Восстановление, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Обратимся к пророку Исаии и в гл.1 прочитаем стихи 16-18: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 17 научитесь делать добро, ищите правды,
ведите (спасайте) угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. 18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как шерсть (волну) убелю».
Это говорит Господь Иисус Своему народу Израилю через пророка Исаию. Возьмём этот текст за наш главный текст. Но чтобы этот текст, который мы будем рассматривать, хорошо и правильно понять, необходимо сначала заглянуть в предысторию Израиля.
Там говорится об измене Израиля своему Иегове, о его полном развращении и блудодеянии с чужими богами. Поэтому приведу из этой главы ст.2-15: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит (это говорит Исаия): (а дальше говорит Господь Иисус)
Я воспитал и возвысил сыновей, а они отпали от (возмутились против) Меня. 3 Вол знает владетеля своего, и осёл — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. 4 Увы, народ грешный, народ, обременённый беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные!
Оставили Господа, презрели Святого Израилева, — повернулись назад. 5 Во что вас бить ещё, продолжающие своё упорство? (Господь Иисус много наказывал Свой народ) Вся голова в язвах, и всё сердце исчахло.
6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягчённые елеем. 7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнём; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; всё опустело, как после разорения чужими.
8 И осталась дщерь Сиона, как шатёр в винограднике, как шалаш в огуречном поле, как осаждённый город. (в ст.9 и 10 говорит Исаия) 9 Если бы Иегова (Господь Саваоф) не оставил нам (Израилю) небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.
10 Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! 11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
12 Когда вы приходите являться пред лицо Моё, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? 13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!
14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. 15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови».
В этом тексте мы видим, что Господь Иисус даёт Своему народу полную характеристику в его развращённости. Но по Своей милости и любви к Своему народу Господь Иисус желает восстановить Израиль, чтобы иметь с ним общение, поэтому в ст.16-17 нашего главного текста Он ставит Израилю условие и приглашает его к Себе.
Поэтому я теперь уточняю, что пророк Исаия говорит здесь к Израилю в такое время, которое следует охарактеризовать, как время отпадения Израиля. Однозначно мы это видим в ст.4: «Увы, народ грешный, народ, обременённый беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, — повернулись назад».
Главное задание пророка Исаии заключалось в том, чтобы раскрыть и показать грехи Израиля. Из нашего текста следует также, что Господь Иисус сетует и жалуется в отношении того, что верных среди Его народа Израиля стало меньше, стало очень мало, как мы это видим в ст.8: «И осталась дщерь Сиона, как шатёр в винограднике, как шалаш в огуречном поле, как осаждённый город».
Дорогие братья и сёстры, дорогие слушатели и читатели наших проповедей, на этом месте заостряю ваше внимание на тот факт, что на тему Ис.1,8 на нашем сайте имеется прекрасная проповедь под названием «Шалаш в огуречном поле».
На первый взгляд эта тема не представляет собой ничего особенного и ничего интересного, поэтому переводчики русской Библии совершенно халатно перевели это выражение словами «шалаш в огороде». Это говорит о абсолютном незнании Святого Писания и о халатном подходе к вопросу перевода Слова Божиего.
Но Господь Иисус всем сердцем желает, чтобы мы, Его искупленные, постоянно и усердно занимались исследованием Его Слова и проникали в его глубины. Чтобы мы Его Слово понимали и имели непреходящую радость в нём.
Я также не уверен в том, что вы в этом месте прервёте исследование данной проповеди, найдёте на сайте проповедь «Шалаш в огуречном поле», разберёте эту проповедь, а затем продолжите изучение проповеди «Восстановление». Речь идёт, конечно, в первую очередь о восстановлении Израиля.
По этой причине я перенесу в данную проповедь большую часть проповеди «Шалаш в огуречном поле», чтобы она была у вас под рукой. В этой проповеди я подробно рассмотрел два выражения: «шатёр в винограднике» и «шалаш в огуречном поле».
А кроме того по этому поводу говорят: повторение, это – мать учения. Поэтому я желаю, в связи с рассмотрением темы «Восстановление», напомнить вам об очень важных элементах Слова Божиего, которые я подробно изложил в проповеди «Шалаш в огуречном поле».
Итак, поговорим с вами сегодня об Израиле, Божием народе. Давно мы с вами не говорили на эту очень важную тему, поэтому за главный текст в этой части нашей проповеди возьмём у пророка Ис.1,8: «И осталась дщерь Сиона, как шатёр в винограднике, как ночной шалаш в огуречном поле, как осаждённый город».
Чтобы понять толкование чисто пророческого содержания этого стиха, ещё раз предупреждаю вас, что и в этом стихе переводчики русской Библии согрешили: вместо выражения «ночной шалаш в огуречном поле» они написали: «шалаш в огороде».
Быть может кто-то скажет: «но ведь это не так уж страшно, у нас огурцы растут в основном в огороде». Нет! дорогие мои, это чрезвычайно важно, что Святой Дух нам сообщает в Слове Божием.
