Сойди в дом горшечника, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Святой Дух приглашает всех нас, чтобы мы вместе с пророком Иеремией сошли в дом горшечника и научились там кое-чему очень важному для нашего духовного роста. Возможно, что некоторые из вас скажут: «мы эту историю хорошо знаем.
Во-первых – это очень скучное дело заниматься этой глиной и этими сосудами, а во-вторых, чему мы можем на этой глине и на глиняных горшках научиться? А в-третьих, всё это сказано через пророка Иеремию дому Израилеву».
Но, тем не менее, это – Слово Божие, а Святой Дух желает нам помочь, извлечь из работы горшечника очень полезный урок, чтобы мы могли больше прославлять нашего Творца и Бога, и нашего Господа Иисуса. Ведь для того Бог и послал нам на землю Святого Духа, чтобы и в этом вопросе Он ввёл нас в истину.
Об этом читаем в Евангелии от Ин.16,13: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит (у Отца), и будущее возвестит вам».
Поэтому обратимся теперь к книге пророка Иеремии и прочитаем из гл.18,1-6: «Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2 встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои. 3 И сошёл я в дом горшечника, и смотрю, он работал свою работу на кружале.
4 И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать. 5 И было слово Господне ко мне: 6 не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Смотри, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев».
Возьмём это место Писания за наш главный текст. Вы правы, когда говорите, что это Слово обращено через Иеремию к дому Израилеву. Но по духу оно на 100% относится и к нам язычникам.
К тому времени пророк Иеремия, будучи совсем молодым Божиим мужем, был призван Богом на пророка. Об этом мы читаем в книге пророка Иер.1,5, когда пророк Иеремия был послан к язычникам. Прошу это хорошо запомнить, что пророка Иеремию Бог послал к язычникам.
Бог говорит: «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя».
Повторяю: «пророком для народов поставил тебя».
Поэтому при исследовании книги пророка Иеремии прошу постоянно помнить это вводное сообщение: «пророком для народов поставил тебя». И как Господь Иисус сегодня говорит через Своё Слово к нам, точно так Он говорил однажды в Ветхом Завете через пророков (ст.1 нашего текста) к Израильскому народу.
А это Слово, через которое Иеремия обращается к нам, начинается в нашем главном тексте в ст.2 словом «встань». С этим призывом Бог обращается к Иеремии. Дважды мы находим этот призыв Бога к Иеремии.
В книге пророка Иер.18,2 читаем: «встань и сойди в дом горшечника», и в гл.1,17: «А ты препояшь чресла твои, и встань…». Первое упоминание слова «встань» к Иеремии мы находим во взаимосвязи со словом «препояшь».
А препоясывание всегда указывает в Слове Божием на готовность, в которой мы должны быть найдены со стороны Бога и перед Богом. Это значит, прежде, чем мы можем исполнить задание Бога, в нас должна быть найдена готовность для служения Богу.
Заметим себе: не то, что в наших глазах мы считаем готовностью является действительно готовностью, но готовностью является то, что в глазах Бога является готовностью. В этом вопросе в Церкви Иисуса часто встречаются мощные смешения.
И нам, детям Божиим, Господь Иисус сказал, и сегодня ещё говорит это слово «встань», только другими словами. К примеру, мы об этом читаем в Евангелии от Мрк.16,15: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».
Здесь Господь Иисус в повелительной форме говорит ученикам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Это выражение тождественно слову «встань».
В ответ на призыв Иисуса мы могли бы сказать: «а куда конкретно?». В соответствии с книгой Д.Ап.1,8 Господь Иисус приглашает нас: «но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».
Это является заданием всех детей Божиих, чтобы мы «до края земли» письменно и устно распространяли радостную весть с Голгофы, Евангелие нашего Господа Иисуса. Проявлю нескромность и сообщу вам, что Своё Евангелие Господь Иисус ежедневно распространяет письменно и устно через наш сайт по всему миру среди всех народов.
Наши проповеди ежедневно слушают и читают различные народы иногда более, чем в ста городах. Это мы с великой радостью наблюдаем через статистику на нашем сайте.
Пророк Иеремия был послушным пророком. Это мы можем с чистой совестью о нём сказать. А теперь возникает логичный вопрос: являемся ли и мы такими послушными свидетелями Господа, которые идут «до края земли»?
В ст.2 сказано: «встань и сойди в дом горшечника», а
В ст.3 дальше читаем: «И сошёл я в дом горшечника».
Не радуемся ли мы об этом Божием муже именем Иеремия, которого Бог призвал на служение? Уже в следующем стихе мы читаем о том, что он послушно пошёл по заданию Бога? Бог едва успел произнести слово «встань», как он отвечает Богу: «И сошёл я в дом горшечника».
