Кто может наслаждаться без Господа, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Кто может наслаждаться без Господа». Сегодня вторая, заключительная часть. В первой части мы закончили на том, что от колоквинта организм человека разрушается. Затем человек умирает.
Следовательно, то, что мир нам предлагает, действует, в конечном счёте, как эти плоды «горлянки», или «колоквинты». Симптомами отравления от этой «горлянки» или «колоквинты» являются рвота с поносом, бледность лица, понижение температуры тела. Веществами, вызывающими эти симптомы, являются синильная кислота и белладонна.
Величины нашей истории культуры, величины нашего общества возлагают на прошлое убедительное свидетельство. Со своим учением они могли жить, но не могли умирать. Когда смерть подступала к их одру, то они вели себя иначе, но почти без исключения, тогда было слишком поздно.
Представитель тех времён, немецкий поэт Гёте, когда к нему пришла смерть, то он кричал и просил: «больше свету», потому что всю свою жизнь он прожил в духовном мраке, в неверии. А как продвигается дело у сынов пророческих? Слуга Елисея, которому было поручено сварить похлёбку, быстро покрошил все эти плоды в котёл.
Сын пророков собрал не один или два этих плода, но полное платье, потому что сыны пророков были очень голодны. «и пришёл и накрошил их в котёл с похлёбкою, так как они не знали их».
Здесь мы видим, что в жизни часто бывают такие случаи, когда голод приносит ужасные последствия, если мы обращаемся к продуктам, которые мы совершенно не знаем, но проявляем готовность их есть. В детстве, во время второй мировой войны я пережил это на собственном опыте. Я жил с сестрой в тайге в Тюменской области. Был ужасный голод.
Я набрал в лесу грибов, среди которых было несколько ложных шампиньонов, которые очень ядовиты. Сестра приготовила соус с этими грибами и сварила картошки. Мне грибы очень понравились, поэтому я их больше ел, чем моя сестра и её сын. Я очень отравился. Это отравление проявилось тем, что у меня открылась дизентерия кровью.
Но благодаря тому, что моя сестра работала медсестрой, она знала, как мне помочь. Она развела хорошей концентрации пол-литра марганцовки, чтобы остановить кровотечение в кишках. В течение дня я выпил эту марганцовку, и Господь Иисус сохранил мне жизнь. Не зря русские говорят: «не зная броду, не суйся в воду».
А этот физический голод часто вызывает у людей также духовный голод, когда практикуют вещи, от которых наступает длительный ужас. Итак, всё содержимое в котле сварили и налили всем сынам пророков. Содержимое в блюдах даже ничем не сервировали.
Но если люди очень голодны, то они и в таком виде с благодарностью принимают еду. Всё содержимое котла было разлито сынам пророков, как читаем в ст.40: «И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть».
Теперь эти люди находят путь назад, находят тот путь, который ведёт на небо. Елисей, который является прообразом Господа Иисуса на время благодати, выступает в данной ситуации посредником между Богом и людьми. Он знал Бога, и Божия рука покоилась на нём, поэтому люди кричали: «человек Божий!», «смерть в котле».
В конце земного мышления людей, в конце этой зависимости от земли, в конце поиска спасения под солнцем, осталась только смерть! Поэтому в ст.40 читаем: «И не могли есть». И для такого случая мы имеем сегодня среди христиан живые примеры. Бог сконструировал наше тело и нашу душу так, что без Бога всё заканчивается в бедствии.
Невозможно использовать в жизни всё. Возможно, что сила молодости ещё многое позволяет, но время старости с возрастающим образом открывает людям тот факт, что они не сконструированы для того, чтобы без Бога искать на земле пищу, и искать без Бога спасения на земле.
И если люди, тем не менее, это делают, то они проходят совершенную форму саморазрушения. Поэтому человек не может осилить безбожие или перенести. При этом он погибнет душевно, физически, во времени и в вечности.
Теперь мы обратимся к духовной силе, которую Святой Дух нам показывает в нашем текст в 4Цар.4,41. Рассмотрим эту духовную силу более подробно: «И сказал он: подайте муки. И всыпал её в котёл и сказал Гиезию: наливай людям, пусть едят. И не стало ничего вредного в котле».
Елисей не берёт вместе с мукой ещё сахар, соль и мёд, и всевозможные пряности. Нет! Он берёт только муку. Заметим себе, что в основе муки находится смерть. Только через смерть мы получаем муку. Об этом мы читаем в Евангелии от Ин.12,24: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода».
Вопрос теперь заключается в том, как много плода принесёт это зерно? И на этот вопрос Святое Писание даёт нам ответ в Мтф.13,8, где мы читаем о сеятеле. Там не сказано что он сеял, пшеницу, ячмень или ещё что-то. Но там мы читаем следующее: «иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».
Это значит, что из одного зерна могут вырасти 30 зёрен. При среднем урожае из одного зерна могут 60 зёрен вырасти, а при очень хорошем урожае из одного зерна могут 100 зёрен вырасти. В настоящее время такой урожай крестьяне очень редко получают.
