Бог вмешивается, часть четвёртая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Бог вмешивается». Сегодня четвёртая часть. Имя Езекия означает «сила Иеговы».
Эта Божия сила сопровождала Езекию через глубины и высоты во время его 29 летнего царствования. Эта Божия сила и сегодня точно так ещё действенна. Детство Езекии не было помечено, не носило отпечаток богобоязненного родительского дома.
Безбожная настройка его отца Ахаза, и ужасные обстоятельства, которые господствовали в Иерусалиме из-за его греховного поведения, не были полезными для молодого царского сына. По этому поводу читаем во 2Пар.28,17-19:
«ибо Идумеяне много раз приходили, и многих побили в Иудее, и взяли в плен; 18 и Филистимляне рассыпались по городам низменного края и юга Иудеи и взяли Вефсамис и Аиалон, и Гедероф и Сохо и зависящие от него города, и Фимну
и зависящие от неё города, и Гимзо и зависящие от него города, и поселились там. 19 Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом».
Ахаз разграбил дом Господа Иисуса и дома князей. Он пытался посредством подарков переманить на свою сторону царя Ассирии, но тот не помог ему. В своей нужде Ахаз ещё больше согрешал и по всем углам Иерусалима построил себе жертвенники для каждения чужим богам.
По этому поводу читаем во 2Пар.28,22-25: «И в тесное для себя время он продолжал беззаконно поступать пред Господом, он — царь Ахаз. 23 И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил:
боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю. 24 И собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня,
и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме, 25 и по всем городам Иудиным устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа Бога отцов своих».
В этих действиях Ахаза мы видим вершину его отпадения от живого Бога. В такой отравленной атмосфере жил и возрастал Езекия. Однако, как, вопреки негативного влияния его отца, он нашёл всё же путь к живому Богу? Этого не сделала его мать.
Поэтому мы должны сделать заключение, что Сам Бог вмешался в жизнь Езекии, чтобы он не подключился к безбожной ориентации своего отца. Бог дал Езекии в помощь пророка Исаию. Его он слушался.
Возможно, что Езекия имел также контакт с левитами, которые согласно 2Пар.30,22 имели доброе разумение в служении Господу. На основании трудного детства и юношества Езекия имел, конечно, глубокую тоску по живому Богу, тоску, которую Сам Бог вложил в его сердце.
Он хотел делать так, как мы читаем во 2Пар.29,1-2 «Езекия воцарился двадцати пяти лет, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Авия, дочь Захарии. 2 И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Давид, отец его».
После безбожной эры своего отца это было не само собой понятно, чтобы Езекия мог всё делать, что угодно в очах Господа Иисуса, как делал Давид, отец его. Он испытал различные мероприятия, чтобы этого достичь.
Посредством войн и компромиссов, посредством заключения союзов, и даже путём изменения веры, чтобы укрепить своё государство и стать господином угрожающих опасностей. Однако ничего ему не удавалось, ничего ему не помогало. Он должен был такое испытать, что задевает за живое, как мы поём в одном Псалме: «без Бога мы идём в темноту, но с Ним мы идём на свет».
Это познание помогло и Езекии, чтобы выбраться на другой путь. Он не позволил вести себя под влиянием своего безбожного отца, но открывал своё сердце для Божиих мыслей и Его воли.
И мы, все дети Божии, подвержены сейчас больше, чем когда-либо различным влияниям. Многие соблазняющие предложения стремятся увлечь нас из тесной связи и общения с Иисусом Христом. Здесь мы находимся в ответственности, мы сами должны решать, желаем ли мы дать этим предложениям место в наших сердцах, или мы желаем сознательно следовать за нашим Господом Иисусом.
Молодой Езекия принял наиважнейшее из всех решений: жить с Господом Иисусом! Во всех испытаниях и искушениях он не позволил вести себя духом неверности своего отца. Он сознательно искал общение с Богом, чтобы Он мог молодого царя вести во всех делах управления страной.
Об этом читаем в 4Цар.18,2-6: «Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии. 3 И делал он угодное в очах Господних во всём так, как делал Давид, отец его;
4 он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. 5 На Господа Бога Израилева уповал он;
и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него. 6 И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею».
Преотличную характеристику даёт Езекии Святой Дух в этом тексте! Этот вопрос, может ли Господь Иисус нас использовать, чтобы мы ему служили, зависит не от возраста детей Божии, но от нашей связи и нашей отдачи Ему.
Над жизнью Езекии, как и над жизнью Иосифа, стояла замечательная надпись, о которой мы читаем в 4Цар.18,7: «И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно…»,
а также во 2Пар.29,2: «И делал он (Езекия) угодное в очах Господних точно так, как делал Давид, отец его».
Давида, мужа по сердцу Бога, Езекия взял себе в пример, как это сделал царь Аса согласно 3Цар.15,11 «Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его»;
Так делал царь Иосафат, как читаем в 3Цар.22,43: «Он ходил во всём путём отца своего Асы, не сходил с него, делая угодное пред очами Господними. Только высоты не были отменены; народ ещё совершал жертвы и курения на высотах».