Я надеюсь, что вы замечаете, чего вам недостаёт в общении со Христом, Который намного ясней к нам говорил и говорит, чем тогда к пророку Иеремии через Своё Слово. Мы имеем сегодня полное Святое Писание. Господь Иисус дал нам сразу всё Своё Слово письменно, чтобы никто не попал в заблуждение, и чтобы избавить нас от дискуссий.
«встань и сойди в дом горшечника» – это было первое указание Бога в адрес Иеремии. А поскольку мы очень, и очень высокого мнения о наших познаниях, то совершенно ясно, что сегодня можно уже не спрашивать, что это значит «сойти в дом горшечника».
Мы, конечно, все это уже знаем. Но мы, тем не менее обсудим этот вопрос. Но для этого мы должны прочитать в другом месте ещё один важный стих. Его мы находим у пророка Ис.64,8: «Но ныне, Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей».
Это говорит пророк Исаия в адрес Господа Иисуса. Но есть и другое место Писания, в котором Святой Дух нам показывает, что мы не только являемся глиной, но что Бог и сотворил нас из праха. Это известное место вы все знаете.
Оно записано в книге Быт.2,7: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душёю живою».
Итак, «мы – глина», а «Бог – образователь наш». Это значит, что образователь, Который формирует глину, есть Бог. Согласно Быт.2,7 Бог сформировал нас по Своему образу. А мы знаем, что для этого Бог использовал земной прах, то есть глину.
Там мы ничего не читаем о том, что Бог использовал для этого искусственные материалы, как нам в настоящее время при износе суставов хирургическим путём вставляют целые суставы из пластики.
В лучшем случае вставляют серебряные суставы, когда попавшие в сустав бактерии отторгают поставленное из пластики. На серебро, этот благородный металл, бактерии не могут действовать! Это очень интересно. Но при создании человека Бог взял земной прах, и образовал его. Кого? Нас, первого из сыновей человеческих, Адама.
В доме горшечника, а вернее, в самом горшечнике, к которому мы ниже ещё многократно вернёмся, мы прообразно видим нашего Господа Иисуса. Вы это, конечно, знали, ибо Образователь – это горшечник.
Да, в доме Господа Иисуса, в доме горшечника находится то место, где Он даёт нам возможность слышать Его голос. Дорогие братья и сёстры, примите это сообщение предельно серьёзно!
В Церкви Иисуса на всём земном шаре возникла в настоящее время разговорная неразбериха. И это очень хорошо, если мы найдём путь, чтобы вернуться назад к исходу Слова Божиего. Мы должны вернуться в дом горшечника, туда, где находится Тот, Который всё образует: к Господу Иисусу, в этот дом горшечника, где Он желает, чтобы мы слышали Его голос.
Мы имеем только одно место, где наш небесный Отец говорил к нам. Это было говорение Иисуса, когда Он однажды в плоти находился среди людей на земле. Тогда Бог хотел в одном известном, низко расположенном доме горшечника, говорить к пророку Иеремии.
Это событие должно было быть прообразом. Поэтому, кто сегодня желает иметь общение с Господом Иисусом Христом, тот должен и может «сойти вниз», но не подняться вверх. Это значит: глубоко смириться, унизиться.
В нашем тексте не написано: «пойди в дом горшечника». Нет, нет! Но там написано: «сойди в дом горшечника». Это значит: пройти вниз в дом горшечника. Мы все имеем основание и причину, когда приходим к Иисусу, не ходить великодушно с задранным носом с нашими грехами.
И горе, если при покаянии, вы с вашими грехами приходите к Иисусу Христу с задранным вверх носом так, что в него наверняка попадёт дождь. Тогда останутся плохие последствия. Слово Божие говорит, что при покаянии и вообще при дальнейшем общении с Господом Иисусом мы должны «сойти вниз» к Иисусу!
Почему? Потому что наш Господь Иисус уже до нас «сошёл вниз». Он смирился под вину наших грехов. Именно об этом идёт речь. Именно на нашем Господе Иисусе мы познаём Божие смирение. О том, что Сын Божий сошёл с небес на землю, что Он оставил Божию славу и принял образ раба, мы находим в Писании много мест.
Приведу некоторые из них:
Ин.3,13: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах».
Ин.6,38: «ибо Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца».
Ин.6,51: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек…».
Еф.4,9-10: «А «восшёл» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы исполнить всё».