Но что от этого можно жить мы видим на примере учеников, которые шли вместе с Иисусом мимо поля, рвали колосья, шелушили их и ели зёрна. Читаю из Евангелия от Мтф.12,1: «то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть».
Зёрна из одного колоса можно замочить, они разбухнут, тогда мы получим, конечно, полную ложку зёрен. Такие разбухшие зёрна неслыханно утоляют голод. Но в настоящее время мы уже не пользуемся таким древним приёмом пищи. В то время люди не имели понятия о муке, как мы это сегодня делаем, как это делают сегодня в пекарнях.
Белую или ржаную муку. В то время муку ещё не могли хранить. Наша сегодняшняя мука способна для сохранения на несколько лет, потому что она рафинирована. Речь здесь идёт только в отношении отдельной части зерна. Чаще всего это внутренняя часть.
Внутренняя часть зерна отделяется от внешней оболочки, которая содержит в себе жиры. О внутренней части зерна раньше не знали, поэтому они ели зерно полностью. Они хотели всё иметь.
А наш сегодняшний приём пищи, что касается хлеба, соответствует сообщению Иисуса о различных религиях. В этих религиях мы находим обесцененную пищу, половинчатого Иисуса, не полное пшеничное зерно, а только половину. Они находят Иисуса младенца, рождённого девой Марией.
А об умершем и воскресшем у них вопросов не возникает. В нашем личном Спасителе, Господе Иисусе мы не находим только часть пшеничного зерна, которое является нашей духовной пищей. Люди того времени были ещё намного умней нас и не разрешали подавать себе в пищу обесцененное зерно, лишь часть зерна.
Итак, основой для получения муки является смерть. Только на основании смерти пшеничного зерна мы получаем муку. И здесь мы находим первое указание, на основании чего, те или другие продукты становятся съедобными, или на основании чего ими можно наслаждаться.
Во-вторых, если евреи говорили о муке, то они называли её «кенах». На русском языке это означает «раздроблять» или «крошить». Они не говорили о муке, как о молотом зерне, но говорили о раздробленных зёрнах. Это дробление зёрен совершали на определённых мельницах.
Это была очень трудоёмкая работа. Эту работу выполняли в основном женщины, а у богатых людей – рабыни или служанки. Поздней возникли мельничные шайбы, а затем появились мельничные жернова, которые вращали ослы. Такова была древняя форма получения муки. И как же выглядела такая мельница, на которой дробили зерно?
Дробили лишь столько зерна, сколько требовалось для дневного расхода. В жарких местностях нельзя было в один день раздробить целый мешок зерна, и думать: теперь нам этого хватит на целый месяц.
Такой запас мог быстро прогоркнуть, поэтому мололи лишь столько зерна, сколько требовалось для одной семьи на один день. Целые зёрна можно значительно дольше сохранять. В гробницах фараонов находили пшеничные зёрна, которые ещё проращивали.
Ещё раз подчёркиваю тот факт, что для каждой дневной потребности мололи свежую порцию зёрен. Как же выглядели эти мельницы? Об этом мы читаем во Втор.24,6: «Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берёт в залог жизнь (душу)».
Следовательно, мельница состояла из двух частей. Из нижнего жернова, большей части мельницы, и верхнего жернова, то есть меньшей части мельницы. Верхнюю часть мельницы называли также «бегунок», потому что этот верхний жернов вращается на неподвижной основе, на нижнем жернове, чтобы таким образом дробить зёрна.
Однако мы пойдём ещё дальше. О нижнем жернове мы читаем в книге Иова, где Бог описывает Иову бегемота. Там мы читаем в гл.41,16: «Сердце его твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний жернов». В нижнем жернове мы символично видим наши твёрдые и злые сердца. Запомним это.
А теперь переходим к верхнему жернову. Тогда мы будем комплектно иметь мельницу. Жаль, конечно, что мы больше не мелем нашу муку таким образом. Тогда мы имели бы ещё больше наглядного обучения о том, Кем для нас является Иисус. Поэтому обратимся теперь к книге Суд,9,53, где читаем: «Тогда одна женщина бросила верхний жернов ручной мельницы на голову Авимелеху и проломила ему череп».
В верхнем жернове мы прообразно видим Божий суд. Однозначно мы это видим в Евангелии от Мтф.18,6: «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской».
Собственно, ослиным мельничным жерновом является маленький мельничный жернов, который приводился в движение посредством осла. Это – верхняя часть мельницы. А в Отк.18,21 мы имеем сообщение о том, что верхний жернов прообразно указывает на Божий суд. Читаю это место: «И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его».
Теперь мы имеем нижний жернов – прообраз на наши твёрдые сердца, и верхний жернов – прообраз Божиего суда. Напомню, что верхний жернов называется «бегунком», который бегал туда-сюда и дробил зёрна. Люди, которые осуществляли помол муки, никогда не приходили к такой идее, чтобы приводить в движение бегунок без пшеницы между жерновами. При нормальном режиме мельницы, для получения муки, между жерновами должно было всегда находится зерно.