Так делал царь Иосия, как читаем в 4Цар.22,1-2: «Восьми лет был Иосия, когда воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иедида, дочь Адаии, из Боцкафы. 2 И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всём путём Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево».
Езекия стремился исполнять волю Господа Иисуса и быть Ему послушным. Езекия заботился о том, чтобы войти в более глубокое отношение с Господом Иисусом и ставил Его в своей жизни на первое место.
Во всех делах при его царствовании, которые ему приходилось решать, Езекия искал контакт с Господом Иисусом. Поэтому поводу Бог говорит через пророка Иеремию в Иер.29,13-14: «и взыщете Меня и найдёте, если взыщете Меня всем сердцем вашим. 14 И буду Я найден вами, говорит Господь…».
Для Езекии это означало, в первую очередь не потерять себя во внешней активности. Поэтому он заботился о том, чтобы в первую очередь двери Божиего дома были снова открыты, которые его отец закрыл. Читаю из 2Пар.28,24:
«И собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме»,
а Езекия снова их открыл согласно 2Пар.29,3: «В первый же год царствования своего, в первый месяц, он отворил двери дома Господня и обновил (исправил) их».
А теперь мы спросим себя: бывает ли в нашей жизни что-нибудь такое, что могло бы нам закрыть доступ к сердцу Господа Иисуса, и могло бы Ему помешать вмешаться в нашу жизнь? Пророк Исаия заостряет внимание Израиля на такую блокаду.
Читаю из книги пророка Ис.59,2: «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать вас».
Есть ли в нашей жизни что-нибудь такое, что людям в нашем окружении держит двери к Господу Иисусу закрытыми? Являются ли это необдуманные слова, или наше поведение, которое удерживает других от следования за Иисусом?
Является ли этим наше высокомерие или наш эгоизм? Апостол Павел призывает детей Божиих устранить все эти препятствия, как читаем в послании Рим.14,13: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну».
Следующий шаг или этап по наведению порядка в своём царстве мы видим в том, что Езекия объявил об очищении храма. Для этого он созвал всех священников и Левитов. Он не стал им читать книгу «Левит», но попросил их, чтобы они освятились и вновь представили себя в распоряжение Господа Иисуса.
Об этом читаем во 2Пар.29,3-17: «В первый же год царствования своего, в первый месяц, он (Езекия) отворил двери дома Господня и обновил их, 4 и велел прийти священникам и левитам, и собрал их на площади восточной, 5 и сказал им: послушайте меня, левиты!
Ныне освятитесь сами и освятите дом Господа Бога отцов ваших, и выбросьте нечистоту из святилища. 6 Ибо отцы наши поступали беззаконно, и делали неугодное в очах Господа Бога нашего, и оставили Его, и отвратили они лица свои от жилища Господня,
и оборотились спиною, 7 и заперли двери притвора, и погасили светильники, и не сожигали курения, и не возносили всесожжений Богу Израилеву. 8 И был гнев Господа на Иудею и на Иерусалим, и Он отдал их на позор, на опустошение и на посмеяние, как вы видите глазами вашими.
9 И вот, пали отцы наши от меча, а сыновья наши и дочери наши и жены наши за это в плену доныне. 10 Теперь у меня на сердце — заключить завет с Господом Богом Израилевым, да отвратит от нас пламень гнева Своего.
11 Дети мои! не будьте небрежны, ибо вас избрал Господь предстоять лицу Его, служить Ему и быть у Него служителями и возжигателями курений.
12 И встали левиты: …
15 Они собрали братьев своих и освятились, и пошли по приказанию царя очищать дом Господень по словам Господа. 16 И вошли священники внутрь дома Господня для очищения, и вынесли всё нечистое, что нашли в храме Господнем, на двор дома Господня,
а левиты взяли это, чтобы вынести вон к потоку Кедрону. 17 И начали освящать в первый день первого месяца, и в восьмой день того же месяца вошли в притвор Господень; и освящали дом Господень восемь дней, и в шестнадцатый день первого месяца кончили».
То, что произошло после этого призыва Езекии, произошло на основании вмешательства Господа Иисуса.
Священники и Левиты последовали призыву царя Езекии, привели в порядок свою собственную жизнь, очистили дом Господень и привели его в порядок для его собственного назначения. Главную заповедь данного этапа мы видим в очищении, мимо которого нельзя было пройти.
Только таким образом можно было преодолеть удаление народа от Бога со всеми его негативными последствиями. Каждое пробуждение для Бога начинается с очищения от грехов и с новой ориентации в сторону Бога.
Очищение должно начаться в Церкви Иисуса, то есть с каждого из нас! Обратимся по поводу очищения к книге Быт.35,1-5: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего.
2 И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши (измените ваше хождение!); 3 встанем и пойдём в Вефиль;
там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил. 4 И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под теревинфом, который близ Сихема
(в покаянии они отдали все свои грехи во власть Бога). 5 И отправились они. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых».
