Бог близок, часть пятая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Бог близок». Сегодня пятая часть. Заметим себе, что в книге Дан.2,46-49 был описан царь Навуходоносор. Но сатана не успокаивается. Он не может равнодушно смотреть на успех Даниила и его товарищей, на то, как Господь Иисус их благословил.
Поэтому для Даниила и его товарищей приходит следующее испытание. О золотой голове огромного истукана, которого царь видел во сне, Даниил сказал, как Бог ему открыл: «Ты – это золотая голова!». Это известие вскружило Навуходоносору голову, поэтому он и в действительности решил сделать такой истукан.
Об этом мы читаем у пророка Дан.3,1-2: «Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской.
2 И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор».
В число приглашённых попали и товарищи Даниила. Глашатай объявил: когда услышите звуки музыкальных инструментов, то «падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор» (Дан.3,5).
Но товарищи Даниила, Седрах, Мисах и Авденаго не стали поклоняться этому истукану. Поэтому по приказу Навуходоносора их связали и бросили в раскалённую печь, чтобы за непослушание царю их сжечь.
По этому случаю обращаю ваше внимание на тот факт, что страсть к возвеличиванию не останавливает людей перед самыми тяжкими преступлениями. Ведь только в предыдущем событии, когда Даниил рассказал Навуходоносору его сон и объяснил его значение, то царь возвысил Даниила и его товарищей.
А теперь он дал приказ истребить товарищей Даниила огнём. Но Господь Иисус решил прославиться как среди Своего народа, так и среди язычников, поэтому Он вошёл в огонь смерти к Своим верным слугам и сделал этот огонь суда людей бездейственным.
Ангел Господень сошёл в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их.
В лице Ангела Господня в раскалённую печь сошёл Господь Иисус, сошёл Сам Бог. Так близко, непосредственно среди них, находился Бог к Своим верным слугам в этой смертельной ситуации.
Хотя Даниила среди них не было, но эти четверо были настолько единомысленны, что практически являлись одним целым и в духе представляли свой народ Израиль. Они были готовы умереть за Господа.
Услышав о происходящем в печи событии «Навуходоносор царь изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь!
92 На это он сказал: вот, я вижу четырёх мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвёртого подобен сыну Божию. 93 Тогда подошёл Навуходоносор к устью печи, раскалённой огнём, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите! Тогда Седрах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня» (Дан.3,24-26).
И снова Навуходоносор, лично убедившись во всемогуществе живого Бога Израилева, решительно меняет свои убеждения. В отношении его поведения каждый из нас желает и ждёт, чтобы Навуходоносор покаялся и принял живого Бога в своё сердце, чтобы он перешёл на сторону Даниила и его товарищей.
Дальше читаю ст.28-30: «Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего!
96 И от меня даётся повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесёт хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращён в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать (радикальное решение). 97 Тогда царь (снова) возвысил Седраха, Мисаха и Авденаго в стране Вавилонской».
Однако время идёт и события вокруг Даниила меняются. Вместо Навуходоносора царём становится его сын Валтасар. Это – имя бога Навуходоносора, и Даниилу присвоили это имя Валтасар. Царь Валтасар сделал большое пиршество.
Во время этого пиршества все его участники пили вино из золотых и серебряных сосудов, которые Навуходоносор привёз из Божиего храма в Иерусалиме. За такое хуление Бога, Он немедленно решил наказать обнаглевшего Валтасара. Бог пишет ему на стене царского чертога короткое сообщение. От этого явления Валтасара объял страх.
Позвали к царю Даниила, который расшифровал ему написанное. Даниил без страха сообщает Валтасару убийственное решение Бога, о котором читаем в книге Дан.5,18-30: «Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу.
19 Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. 20 Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишён славы своей,
21 и отлучён был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет (ставит) над ним, кого хочет.
22 И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал всё это, 23 но вознёсся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жёны твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твоё и у Которого все пути твои, ты не прославил.
24 За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. 25 И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. 26 Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; 27 Текел — ты взвешен на весах и найден очень лёгким;
28 Перес — разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам. 29 Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве. 30 В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит».