В этом процессе помола зёрен в муку демонстрируется Божий суд не над нашими твёрдыми сердцами, не по отношению к нижнему жернову, а по отношению зёрен, которые несли Божий суд. В этом мы видим удивительный и прекрасный образ того, что Господь Иисус замещающе сделал для нас. А именно: эти разрушенные пшеничные зёрна, перемеленные на муку!
В первых больших пророчествах об Иисусе сказано в Быт.3,15: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет раздроблять (поражать) тебе голову, а ты, ты будешь раздроблять (жалить) ему пяту».
Суд, который позднее нёс на Себе Господь Иисус, который мы видим в раздроблении зёрен между жерновам: вверху – Божий суд, а внизу – грехи людей. И в Пс.41,11 мы прообразно читаем об раздроблении пяты Иисуса: «Как бы раздробляя кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: «где Бог твой?»».
«…спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста». В какие только раздробления попало для нас это небесное пшеничное зерно!
А теперь приходит большое «но». Но не всегда пшеничные зёрна будут попадать между жерновами! Придёт такое время, когда между жерновами не будет больше пшеничных зёрен, но твёрдое и злое человеческое сердце останется непокрытым зёрнами пшеницы! И пророк Даниил пророчески гворит о раздроблении.
Об этом читаем в книге пророка Дан.2,34: «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук (Божественный суд через судью Иисуса), ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и раздробил их».
А также ст.44 «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно раздробит (сокрушит) и разрушит все царства, а само будет стоять вечно».
Однако мы пойдём ещё дальше и обратимся к книге Лев.2,4, где мы в Ветхом Завете видим прекрасный прообраз нашего Господа Иисуса в форме мелкой муки. Читаю это место: «Если же приносишь жертву приношения хлебного из печёного в печи, то это должно быть из мелкой муки…».
Размышляйте чаще о мелкой муке, из которой пекут булочки и хлеб. Эта мелкая мука, является той мукой, которая дольше всего находилась между жерновами. При изготовлении такой муки бегунок должен очень долго вращаться на зёрнах. Чтобы получить требуемую мелкую муку и присвоить ей знак качества, бегунок должен долго вращаться на зёрнах.
В одной из библейских галерей Германии имеется такая ручная мельница с двумя жерновами, на которой можно практически молоть пшеницу так, как её тогда мололи. И чтобы на этой мельнице получить более или менее дроблёную пшеницу, но даже не мелкую муку, требуется чудовищно много времени.
Но чтобы получить действительно мелкую муку, то этот бегунок должен мчаться! Сегодня в промышленности имеются мельницы, в которых пшеницу перемалывают до самой мелкой ступени. В перемалывании пшеничных зёрен мы видим суд, который Господь Иисус нёс на Себе. Над Ним был совершён суд, которому по глубине значения нет равных.
Перед этим судом должны замолчать все суды. Этот суд совершал бегунок, в котором мы видим Божий суд над зёрнами, над Своим Сыном. Сына мы видим в размалываемых зёрнах, которые находятся между жерновами. Ужасное служение! Но совершенная работа! И всё это представлено нам в образе мелкой муки, из которой должно было состояться хлебное приношение согласно книге Лев.2,4.
Однако надвигается то время, когда между жерновами не будет больше пшеничных зёрен. И что тогда будет? Тогда верхний жернов, этот Божий суд, будет непосредственно бегать по плоскости нижнего жернова, в котором мы видим твёрдые и злые сердца погибших людей. При этом возникнет огонь между жерновами. В этом мы символично видим Божий суд над всем погибшим миром!
А теперь мы снова вернёмся к 4Царств и прочтём ещё раз ст.41: «И сказал он: подайте муки. И всыпал её в котёл и сказал Гиезию: наливай людям, пусть едят. И не стало ничего вредного в котле».
Елисей, прообраз Господа Иисуса на время благодати, берёт муку, в которой мы видим сущность Господа Иисуса, и всыпал её в котёл, в котором находится смерть. Смерть господствовала в этом мире, а Господь Иисус в плоти пришёл в этот мир, чтобы умереть за грехи всех людей.
Поэтому содержимое в котле стало съедобным. Читаю из книги Еккл.2,25: «ибо кто может есть и кто может наслаждаться без Него?».
После потопа Ной устроил Господу жертвенник и принёс на нём во всесожжение из всякого чистого скота и чистых птиц. Читаю из книги Быт.8,20: «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике».
И хотя Бог не снимал с земли проклятия, которым Он её проклял по поводу непослушания Адама: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя…» (Быт.3,17),
Но после приношения Ноем этих жертв всесожжения из чистых животных и чистых птиц, Господь Иисус принял в Своём сердце решение, больше не проклинать землю. Читаю из гл.8,21: «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал».
Поэтому это будет хорошо, верно и соответствует Божией воле, если мы всегда будем благодарить Бога за пищу, как читаем в 1Тим.4,4-5: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, 5 потому что освящается словом Божиим и молитвою». Аминь.