Во всех отношениях Езекия считается с Богом и обращается к Нему, к Этому Богу, Который вмешивается во всех узких местах при его царствовании, и Который больше, чем все длительные трудные ситуации.
Обращение к Богу создаёт новые, непредвиденные возможности, чтобы приносить Ему славу и благодарение. Не разрешайте сатане красть вашу веру! Бог может, и в действительности в своё время Он вмешивается в вашу жизнь и невозможное делает возможным.
Таким образом в любой стране мира сего Господь Иисус может возбудить пробуждение для спасения людей. Езекия не теряет попусту время, чтобы возвратить Иудеев к поклонению перед истинным и живым Богом.
Обновление завета с Богом, и чтобы для этого что-то сделать, чтобы Божий гнев от них отступил – было искренним желанием сердца Езекии. Ничего другого, как только желание к полной отдаче и к послушанию Езекия не мог предложить Богу, чтобы отвести от себя его гнев.
На этот путь изменения он приглашает Левитов: «Дети мои! не будьте небрежны, ибо вас избрал Господь предстоять лицу Его, служить Ему и быть у Него служителями и возжигателями курений».
Во 2Пар.29 мы читаем о точной очерёдности очищения храма, а в заключение они восстановили жертвенник Господа Иисуса. Всю работу по очищению они завершили за 16 дней.
При нашем духовном росте и духовном обновлении в наших семьях и наших собраниях, мы всегда должны начать с очищения и духовной уборки. Часто между детьми Божиими и между нами и Господом Иисусом имеется ещё много неубранного и неочищенного!
Если мы желаем снова попасть под благословение Господа Иисуса, то речь идёт не о том, чтобы поставить на ноги какие-нибудь мощные и совершенно новые дела, но, чтобы мы вернулись к корням христианской веры, и в них жили.
После очищения храма предстояло его освящение. Для этого Езекия собрал начальников города, как читаем во 2Пар.29,20-24:
«И встал царь Езекия рано утром и собрал начальников города, и пошёл в дом Господень. 21 И привели семь тельцов и семь овнов, и семь агнцев и семь козлов в (на) жертву о грехе за царство и за святилище и за Иудею;
и приказал он сынам Аароновым, священникам, вознести всесожжение на жертвенник Господень. 22 И закололи тельцов, и взяли священники кровь, и окропили жертвенник, и закололи овнов, и окропили кровью жертвенник; и закололи агнцев, и окропили кровью жертвенник.
23 И привели козлов за грех пред лице царя и собрания, и они возложили руки свои на них. 24 И закололи их священники, и очистили кровью их жертвенник для заглаждения грехов всего Израиля, ибо, за всего Израиля, приказал царь принести всесожжение и жертву о грехе».
В этом ст.24 Езекия ставит особое ударение на тот факт, что и за северный Израиль, большинство жителей которого, находились в это время в ссылке, они принесли жертву за грех! Жертвы за грех они приносили, чтобы совершить искупление за грехи народа.
Господь Иисус вмешался тогда в жизнь людей и на основании приносимых жертв за грех дарил им прощение их грехов, общение с Собою и между людьми. Как следствие это давало им большую радость, как читаем во 2Пар.29,30:
«И сказал царь Езекия и князья левитам, чтоб они славили Господа словами Давида и Асафа прозорливца, и они славили с радостью и преклонялись и поклонялись».
Во 2Пар.29,23 мы читаем о приношении жертвы за грех всего народа в лице этих козлов: «И привели козлов за грех пред лицо царя и собрания, и они возложили руки свои на них».
В Новом Завете апостол Павел пишет по этому поводу в послании Рим.3,24-26: «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, 25 Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру,
для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, 26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса».
Еф.1,7: «в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его».
Кол.1,14: «в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов». А также ст.19-20: «ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота, 20 и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное».
На основании смерти Иисуса на Голгофском кресте Он открыл нам путь к небесному Отцу. Поэтому Иисус приглашает всех людей мира сего, чтобы воспользоваться возможностью получить через Его Жертву прощение грехов и жизнь вечную.
В то время, когда начали приносить жертву всесожжения, началось также пение во имя Господа Иисуса при звуке труб и орудий Давида, царя Израиля. Жертва всесожжения символизирует полную отдачу Богу.
Глубокая духовная истина заключается в том, что «в то время, как началось всесожжение, началось пение Господу, при звуке труб и орудий Давида, царя Израилева. 28 И всё собрание молилось, и певцы пели, и трубили трубы, доколе не окончилось всесожжение» (2Пар.29,27-28).
Всё это является ответом на примирение с Богом. Этому примирению следовала новая горящая отдача Богу. При этом разразилась заразительная радость. Весь народ позволил себя увлечь в прославление и в поклонение Богу.
Кто готов к очищению, тот испытает прощение грехов и примирение с Богом. И это не останется без последствий. Глубокий мир, и раньше неизвестная радость, приносят в жизнь совершенно новую перспективу:
«По окончании же всесожжения царь и все находившиеся при нём преклонились и поклонились (Господу Иисусу)» (2Пар.29,29). На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.