа мы имеем ту же картину. Но интересен тот факт, что в непосредственной истории Иосифа мы не находим слово зависть. Но, тем не менее, это была зависть со стороны его братьев. И ещё раз повторяю, что это была зависть.
Поэтому не становитесь, пожалуйста, завистливыми по отношению ко мне, потому что об этом написано в Библии, а именно в Д.Ап.7,9. Там Святой Дух упоминает о том, чтобы мы имели ясное направление в Библии, чтобы понять, откуда возникло это зло против Иосифа в такой форме, как мы его имеем в Быт.37: «Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним».
Этого достаточно. Большего доказательства не требуется. Ведь здесь ясно написано. Я всегда радуюсь, читая сообщения Святого Духа, которые в Новом Завете следуют из историй Ветхого Завета. Таких сообщений мы имеем в Новом Завете множество. Для меня эти сообщения являются настоящими конфетками в Слове Божием.
Это очень ценные сообщения. И у Иудеев мы видим эту зависть по отношению к Иисусу. Об этом знали не только Иудеи, но и деспотичный язычник Пилат, как читаем в Евангелии от Мтф.27,17-18: «итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? 18 ибо знал, что предали Его из зависти».
Дорогие братья и сёстры, это так хорошо, когда на каждое событие мы сразу имеем в Библии также письменное подтверждение. Я люблю подтверждать все объяснения соответствующими местами Писания.
А зависть всегда готовит и ровняет путь для ненависти. В этом вопросе Иосиф передаёт нам хотя и слабый, но очень меткий и острый прообраз Иисуса Христа.
Поэтому апостол язычников Павел не напрасно ставит зависть рядом с убийством, как читаем в послании Рим.1,29: «так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия».
Завить и убийство Павел ставит рядом, одно за другим, потому что между завистью и убийством – расстояние менее, чем толщины папиросной бумаги. А поскольку они так близко расположены друг ко другу, то искры от одного перескакивают к другому.
О последствиях мы можем прочитать, что произошло между Каином и Авелем, между Иосифом и его братьями, а затем между Иудеями и Иисусом. Бог говорил однажды через Моисея Своему народу Израилю в книге Втор.18,15-18: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте,
16 так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть. 17 И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили.
18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему».
Исполнение этого пророчества мы находим в сообщении Самого Иисуса в Евангелии от Ин.8,26-28: «Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. 27 Не поняли, что Он говорил им об Отце. 28 Итак Иисус сказал им: когда вознесёте Сына Человеческого (на крест), тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.