Я уверен, что всем вам будет очень интересно, когда вы узнаете, что Господь Иисус хочет нам сказать в отношении Своего народа Израиля этим «шатром в винограднике» и «ночным шалашом в огуречном поле».
В самом начале нашей проповеди обращаю ваше внимание также на стих 9 нашего главного текста, который гласит: Ис.1,9: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка (остаток Израиля в 144000 душ), то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре». (Тогда Израиль был бы полностью истреблён!)
Итак, поговорим сегодня о винограде и об огурцах. На примере этих огурцов мы видим, как много содержится в Слове Божием, что через всё это Господь хочет нас поучать. Это слово нашего главного текста сказано нам через пророка Исаию.
Повторяю, что в этом слове содержится мощнейшее пророческое высказывание. И если то, что мы читаем, также и понимаем, то это доставляет нам много радости! Такую радость приготовил и вам сегодня наш возлюбленный Господь Иисус.
«Шатёр в винограднике» – является одним выражением, а «ночной шалаш в огуречном поле» – другим выражением.
Как в шатре, так и в ночном шалаше мы можем видеть или распознать место прибежища, которое при нужде можно достичь. Шалаш является больше аварийным прибежищем. Если мы имеем полный комплектный дом, то едва ли рядом построим шалаш, где и будем жить. Это мы едва ли сделаем.
Итак, мы видим, что шалаш связан с преходящим. И наше материальное тело Слово Божие называет преходящей хижиной или, что, то же – шалашом, как читаем во 2Кор.5,4:
«Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью». (см. также 2Пет.1,13-14).
Так и храм, который следовало построить, был сначала временно представлен в лице «скинии собрания». Скиния собрания не носила характер постоянства, как храм Соломона. Её переносили с места на место, поэтому её составные части не должны были быть слишком тяжёлыми.
Естественно, что храм Соломона невозможно было переносить. Итак, мы видим, что с шалашом связаны транспортабельность, подвижность и быстротечность (непостоянство). Об этом читаем в книге Иов.27,18: «Он строит, как моль, дом свой и, как сторож, делает себе шалаш».
Отсюда следует, что шалаш строит сторож. Почему? Потому, что он имеет задание для определённого времени. В этом шалаше ему приходится временно и ночевать. И если будет идти дождь, то он быстро может укрыться в своём шалаше, чтобы не намокнуть.
Примерно для такой цели служит шалаш. Значит шалаш представляет собой аварийное временное жилище, которое не может претендовать на прочность, долговечность и на удобство. Всего этого шалаш лишён.
Пророк Исаия рисует перед нашими глазами тогдашнее состояние Израиля, как предисполнение в перспективе на окончательное исполнение событий 70-ой седьмины. Следовательно, то, что говорит пророк Исаия, является состоянием Израиля при жизни пророка.
Но конечное исполнение этого высказывания указывает на грядущее время, которое является временем суда в 70-ой седьмине. Однажды славная земля Ханаана – Израильское государство, из-за непослушания и неверности Израиля настолько опустилось, что Сион потерял свой смысл, стал ничем.
Поэтому приведу несколько мест Писания о Сионе, чтобы понять его смысл в Божием плане спасения. Читаю их Псалма 47 стихи 3,13: «Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне её город великого Царя. Пойдите вокруг Сиона и обойдите его, пересчитайте башни его;
Ст.14: обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите дома его, чтобы пересказать грядущему роду».
А также из Пс.86,2: «Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова».
Сион является нижним углом укрепления, которое Давид отвоевал у Иевусеев и в последствии стал городом Давида, как читаем во 2Цар.5,7: «Но Давид взял крепость Сион: это — город Давидов».
Там жил царь Израиля Давид и управлял страной. И длительное время после Давида там жили цари Израиля. Выше мы прочитали в Пс.86,2: «Господь любит врата Сиона…». Почему? Потому что в Сионе жил царь.
Поэтому «Господь любит врата Сиона… более всех селений Иакова», более всех ворот и дверей Иакова. Всё, что происходит от Иакова, все 12 колен, является прообразом Иисуса, Который говорит: «Я есмь дверь…» (Ин.10,9).
Поэтому в выражении Божией любви по отношению к вратам Сиона нам образно представлено, что всё, что связано с будущим образом Иисуса, Он больше любит, мы можем сказать, чем всё христианство. Почему?
Потому что только Иисус был абсолютно послушным! Следовательно, царь Израиля Давид являлся прообразом Иисуса Христа, прообразом грядущего Царя Израиля Читаю это место: «Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова».
Возьмём из того же Псалма ещё стих 3, где читаем: «Славное возвещается о тебе, град Божий!»
А в Пс.86,5 далее сказано: «О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил Его«».
Это, мощнейшее и чисто пророческое высказывание, придёт ещё в исполнение. Затем в стихе 7 этого же Псалма читаем, Пс.86,7: «И поющие, ведя хороводы, будут говорить: все источники мои в тебе». (согласно оригинала). Этот стих переводчики русской Библии совершенно исказили!