Сын Божий пришёл сверху вниз, с небесной славы в плоти на землю. А кто с Ним желает иметь общение, тот должен придти к месту Его смирения и унижения, к Голгофскому кресту и не куда-нибудь в другое место. Только у этого креста Бог говорит с грешными людьми.
А кто вообще не желает приходить к этому месту унижения и смирения, тот не может и Божии слова слышать. Именно этот вывод следует из ст.2 нашего главного текста: «и там Я возвещу тебе слова Мои».
«…и там». Следовательно, не где-нибудь, но «там Я возвещу тебе слова Мои». Ибо вне общения креста, нет и не может быть принятия Слова нашего Господа Иисуса. Поэтому о пророке Иеремии читаем в ст.3 нашего главного текста: «И сошёл я в дом горшечника».
Следующее выражение ст.3 гласит: «и вот…». В Эльберфельдерской Библии и в современном переводе русской Библии вместо выражения «и вот…» мы читаем: «и увидел», что соответствует оригинальному тексту и выглядит более понятным.
Следовательно, в доме горшечника, в присутствии Господа Иисуса мы будем видящими, но не где-нибудь. Там исчезнет наша слепота, там мы станем видящими, там мы получим свет для духовного глаза.
Свет, который Господь Иисус дарит каждому принятому и прощённому грешнику. Там исчезнет также наша глухота. Ибо по природе мы все совершенно глухи для Слова Божиего. Но там наша глухота исчезнет, потому что в доме горшечника, в том месте, где Бог нас сотворил, мы слушаем Слово Божие.
Только в тесном общении с Господом Иисусом мы можем одновременно увидеть и познать, какую работу и сколько хлопот Иисус имеет со мной и со всеми вами. Это мы видим в том, что «он работал свою работу на кружале».
Здесь Святой Дух обращает наше внимание на кружало горшечника, на котором Бог прообразно нас образовал. Иеремия видит, как горшечник это делает. Видит, как сосуд, который горшечник из глины делает, не удался, развалился.
К сожалению, сосуд не удался в руке горшечника. Видя эту неудачу, горшечник наверняка упал духом, ибо вся работа, которую он до этого момента с этим сосудом проделал, была напрасной, как читаем в ст.4 нашего главного текста.
А поскольку Библия говорит, что «Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш» (Ис.64,8), то рассмотрим сегодня в нашем главном тексте прообраз этой глины и горшечника в четырёх отношениях, или в четырёх версиях.
- Первый образ, или первую версию, которая следует из нашего главного текста, мы рассмотрим совсем коротко. В отношении этого образа обратимся к сотворению Богом человека.
Хотя мы, все люди мира сего, произошли из руки Бога, как Его творение, хотя Бог является Тем, Который нас образовал, но всё же мы все, на основании согрешения Адама и Евы, без исключения, являемся неудавшимися.
- Мы настолько или до такой степени не удались, как Святой Дух нам об этом сообщает в Пс.13,2 «Все уклонились (отступили от Бога), сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного», то есть все без исключения оказались неудавшимися.
Вначале это было не так. В начале Бог образовал человека Своей рукой по Своему подобию, как читаем в книге Быт.2,15: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его».
И так это продолжалось до тех пор, пока в один день в жизнь человеческой истории через падение Адама и Евы вошёл грех. Адам и Ева пали в грех. Поэтому в глазах Бога мы являемся неудавшимся случаем или событием. Но это не ошибка Бога, а Он допустил это сознательно! Но этот вопрос мы здесь не будем рассматривать.
Вторая версия. Позднее, после грехопадения Адама и Евы, Бог взял из семени людей Авраама и Сару и образовал из них целый народ, то есть Израиль. Поэтому в соответствии с нашим главным текстом в Иер.18.6 Бог вынужден сказать: «Смотри, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев».
Причём независимо от того, какую глину Иеремия видел в доме горшечника. Со Своим земным народом Израилем наш Господь Иисус взял на Себя чрезмерно много хлопот, но, несмотря на эти хлопоты, в соответствии со ст.4 нашего главного текста, этот народ всё же не удался в Божиих руках.
Причина неудачи Израильского народа заключается в следующем: в непослушании, неверности и неверии. Все эти качества вместе взятые послужили причиной неудавшегося намерения Бога с этим народом, в котором Он хотел прославиться.
Поэтому Божиими благословениями в обетованной земле Ханаана, когда Бог ввёл Израиль в эту землю, где текло молоко и мёд, они не могли наслаждаться. В первых четырнадцати стихах главы 28 читаем о благословениях.
А далее по причине непослушания и неверия на земной Божий народ Израиль пришло проклятие, о котором читаем тут же от ст.15 и дальше: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии (нижеследующие) и постигнут тебя».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.