На место Валтасара к власти приходит Мидянин именем Дарий, который для облегчения управления государством внёс изменения в структуру управления, как читаем в книге пророка Дан.6,1-2: «Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всём царстве, 2 а над ними трех князей, — из которых один был Даниил, — чтобы сатрапы давали им отчёт и чтобы царю не было никакого обременения».
Господь Иисус передвигает теперь в центр внимания, как раньше Он это сделал с тремя товарищами Даниила в огне печи, самого Даниила, о котором Он даёт нам свидетельство в книге пророка Дан.10,19:
«и сказал: «не бойся, муж возлюбленный (желаний!) мир тебе; мужайся, мужайся!» И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: «говори, господин мой; ибо ты укрепил меня»».
Сам Господь Иисус желает нам показать Свою любовь и близость к Даниилу, Своему рабу, в котором мы не замечаем никакого изъяна. Даниил ни при каких обстоятельствах не изменял своему Богу, не шёл ни на какие компромиссы с врагом.
На этом высоком посту князя над сатрапами Даниилу позавидовали его соработники и решили привести его к падению и сместить его. Поэтому они придумали такой закон, согласно которого они хотели руками царя убить Даниила.
Зная, что Даниил постоянно молится к Богу Израилеву, они приступили к царю Дарию с предложением, о котором читаем в книге пророка Дан.6,6-9: «Тогда эти князья и сатрапы приступили к царю и так сказали ему: царь Дарий! вовеки живи!
7 Все князья царства, наместники, сатрапы, советники и военачальники согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление и издано повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров.
8 Итак утверди, царь, это определение и подпиши указ, чтобы он был неизменён, как закон Мидийский и Персидский, и чтобы он не был нарушен. 9 Царь Дарий (не подозревая о том, что подписывает смертный приговор Даниилу) подписал указ и это повеление».
Ст.10 «Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошёл в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того».
Поэтому этим людям ничего не стоило захватить Даниила молящимся своему Богу. Он донесли об этом царю Дарию, который ничего не мог изменить в своём указе и не мог помочь Даниилу.
Читаю дальше в гл.6,14: «Царь, услышав это, сильно опечалился и положил в сердце своём спасти Даниила, и даже до захождения солнца усиленно старался избавить его».
Но ему пришлось покориться своему указу, который он подписал. Ст.16-17: «Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасёт тебя!
(даже царь Дарий верил, что Бог Даниила спасёт его) 17 И принесён был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим, и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле».
Царь Дарий очень уважал и любил своего верного сотрудника Даниила, поэтому он очень переживал за него, как читаем дальше по тексту от ст.18-22: «Затем царь пошёл в свой дворец, лёг спать без ужина, и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него.
19 Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошёл ко рву львиному, 20 и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?
21 Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи! 22 Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления».
Царь Дарий очень обрадовался, что Даниил остался жив в обществе львов, что Бог Даниила сохранил Своему рабу жизнь. Он тут же повелел поднять Даниила изо рва. Но он не замедлил также немедленно осудить тех людей, которые из зависти хотели убить Даниила.
Нельзя сказать, что они возвели на Даниила клевету. Это была истина, что Даниил трижды в день молился к своему Богу. Но эту истину они обманным путём решили сделать преткновением в жизни Даниила.
Однако Бог видел сердца всех этих людей, а также царя и Даниила, поэтому Он чудным путём спас Даниила от этих львов. Он был рядом с Даниилом в этом львином рве. Через царя Дария Бог осудил всех этих людей, которые хотели убить Даниила.
Читаю ст.24: «И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и жёны их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их».
И снова мы видим, как этот язычник, царь Дарий, под влиянием такого убедительного свидетельства Бога по отношению к Своему рабу Даниилу, был до глубины сердца тронут, возвеличил Даниила и его Бога, но сам не покаялся и не принял живого Бога в сердце.
Читаю далее ст.25-28: «После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: «Мир вам да умножится! 26 Мною даётся повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым,
потому что Он есть Бог живый и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. 27 Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов». 28 И Даниил благоуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского (следовавшего за ним)».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.