Из содержания этого стиха видно, что в отношении Сиона указывается на источник, который даёт воду жизни, то есть на Иисуса!!! А затем дальше читаем в Пс.121,2.7: «Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих!».
И далее читаем ещё в Пс.131,13: «Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе».
Это – высказывания Бога о Сионе. Бог избрал Сион и сделал его Своим жилищем. Отсюда видно, какое глубокое пророческое значение имеет Сион в Святом Писании.
Несмотря на славные обетования Бога, о которых Святой Дух сообщил нам в Писании, непослушание Израиля, тем не менее, свело всё это к злому. Но конечное исполнение выше приведённых пророческих высказываний мы увидим во дни великой скорби, о которых мы читали в нашем главном тексте в Ис.1,8.
Поэтому в стихе 7 нашего текста читаем: «Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнём; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; всё опустело, как после разорения чужими».
Все сообщения этого стиха говорят о пустыне: обетованная земля Ханаана и Израильский народ превратились в духовную пустыню! Поэтому мы видим, что сообщения стиха 8 находятся во взаимосвязи с судом! Поэтому в стихе 7 мы находим суд огня, который всё сжёг!
А в стихе 9 мы находим затем слово «остаток», который Господь Иисус оставил, остаток Израиля, который Он спасёт из суда огня, который Господь Себе оставит. Если бы Господь Иисус не оставил Себе этот остаток в 144000 душ, то, как там читаем, Израиль «уподобился бы Гоморре». А мы знаем, что было в Гоморре.
Равным образом, как Господь Иисус начал с остатком в 8 душ – Ноем и его семьёй – новый этап жизни людей на земле, точно так Он начнёт с выше указанным остатком в 144000 души ещё один новый этап жизни людей на земле в 1000 летнем мирном Царстве.
Этот остаток в 144000 душ назван в нашем тексте «дочерью или дщерью Сиона». Дочь является потомством предшественников, то есть того, кто был до неё. Следовательно, она является будущим родом, который в нашем тексте связывается с Сионом. В будущем этот остаток будет охватывать Израиль.
И эта дочь Сиона сравнивается, как здесь сказано, с «шатром в винограднике». Виноградник прообразно является полем деятельности Бога на земле! В этом винограднике добывают драгоценный плод, то есть вино. Поэтому Иоанн и говорит в своём Евангелии в гл.15,1: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь».
Так говорит Господь Иисус. Работа в Царствии Божием является работой в винограднике! А вино является в Ветхом Завете прообразом радости. Там, где находится этот виноградник, будет наблюдаться бедственное положение, поэтому в этом винограднике, который связан с Евангелием, в дни суда будет поставлен шатёр – место прибежища в шторм и дождь.
Поэтому Господь Иисус и говорит в Евангелии от Мтф.26,29: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего».
«Царство Отца» Иисуса является 1000 летним Царством, где Господь Иисус, прообразно в вине, новым образом, полной радостью будет наслаждаться со Своим народом Израилем. Так как во время суда Израиль, прообразно в винограднике, будет превращён в пустыню (ст.7), то остатку должен быть сооружён временный шатёр.
В винограднике, для Израиля в земле Ханаана, будет находиться этот шатёр, который во время суда обеспечит защиту. Дочь Сиона должна войти в этот шатёр. По отношению к тем, которые будут найдены в послушании, Бог позаботился на время суда.
Хотя это будет всего лишь сравнительно небольшой остаток, потому что в будущем суде кроме этого остатка все люди погибнут. Только этот остаток, войдёт в 1000 летнее мирное Царство! Так говорит Слово Божие, но не так как утверждают свидетели Иеговы.
Этот шатёр будет для остатка местом спасения и сохранения в долине, которая согласно сообщения Святого Писания названа у пророка Захарии долиной гор. Об этом читаем у пророка Зах.14,4-5. Там сказано, что Елеонская гора раздвоится:
«И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее — к югу.
5 И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придёт Господь Бог мой и все святые с Ним».
А пророк Исаия говорит в отношении того же события связанного с остатком во время суда Божиего гнева в книге пророка Ис.26,20: «Пойди, народ мой (говорит Бог), войди в покои твои (в эту образовавшуюся долину) и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдёт гнев».
Здесь Бог призывает через пророка Исаию Израиль, если дело дойдёт до суда Божиего гнева, чтобы этот остаток Израиля вошёл «в покои свои», в этот шатёр в винограднике, потому что они будут нуждаться в этой защите.
И если бы остаток Израиля не вошёл в этот «шатёр», то он не имел бы эту защиту. Об этом мы читаем в книге Отк.12,6: «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней».
«Жена» всегда указывает в Библии на Божий народ Израиль. Эта жена убежит в этот шатёр в винограднике. Этот «шатёр» приготовлен Богом, но не людьми. Там в этой долине расколотой Елеонской горы, как сказано в Отк.12,6, Бог будет питать этот остаток 1260 дней, то есть 3,5 года. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.